МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
О.В. Тихонова
История зарубежной литературы XVII – XVIII вв.
Учебное пособие для вузов
переиздание
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2013
Утверждено научно-методическим советом филологического факультета
17 декабря 2012 г., протокол № 4
Рецензент доц., к.ф.н. Инютин В. В.
Пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского государственного университета.
Рекомендовано для бакалавров 1 курса филологического факультета Воронежского государственного университета
Для специальности: 032700 – Филология
Данное методическое пособие знакомит студентов с особенностями литературного процесса в западноевропейских странах периода развития раннебуржуазных отношений. Основная цель курса – продемонстрировать сложный, противоречивый характер переходной эпохи, завершающейся Великой французской буржуазной революцией 1789–94гг.
Особой задачей историко-литературных курсов на младшей ступени обучения становится не только ознакомление студентов с историко-литературным материалом, но и выявление общих и национальных особенностей литературных явлений. При этом мы считаем приоритетным сделать акцент на теоретический материал (литературные направления периода, жанры, стиль), на расширение и углубление понятийного аппарата студентов (литературоведческие, культурологические термины и понятия).
Основой данного пособия стал фактический материал лекций, представленный в виде тезисов. Мы рекомендуем дополнять его при построении занятий устным комментарием преподавателя или сообщениями студентов по темам, использованием дополнительного материала (по выбору преподавателя) и соотносить с практическими занятиями. Обучение литературоведческому анализу художественных текстов является одной из важнейших задач курса.
Вышеназванными задачами определяется и структура данного пособия. В него включены тезисные планы лекций по курсу, определения основных теоретических понятий, сведения о произведениях, планы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и коллоквиумам.
Тематический план курса
Раздел 1. Литература XVII в.
Тема 1. Особенности эпохи. Мировоззрение и эстетические направления. Понятие о классицизме и барокко.
Тема 2. Испанская драматургия XVII в. Барокко. Творчество Кальдерона.
Тема 3. Французская классицистическая драматургия. Трагедия (Корнель, Расин). Комедия (Мольер).
Тема 4. Историко-литературный процесс в Англии и Германии XVII в.
Раздел 2. Литература XVIII в.
Тема 1. Понятие о Просвещении. Литературный процесс в Западной Европе.
Тема 2. Просвещение в Англии. Особенности, периодизация, тенденции и персоналии. Развитие жанра романа.
Тема 3. Просвещение во Франции. Особенности, периодизация, философские и социальные теории, развитие прозаических жанров.
Тема 4. Просвещение в Германии. Особенности, периодизация, направления, литературные феномены. Понятие о «Буре и натиске» и «Веймарской классике».
Планы лекций
Вводная: Общая характеристика периода. Литературная ситуация, борьба направлений
1. Особенности исторической и культурной эпохи.
2. Противоречия и тенденции в искусстве. Стили и направления. Ренессансная традиция.
3. Понятие о барокко.
4. Понятие о классицизме.
Испанская литература XVII в. Барокко в Испании
1. Специфика развития испанской литературы в XVII в. и исторический процесс.
2. Развитие драматургии и система жанров испанской драмы в творчестве Лопе де Веги.
3. Барочная драматургия в творчестве Кальдерона. Новаторство.
Французская литература XVII в. Драматургия классицизма
1. Общая характеристика исторического и литературного процесса во Франции. Соотношение и борьба направлений.
2. Драматургия классицизма. Развитие теории классицизма во Франции.
3. Трагедия классицизма.
4. Комедия классицизма.
Раздел 1
Особенности исторического и литературного развития стран Западной Европы в XVII веке. Основные литературные направления.
К началу XVII века в западноевропейских странах начинают развиваться буржуазные отношения. Это эпоха Нового времени, которая связана с постепенным распадом феодальной системы. Но процесс этот был длительным и сложным. XVII век – это эпоха противоречий, контрастов. Они проявляются на разных уровнях: в сознании, в государственной и политической системах, в отношении к религии.
Противоречива сама картина европейской жизни.
1. В Англии происходит буржуазная революция, укрепляются капиталистические отношения в Нидерландах. Но в других странах происходит наоборот процесс рефеодализации (Испания, Германия).
2. В XVII веке в Европе существуют католические страны (Испания, Италия), но в других утверждается протестантская церковь (Англия, Германия). Вопросы религии и отношений с церковью имеют огромное значение в эту эпоху. С церковью было связано образование, искусство и литература. Проблемы религии определяли часто и политику государств. Например, во Франции, где сильны были обе религиозные партии (католики и гугеноты), долгое время длились религиозныевойны. Их причиной была и борьба за власть.
3. Наряду с централизованными (унитарными) странами (Франция, Англия, Испания) остаются раздробленными феодальными Германия, Италия (объединение их произошло в конце XIX в.)
4. Продолжает развиваться наука (особенно опытная), но церковь преследовала многих учёных.
Мировоззрение нового века тоже противоречиво. Человек не ощущает себя в гармонии с миром, как это было в эпоху Ренессанса. На смену оптимизму Возрождения приходит трагический взгляд на мир и человека.
В искусстве XVII в. сосуществуют и борются несколько контрастных направлений и стилей: ренессансная традиция, классицизм и барокко.
Новые направления – классицизм и барокко – зародились ещё в XVI веке, но расцвета достигли в XVII в.
БАРОККО – направление в изобразительном искусстве и литературе. Сам термин «барокко» означает «странный», «причудливый», «неправильный». С конца XIX в. этим термином стали обозначать новое искусство, пришедшее на смену Ренессансу.
Черты барокко в литературе
1. Трагическое восприятие жизни. Основная идея барокко – идея зависимости человека от непонятного, сложного мира. Но в высоком барокко ей противостоит идея единичной воли, силы характера.
2. Высокая экспрессивность; сложность, даже громоздкость формы произведения (выражается в яркой метафорике, пристрастии к гротеску, символике, оксюморонам, в усложнённой композиции произведений, антитезах).
3. Сочетание в одном произведении контрастных явлений, противоположностей.
В барокко выделяют несколько течений (направлений), которые складывались в разных условиях и акцентировали разные аспекты новой эстетики:
1. Особняком стоит в исследованиях истории литературы и искусства XVI – XVII вв. такое явление, как маньеризм. Это одно из ранних свидетельств проявления мироощущения нового времени и следования барочной эстетике. Зарождается ещё в недрах эстетики Ренессанса, многими исследователями рассматривается именно как стилевое течение позднего Возрождения, даже как свидетельство его кризиса. Свидетельствует о поисках в области языка выразительности на «рубеже» культурных и эстетических эпох. Отличается усложнённой, изощрённой поэтической манерой (сам термин уже подчёркивает данной аспект), что является результатом принципиально нового отношения к самому искусству. На первый план выдвигается индивидуальная творческая инициатива поэта, новый принцип образности. Маньеризм отражает трагизм мироощущения «пограничного» периода (идеи относительности, быстротечности всего сущего, предопределения, скептицизм и мистицизм, и т. д.). Проявился, прежде всего, в дворянской культуре (напр., во Франции). Является, таким образом, в целом «пограничным» явлением между поздним Ренессансом и собственно направлением барокко XVII в.
Маньеризм – это систематизирующее общее наименование для целого ряда явлений искусства. В литературе с ним, так или иначе, связывают гонгоризм и консептизм (Испания), маринизм (Италия), эвфуизм (Англия), прециозную литературу (Франция).
2. Высокое барокко – разрабатывало «высокую», то есть философскую, общечеловеческую проблематику, затрагивало вечные вопросы. Проявилось в драме, связано с творчеством Кальдерона и Грифиуса.
3. Низовое барокко – обращается к современному, бытовому, частному материалу, опирается чаще всего на сатиру. Использует «плутовскую» традицию. Представители – Шарль Сорель, Поль Скаррон.
В литературе барокко проявилось в поэзии (испанцы Кеведо, Гонгора, англичанин Донн, немцы Логау и Грифиус) и в драме.
Раздел 2. Литература XVIII века
ПОНЯТИЕ О ПРОСВЕЩЕНИИ
Просвещение – это умственное, идейное движение XVIII в. Оно порождено временем, буржуазно-демократическими изменениями. Просветительство выражало интересы новой социальной силы – третьего сословия. Таким образом, это буржуазная и мелкобуржуазнаяидеология, сформировавшаяся в период подготовки буржуазных революций в Европе.
Просветители подвергли критике все основы феодального общества и традиционного сознания: государство, формы власти, социальную систему (сословия), нравы, системы образования и воспитания, церковь, религию. Они выступили против абсолютной монархии, привилегий дворянства, против официальной церкви, религиозных догматов, схоластики, против подавления личности, против стихии невежества и суеверия в народе.
Просветители считали необходимым изменить, усовершенствовать существующие условия, но выбрали при этом особый путь. Они призывали устранить общественные недостатки путём изменения общественного сознания, нравов, политики, быта.
Добиться этого они пытались путём распространения идей справедливости, добра, научных знаний. Поэтому лозунг Великой французской революции «Свобода. Равенство. Братство» можно с полным правом назвать лозунгом всего века и всего Просвещения. В эпоху позднего Просвещения на основе этих рассуждений появилась уже и идея революции.
Таким образом, основными сферами интереса просветителей были и социология,философия. Литературе отводилось особое место – с её помощью велась пропаганда новых идей. Эти же функции выполняли театр и публицистика (которая оформилась именно в это время).
Основой просветительской системы были:
1. Культ Разума («идеи могут изменить мир»), человека мыслящего.
2. Культ «естественного человека». Просветители считали, что от природы человек добродетелен и «чист» (его сознание – это « чистый лист»). Но в обществе его деформируют, «ломают» неразумные условия жизни. Следовательно, надо изменить эти условия. Поэтому просветители изучали и анализировали в своих произведениях эти условия – среду, воспитание, образование человека. Именно в это время развивались ещё и педагогика и дидактика.
В эпоху Просвещения в литературе и искусстве развиваются новые направления: 1) неоклассицизм («просветительский классицизм»): форма остаётся старой, но в неё вкладываются новые идеи, затем и правила становятся необязательными; 2) просветительский реализм: требование приближения к правде жизни, расширение границ повествования, более достоверные характеры, современная тематика; 3) сентиментализм: культ чувствительности, культ природы, противопоставление чувства рассудку, особая форма и повествовательная техника произведения, демократизм.
Новые сферы литературы: публицистика, литературная критика.
Новые Жанры:
1) В прозе – разновидности романа, философский диалог
2) В драматургии – сатирическая комедия, буржуазная драма, историческая и философская драма (трагедия)
3) В публицистике – нравоописательный очерк, эссе, памфлет, «опыт».
В европейских странах Просвещение имело свои национальные особенности. Кроме этого, различают умеренное и радикальное просвещение. Ранее других просветительство зародилось в Англии, самый поздний вариант – немецкое Просвещение.
Просвещение в Англии
В Англии Просвещение развивалось от 1680-х гг. до 1780-х гг.
Его особенности:
1) Зародилось именно в Англии, раньше, чем в других западно- европейских странах. Поэтому было образцом для них.
2) Развивалось после буржуазной революции. Таким образом, оно не подготавливало изменения, а анализировало их.
3) В эпоху Просвещения развивалась экономическая теория.
4) В литературе Англии главное место занимал роман («морской», нравоописательный, семейно-бытовой, роман-жизнеописание).
5) В начале века расцветает журнальное дело и публицистика (жанры- эссе, памфлет). Самые известные публицисты – Ричард Стиль и Джозеф Аддисон.
6) Во второй половине века постепенно возникает недоверие к разуму, на смену ему приходит культ чувства. Ранее, чем в других западноевропейских странах, зарождается сентиментализм и развивается в течение всей второй половины XVIII в.
(в поэзии – Э. Юнг, Т. Грей, в прозе – Л. Стерн).
Английский роман эпохи Просвещения.
1) Роман раннего Просвещения – представлен творчеством Джонатана Свифта (1667–1745) и Даниэля Дефо (1660–1731). Оба знаменитых романа – «Приключения Робинзона Крузо» Дефо и «Путешествия Гулливера» Свифта – описывают приключения главных героев в «достоверной» форме (дневника), в них присутствуют «островная» тема, характерная для английской литературы, просветительская тематика. Но в них дан разный взгляд на природу человека.
2) Роман зрелого Просвещения в Англии (1740–70-е гг.) представлен творчеством С. Ричардсона, Г.Филдинга, Дж. Смоллета, Л.Стерна. Жанр романа становится популярным и самым значительным в английской литературе. Три важнейшие модели романа представлены в творчестве Сэмюэла Ричардсона (семейно–бытовой роман: «Памела», «Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона»), Генри Филдинга («комическая эпопея»: «История Тома Джонса, Найдёныша», «История Джозефа Эндрюса»), Лоуренса Стерна (сентиментальный роман: «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»).
Просвещение во Франции
Его особенности:
1) Просветительство во Франции развивалось позже, чем в Англии – с 1714г.
2) Просвещение подготавливало буржуазную революцию (в конце XVIII века), поэтому к середине – второй половине XVIII века просветительство стало носить радикальный характер.
3) Во Франции Просвещение было более связано с философией и социологией.
4) Большое значение имели вопросы религии и отношение к церкви.
В истории французского Просвещения различают два этапа:
1. Умеренное Просвещение (раннее) – 1-ая половина XVIII в. Представители – Монтескьё, Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ).
В этот период особое распространение получают идеи просвещённой монархии, юридического (формального) равенства.
В литературе развиваются различные прозаические жанры: бытовой роман (А.-Р. Ласаж «Хромой бес»); психологическая повесть (А.Прево «Манон Леско»); философская повесть (Вольтер).
2.Период радикального Просвещения (1750–70-е гг.)
Представители – Дени Дидро (1713–1784гг.), Жан-Жак Руссо (1712– 1778).
Кроме идеи конституционной монархии возникает идея республики, требование имущественного (фактического) равенства, возникает даже атеизм (Дидро).
В литературе развиваются просветительский реализм и новое направление – сентиментализм.
Д. ДИДРО – философ, писатель, литературный критик, пропагандист идей Просвещения. Стал организатором и создателем Французской Энциклопедии. Это был не просто многотомный энциклопедический словарь, но важнейший печатный орган французских просветителей. Она должна была подвести итог тем знаниям, которых достигло человечество. Но одновременно каждая из статей проводила просветительскую программу. К изданию Энциклопедии Дидро привлёк всех видных деятелей науки и культуры.
В литературе именно Дидро заложил основы реалистической эстетики. Искусство, по его мнению, должно изображать реальную жизнь, но художник может прибегать к фантазии, вымыслу. Искусство должно нести моральный урок, обличать пороки.
Дидро критиковал классицизм, особенно его систему правил. В драматургии он предложил новую систему жанров (не только высокие и низкие, но и «средние»). К средним жанрам относится и «мещанская драма» и её разновидности. В них героем выступал представитель «3-го сословия», на примере узкосемейных, бытовых условий представали условия и конфликты широкие, социальные, в центре была любовная интрига, присутствовал мелодраматический эффект.
Самые известныепроизведения Дидро: романы «Монахиня», «Жак- фаталист», трактат «Племянник Рамо», «Письмо о слепых…».
Просветительская программа Дидро изложена в его романе «Монахиня» (1760). Сила критики в этом произведении такова, что роман неоднократно запрещали.
Роман написан от 1-го лица, в форме исповеди героини. Она выступает в роли обвинителя. Главное её качество – чувство свободы. Это естественное чувство, которое подавляется в монастыре и в обществе. Монастырь превращается для неё в тюрьму. Но монастырь – это лишь худший вид общества. Весь мир вокруг построен на подавлении, унижении, угнетении человека. Законы общества так же, как и законы религии, противостоят естественным законам. Естественный человек нигде несвободен. Поэтому ситуация в романе символична – человек заключён в четыре стены как в клетке, он бьётся о стену, но не может стать свободным.
Развитие сентиментализма во французской литературе связано с творчеством ЖАНА-ЖАКА РУССО. Во Франции сентиментальный культ чувства связывался ещё и с социальными проблемами.
Взгляды Руссо наиболее демократичны и радикальны. Система его философских и социальных воззрений получила общее определение « руссоизм». Он изложил свою концепцию в знаменитых трактатах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о неравенстве», «Об общественном договоре» (1749–1762)
Руссо считал, что развитие цивилизации приводит к упадку нравственности, прежде всего потому, что это развитие ведёт к утверждению неравенства среди людей во всём. Неравенство появляется в результате возникновения частной собственности. Таким образом, именно Руссо первым сделал вывод о том, что материальные причины, а не идеи, мнения становятся основой разделения в обществе. Так возникает и государство («общественный договор») – для охранения собственности граждан. Но здесь он сделал радикальный вывод: общество должно вернуться назад, к неразумному состоянию, когда не было частной собственности. Руссо идеализировал первобытное состояние человека.
Особо исследователи выделяют литературу предреволюционного и революционного периода (1770–80-е гг.). Центральное место здесь принадлежит О. Бомарше и Ш. де Лакло, непосредственно не связанных с движением Просвещения.
Особенности
1. Особая ситуация – Германия была политически и экономически раздроблена. Поэтому литература получила особое значение – она выступала за национальное объединение и ставила насущные социальные вопросы. Литература стала центром национальной жизни.
2. Просвещение в Германии развивалось позже, чем в других странах, медленнее и труднее. Всю первую половину века Просвещение не ставило серьёзных политических и социальных проблем.
3. Для раздробленной Германии характерно образование различных культурных центров, сменявших друг друга или сосуществовавших. Они возникали в княжеских резиденциях, в университетских и вольных имперских городах – базах духовной культуры (Лейпциг, Гамбург, Гёттинген, Веймар)
4. Немецкое Просвещение разрабатывало больше философские и теоретические проблемы (эстетика, история, философия культуры и языка).
5. В первую половину века Просвещение развивалось замедленно, затем наоборот убыстренными темпами.
1 период Просвещения: 1-ая половина XVIII в. (до 1750-ых гг.).
Представитель – И. К. Готшед (1700–1766) – теоретик литературы, драматургии, дидактик. Ведущее направление в этот период – классицизм.
2 период – середина XVIII в. (1750–60-е гг.) – Расцвет Просвещения.
Представители – Лессинг, Виланд, Клопшток, Винкельманн.
Г.Э. Лессинг (1729–1781). Самый значительный теоретик литературы и драматург, «отец новой немецкой литературы» (Н.Г.Чернышевский). Вклад его в немецкую культуру настолько значителен, что о его времени говорят как об «эпохе Лессинга». С именем Лессинга связано развитие просветительского реализма.
Лессинг критикует классицизм с позиций требований нового времени, формулирует принципы новой немецкой национальной драмы, предлагает новую систему драматических жанров. Он считает, что характеры героев должны быть «реальными», «обыкновенными», «будничными». Театр должен быть правдивым и иметь воспитательное воздействие. В центре его собственных драм – герой, отстаивающий своё право на личную свободу, уважение и достоинство.
Лесcинг обратился к жанру «мещанской драмы» Здесь семейные, личные отношения отражают общественные конфликты. Главная причина трагедий героев – произвол «сильных мира сего», тирания, коварство, деспотизм (особенно актуальные для Германии проблемы).
Самые известные пьесы: «Натан Мудрый», «Мисс Сара Симпсон», «Эмилия Галотти»
III.
«Тартюф» и «Мизантроп» Мольера как образцы высокой классицистической комедии
1. История создания комедий, их злободневность. Объекты критики.
2. Образ Тартюфа. Сатирическое содержание, способы создания образа.
3. Образ Оргона и проблема комического.
4. Образ Дорины и проблема здравого смысла.
5. Конфликт в комедии «Мизантроп».
6. Альцест и Филинт, трактовка их образов в критике.
7. Комическое в «Мизантропе» и проблема здравого смысла.
8. Жанровое своеобразие пьес.
IV.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
О.В. Тихонова
История зарубежной литературы XVII – XVIII вв.
Учебное пособие для вузов
переиздание
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2013
Утверждено научно-методическим советом филологического факультета
17 декабря 2012 г., протокол № 4
Рецензент доц., к.ф.н. Инютин В. В.
Пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского государственного университета.
Рекомендовано для бакалавров 1 курса филологического факультета Воронежского государственного университета
Для специальности: 032700 – Филология
Данное методическое пособие знакомит студентов с особенностями литературного процесса в западноевропейских странах периода развития раннебуржуазных отношений. Основная цель курса – продемонстрировать сложный, противоречивый характер переходной эпохи, завершающейся Великой французской буржуазной революцией 1789–94гг.
Особой задачей историко-литературных курсов на младшей ступени обучения становится не только ознакомление студентов с историко-литературным материалом, но и выявление общих и национальных особенностей литературных явлений. При этом мы считаем приоритетным сделать акцент на теоретический материал (литературные направления периода, жанры, стиль), на расширение и углубление понятийного аппарата студентов (литературоведческие, культурологические термины и понятия).
Основой данного пособия стал фактический материал лекций, представленный в виде тезисов. Мы рекомендуем дополнять его при построении занятий устным комментарием преподавателя или сообщениями студентов по темам, использованием дополнительного материала (по выбору преподавателя) и соотносить с практическими занятиями. Обучение литературоведческому анализу художественных текстов является одной из важнейших задач курса.
Вышеназванными задачами определяется и структура данного пособия. В него включены тезисные планы лекций по курсу, определения основных теоретических понятий, сведения о произведениях, планы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и коллоквиумам.
Тематический план курса
Раздел 1. Литература XVII в.
Тема 1. Особенности эпохи. Мировоззрение и эстетические направления. Понятие о классицизме и барокко.
Тема 2. Испанская драматургия XVII в. Барокко. Творчество Кальдерона.
Тема 3. Французская классицистическая драматургия. Трагедия (Корнель, Расин). Комедия (Мольер).
Тема 4. Историко-литературный процесс в Англии и Германии XVII в.
Раздел 2. Литература XVIII в.
Тема 1. Понятие о Просвещении. Литературный процесс в Западной Европе.
Тема 2. Просвещение в Англии. Особенности, периодизация, тенденции и персоналии. Развитие жанра романа.
Тема 3. Просвещение во Франции. Особенности, периодизация, философские и социальные теории, развитие прозаических жанров.
Тема 4. Просвещение в Германии. Особенности, периодизация, направления, литературные феномены. Понятие о «Буре и натиске» и «Веймарской классике».
Планы лекций
Вводная: Общая характеристика периода. Литературная ситуация, борьба направлений
1. Особенности исторической и культурной эпохи.
2. Противоречия и тенденции в искусстве. Стили и направления. Ренессансная традиция.
3. Понятие о барокко.
4. Понятие о классицизме.
Испанская литература XVII в. Барокко в Испании
1. Специфика развития испанской литературы в XVII в. и исторический процесс.
2. Развитие драматургии и система жанров испанской драмы в творчестве Лопе де Веги.
3. Барочная драматургия в творчестве Кальдерона. Новаторство.
Французская литература XVII в. Драматургия классицизма
1. Общая характеристика исторического и литературного процесса во Франции. Соотношение и борьба направлений.
2. Драматургия классицизма. Развитие теории классицизма во Франции.
3. Трагедия классицизма.
4. Комедия классицизма.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.