Ответов к ситуационным задачам разработки № 1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Расхождение диагнозов

2. Статистический талон со знаком - 

3. 75%

4. Заболеваемость 12 / ,Смертность 0,14 / , летальность 11,3 %

5. 4,5 посещения

6. Среднегодовая занятость койки 356 дней, средняя длительность пребывания на койке 10,4 дня, оборот койки 34,3, летальность 1.46%

7. 82,4%

8. 34,7%

9. 81,8%, 11,1%, 2,2%.

10.  Статистический талон со знаком +

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 2

Тема занятия: ЭКОНОМИКА, ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

       Актуальность темы и ее значение.

         Все возрастающий интерес к экономическим проблемам здравоохранения объясняется тем, что здоровье становится все более ценным фактором жизни и благополучия общества, а профилактика и лечение заболеваний обходится все более дорого. В этой связи проводимая реформа здравоохранения нацелена на внедрение экономических методов управления в условиях существования разных форм собственности. Задача экономики здравоохранения как раз и заключается в том, чтобы сформировать такую систему, которая была бы ориентирована на наиболее полное удовлетворение этой потребности при достаточном уровне средств, выделяемых на развитие охраны здоровья и системы медицинского обслуживания.      В современных условиях экономика здравоохранения направлена на проведение экономического анализа планирования программирования и прогнозирования здравоохранения. Анализ каждой программы предполагает раскрытие экономического содержания и определения эффективности данной программы. Поэтому экономика, планирование, прогнозирование и финансирование здравоохранения неразрывно взаимосвязаны между собой.

     Планирование и финансирование учреждений здравоохранения имеет исключительное значение для совершенствования форм и методов управления здравоохранением, а также для повышения эффективности работы медицинских учреждений. Планирование обеспечивает пропорциональное развитие учреждений здравоохранения, позволяя устранять диспропорции в обеспечении населения медицинскими кадрами, койками, оборудованием, совершенствовать формы и методы управления.

     Цель занятия: Дать студентам знания основных вопросов экономики, планирования и финансирования здравоохранения в современных условиях рыночных отношений. Привить им навыки экономического анализа и планирования по методикам, используемым в практической работе органов и учреждений здравоохранения, изучить основные источники финансирования учреждений здравоохранения и порядок расходования денежных средств.

     Для достижения этой цели необходимо:

Знать:

- основные понятия и термины экономики здравоохранения                              

-экономические аспекты состояния здоровья населения            

-экономические аспекты организации здравоохранения

-развитие рыночных отношений в здравоохранении

-основные принципы и методы планирования

-виды планов и уровни планирования

-этапы и основные положения методики планирования

-источники финансирования здравоохранения

-порядок составления сметы ЛПУ

-порядок расходования денежных средств ЛПУ

уметь:                 

-применять знания законов экономики в здравоохранении     

-рассчитывать себестоимость медицинских услуг

-определять эффективность медицинских мероприятий

-рассчитывать потребное число коек и врачебных должностей в ЛПУ

- ориентироваться в смете расходов ЛПУ

План занятия

1. Вводное слово преподавателя                               - 05 мин.

2. Контрольный опрос и тестирование                     -40 мин.

3. Самостоятельная работа студентов                      - 55 мин.

4. Оценка и обсуждение выполненных заданий      -45 мин.

5. Заключительное тестирование                              - 20 мин.

6. Подведение итогов                                                 - 10 мин

7. Задание на следующее занятие                             - 05 мин.

ЛИТЕРАТУРА

А. Основная

1. Лекции по экономике, планированию и финансированию здравоохранения

2. Лисицын Ю.П. «Общественное здоровье и здравоохранение», Москва, 2002 г.

Б. Дополнительная.

1. Кучеренко В.З. «Экономика здравоохранения», М., 1996 г.

2. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Решетникова -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 272 с.

3. Управление и экономика здравоохранения: Учебн. пособие /Под ред. А.И.Вялкова.- М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. - 328 с.

4. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. И.Н.Денисова.- М.: ГОУВУНМЦ, 2004. - 224 с.

5. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Галиуллина.- М.: ИКЦ «АКАДЕМКНИГА», 2008. - 420с.

6. Экономический анализ медицинских учреждений: Учебное пособие / И.П. Артюхов и др.-Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 112 с.

7. Основы экономики здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. проф. Н.И. Вишнякова, проф. В.А. Миняева.- М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 144 с.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Задачи по теме занятия, тестовые задания, методическая литература, калькуляторы, папка со сметами, схемы №14 и 15.

                               Контрольные вопросы

1. Что понимают под экономикой здравоохранения, ее цели и задачи.

2. Основные разделы и содержание экономики здравоохранения.

3. Стоимость медицинских услуг.

4. Предмет изучения экономики здравоохранения

5. Понятия «эффект» и «эффективность».

6. Медицинская, социальная и экономическая эффективность.

7. Составляющие части экономического ущерба и выгод.

8. Основные направления экономического анализа в здравоохранении.

9. Планирование здравоохранения, основные задачи

10. Принципы и методы планирования

11. Виды планов

12. Уровни планирования

13. Этапы планирования

14. Основные положения методики планирования

15. Источники финансирования здравоохранения

16. Бюджет здравоохранения, виды, порядок составления

17. Расходование денежных средств

18. Смета, основные разделы сметы

19. Методика исчисления расходов по отдельным статьям сметы

Информационное содержание занятия

     Здравоохранение в России в условиях формирующейся рыночной экономики в той или иной мере использует ее законы и принципы для решения своих задач, заставляет работников здравоохранения активно искать пути обеспечения лечебно-профилактических учреждений необходимыми ресурсами и их эффективного использования, поэтому знание основ рыночной экономики столь необходимо специалистам системы здравоохранения.

Рыночная экономика имеет свои принципы:

- свобода выбора видов и форм деятельности

- всеобщность рынка

- равноправие рыночных субъектов

- саморегулирование деятельности

- принцип договорных отношений

- свобода ценообразования

- самофинансирование

- децентрализация управления и самостоятельность

-  экономическая ответственность

- государственное регулирование

- конкуренция и механизмы социальной защиты

        Конечной целью всей экономической деятельности является удовлетворение многообразных потребностей людей, в том числе в товарах и услугах здравоохранения, в здоровье. Потребности людей в товарах и услугах в области медицины достаточно велики и продолжают расти, а финансовые и материально-технические ресурсы для их удовлетворения явно недостаточны. Кроме того, в реально существующей рыночной экономике возникает целый ряд отклонений связанных:

- с проявлением и функционированием различного рода монополий, деформирующих процесс рыночного ценообразования;

- с инфляцией, искажающей действие рыночного механизма;

- с безработицей, превышающей естественный уровень;

- с ошибками в определении конъюнктуры рынка;

- из-за отсутствия полной и достоверной экономической информации и др.

          Поэтому в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование для поддержания здравоохранения, образования, культуры, безработных и т.д. Однако, Правительство лишь устанавливает правила экономического поведения субъектов, но в саму экономическую деятельность не вмешивается, не нарушает звенья рыночного механизма.

Необходимо различать следующие понятия и определения:

Экономика – изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов и управления ими с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

          Экономика здравоохранения – одна из отраслевых экономик, занимающаяся изучением возможности применения (проявления) основных экономических закономерностей к вопросам охраны здоровья населения (проф. И.В.Пустовой,1964)

   Экономика здравоохранения – это отраслевая экономическая наука, которая изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов здравоохранения, управления ими для максимального удовлетворения потребностей людей в здоровье, товарах и услугах медицинского назначения.

Экономика здравоохранения изучает факторы и условия, обеспечивающие максимальное удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах при минимальных затратах. Специалисты осуществляют анализ:

- влияния здоровья населения на экономическое развитие страны, регионов, производство и т.д.

- экономического эффекта профилактики, лечения, реабилитации, снижения нетрудоспособности, смертности, новых методов лечения, программ профилактики и т.д.

        При изучении экономики здравоохранения детально рассматривают две основные категории: стоимость и эффективность.

Медицинская эффективность – это степень (эффект) достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Социальная эффективность – характеризуется динамикой общественного здоровья, критериями ее являются показатели общественного здоровья.

  Экономическая эффективность – определяется соотношением эффекта (результата) и затрат.

Предотвращенный экономический ущерб – это разница между экономическим ущербом до и после проведенных мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, снижение заболеваемости, травматизма, нетрудоспособности, преждевременной смертности и т.д.

             Планирование является составной частью управления экономикой. К планированию теснейшим образом примыкает и частично его заменяет социально-экономическое прогнозирование.

                Планирование здравоохранения – универсальный процесс организации работы лечебно-профилактических учреждений с целью рационального использования материально-технических, кадровых, финансовых и других ресурсов по охране здоровья населения.

         Принципы планирования – научность, межсекторальный подход, директивность, демократическое начало, принцип ведущего звена, единство методов составления плана, обеспечения выполнения плана, проверки хода выполнения плана.

          Методы планирования – аналитический, балансовый, нормативный, бюджетный, экспертный, моделирования, прогнозирования и др.

         Различают прграммно-целевое и функционально-отраслевое планирование, стратегическое (концептуальное) планирование.

          Виды планов:

По времени: текущие (краткосрочные, до 1 года), перспективные: (среднесрочные до3 лет и долгосрочные, 3-5 лет) и планы-прогнозы, стратегические планы (5-10 лет и более).

По объему: комплексные, проблемные

Территориальные и отраслевые

          Уровни планирования – федеральный, субъектов федерации, муниципальный, органов управления здравоохранением согласно уровней управления, учрежденческий

          Федеральный план отражает основные направления развития здравоохранения, основные показатели здоровья населения.

           План органов здравоохранения  имеет следующие разделы: кадры, план по труду, сеть лечебно-профилактических учреждений, материально-техническое обеспечение, капитальное строительство и бюджет.

           Учрежденческий план наиболее подробный и содержит разделы: общие организационные вопросы, работа с кадрами, лечебно-профилактическое обслуживание населения: а) амбулаторно-поликлиническая помощь, б) стационарная помощь; специализированная медицинская помощь, мероприятия по улучшению работы и развитию лечебно-диагностических служб; лечебно-профилактическое обслуживание женщин и детей; санитарно-эпидемиологическая работа; служба формирования здорового образа жизни.

         В качестве основы формирования плана государственных, муниципальных ЛПУ служат следующие исходные данные: контрольные цифры, государственный заказ, долговременные экономические нормативы, лимиты. 

Этапы планирования:

·Анализ исходного состояния здравоохранения или службы

·Определение основных задач плана

·Установление системы показателей плана

·Определение норм и нормативов

·Увязка основных разделов плана между собой

·Увязка плана работы здравоохранения с планом развития региона

Основные положения методики составления плана

1.Определение номенклатуры учреждения здравоохранения согласно Приказа МЗСР РФ № 627 от 07.10. 2005г. «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» с изменениями от 19 февраля 2007г.

2.Определение специализированных видов медицинской помощи согласно Приказа МЗСР РФ № 337 от 27.08.1999 г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» с изменениями от 20 августа 2007 согласно приказа №553 и Приказа МЗСР РФ №112 от 11 марта 2008 «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ».

3.Определение функции измерителя показателя «больничная койка» (Фк)                         или оборот койки. Функция рассчитывается по формуле: Фк = , где :                 

Д - средняя занятость койки в году (в днях)

П - среднее пребывание больного на койке (в днях)

     Оборот койки показывает сколько больных пролечивается на одной койке в году.

Этот показатель необходим для расчета потребного количества коек в стационаре ЛПУ или по службе. Для этого применяется формула Розенфельда:

К - потребное количество коек

Н - численность населения

Р - потребность в госпитализации (в %)

П - среднее пребывание больного на койке ( в днях)

Д - средняя занятость койки в году (в днях)

4.Определение функции измерителя показателя «врачебная должность»      (Фв).

«Врачебная должность» - показывает сколько посещений больных может обслужить один врач, работая на одну должность (одну ставку) в течение года. Она определяется по формуле:

  , где                                              

N  - нагрузка на один час работы,  

N  - число рабочих часов в день,  

N  - число рабочих дней в году  

     Этот показатель необходим для расчета потребного количества врачей в поликлинике и рассчитывается по формуле:

 , где:                                               

В - потребное число врачей в поликлинике,

Н - численность населения,

n  - число посещений в на 1 жителя в год, 

N - нагрузка врача на 1 час приема,  

N - число рабочих часов в день,  

N - число рабочих дней в году.

    

      Планирование является неотъемлемой частью деятельности любой предпринимательской структуры независимо от стадии ее развития, в том числе и в здравоохранении. Результаты исследований прогрессивных медицинских технологий и рынка, решение организационно- управленческих и финансовых проблем, связанных с созданием нового дела и реализацией проекта, должны получить отражение в бизнес-плане. Бизнес-план - это документ, в котором излагается сущность бизнеса и отражаются возможности для его начала, продолжения или расширения в какой-либо конкретной ситуации. 

     Финансово-экономическое обеспечение работы ЛПУ является определяющим фактором его существования. Каждое медицинское учреждение самостоятельно планирует свою финансовую деятельность.

            Финансовым документом ЛПУ является смета. Смета на будущий год составляется в августе-сентябре текущего года бухгалтерией учреждения под непосредственным руководством главного врача. Смета рассматривается и утверждается в территориальных (районных, городских, областных) органах здравоохранения и финансовых органах.

             Порядок составления сметы и отчетность по ней в каждом медицинском учреждении может иметь свои особенности. Однако, для того чтобы смета отражала современные требования, необходимо изучить рынок медицинских услуг, оценить возможности конкурентов.

               Современная смета состоит из трех разделов:

1. Доходы и поступление

2. Расходы и направления

3. Прибыль

1. Доходы и поступления медицинского учреждения могут формироваться из следующих источников:

·Поступления из бюджета

·Поступления из страховых медицинских компаний

·Доходы от ценных бумаг

·Проценты банка за пользование временной свободными средствами ЛПУ

·Дополнительные медицинские услуги, оказываемые по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями (сверх нормативов бесплатной медицинской помощи населению)

·Платные услуги населению, оказание которых должно быть направлено на повышение заинтересованности трудовых коллективов в изыскании дополнительных резервов в улучшении обслуживания населения. Имеется в виду в первую очередь расширение сферы предоставления социально значимых платных услуг по профилю деятельности учреждений здравоохранения.

·Регрессивные иски, т.е. возмещение по искам органов и учреждений здравоохранения ущерба за оказание медицинской помощи в связи с заболеваниями и травмами, возникшими по вине каких-либо предприятий или частных лиц

·Дифференцированная плата за немедицинские блага (гостиничные, сервисные услуги, сиделки при нахождении больных в стационаре)

·Плата за сверхплановую госпитализацию

·Платные консультативные приемы высококвалифицированных специалистов

·Диверсификация – это деятельность ЛПУ, не связанная напрямую со здравоохранением (сдача в аренду помещений для кафе, ларьков, игральных автоматов, складов под товары народного потребления)

      Из всех вышеперечисленных поступлений формируется единый фонд финансовых средств (ЕФФС) медицинских учреждений.

2. Расходы лечебно-профилактических учреждений планируются в соответствии с основными статьями сметы.

   Смета расходов больницы определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение денежных ассигнований, отпускаемых на ее содержание.

        В Тюменской области ЛПУ участвующие в системе ОМС финансируются через ТФОМС по всем статьям сметы (одноканальное финансирование). Это позволяет сформировать полный тариф за оказанную медицинскую услугу.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 292.