Тема 13. Право, мораль, нравственность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Лекция 15. Понятие и виды социальных норм. Многообразие социальных норм. Понятие ценности. Возникновение ценностей и антиценностей. Социальная и нравственная детерминанта ценности. Добро и зло как ценности. Релятивизм, конвенционализм, абсолютизм в понимании ценностей.

Нормы права, морали и нравственности. Понятие правосознания. Противоречие добродетели и счастья, нравственного долга и выгоды, голоса совести и логики успеха. Философско-этические и религиозно-нравственные нормативные программы как попытки решения этого противоречия.

Смыслы свободы – воля, бунт, своеволие. Произвол, независимость. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность. Мораль как система нормативной регуляции. Специфика моральной императивности. Учение Иммануила Канта о категорическом императиве. Антитеза должного и сущего. Долг, совесть, вина, ответственность.

 

Семинар 15

Справедливость как этическая проблема. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы. Аристотель о трех видах справедливости: восстановительной, уравнивающей, распределяющей. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Справедливость и правда. Справедливость и милосердие. Социально-политические концепции справедливости. Справедливость и проблема наказания.

Альтруизм – новоевропейский просветительский вариант секуляризованного милосердия. Этика ненасилия.

Текст для обсуждения

Гегель Г. В. Ф. Философия права. Введение. § 33. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990.

 

Тема  для доклада

Основные идеи статьи А. А. Гусейнова «Понятие морали» / Гусейнов А. А. // Этическая мысль. – Вып. 4.–- М.: ИФ РАН. 2003.

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Апресян, Р. Г. Толерантность и ценности гражданского общества / Р. Г. Апресян // Ценности гражданского общества и личность. – М.: Гардарики, 2001.

3. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М.: Правда, 1989.

4. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990

5. Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г.Апресян. – 2-е изд. – Гардарика, 2000.

6. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. – М.: Наука, 1988. – С. 131–154.

7. Гусейнов, А. А. Свобода воли и ответственность// История философии / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М.: «Феноменология –герменевтика», 2001.

8. Дробницкий , О. Г. Понятие морали. – М.: Наука, 1973. – С. 228–349.

9. Егоров, И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. – 2000. – № 3.

10. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. – С. 243–310.

11. Корнилов, С. В. Философия самосознания и творчества / С. В. Корнилов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

12. Скрипник , А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипкин. – М.: Политиздат, 1992.

13. Соловьев, В. С. оправдание добра / В. С. Соловьев. – М.: Мысль, 1988. – С. 206–215.

14. Фромм , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Наука, 1990.

15. Шердаков , В. Н. Добро и зло (Очерк нравственной философии) / В. Н. Шердаков. – М.: Знание, 1992.

 

Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры

 

Лекция 16. Проблема цели исторического развития. История как естественно-исторический процесс самовоспроизводства. Космическое предназначение человечества.

Европоцентризм как осознание целостности исторического процесса. Кризис европоцентризма и идеи многолинейности истории. От естественной истории к истории духа и истории культуры.

Понятие культуры. Природа и культура. Общество и культура. Личность и культура. Культура как система: культурные явления и культурные формы.

 

Семинар 16

Идея духовной детерминации исторического развития. Исторический материализм как «революционный переворот в философии». Теория волн о роли производственных революций в истории общества. О начале человеческой истории. Три скачка в антропогенезе: «готовое общество», «неолитическая революция» и «электронная революция». Постиндустриальная перспектива.

 

Текст для обсуждения

Перов Ю. В. Смысл истории. Перов Ю. В. Смысл истории // История и историчность. – СПб.: СПбГУ, 2000. – С. 60–80.

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Доброштан, Виталий Михайлович, Имеет ли смысл искать смысл жизни? : монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2010. - 152 с.

3. Доброштан, Виталий Михайлович, Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности) : монография / В. М. Доброштан. - СПб. : Петрополис, 2011. - 239 с.

4. Никитина, Ирина Петровна, Философия искусства : учебное пособие / И. П. Никитина. - 3-е изд., испр. - М. : ОМЕГА-Л, 2010. - 559 с.

5. Подольская, Елизавета Ананьевна, Философия : кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 379 с.

6. Перов, Ю. В. Историчность и историческая реальность /  - СПб.: СПбГУ, 2000.

7. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М.: Прогресс, 1990.

8. Гайденко, П. П. История и рациональность / П. П. Гайденко, Ю. А. Давыдов. – М.: Политиздат, 1991.

9. Гуревич, А. Я. Теория формаций и реальность истории / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. – № 11. – С. 3–43.

10. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М.: "Аспект Пресс", 1994.

11. Данилевский, Н. Л. Россия и Европа / Н. Л. Данилевский. – М.: Наука, 1991.

12. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996.

13. Конев, В. А. Философия культуры и парадигмы философского знания / В. А. Конев // Философские науки. – 1991. – № 6.

14. Марков, Б. В. Философия / Б. В. Марков, К. С. Пигров. – СПб.: СП6ГУ, 1996.

15. Межуев , В. М. Культура и история / В. М. Межуев. – М.: Политиздат, 1997.

16. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М.: Гносис, 1992.

17. Ортега -и-Гассет, X. История как система / Х. Ортега-и-Гассет //Вопросы философии. – 1966. – № 6. – С. 5.

18. Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М.: Изд-во полит. лит., 1991.

19. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М.: Прогресс, 1992.

20. Сравнительное изучение цивилизации. Хрестоматия. – М.: Аспект пресс, 1999.

21. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс-Универс, 1996.

22. Философия и история культуры. – М.: Мысль, 2005.

 

Тема 15. Технический и общественный прогресс

Лекция 16. Общественный и технический прогресс. Понятие прогресса и проблемы смысла истории. Теории прогресса в философии XX века. Исторические типы общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Научно-технический прогресс и глобализация. Поворот к человеку в современной глобалистике. Глобальное сознание.

Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации. Социальное прогнозирование и его виды.

 

Семинар 16Значение для человеческой культуры ускорения прогресса техники и технологии в XX веке, превращения науки в производительную силу общества. Связь технического и социального прогресса с развитием общественной мысли. Темы фиксированных выступлений1. Прогресс и регресс, проблема идеала общественного развития.2. Философский смысл техники.3. Техника и культура. Тема для докладаОсновные идеи работы Н. Бердяева «Человек и машина» // Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.

Библиографический список

1. Подольская, Елизавета Ананьевна, Философия : кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 379 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Араб-Оглы, Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности / Э. А. Араб-Оглы //Вопросы философии. – 1990. – № 87. – С. 10– 20.

4. Бердяев, Н. Человек и машина / Н. Бердяев // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.

5. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.

6. Кантор, К. Д. Два аспекта мировой истории / К. Д. Кантор // Вопросы философии – 1990. – № 2. – С.76–88.

7. Мир восьмидесятых годов / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

8. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1990.

9. Новикова, Л. И. Цивилизация перед выбором / Л. И. Новикова //Философские науки. – 1990. – № 7. – С.17–20.

10. Солженицын, А. И. На возврате дыхания и сознания / А. И. Солженицын //Новый мир. – 1991. – № 5. – С. 36–38.

11. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989.

12. На пути к современной цивилизации. – М.: Просвещение, 1992.

13. Сборник дидактических материалов к курсу "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира". – СПб.: Петрополис, 1993.

VI . Темы рефератов

1. Предмет, методы и структура философского знания.

2. Основные функции философии. Место философии в системе наук.

3. Главные онтологические категории (бытие, сущее, сущность и существование, единое и многое).

4. Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.

5. Пространство и время (эволюция представлений).

6. Движение и развитие. Основные формы движения.

7. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.

8. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

9. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и как конструирование действительности.

10. Истина как цель познания. Основные концепции истины.

11. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности.

12. Основные виды и формы существования знания, способы и пути накопления и передачи знания.

13. Характерные черты и многообразие научного знания. Эволюция идеала научности.

14. Основные модели и концепции развития науки. (Кун, Поппер, Лакатос, Фейерабенд).

15. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие науки.

16. Сциентизм и антисциентизм. Аксиологические проблемы науки.

17. Взаимосвязь научных и технических революций.

18. Философское учение о человеке (история и современность).

19. Происхождение человека, его специфика в ряду других существ. Философские проблемы антропосоциогенеза.

20. Структура человеческого сознания. Проблема происхождения сознания.

21. Человек как творец и творение культуры.

22. Понятие цивилизации и ее типы. Культура и цивилизация.

23. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности в обществе.

24. Эволюция представлений об обществе. Социальный номинализм и реализм.

25. История как действительность общественной жизни. Основные концепции философии истории ХХ века.

26. Религия и ее роль в обществе.

27. Философские проблемы творчества.

28. Понятие социальной нормы, философское учение о ценности.

29. Право, мораль и нравственность.

30. Основные этапы развития философии: характерные черты, проблемы, представители и направления (Античность, Средние века, Возрождение и Новое время).

31. Эпоха Просвещения и немецкая классическая философия.

32. Основные течения философии ХIХ в. (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология).

33. Философские школы и направления в ХХ веке (экзистенциализм, структурализм, постмодернизм, постструктурализм, аналитическая школа)

34. Основные течения в философской мысли России XIX–ХХ вв.

35. Информационная революция и становление информационного общества.

36. Россия, Восток, Запад – диалог культур в современном мире. Философские проблемы компаративистики.

 

VII . Вопросы к экзамену

 

1. Предмет, методы и структура философского знания

2. Основные функции философии и её место в системе наук

3. Главные онтологические категории (сущее, сущность и существование, единое и многое)

4. Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность

5. Пространство и время (эволюция представлений)

6. Движение и развитие. Основные формы движения

7. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности

8. Проблема происхождения сознания. Структура человеческого сознания

9. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания

10. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и конструирование действительности

11. Истина как цель познания. Основные концепции истины

12. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности

13. Основные виды и формы существования знания. Способы и пути накопления и передачи знания

14. Характерные черты и многообразие научного знания. Эволюция идеала научности

15. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие науки

16. Сциентизм и антисциентизм. Аксиологические проблемы науки

17. Взаимосвязь научных и технических революций

18. Философское учение о человеке (история и современность)

19. Происхождение человека и его специфика в ряду других существ. Философские проблемы антропосоциогенеза

20. Человек как творец и творение истории

21. Общество как саморазвивающаяся система

22. Основные философские концепции развития общества

23. Понятие цивилизации и её типы. Культура и цивилизация

24. История как действительность общественной жизни. Основные концепции философии истории ХХ века

25. Уровни и формы общественного сознания

26. Религия и её роль в жизни общества

27. Философские проблемы творчества

28. Понятие социальной нормы. Философское учение о ценности

29. Право, мораль, нравственность: сходства и различия

30. Основные этапы развития философии: характерные черты, проблемы, представители

31. Философия эпохи Просвещения: учение о природе, обществе, человеке 

32. Немецкая классическая философия: ее представители и основные идеи

33. Основные течения философии XIX века (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология)

34. Философские школы и направления ХХ века (экзистенциализм, структурализм, постмодернизм, постструктурализм, аналитическая школа)

35. Основные течения в философской мысли России XIX-XX веков

36. Информационная революция и становление информационного общества

37. Россия, Восток, Запад – диалог культур в современном мире

38. Общественный прогресс и его критерии

39. Глобальные проблемы современной цивилизации и их критерии

Основные пути решения глобальных проблем современности

 

                                                                   

                                                                   

Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.