Кафедра Общественных наук
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к изучению учебной дисциплины
«ФИЛОСОФИЯ»
Составители:
Левин Г. М.
Санкт-Петербург
Методические рекомендации разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего образования.
Методические указания составлены в помощь студентам, изучающим курс «Философия». В них содержатся тематический план, темы и планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы и дополнительной литературы, перечень тем рефератов, тесты для самоконтроля знаний, вопросы для подготовки к экзаменам.
I . Методические указания к изучению курса
Изучая курс философии, студент должен получить следующие знания: понимание роли философии в жизни человека и общества, исторических типов философии, роли человека во Вселенной; религиозной, философской и научной картин мира; природы человека и смысла его существования; концептуальные подходы к решению проблемы человека в мире культуры; представление о познании, его возможностях и границах; о соотношении знания и веры; понятие общества; умение анализировать многообразие культур, цивилизаций и формаций, форм социального опыта; проблему личности, ее свободы и ответственности, роль человека в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; задачи человечества перед лицом глобальных проблем. В результате студент должен приобрести элементарные навыки философской культуры мышления, способность формулировать и аргументировать собственное мировоззрение, основополагающие жизненные ценности; навыки чтения и анализа философских текстов и, соответственно, видеть смысл, значение и место своей профессиональной деятельности в социуме, жизни, культуре, истории.
Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения лекций, активного участия в семинарских занятиях, систематической самостоятельной работы, написания письменных работ, подготовке сообщений и анализа учебных текстов в ходе практических занятий.
В конце изучения курса студент должен сдать экзамен. Для допуска к экзамену студент должен сдать две аудиторные и одну домашнюю письменные работы, а также реферат одного из первоисточников из предложенного списка.
Реферат первоисточника представляет собой конспект одного из произведений классиков философской мысли, снабженный справкой об авторе и его месте в историко-философском процессе, справочно-ссылочным материалом, а также высказыванием собственной позиции студента относительно проанализированного и отреферированного текста, что подразумевает знакомство с дополнительной, справочной и критической литературой, включая монографии, статьи в научных журналах, сборники научных трудов и т. д. Желательный объем реферата – 15–20 машинописных страниц. По форме реферат должен содержать: 1) титульный лист (название вуза, кафедры, темы реферата, ф.,и.,о. автора, ученое звание, должность ф.,и.,о. руководителя, год и место написания); 2) план реферата (основное содержание: 3–4 пункта, соответствующие проблемным или авторским частям конспекта); 3) введение, включающее сведения об авторе реферируемого источника, истории написания произведения и пр.; 4) заключение, содержащее вывод и личное мнение о прочитанном; 5) список литературы с указанием автора, названия книг и статей, места и года издания, количества страниц.
На экзамене студент должен продемонстрировать знания, соответствующие требованиям государственного стандарта.
II . Тематический план
Основные функции философии
• Рассматривая наиболее общие проблемы взаимоотношения человека и мира, философия выполняет мировоззренческую функцию
• Изучая проблемы развития и познания, методы и формы познания и преобразования мира, философия выполняет методологическую функцию
• Выражая в обобщенном виде интересы тех или иных социальных сил, философия выполняет идеологическую функцию
• Часто в рамках этих функций выделяют подфункции:
прогностическую, воспитательную и др.
В. Античная философия
- Натурфилософия, досократики (Милетская школа: Фалес, Анаксагор, Анаксемен; Гераклит, Левкипп , Демокрит; Пифагор) – поиск единого первоначала всего сущего.
- Классическая философия (Сократ, Платон, Аристотель ) – проблемы истины и блага.
- Эллинистическая философия (киники: Антисфен, Диоген Синопский и др.; эпикурейцы; стоики; скептики) – поиски добродетели человека, счастья, безмятежности духа и т.п.
А.Философия марксизма.
К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) – основоположники диалектико-материалистической философии.
Материалистическая формулировка основных законов и парных категорий диалектики.
Диалектико-материалистическое учение об обществе и его развитии – исторический материализм.
Формационный подход к развитию истории.
Трудовая концепция происхождения человека.
Уровни и формы бытия
Бытие материального:
- Бытие вещей, процессов, явлений природы
- Бытие вещей, процессов, явлений, созданных людьми (бытие «второй природы»)
Бытие человека:
- Бытие человека в мире вещей
- Собственно человеческое бытие
Бытие духовного (идеального):
- Бытие индивидуализированного духовного
- Бытие внеиндивидуального (объективированного) духовного
Бытие социального:
- бытие человека в обществе и в процессе истории
- бытие общества
Семинар 1
Природа и специфика философских проблем. Онтология, гносеология, аксиология как разделы философии. Умозрение и опыт. Объект и предмет философского знания. Основные функции философии, раскрывающие ее специфику, их характеристика: мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, герменевтическая, социальная, гуманитарная.
Текст для обсуждения
Платон. Государство. Кн. 6–7. (Миф о пещере). – М., Мысль, 1989. – С. 278–302.
Темы докладов
1. Мифы в первобытной культуре.
2. Основные модели происхождения философии: мифогенная, социоморфная, гносеогенная.
Библиографический список
1. Спиркин, Александр Георгиевич, Философия : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 828 с.
2. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Велби; Проспект; МГУ, 2003.
3. Библер , В. С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. – 1995. – № 1. – С. 11–18.
4. Введение в философию / под ред. И. Т. Фролова: в 2 т. – М.: Политиздат, 1989.
5. Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11.
6. Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений / А. Ф. Зотов // Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20.
7. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М.: Изд-во полит. лит., 1997.
8. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992.
9. Ортега -и-Гассет, X. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Наука, 1991.
10. Степин, В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. – М.: Институт философии РАН, 1994. – 274 с.
11. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизика / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1989. – № 9. – С. 13–16.
Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития
Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Др. Греции и Др. Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорийцы, Гераклит, Элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.
Основная идея и черта средневековой философии теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм).
Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности. Н. Кузанский и Дж. Бруно.
Лекция 3. Философия XVII–XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.
Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.
Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля.
Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и рационалистического.
Русская философия на рубеже XIX–XX вв.: западники, славянофилы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции русской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемственность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.
Семинар 2
Поиск единых всеобщих оснований бытия – натурфилософия. Поворот к человеку. Проблемы истины знания и истины бытия: Сократ и Платон. Аристотель и его идеи. Место античной философии в истории развития европейской культуры.
Основные этапы и философские проблемы средневековой философии.
Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин).
Темы докладов
1. Греческая натурфилософия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит.
2. Протестантизм и католичество: основные моменты разногласий. (Идеи Лютера и Кальвина).
Библиографический список
1. Каневский , Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Августин Аврелий. Исповедь. – СПб.: АСТ, 2003.
4. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. Т. 1.Ч. 2.
5. Асмус , В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2001.
6. Аристотель. Категории // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.
7. Гараджа , В. И. Протестантизм / В. И. Гараджа. – М.: ИПЛ, 1971.
8. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М.: Высшая школа, 1980.
9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов. – М.: Мысль, 1979.
10. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Соч.: в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1979.
11. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
12. Очерки истории западного протестантизма. – М.: ИВИ РАН. 1995.
13. Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).
14. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.1: Античность/ Д. Реале, Д. Антисери; пер.с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.
15. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье: От Библейского послания до Макиавелли/ Д. Реале, Д. Антисери; пер.с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.
16. Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.
17. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979.
18. Чанышев , А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Мысль, 1981.
Семинар 3
Научная революция в XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Идея Новой науки, проблема достоверности, индуктивный и дедуктивный методы. Концепция субстанциальной природы бытия. Проблема достоверности знания.
Механистический материализм и социально-философская идея эпохи Просвещения. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Культ научного разума; формирование понятия «гражданское общество».
Философское учение И. Канта: идея критической философии, априоризм и агностицизм; антиномии в теории познания. Принцип тождества бытия и мышления. Философская система и метод Г. Гегеля.
Тема доклада
1. Взгляды на субстанцию Лейбница, Декарта, Спинозы.
Библиографический список
1. Каневский , Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С.628–632.
4. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.
5. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия филос. наук: соч.: в 3 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1974.
6. Гулыга , А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.
7. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: МГУ, 1986.
8. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 4. – М.: Чоро, 1994.
9. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 3. – М.: Чоро, 1994.
10. Кузнецов, А. В. Hемецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов / А. В. Кузнецов. – М.: Высш. шк., 1989.
11. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 3.
12. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое Время (от Леонардо до Канта)/ Д. Реале, Д. Антисери; пер.с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.
13. Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.
14. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм. Время картины мира. Преодоление метафизики. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.
15. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. – М.: Логос, 1997.
16. Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.
17. Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1987.
18. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.
19. Философия Гегеля и современность. – М.: Мысль,1975.
20. Философия Канта и современность. – М. Мысль,1974.
Семинар 4
Кризис традиционной формы философского знания. Формирование новых типов философствования: диалектико-материалистический (Марксизм); иррационалистический (философия жизни. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор); сциентистский (позитивизм. О. Конт. Постпозитивизм). Феноменология Гуссерля. Философский смысл психоанализа.
Тема доклада
1. Основные идеи статьи Гуссерля Э. Философия как строгая наука.
Библиографический список
1. Каневский , Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Больнов , О. Ф. Философия экзистенциализма / Под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.
4. Гайденко, П. П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // Вопросы философии – 1993. – № 6.
5. Григорьян , Б. Т. Неокантианство / Б. Т. Григорьян. – М.: Мысль, 1962.
6. Гуссерль , Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.
7. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль – М.: Высш. шк., 1988.
8. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.
9. Мудрагей , Н. С. Рациональное и иррациональное / Н. С. Мудрагей. – М.: Наука, 1985.
10. Нарский , И. С. Позитивизм / И. С. Нарский. – М.: Мысль, 1959.
11. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997 Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.
12. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.
13. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.
Семинар 5
Антропологизация философии в XX веке. Экзистенциальные проблемы человека, смысл и цель его жизни в экзистенциализме. Философия языка Л. Витгенштейна. Человеческая деятельность как универсальный критерий познания и истины в прагматизме. Вопрос о границах и возможностях познания в гуманитарных науках, герменевтический метод Гадамера и новые способы исследования человеческой действительности: структурализм и постструктурализм. «Место человека» М. Шелера.
Тема доклада
1. Философский смысл «Мифа о Сизифе» А. Камю
Библиографический список.
1. Каневский , Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Больнов , О. Ф. Философия экзистенциализма / под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.
4. Витгенштейн, А. О достоверности / А. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2.
5. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988.
6. Камю, А. Миф о Сизифе / Камю А. // Бунтующий человек. – М.: Республика, 1990.
7. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994.
8. Проблема человека в западной философии. – М.: Политиздат, 1988.
9. Проблемы философской герменевтики. – М.: Наука, 1990.
10. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997 Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: Медиум, 1995.
11. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.
12. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М.: 1978.
13. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2004.
14. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.
Тема 4. Бытие: сущее и существующее
Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.
Семинар 6.
Реальность: вещи, свойства, отношения. Реальность субъективная и объективная. Мир вещей и мир идей. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. «Вещь» – «тело» – «предмет» («объект»). Качество вещи, ее признаки, свойства и отношения. Отношения внешние и внутренние.
Текст для обсуждения
1. Платон «Миф о пещере». Платон. Государство. Кн. 6–7. М.: Мысль, 1994. – С. 278–302.
Тема доклада
1. Основные идеи статьи Хайдеггера М. «Учение Платона об истине».
Библиографический список
1. Каневский , Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Доброштан , Виталий Михайлович, Имеет ли смысл искать смысл жизни? : монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2010. - 152 с.
4. Доброштан, Виталий Михайлович, Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности) : монография / В. М. Доброштан. - СПб. : Петрополис, 2011. - 239 с.
5. Платон. Государство // Соч. : в 4 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1994.
6. Уемова , А. И. Вещи, свойства, отношения / А. И. Уемова. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
7. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк / под ред. А. И. Ракитова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
8. Философия: Учение о бытии, познании и ценности человеческого существования: учеб. для вузов / В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА, 1999.
9. Хайдеггер, М. Вещь / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.
10. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.
11. Хайдеггер, М. Учение Платона об истине / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 345–361.
Тема 5. Философские теории развития
Лекция 7. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Движение и покой. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения. Эволюция и революция. Необходимость, случайность, целесообразность. Принцип детерминизма. Закон как выражение необходимости. Законы динамические в статистические. Детерминизм и проблема свободы.
Семинар 7
Прогресс и регресс. Законы диалектики и их философский смысл и роль в познании и преобразовании мира. Синергетика - теория самоорганизации систем.
Темы для докладов
1. Синергетическая концепция развития.
2. Понятие самоорганизации.
Библиографический список.
1. Спиркин, Александр Георгиевич, Философия : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 828 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон (1775-1854), Лекции о методе университетского образования : с приложением: Куно Фишер "Учение Шеллинга о природе" / Ф. В. Й. фон Шеллинг ; пер. с нем., [авт. вступ. ст., авт. примеч.] И. Фокин. - СПб. : Мiръ, 2009
4. Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – №6. – С.15–23.
5. Асмус , В. Д. Античная философия / В. Д. Асмус. – М.: Высш. шк., 1976. – С.145–148.
6. Введение в философию / под ред. Фролова. – М.; Политиздат, 1989.
7. Галимов , Б. С. Пр инцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981.
8. Диалектика материального мира. – М.: Политиздат, 1985.
9. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход/ С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001.
10. Пригожин, И. Порядок из Хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Наука, 1986.
11. Ситковский, Е. П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975
12. Философские проблемы научного познания и творчества. – СПб.: СПГУТД, 1996.
Тема 6. Сознание как философская проблема
Лекция 8. Духовное (идеальное) как форма бытия. Индивидуализированное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Сознание как вид индивидуализированного духовного, субъективная форма реальности. Психика и сознание. Проблема диалектики сознания и бессознательного в истории философии. Сознание и самосознание человека. Сознание и язык. Функции сознания.
Сознание и общество. Основные уровни и формы общественного сознания. Диалектика индивидуального и общественного сознания. Современная наука о природе и структуре сознания.
Семинар 8
Основные моменты в истории развития проблемы сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания. Общественное сознание, его основные формы.
Текст для обсуждения
1. Фрейд З. Я и Оно. Фрейд З. Я и Оно//Избранные произведения. – М.: Наука, 2003. – С. 78-82.
Тема для доклада
1. Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания. по статье М. К. Мамардашвили. «Анализ сознания в работах Маркса» (Вопросы философии.– №6, 1968. – С. 14–25) .
Библиографический список
1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
2. Шилова, Юлия Борисовна, Сознание и бессознательное в деятельности (философия и синергетика) [Рукопись] : учебное пособие / Ю. Б. Шилова ; СПГУТД. - СПб. : [б. и.], 2011. - 67 л.
3. Шилова, Юлия Борисовна, Сознание и бессознательное в деятельности (философия и синергетика) [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Б. Шилова ; СПГУТД. - 1 файл DOC. - СПб. : [б. и.], 2011. - 1 CD-RW. - Б. ц.
4. Асмолов , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М.: Прогресс, 1990.
5. Бахгин , М. М. Философия поступка / М. М. Бахгин //Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984–1985. – М.: Наука, 1986.
6. Бойко, А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках / А. Н. Бойко. – Киев: Вища Школа, 1978.
7. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М. Наука, 1995.
8. Иванов, А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
9. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. – М.: Языки рус. культуры, 1999.
10. Мамардашвили, М. К. Формы и содержание мышления / М. К. Мамардашвили. – М: Прогресс, 1968.
11. Михайлов, Ф. Т. Загадка человеческого Я / Ф. Т. Михайлов. – М: Прогресс, 1986.
12. Неопозитивизм. Лингвистическая философия // Современная западная философия. – М.: Политиздат, 1991.
13. Общественное сознание и его формы. – М: Прогресс, 1986.
14. Портнов, А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX–XX вв. / А. Н. Портнов. – Иваново.: Б.и., 1994.
15. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание: Монография / А. Г. Спиркин. – М.: Мысль, 1975.
16. Скворцов, Л. В. Субъект истории и социальное самосознание / Л. В. Скворцов. – М.: Мысль, 1983.
17. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1989.
Тема 7. Познание как предмет философского анализа
Лекция 9. Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания.
Семинар 9.
Философское учение о познании. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания в истории философской мысли. Различные концепции истины.
Текст для обсуждения
Кант И. Критика чистого разума. Введение. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.– С.7–16
Тема доклада
1. Основные концепции истины (корреспондентская, когерентная, конвенциональная и пр.).
Библиографический список
1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
2. Антонов, Н. С. Рассудок, разум, рациональность / Н. С. Антонов. – М.: Наука, 1988.
3. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектики / П. В. Алексеев, Панин А. В. – М: Высшая школа, 1991.
4. Губанов, Н. И. Чувственное отражение / Н. И. Губанов. – М.: Мысль, 1986.
5. Естественное и социогуманитарное знание: Методологические аспекты взаимодействия. – Л.: ЛГУ, 1990.
6. Ильин, В. В. Теория познания. Введение / В. В. Ильин. – М.: Наука, 1993.
7. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Наука, 1999.
8. Лекторский, В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. – М.: Наука, 1980.
9. Поварин , С. Н. Спор. О теории и практике спора / С. Н. Поварин // Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997. – С.377–391.
10. Пукшанский , Б. Я. Обыденное знание / Б. Я. Пукшанский. – Л.: ЛГУ, 1987.
11. Рикер , П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М.: Медиум, 1995.
12. Федотова, В. Г. Практическое и духовное освоение действи-тельности. – М.: Наука, 1991.
13. Философские основы научного познания и творчества: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.
Семинар 10
Обыденное и научное знания. Научное и вненаучное (анормальное, паранормальное, эзотерическое, религиозное) знания. Структура знания. Знание и суждение.
Текст для обсуждения
1. Кант И. Критика чистого разума. Введение. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.– С.7–16.
Темы для докладов
1. Концепция личностного знания М. Полани.
2. Формы и типы вненаучного знания.
Библиографический список
1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
2. Алексеев, В. П. Теория познания и диалектика: учеб. пособие / В. П. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Высш. шк., 1991.
3. Философия, культура, цивилизация: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: Петрополис, 2001.
4. Философские основы научного познания и творчества: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.
5. Философия и методология науки: учеб. пособие / под ред. В. И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996.
6. Кугель , С. А. Менталитет российской науки / С. А. Кугель, Ю. В. Манько, Н. Н. Невская. – СПб.: СПГУТД, 1996.
7. Яковлева, Е. Ю. Научное и вненаучное знания. – СПб.: СПГУТД, 2000.
8. Научное и вненаучное знания: сотрудничество или конфронтация // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2–3 июля 2001 г. / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 2001.
9. Кузнецова, Н. И. Наука в ее истории / Н. И. Кузнецов. – М.: Наука, 1982.
10. Лапицкий , В. В. Наука в системе культуры / В. В. Лапицкая. – Псков: Изд-во ПОИУУ, 1994.
11. Манько, Ю. В. Философский образ знания / Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.
12. Полани , М. Личностное значение: На пути к посткритической философии / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985.
13. Современная философия науки: Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.
14. Абдеев , Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994.
15. Ильин, В. В. Критерии научного знания / В. В. Ильин. – М.: Высш. шк., 1989.
16. Поликарпов, B . C . История науки и техники / В. С. Поликарпов. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
17. Манько, Ю. В. Россия на рубеже веков (проблемы и перспективы развития) / Ю. В. Манько, И. В. Ильинский, В. Н. Сухов. – СПб.: СПГУТД, 2002.
Семинар 11
Общая характеристика методов и средств познания. Общефилософские (метафизический и диалектический) методы познания, их принципы и роль. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Логика научного исследования.
Текст для обсуждения
Декарт Р. Рассуждение о методе. Часть вторая. «Основные правила метода» // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. – М.: Мысль,1989.
Темы для доклада
1. Диалектика и метафизика как философские методы познания.
2. Методы и средства научного исследования по направлениям (специальностям) студентов.
Библиографический список
1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
2. Бониц , М. Научное исследование и научная информация / М. Бонц. – М.: Мысль, 1987.
3. Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М.: Из-во политической литературы, 1991. – С. 148–149
4. Готг , В. С. Категории современной науки (становление и развитие) / В. С. Готг, Э. П. Семенко, А. Д. Урсул. – М.: Мысль, 1984.
5. Гуссерль , Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 101–126.
6. Декарт, Р. Разыскание истины посредством естественного света / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 154–178.
7. Декарт, Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 250–296.
8. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 3. – М.: Чоро, 1994. – 741 с.
9. Клайн , М. Математика, поиск истины. – М.: Прогресс, 1988.
10. Методы и средства автоматизированного расчета химико-технологических систем: учеб. пособие для вузов. – Л.: Химия, 1987.
11. Методы и средства исследования механико-технологических процессов в текстильной промышленности: лаб. практикум для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
12. Методы исследования свойств текстильных изделий: учеб. пособие / Ж. Е. Перепелкин и др. – Л.: ЛИТЛП им. С.М. Сирова, 1988.
13. Методика исследования в текстильной химии: справочник / Г. Е. Кричевский, Ю. Овчиников, Г. Т. Хачатурова и др. / под ред. Г. Е. Кричевского. – М.: Междунар. инжен.акад. России, РЗНГЛД, 1993.
14. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр. – М.: Прогресс, 1984.
Тема 10. Философские основания истории науки
Лекция 12. Проблема начала и конца науки. Комулятивная модель истории науки, теория научных революций (Т. Кун) и эволюционная эпистемология К. Поппера: принцип фаллибализма, фальсификации, проблема демаркации и «теория трех миров». Структурные элементы исследовательской программы – "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез, "положительная эвристика", "негативная эвристика". Методологический анархизм П. Фейерабенда.
Семинар 12
Основные этапы развития науки: классическая, неклассическая, постклассическая. Допарадигмальная и парадигмальная стадии в истории науки. История науки и история культуры: параллели и противоречия.
Текст для обсуждения
Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. Введение и § I. Конкурирующие методологические концепции. Рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории. Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003. – С.455–488.
Библиографический список
1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
2. Каневский, Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
3. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, Мак Интайром, Куном: пер. с англ. / Беседу вела Д. Боррадори. –2-е изд., перераб. – М.: Гнозис, 1999.
4. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – СПб.: АСТ, 2003.
5. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – Едиториал УРСС, 2001.
6. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 90 с.
7. Неганов , Ф. М. Рациональность как принцип человеческой деятельности / Ф. М. Неганов. – Уфа, 1992. – 82 с.
8. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер // Соч.: в 2 т. Т 2. – М.: Феникс, 1992.
9. Пуанкаре, А. Ценность науки / А. Пуанкаре // О науке. – М.: Наука, 1990. – С.197–367.
10. Степин, В. С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) / В. С. Степин // Ценностные аспекты развития науки. – М., 1990.
11. Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. – М.: Прогресс -Традиция, 2003.
12. Тулмин , Ст. Человеческое понимание. – М.: Прогресс, 1984.
13. Фейерабенд , П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986.
14. Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 238–252.
Тема 11. Философское учение о человеке
Лекция 13. Основные философско-антропологические подходы к человеку. Проблема происхождения человека: философские, биологические, космические, социально-культурные аспекты. Понятие социоантропогенеза. Биологическое и социальное в человеке, человек как индивид и личность.
Человек – особый вид сущего. Человеческое в человеке. Бытие человека. Основные константы человеческого бытия: жизнь и смерть, добро и зло, судьба, счастье, смысл жизни.
Семинар 13
Проблема человека. Природа и смысл его существования. Происхождение человека. Место и роль человека во Вселенной, человек как продукт и субъект социальной жизни, человек как творец и творение культуры. Социальные концепции человека.
Текст для обсуждения
Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. Что такое человек? Кассирер Э. // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С.3–30
Темы докладов
1. Философская проблема смерти и бессмертия личности.
2. Проблема смысла жизни в русской философии.
Библиографический список
1. Доброштан , Виталий Михайлович, Имеет ли смысл искать смысл жизни? : монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2010. - 152 с.
2. Доброштан , Виталий Михайлович, Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности) : монография / В. М. Доброштан. - СПб. : Петрополис, 2011. - 239 с.
3. Подольская, Елизавета Ананьевна, Философия : кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 379 с.
4. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
5. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон (1775-1854), Лекции о методе университетского образования : с приложением: Куно Фишер "Учение Шеллинга о природе" / Ф. В. Й. фон Шеллинг ; пер. с нем., [авт. вступ. ст., авт. примеч.] И. Фокин. - СПб. : Мiръ, 2009
6. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001.
7. Антропологический поворот в философии ХХ века/ АН Литовской ССР, Институт философии, социологии и права. – Вильнюс, 1987.
8. Арьес , Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Прогресс – Академия», 1992.
9. Бубер , М. Я и Ты / М. Бубер: пер, с нем. – М.: Высш. шк., 1993.
10. Гелен , А. О систематике антропологии: Проблема человка в западной философии / А. Гелен. – М.: Прогресс, 1988.
11. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. –М.: АСТ, 2004.
12. Гуревич, П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. 10-11 классы: пособие для учащихся школ гуманитарного профиля / П. С. Гуревич. – 2-е изд., исправ. – М.: Дрофа, 2001.
13. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М.: Терра, 1999.
14. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. – М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130–140.
15. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
16. Мамардашвили, М. К. Проблема человека в философии // Психология мышления. – М: Изд-во МГУ, 1980.
17. Марков, Б. В. Философская антропология / Б. В. Марков. – СПб.: СПбГУ, 1998.
18. Маркузе, Г. Философия. Психология: Одномерный человек / Г. Маркузе. – СПб.: АСТ, 2003.
19. Ортега -и-Гассет, Х. Человек и люди / Х. Ортега-и-Гассет Дегуманизация искусства и другие работы. – М.: Радуга, 1991. – С. 229–476.
20. От Я к Другому. – Минск : Менск, 1997.
21. Плеснер, Х. Ступени органического и человек / Х. Плеснер //Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
22. Соловьев, В. С. Смысл любви / В. С. Соловьев // Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988.
23. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. Вселенская месса / П. Тейяр де Шарден. – М.: Айрис-Пресс. – 2002, 1965.
24. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
Тема 12. Общество как самоорганизующаяся система
Лекция 14. Становление образа социального порядка в донаучном знании. Космогонические и мифологические представления о мироупорядочении. Хаос и Космос в древнегреческой натурфилософии. Эволюция образа социального порядка: абстрактно-рационалистическая модель идеального социального порядка по Т. Гоббсу и биологическая модель эволюции социального порядка в классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Т. Парсонс и др.).
Открытые и закрытые социальные системы. Формы социального метаболизма (рынок, война, культурные контакты и др.). Иерархия социальных самоорганизующихся систем. Основные тенденции социальной самоорганизации.
Архетипические основания социальных утопий.
Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.
Семинар 14
Эволюция социальных структур порядка и циклические теории общественного развития. Культура и цивилизация в концепции О. Шпенглера. Концепция Дж. Тойнби о генезисе цивилизации как саморазвивающейся системе. Термодинамические основания теории Л. Гумилева об этногенезе.
Текст для обсуждения
Парето В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. – 1995. № 10. – С.137–145.
Темы для докладов
1. Социально-философские концепции О. Шпенглера и И. Н. Данилевского.
2. Циклическая теория Дж. Тойнби.
Библиографический список
1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
2. Барулин , В. С. Социальная философия / В. С. Барулин. – М.: МГУ, 1995.
3. Бергер , П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.
4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1991
5. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.
6. Гаджиев, К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. – 1991.
7. Гиренок , Ф. И. Экология, Цивилизация, Ноосфера / Ф. И. Гиренок. – М.: Наука, 1987.
8. Гоббс, Т. Левиафан / Гоббс Т. Соч.: в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1991.
9. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2004.
10. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1991.
11. Ерасов, Б. С. Цивилизация: слово – термин – теория // Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект-пресс, 1998.
12. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1843–1844гг. // К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. Т. 42.
13. О свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. – М.: Наука, 1995.
14. Парето В. Компедиум по общей социологии // Антология мировой политической мысли: в 5 т. М.: Мысль, 1997. Т.2. C.59-67.
15. Парето, В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. – 1995. 10. С.137–145.
16. Парсонс , Т. Система координат действия и общая теория систем действия: Культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: тексты. – М.: МГУ, 1994.
17. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М.: Республика, 1992.
18. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс-Универс, 1996.
19. Шпенглер, О. Закат Европы: в 2 т.Т.2 / О. Шпенглер. – М: Айрис-пресс, 2004.
20. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991.
Семинар 15
Справедливость как этическая проблема. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы. Аристотель о трех видах справедливости: восстановительной, уравнивающей, распределяющей. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Справедливость и правда. Справедливость и милосердие. Социально-политические концепции справедливости. Справедливость и проблема наказания.
Альтруизм – новоевропейский просветительский вариант секуляризованного милосердия. Этика ненасилия.
Текст для обсуждения
Гегель Г. В. Ф. Философия права. Введение. § 33. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990.
Тема для доклада
Основные идеи статьи А. А. Гусейнова «Понятие морали» / Гусейнов А. А. // Этическая мысль. – Вып. 4.–- М.: ИФ РАН. 2003.
Библиографический список
1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
2. Апресян, Р. Г. Толерантность и ценности гражданского общества / Р. Г. Апресян // Ценности гражданского общества и личность. – М.: Гардарики, 2001.
3. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М.: Правда, 1989.
4. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990
5. Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г.Апресян. – 2-е изд. – Гардарика, 2000.
6. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. – М.: Наука, 1988. – С. 131–154.
7. Гусейнов, А. А. Свобода воли и ответственность// История философии / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М.: «Феноменология –герменевтика», 2001.
8. Дробницкий , О. Г. Понятие морали. – М.: Наука, 1973. – С. 228–349.
9. Егоров, И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. – 2000. – № 3.
10. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. – С. 243–310.
11. Корнилов, С. В. Философия самосознания и творчества / С. В. Корнилов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
12. Скрипник , А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипкин. – М.: Политиздат, 1992.
13. Соловьев, В. С. оправдание добра / В. С. Соловьев. – М.: Мысль, 1988. – С. 206–215.
14. Фромм , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Наука, 1990.
15. Шердаков , В. Н. Добро и зло (Очерк нравственной философии) / В. Н. Шердаков. – М.: Знание, 1992.
Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры
Лекция 16. Проблема цели исторического развития. История как естественно-исторический процесс самовоспроизводства. Космическое предназначение человечества.
Европоцентризм как осознание целостности исторического процесса. Кризис европоцентризма и идеи многолинейности истории. От естественной истории к истории духа и истории культуры.
Понятие культуры. Природа и культура. Общество и культура. Личность и культура. Культура как система: культурные явления и культурные формы.
Семинар 16
Идея духовной детерминации исторического развития. Исторический материализм как «революционный переворот в философии». Теория волн о роли производственных революций в истории общества. О начале человеческой истории. Три скачка в антропогенезе: «готовое общество», «неолитическая революция» и «электронная революция». Постиндустриальная перспектива.
Текст для обсуждения
Перов Ю. В. Смысл истории. Перов Ю. В. Смысл истории // История и историчность. – СПб.: СПбГУ, 2000. – С. 60–80.
Библиографический список
1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
2. Доброштан, Виталий Михайлович, Имеет ли смысл искать смысл жизни? : монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2010. - 152 с.
3. Доброштан, Виталий Михайлович, Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности) : монография / В. М. Доброштан. - СПб. : Петрополис, 2011. - 239 с.
4. Никитина, Ирина Петровна, Философия искусства : учебное пособие / И. П. Никитина. - 3-е изд., испр. - М. : ОМЕГА-Л, 2010. - 559 с.
5. Подольская, Елизавета Ананьевна, Философия : кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 379 с.
6. Перов, Ю. В. Историчность и историческая реальность / - СПб.: СПбГУ, 2000.
7. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М.: Прогресс, 1990.
8. Гайденко, П. П. История и рациональность / П. П. Гайденко, Ю. А. Давыдов. – М.: Политиздат, 1991.
9. Гуревич, А. Я. Теория формаций и реальность истории / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. – № 11. – С. 3–43.
10. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М.: "Аспект Пресс", 1994.
11. Данилевский, Н. Л. Россия и Европа / Н. Л. Данилевский. – М.: Наука, 1991.
12. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996.
13. Конев, В. А. Философия культуры и парадигмы философского знания / В. А. Конев // Философские науки. – 1991. – № 6.
14. Марков, Б. В. Философия / Б. В. Марков, К. С. Пигров. – СПб.: СП6ГУ, 1996.
15. Межуев , В. М. Культура и история / В. М. Межуев. – М.: Политиздат, 1997.
16. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М.: Гносис, 1992.
17. Ортега -и-Гассет, X. История как система / Х. Ортега-и-Гассет //Вопросы философии. – 1966. – № 6. – С. 5.
18. Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М.: Изд-во полит. лит., 1991.
19. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М.: Прогресс, 1992.
20. Сравнительное изучение цивилизации. Хрестоматия. – М.: Аспект пресс, 1999.
21. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс-Универс, 1996.
22. Философия и история культуры. – М.: Мысль, 2005.
Тема 15. Технический и общественный прогресс
Лекция 16. Общественный и технический прогресс. Понятие прогресса и проблемы смысла истории. Теории прогресса в философии XX века. Исторические типы общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Научно-технический прогресс и глобализация. Поворот к человеку в современной глобалистике. Глобальное сознание.
Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации. Социальное прогнозирование и его виды.
Семинар 16Значение для человеческой культуры ускорения прогресса техники и технологии в XX веке, превращения науки в производительную силу общества. Связь технического и социального прогресса с развитием общественной мысли. Темы фиксированных выступлений1. Прогресс и регресс, проблема идеала общественного развития.2. Философский смысл техники.3. Техника и культура. Тема для докладаОсновные идеи работы Н. Бердяева «Человек и машина» // Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.
Библиографический список
1. Подольская, Елизавета Ананьевна, Философия : кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 379 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Араб-Оглы, Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности / Э. А. Араб-Оглы //Вопросы философии. – 1990. – № 87. – С. 10– 20.
4. Бердяев, Н. Человек и машина / Н. Бердяев // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.5. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.
6. Кантор, К. Д. Два аспекта мировой истории / К. Д. Кантор // Вопросы философии – 1990. – № 2. – С.76–88.
7. Мир восьмидесятых годов / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.
8. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1990.
9. Новикова, Л. И. Цивилизация перед выбором / Л. И. Новикова //Философские науки. – 1990. – № 7. – С.17–20.
10. Солженицын, А. И. На возврате дыхания и сознания / А. И. Солженицын //Новый мир. – 1991. – № 5. – С. 36–38.
11. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989.
12. На пути к современной цивилизации. – М.: Просвещение, 1992.
13. Сборник дидактических материалов к курсу "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира". – СПб.: Петрополис, 1993.
VI . Темы рефератов
1. Предмет, методы и структура философского знания.
2. Основные функции философии. Место философии в системе наук.
3. Главные онтологические категории (бытие, сущее, сущность и существование, единое и многое).
4. Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.
5. Пространство и время (эволюция представлений).
6. Движение и развитие. Основные формы движения.
7. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.
8. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.
9. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и как конструирование действительности.
10. Истина как цель познания. Основные концепции истины.
11. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности.
12. Основные виды и формы существования знания, способы и пути накопления и передачи знания.
13. Характерные черты и многообразие научного знания. Эволюция идеала научности.
14. Основные модели и концепции развития науки. (Кун, Поппер, Лакатос, Фейерабенд).
15. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие науки.
16. Сциентизм и антисциентизм. Аксиологические проблемы науки.
17. Взаимосвязь научных и технических революций.
18. Философское учение о человеке (история и современность).
19. Происхождение человека, его специфика в ряду других существ. Философские проблемы антропосоциогенеза.
20. Структура человеческого сознания. Проблема происхождения сознания.
21. Человек как творец и творение культуры.
22. Понятие цивилизации и ее типы. Культура и цивилизация.
23. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности в обществе.
24. Эволюция представлений об обществе. Социальный номинализм и реализм.
25. История как действительность общественной жизни. Основные концепции философии истории ХХ века.
26. Религия и ее роль в обществе.
27. Философские проблемы творчества.
28. Понятие социальной нормы, философское учение о ценности.
29. Право, мораль и нравственность.
30. Основные этапы развития философии: характерные черты, проблемы, представители и направления (Античность, Средние века, Возрождение и Новое время).
31. Эпоха Просвещения и немецкая классическая философия.
32. Основные течения философии ХIХ в. (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология).
33. Философские школы и направления в ХХ веке (экзистенциализм, структурализм, постмодернизм, постструктурализм, аналитическая школа)
34. Основные течения в философской мысли России XIX–ХХ вв.
35. Информационная революция и становление информационного общества.
36. Россия, Восток, Запад – диалог культур в современном мире. Философские проблемы компаративистики.
VII . Вопросы к экзамену
1. Предмет, методы и структура философского знания
2. Основные функции философии и её место в системе наук
3. Главные онтологические категории (сущее, сущность и существование, единое и многое)
4. Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность
5. Пространство и время (эволюция представлений)
6. Движение и развитие. Основные формы движения
7. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности
8. Проблема происхождения сознания. Структура человеческого сознания
9. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания
10. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и конструирование действительности
11. Истина как цель познания. Основные концепции истины
12. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности
13. Основные виды и формы существования знания. Способы и пути накопления и передачи знания
14. Характерные черты и многообразие научного знания. Эволюция идеала научности
15. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие науки
16. Сциентизм и антисциентизм. Аксиологические проблемы науки
17. Взаимосвязь научных и технических революций
18. Философское учение о человеке (история и современность)
19. Происхождение человека и его специфика в ряду других существ. Философские проблемы антропосоциогенеза
20. Человек как творец и творение истории
21. Общество как саморазвивающаяся система
22. Основные философские концепции развития общества
23. Понятие цивилизации и её типы. Культура и цивилизация
24. История как действительность общественной жизни. Основные концепции философии истории ХХ века
25. Уровни и формы общественного сознания
26. Религия и её роль в жизни общества
27. Философские проблемы творчества
28. Понятие социальной нормы. Философское учение о ценности
29. Право, мораль, нравственность: сходства и различия
30. Основные этапы развития философии: характерные черты, проблемы, представители
31. Философия эпохи Просвещения: учение о природе, обществе, человеке
32. Немецкая классическая философия: ее представители и основные идеи
33. Основные течения философии XIX века (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология)
34. Философские школы и направления ХХ века (экзистенциализм, структурализм, постмодернизм, постструктурализм, аналитическая школа)
35. Основные течения в философской мысли России XIX-XX веков
36. Информационная революция и становление информационного общества
37. Россия, Восток, Запад – диалог культур в современном мире
38. Общественный прогресс и его критерии
39. Глобальные проблемы современной цивилизации и их критерии
Основные пути решения глобальных проблем современности
Кафедра Общественных наук
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к изучению учебной дисциплины
«ФИЛОСОФИЯ»
Составители:
Левин Г. М.
Санкт-Петербург
Методические рекомендации разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего образования.
Методические указания составлены в помощь студентам, изучающим курс «Философия». В них содержатся тематический план, темы и планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы и дополнительной литературы, перечень тем рефератов, тесты для самоконтроля знаний, вопросы для подготовки к экзаменам.
I . Методические указания к изучению курса
Изучая курс философии, студент должен получить следующие знания: понимание роли философии в жизни человека и общества, исторических типов философии, роли человека во Вселенной; религиозной, философской и научной картин мира; природы человека и смысла его существования; концептуальные подходы к решению проблемы человека в мире культуры; представление о познании, его возможностях и границах; о соотношении знания и веры; понятие общества; умение анализировать многообразие культур, цивилизаций и формаций, форм социального опыта; проблему личности, ее свободы и ответственности, роль человека в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; задачи человечества перед лицом глобальных проблем. В результате студент должен приобрести элементарные навыки философской культуры мышления, способность формулировать и аргументировать собственное мировоззрение, основополагающие жизненные ценности; навыки чтения и анализа философских текстов и, соответственно, видеть смысл, значение и место своей профессиональной деятельности в социуме, жизни, культуре, истории.
Изучение учебной дисциплины осуществляется в процессе посещения лекций, активного участия в семинарских занятиях, систематической самостоятельной работы, написания письменных работ, подготовке сообщений и анализа учебных текстов в ходе практических занятий.
В конце изучения курса студент должен сдать экзамен. Для допуска к экзамену студент должен сдать две аудиторные и одну домашнюю письменные работы, а также реферат одного из первоисточников из предложенного списка.
Реферат первоисточника представляет собой конспект одного из произведений классиков философской мысли, снабженный справкой об авторе и его месте в историко-философском процессе, справочно-ссылочным материалом, а также высказыванием собственной позиции студента относительно проанализированного и отреферированного текста, что подразумевает знакомство с дополнительной, справочной и критической литературой, включая монографии, статьи в научных журналах, сборники научных трудов и т. д. Желательный объем реферата – 15–20 машинописных страниц. По форме реферат должен содержать: 1) титульный лист (название вуза, кафедры, темы реферата, ф.,и.,о. автора, ученое звание, должность ф.,и.,о. руководителя, год и место написания); 2) план реферата (основное содержание: 3–4 пункта, соответствующие проблемным или авторским частям конспекта); 3) введение, включающее сведения об авторе реферируемого источника, истории написания произведения и пр.; 4) заключение, содержащее вывод и личное мнение о прочитанном; 5) список литературы с указанием автора, названия книг и статей, места и года издания, количества страниц.
На экзамене студент должен продемонстрировать знания, соответствующие требованиям государственного стандарта.
II . Тематический план
Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.