Испанская драматургия XVII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Драма является самым значительным явлением испанской национальной литературы XVII в.  Вершиной её считается творчество Лопе де Веги – последнего поэта испанского Ренессанса и предвестника новой литературной традиции «века противоречий». Именно в его творчестве сложились, укрепились и развились традиционные жанры испанской драматургии: «трагедия чести», «комедия плаща и шпаги», «драма народной чести» и аутос.

    Образцом барочной  драматургии стало творчество Педро Кальдерона де ла Барки (1600–1681). В нём наиболее ярко проявились черты нового времени и стиля. Он стал создателем нового жанра философско-символической драмы.

    В его философской драме «Жизнь есть сон» на первом месте стоит проблема свободы воли человека. Человек пытается сопротивляться роковому предсказанию. Королю Басилио предсказывают, что его сын – принц Сегизмундо – станет жестоким правителем. Король приказывает заточить сына в башню. Когда Сегизмундо становится взрослым, король хочет проверить роковое предсказание и приказывает принести его во сне тайно во дворец. Сегизмундо, ничего не знающий о жизни и о людях, проявляет свой буйный нрав. Его отец огорчён и испуган. Принца возвращают в его укрытие и убеждают, что всё, что он пережил во дворце, было сном. Но он начинает учиться понимать себя и хочет узнать мир и людей. В конце Сегизмундо становится мудрым монархом, справедливым и честным правителем. Он считает, что «главное – это творить добро».

    В этой пьесе присутствуют все черты барокко: игра противоположными понятиями (жизнь ↔ сон, свобода ↔ зависимость); тема рока; действие развивается быстро, напряжённо; здесь несколько одинаково важных сюжетных линий; язык яркий, сложный.

 

КЛАССИЦИЗМ – литературное направление, развивавшееся в течение XVI – XIX вв. Расцвет его приходится на XVII – XVIII вв. Классицизм стал в это время ведущим направлением в искусстве Франции. Термин означает «образцовый». Самый яркий пример искусства классицизма – французская драматургия XVII в.

    Мировоззрение классицизма опирается на понятие РАЗУМА. Классицисты считали, что с помощью разума можно упорядочить сложную картину мира. В мире надо искать гармонию, систему, симметрию.

     Поэтому в искусстве классицисты предлагают целую систему правил, норм. Образцом послужила для них античность.

    Черты эстетики классицизма:

1. Главное в произведении искусства – это мысль, идея, содержание.

2. Форма же должна служить идее – она должна быть простой, ясной, строгой, логичной.

3. Произведение должно быть пропорциональным, иметь чёткое строение. Действие сосредотачивается на одной сюжетной линии. Количество персонажей мало, они обозначают определённые идеи.

4. Герой классицизма – воплощение определённой идеи, положения. Поэтому характер в классицизме статичен (не развивается). Характер здесь строится на преобладании одной (важной, определяющей) черты. Все остальные «окрашены» этим качеством, зависят от него.

5. Классицизм – искусство слова, герои выражают себя не в поступках, а в речах, рассказывают о своих действиях, размышляют вслух. Отсюда  и  большие, часто программные монологи.

6. Основной конфликт классицизма – противоборство общего и личного начал. Чувства, эгоистические стремления, желания, страсти сталкиваются с понятием долга, с представлениями о чести, с общественным мнением, установками, с законами. Герои вынуждены таким образом постоянно выбирать между здравым смыслом, разумным (долгом) и неразумным началами (чувством).

7. Классицизм запрещает смешивать противоположные явления (высокое и низкое, смешное и серьёзное, и т.д.). Возникает иерархическая система жанров, где существуют строгие правила.

 

                 Высокие жанры                         Низкие жанры                                          

Ода, трагедия, эпопея.   Комедия, сатира, басня, фарс.
Сюжеты – мифологические  и исторические; Проблемы, темы – общезначимые, возвышенные,   героические; Сюжеты и темы – современные, актуальные.
Герои и чувства – благородные. Герои – принадлежат к разным сословиям; Большую роль играют слуги или горожане (3-е сословие).
Язык и стиль – экспрессивный, патетический, яркий. Язык – более свободен, основа произведения – остроумный диалог.
В трагедии основной конфликт– столкновение долга и страсти; Разумный выбор – в пользу общего начала (чести, закона, долга). Неразумный выбор (любовь, эгоизм) приводит к трагическим обстоятельствам (смерти героя). В комедии основной конфликт – противоборство разума и неразумия, здравого смысла и заблуждения. Смешным считается то, что неразумно (прямо противоположно трагедии).
В трагедии всё внимание сосредоточено на внутреннем сложном, противоречивом состоянии героев. В комедии на первом месте – интрига. (любовные истории, случайности, недоразумения, совпадения)

8. В драматургии классицизма существует требование соблюдения  «трёх единств» – времени (действие происходит только в течение

24 ч.), места (в одном месте), действия.

9.  Идеал классицизма – античность. Классическая древность выступает как образец совершенного и гармоничного искусства. Писатели и художники часто обращались к образам и сюжетам античных мифов, изучали и использовали в своих произведениях материал античной истории.

10.  Цель литературы – воспитывать, она должна быть полезной для общества, нести моральный урок.

 

 Драматургия французского классицизма

Классицизм достиг расцвета во Франции в XVII в.: в литературе (Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Малерб), в живописи (Пуссен), в архитектуре. Важнейший теоретик классицизма во Франции – Николя Буало (трактат «Поэтическое искусство» – 1674).

    Пьер Корнель (1606–1684) – французский драматург, расцвет его творчества приходится на 1-ю половину XVII в. Его пьесы «Сид» (1637) и «Гораций» (1640) являются образцом жанра классицистической трагедии.

     Сюжет трагедии «Сид» основывается на реальных событиях средневековой истории – главным героем здесь стал Руй Диас, герой испанской Реконкисты. Корнель использует факты из юности реального Сида – историю его любви и брака.

    Основное внимание сосредоточено на напряжённой моральной ситуации, а не на внешнем действии. В центре – внутренний конфликт героев. Главные герои Родриго и Химена вынуждены постоянно выбирать между чувствами и необходимостью соблюдать долг. Выбирая долг, влюблённые стремятся быть достойными друг друга. Здесь представлено рационалистическое представление о любви – любить можно только достойного человека.

Конфликт выглядит неразрешимым. И автор разрешает конфликт извне – в ситуацию вмешивается могущественный король, который примиряет влюблённых. Кроме этого, Родриго побеждает врагов и становится национальным героем, становится Сидом. Государственное и личное начало совпадают.    

    Жан Расин (1639–1699) – французский драматург, расцвет его творчества приходится на вторую половину XVII в. и определяет второй период развития французского классицизма.

    В трагедиях Расина более сложно трактуются человеческие чувства, неоднозначно понимается личность. На первый план выдвигаются страсти, Расин очень тонко рисует психологию героев. Его трагедии близки к жанру любовно-психологической драмы.

    Самые значительные его трагедии: «Береника», «Андромаха», «Федра». Трагедия «Федра» (1667) написана на основе античного мифа, но автора волнует не исторический или политический материал, а трагедии личности, преступления и страсти. Его герои страдают сами и причиняют страдания другим.

    В этой трагедии любовь трактуется как тяжелый рок. Человек, по мысли Расина, зависит от своих страстей, которым он не в состоянии противостоять. Расин выбирает для своей пьесы момент наивысшего напряжения ситуации, использует силу слова (монологи его героев страстны, ярки, драматичны). Кроме этого, Расин часто ставит в центр своих трагедий женские образы.

   

Комедия французского классицизма оформилась в творчестве великого драматурга Жана–Батиста Мольера (Поклена) (1622–1673). Мольер обладал синтетическим театральным талантом: он был не только драматургом, но и актёром, постановщиком своих спектаклей, директором труппы.

Мольер утвердил жанр сатирической комедии, затрагивал в ней социальные, религиозные вопросы, проблемы семьи и брака, литературы и искусства в целом. Он считал, что комедия должна осмеивать пороки времени, развлекая, поучать. В легкой, остроумной, захватывающей форме в комедиях Мольера дискутировались актуальные современные проблемы. Поэтому нередко вокруг них разворачивалась литературная борьба. Автору приходилось часто отстаивать свои пьесы, многие из которых запрещались и подвергались цензуре.

Самые известные комедии Мольера: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Плутни Скапена», «Мнимый больной». Все они написаны в 1660–70-е гг.                             В комедии «Тартюф или Обманщик» (1664–1669 гг.) Мольер высмеивает лицемерие, которое он считал главным пороком времени. Это типичная комедия классицизма: в ней почти нет внешнего действия, соблюдаются правила 3-х единств, герои выражают себя в монологах и спорах, характеры строятся на преобладании одной черты, и т. д. Конфликт в комедии разрешается искусственно – с помощью третьей силы. Порок наказан, торжествует разум. Финал имеет поучительный смысл.

 

Раздел 2. Литература XVIII века

ПОНЯТИЕ О ПРОСВЕЩЕНИИ

Просвещение – это умственное, идейное движение XVIII в. Оно порождено временем, буржуазно-демократическими изменениями. Просветительство выражало интересы новой социальной силы – третьего сословия. Таким образом, это буржуазная и мелкобуржуазнаяидеология, сформировавшаяся в период подготовки буржуазных революций в Европе.

Просветители подвергли критике все основы феодального общества и традиционного сознания: государство, формы власти, социальную систему (сословия), нравы, системы образования и воспитания, церковь, религию. Они выступили против абсолютной монархии, привилегий дворянства, против официальной церкви, религиозных догматов, схоластики, против подавления личности, против стихии невежества и суеверия в народе.

Просветители считали необходимым изменить, усовершенствовать существующие условия, но выбрали при этом особый путь. Они призывали устранить общественные недостатки путём изменения общественного сознания, нравов, политики, быта.

Добиться этого они пытались путём распространения идей справедливости, добра, научных знаний. Поэтому лозунг Великой французской революции «Свобода. Равенство. Братство» можно с полным правом назвать лозунгом всего века и всего Просвещения. В эпоху позднего Просвещения на основе этих рассуждений появилась уже и идея революции.

Таким образом, основными сферами интереса просветителей были и социология,философия. Литературе отводилось особое место – с её помощью велась пропаганда новых идей. Эти же функции выполняли театр и публицистика (которая оформилась именно в это время).

Основой просветительской системы были:

1. Культ Разума («идеи могут изменить мир»), человека мыслящего.

2. Культ «естественного человека». Просветители считали, что от природы человек добродетелен и «чист» (его сознание – это « чистый лист»). Но в обществе его деформируют, «ломают» неразумные условия жизни. Следовательно, надо изменить эти условия. Поэтому просветители изучали и анализировали в своих произведениях эти условия – среду, воспитание, образование человека. Именно в это время развивались ещё и педагогика и дидактика.

В эпоху Просвещения в литературе и искусстве развиваются новые направления: 1)  неоклассицизмпросветительский классицизм»): форма остаётся старой, но в неё вкладываются новые идеи, затем и правила становятся необязательными; 2) просветительский реализм: требование приближения к правде жизни, расширение границ повествования, более достоверные характеры, современная тематика;   3) сентиментализм: культ чувствительности, культ природы, противопоставление чувства рассудку, особая форма и повествовательная техника произведения, демократизм.

     Новые сферы литературы: публицистика, литературная критика.

     Новые Жанры:

1) В прозе –  разновидности романа, философский диалог

2) В драматургии – сатирическая комедия, буржуазная драма, историческая и философская драма (трагедия)

3) В публицистике – нравоописательный очерк, эссе, памфлет, «опыт».

 

 В европейских странах Просвещение имело свои национальные  особенности. Кроме этого, различают умеренное и радикальное просвещение. Ранее других просветительство зародилось в Англии, самый поздний вариант – немецкое Просвещение.

 

Просвещение в Англии

В Англии Просвещение развивалось от 1680-х гг. до 1780-х гг.

Его  особенности:

1) Зародилось именно в Англии, раньше, чем в других западно- европейских странах. Поэтому было образцом для них.

2) Развивалось после буржуазной революции. Таким образом, оно не подготавливало изменения, а анализировало их.

3) В эпоху Просвещения развивалась экономическая теория.

4) В литературе Англии главное место занимал роман («морской», нравоописательный, семейно-бытовой, роман-жизнеописание).

5) В начале века расцветает журнальное дело и публицистика (жанры- эссе, памфлет). Самые известные публицисты – Ричард Стиль и Джозеф Аддисон.

6) Во второй половине века постепенно возникает недоверие к разуму, на смену ему приходит культ чувства. Ранее, чем в других западноевропейских странах, зарождается сентиментализм и развивается в течение всей второй половины XVIII в.

(в поэзии –  Э. Юнг, Т. Грей,  в прозе – Л. Стерн).

 

 

Английский роман эпохи Просвещения.

 1) Роман раннего Просвещения – представлен творчеством Джонатана Свифта (1667–1745) и Даниэля Дефо (1660–1731). Оба знаменитых романа – «Приключения Робинзона Крузо» Дефо и «Путешествия Гулливера» Свифта – описывают приключения главных героев в «достоверной» форме (дневника), в них присутствуют «островная» тема, характерная для английской литературы, просветительская тематика. Но в них дан разный взгляд на природу человека.

2) Роман зрелого Просвещения в Англии (1740–70-е гг.) представлен творчеством С. Ричардсона, Г.Филдинга, Дж. Смоллета, Л.Стерна. Жанр романа становится популярным и самым значительным в английской литературе. Три важнейшие модели романа представлены в творчестве Сэмюэла Ричардсона (семейно–бытовой роман: «Памела», «Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона»), Генри Филдинга («комическая эпопея»: «История Тома Джонса, Найдёныша», «История Джозефа Эндрюса»), Лоуренса Стерна (сентиментальный роман:  «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»).

 

 

 Просвещение во Франции

Его особенности:

1) Просветительство во Франции развивалось  позже, чем в Англии – с 1714г.

2) Просвещение подготавливало буржуазную революцию (в конце  XVIII века), поэтому к середине – второй половине XVIII века просветительство стало носить радикальный характер.

3) Во Франции Просвещение было более связано с философией и социологией.

4)  Большое значение имели вопросы религии и отношение к церкви.

 

В истории французского Просвещения различают два этапа:

1. Умеренное Просвещение (раннее) – 1-ая половина XVIII в. Представители – Монтескьё, Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ).

В этот период особое распространение получают идеи просвещённой монархии, юридического (формального) равенства.

В литературе развиваются различные прозаические жанры: бытовой роман (А.-Р. Ласаж «Хромой бес»); психологическая повесть (А.Прево «Манон Леско»); философская повесть (Вольтер).

2.Период радикального Просвещения (1750–70-е гг.)

Представители – Дени Дидро (1713–1784гг.), Жан-Жак Руссо (1712– 1778).

Кроме идеи конституционной монархии возникает идея республики, требование имущественного (фактического) равенства, возникает даже атеизм (Дидро).

В литературе развиваются просветительский реализм и новое направление – сентиментализм.

Д. ДИДРО – философ, писатель, литературный критик, пропагандист идей Просвещения. Стал организатором и создателем Французской Энциклопедии. Это был не просто многотомный энциклопедический словарь, но важнейший печатный орган французских просветителей. Она должна была подвести итог тем знаниям, которых достигло человечество. Но одновременно каждая из статей проводила просветительскую программу. К изданию Энциклопедии Дидро привлёк всех видных деятелей науки и культуры.

 В литературе именно Дидро заложил основы реалистической эстетики. Искусство, по его мнению, должно изображать реальную жизнь, но художник может прибегать к фантазии, вымыслу. Искусство должно нести моральный урок, обличать пороки.

 Дидро критиковал классицизм, особенно его систему правил. В драматургии он предложил новую систему жанров (не только высокие и низкие, но и «средние»). К средним жанрам относится и «мещанская драма» и её разновидности. В них героем выступал представитель «3-го сословия», на примере узкосемейных, бытовых условий представали условия и конфликты широкие, социальные, в центре была любовная интрига, присутствовал мелодраматический эффект.

Самые известныепроизведения Дидро: романы «Монахиня», «Жак- фаталист», трактат «Племянник Рамо», «Письмо о слепых…».

Просветительская программа Дидро изложена в его романе «Монахиня» (1760). Сила критики в этом произведении такова, что роман неоднократно запрещали.

Роман написан от 1-го лица, в форме исповеди героини. Она выступает в роли обвинителя. Главное её качество – чувство свободы. Это естественное чувство, которое подавляется в монастыре и в обществе. Монастырь превращается для неё в тюрьму. Но монастырь – это лишь худший вид общества. Весь мир вокруг построен на подавлении, унижении, угнетении человека. Законы общества так же, как и законы религии, противостоят естественным законам. Естественный человек нигде несвободен. Поэтому ситуация в романе символична – человек заключён в четыре стены как в клетке, он бьётся о стену, но не может стать свободным.

Развитие сентиментализма во французской литературе связано с творчеством ЖАНА-ЖАКА РУССО. Во Франции сентиментальный культ чувства связывался ещё и с социальными проблемами.

    Взгляды Руссо наиболее демократичны и радикальны. Система его философских и социальных воззрений получила общее определение           « руссоизм». Он изложил свою концепцию в знаменитых трактатах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о неравенстве», «Об общественном договоре» (1749–1762)

Руссо считал, что развитие цивилизации приводит к упадку нравственности, прежде всего потому, что это развитие ведёт к утверждению неравенства среди людей во всём. Неравенство появляется в результате возникновения частной собственности. Таким образом, именно Руссо первым сделал вывод о том, что материальные причины, а не идеи, мнения становятся основой разделения в обществе. Так возникает и государство («общественный договор») – для охранения собственности граждан. Но здесь он сделал радикальный вывод: общество должно вернуться назад, к неразумному состоянию, когда не было частной собственности. Руссо идеализировал первобытное состояние человека.

    Особо исследователи выделяют литературу предреволюционного и революционного периода (1770–80-е гг.). Центральное место здесь принадлежит О. Бомарше и Ш. де Лакло, непосредственно не связанных с движением Просвещения.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 456.