1. Общие принципы сентиментализма – руссоизм, культ природы и чувства, противопоставление страсти рассудку.
2. Критический дух, отрицание деспотизма. Протест против любого насилия над личностью.
3. В других странах – отдельные писатели, в Германии – целое движение (более 30 человек).
4. Историзм, культ германской старины. Интерес к фольклору.
5. Тип героя: яркая, сильная личность, индивидуалист, который вступает в конфликт с косной средой.
6. Многожанровость: поэзия, проза, драматургия, теоретические работы
Произведения Гёте и Шиллера периода «Бури и натиска»: Гёте – роман «Страдания юного Вертера»; Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь».
«Веймарская классика» – период позднего творчества Гёте и Шиллера (2-ая половина 1880-х гг. – рубеж вв). Термин происходит от названия города Веймар, где жили Гёте и Шиллер.
1) «Классический период» связан с возвращением к принципам античного искусства, но в новом качестве. Античность воспринималась великими поэтами не как предмет для копирования, а как источник вдохновения. Гёте и Шиллер считали главной целью и современного, и античного искусства гуманизм. Важно не копировать античное искусство, а искать, стремиться вперёд, к будущему.
2) Стремление отразить в искусстве «вечные» вопросы, к обобщениям, всемирно-историческим, философским проблемам. «Великие образы», высокие идеи.
3). Новый тип героя: обобщённый образ, более идеализированный и эстетизированный.
Произведения Шиллера периода Веймара: драмы «Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль»; исторические и теоретические трактаты («О наивной и сентиментальной поэзии», напр.), баллады.
Произведения Гёте периода Веймара: статьи по искусству, драмы («Торквато Тассо»), баллады, дилогия романов «Годы учения Вильгельма Майстера» и «Годы странствий Вильгельма Майстера», автобиографическая книга «Поэзия и правда», закончен «Фауст».
Философская трагедия «Фауст» является главным произведениемвсей жизни великого Гёте (он создавал её в течение всего творчества – почти 60 лет – и закончил перед смертью) и главным произведением всей классической эпохи. «Фауст» – это своеобразный итог всего века и развития европейской литературы целой эпохи.
Произведение строится на основе средневековой легенды о чернокнижнике Фаусте, который продаёт душу дьяволу. Гёте переосмысливает этот известный сюжет в духе просветительских и гуманистических идей. Фауст – учёный, стремящийся не только к самым широким знаниям, но и приходящий к мысли о необходимости служения знаний людям. Герой проходит множество испытаний. Его сопровождает Мефистофель – чёрт, «дух отрицания». Это две вечные противоположности: Фауст – созидатель, он неудовлетворён своими достижениями, он в вечном поиске; Мефистофель – циник, пресыщенный знанием о жизни и людях, он пытается доказать, что люди хуже животных, что они растрачивают свой разум впустую. Договор человека и чёрта должен доказать или опровергнуть основную проблему: в чём суть человека, смысл его существования – в высоких стремлениях (и главное из них – стремление к познанию) или в земном, сиюминутном, прозаическом?
Творчеством Гёте и Шиллера завершается целая эпоха в искусстве XVII–XVIII веков. Оно развивалось позднее и «перешагнуло» границу нового XIX века.
Темы и планы практических занятий и материалы для самостоятельной подготовки
I.
Темы любви и смерти в поэзии барокко и Ренессанса
(без подготовки, по предложенным текстам)
1. Прочитать предлагаемые тексты (Шекспира, Кеведо, Гонгоры, Донна).
2. Обозначить при анализе темы красоты мира и человека, соотнести их между собой. Какие художественные средства используют поэты?
3. Концепция смерти. Соотношение тем смерти и красоты.
4. В чём заключается новизна трактовки тем смерти и красоты поэтами XVII в.? В чём преемственность ренессансной и барочной трактовки?
II.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 272.