1. Что имел в виду Маркс, говоря «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»?
2. Что значат слова Ницше «Бог умер»?
3. Зачем нужна философия в рамках позитивистской концепции (Конт О.)?
4. Как взаимодействуют «Оно», «Я» и «Сверх-Я»?
Тема доклада
1. Основные идеи статьи Гуссерля Э. Философия как строгая наука.
Библиографический список
1. Каневский , Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Больнов , О. Ф. Философия экзистенциализма / Под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.
4. Гайденко, П. П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // Вопросы философии – 1993. – № 6.
5. Григорьян , Б. Т. Неокантианство / Б. Т. Григорьян. – М.: Мысль, 1962.
6. Гуссерль , Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.
7. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль – М.: Высш. шк., 1988.
8. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.
9. Мудрагей , Н. С. Рациональное и иррациональное / Н. С. Мудрагей. – М.: Наука, 1985.
10. Нарский , И. С. Позитивизм / И. С. Нарский. – М.: Мысль, 1959.
11. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997 Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.
12. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.
13. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.
Тема 3. Основные школы и направления современной философии
Лекция 5. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел); прагматизм (Ч. Пирс, Д. Дьюи); герменевтика (В. Дильтей, Г.-Х. Гадамер); экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю); философская антропология (М. Шелер и др.); структурализм и постструктурализм (Фуко М.); постмодернизм (Ж. Дерида, Р. Рорти и др.).
Семинар 5
Антропологизация философии в XX веке. Экзистенциальные проблемы человека, смысл и цель его жизни в экзистенциализме. Философия языка Л. Витгенштейна. Человеческая деятельность как универсальный критерий познания и истины в прагматизме. Вопрос о границах и возможностях познания в гуманитарных науках, герменевтический метод Гадамера и новые способы исследования человеческой действительности: структурализм и постструктурализм. «Место человека» М. Шелера.
Темы фиксированных выступлений
1. Что такое «языковые игры» у Витгенштейна?
2. Как звучит формулировка «прагматической максимы» Дьюи?
3. В чем состоит проблема «герменевтического круга»?
4. Что такое «Все-жизнь» и какое место занимает это понятие в концепции Шелера?
5. Что понимают структуралисты под понятием «структура»?
Тема доклада
1. Философский смысл «Мифа о Сизифе» А. Камю
Библиографический список.
1. Каневский , Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Больнов , О. Ф. Философия экзистенциализма / под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.
4. Витгенштейн, А. О достоверности / А. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2.
5. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988.
6. Камю, А. Миф о Сизифе / Камю А. // Бунтующий человек. – М.: Республика, 1990.
7. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994.
8. Проблема человека в западной философии. – М.: Политиздат, 1988.
9. Проблемы философской герменевтики. – М.: Наука, 1990.
10. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997 Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: Медиум, 1995.
11. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.
12. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М.: 1978.
13. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2004.
14. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.
Тема 4. Бытие: сущее и существующее
Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.
Семинар 6.
Реальность: вещи, свойства, отношения. Реальность субъективная и объективная. Мир вещей и мир идей. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. «Вещь» – «тело» – «предмет» («объект»). Качество вещи, ее признаки, свойства и отношения. Отношения внешние и внутренние.
Текст для обсуждения
1. Платон «Миф о пещере». Платон. Государство. Кн. 6–7. М.: Мысль, 1994. – С. 278–302.
Тема доклада
1. Основные идеи статьи Хайдеггера М. «Учение Платона об истине».
Библиографический список
1. Каневский , Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
3. Доброштан , Виталий Михайлович, Имеет ли смысл искать смысл жизни? : монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2010. - 152 с.
4. Доброштан, Виталий Михайлович, Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности) : монография / В. М. Доброштан. - СПб. : Петрополис, 2011. - 239 с.
5. Платон. Государство // Соч. : в 4 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1994.
6. Уемова , А. И. Вещи, свойства, отношения / А. И. Уемова. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
7. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк / под ред. А. И. Ракитова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
8. Философия: Учение о бытии, познании и ценности человеческого существования: учеб. для вузов / В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА, 1999.
9. Хайдеггер, М. Вещь / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.
10. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.
11. Хайдеггер, М. Учение Платона об истине / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 345–361.
Тема 5. Философские теории развития
Лекция 7. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Движение и покой. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения. Эволюция и революция. Необходимость, случайность, целесообразность. Принцип детерминизма. Закон как выражение необходимости. Законы динамические в статистические. Детерминизм и проблема свободы.
Семинар 7
Прогресс и регресс. Законы диалектики и их философский смысл и роль в познании и преобразовании мира. Синергетика - теория самоорганизации систем.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.