1. Особенности культурной эпохи VIII в. Понятие о Просвещении. Основы идеологии.
2. Концепция личности.
3. Литература эпохи Просвещения. Основные тенденции. Направления. Жанры и формы. Новаторство.
5. Границы и периодизация литературы эпохи Просвещения.
Английская литература эпохи Просвещения. Развитие романа
1. Просвещение в Англии.
2. Английский роман раннего Просвещения. Общие особенности.
3. Просветительское содержание и тип героя в романе Дефо «Робинзон Крузо».
4. Композиция и проблематика романа Свифта «Путешествия Гулливера». Объекты и приёмы сатиры.
Английский роман второй трети XVIII в.
1. Английский роман зрелого и позднего Просвещения. Общие особенности.
2. Романные модели Ричардсона и Филдинга. Просветительское содержание.
3. Стерн и новый тип романа и героя. Английский сентиментализм.
Французская литература эпохи Просвещения
1. Особенности Просвещения во Франции. Периодизация.
2. Раннее Просвещение. Вольтер.
3. Просветительство в сер.– 2 пол. XVIII в. Радикализм. Энциклопедия и энциклопедисты.
4. Деятельность и творчество Дидро и Руссо.
Немецкая литература эпохи Просвещения
1. Специфика культурного процесса в Германии. Немецкое Просвещение. Периодизация.
2. Ранний период. Готшед и немецкий классицизм.
3. Расцвет Просвещения. «Эпоха Лессинга». Теория и практика драмы.
4. Позднее Просвещение.
Творчество Гете и Шиллера периода «Бури и натиска» и «Веймарской классики»
1. Немецкий сентиментализм. Произведения Гёте и Шиллера периода «Бури и натиска».
2. «Веймарская классика» в творчестве Гёте и Шиллера.
3. Место трагедии «Фауст» в немецкой литературе.
3. Творчество Гёте после смерти Шиллера. Основные тенденции.
Тезисы лекций
Раздел 1
Особенности исторического и литературного развития стран Западной Европы в XVII веке. Основные литературные направления.
К началу XVII века в западноевропейских странах начинают развиваться буржуазные отношения. Это эпоха Нового времени, которая связана с постепенным распадом феодальной системы. Но процесс этот был длительным и сложным. XVII век – это эпоха противоречий, контрастов. Они проявляются на разных уровнях: в сознании, в государственной и политической системах, в отношении к религии.
Противоречива сама картина европейской жизни.
1. В Англии происходит буржуазная революция, укрепляются капиталистические отношения в Нидерландах. Но в других странах происходит наоборот процесс рефеодализации (Испания, Германия).
2. В XVII веке в Европе существуют католические страны (Испания, Италия), но в других утверждается протестантская церковь (Англия, Германия). Вопросы религии и отношений с церковью имеют огромное значение в эту эпоху. С церковью было связано образование, искусство и литература. Проблемы религии определяли часто и политику государств. Например, во Франции, где сильны были обе религиозные партии (католики и гугеноты), долгое время длились религиозныевойны. Их причиной была и борьба за власть.
3. Наряду с централизованными (унитарными) странами (Франция, Англия, Испания) остаются раздробленными феодальными Германия, Италия (объединение их произошло в конце XIX в.)
4. Продолжает развиваться наука (особенно опытная), но церковь преследовала многих учёных.
Мировоззрение нового века тоже противоречиво. Человек не ощущает себя в гармонии с миром, как это было в эпоху Ренессанса. На смену оптимизму Возрождения приходит трагический взгляд на мир и человека.
В искусстве XVII в. сосуществуют и борются несколько контрастных направлений и стилей: ренессансная традиция, классицизм и барокко.
Новые направления – классицизм и барокко – зародились ещё в XVI веке, но расцвета достигли в XVII в.
БАРОККО – направление в изобразительном искусстве и литературе. Сам термин «барокко» означает «странный», «причудливый», «неправильный». С конца XIX в. этим термином стали обозначать новое искусство, пришедшее на смену Ренессансу.
Черты барокко в литературе
1. Трагическое восприятие жизни. Основная идея барокко – идея зависимости человека от непонятного, сложного мира. Но в высоком барокко ей противостоит идея единичной воли, силы характера.
2. Высокая экспрессивность; сложность, даже громоздкость формы произведения (выражается в яркой метафорике, пристрастии к гротеску, символике, оксюморонам, в усложнённой композиции произведений, антитезах).
3. Сочетание в одном произведении контрастных явлений, противоположностей.
В барокко выделяют несколько течений (направлений), которые складывались в разных условиях и акцентировали разные аспекты новой эстетики:
1. Особняком стоит в исследованиях истории литературы и искусства XVI – XVII вв. такое явление, как маньеризм. Это одно из ранних свидетельств проявления мироощущения нового времени и следования барочной эстетике. Зарождается ещё в недрах эстетики Ренессанса, многими исследователями рассматривается именно как стилевое течение позднего Возрождения, даже как свидетельство его кризиса. Свидетельствует о поисках в области языка выразительности на «рубеже» культурных и эстетических эпох. Отличается усложнённой, изощрённой поэтической манерой (сам термин уже подчёркивает данной аспект), что является результатом принципиально нового отношения к самому искусству. На первый план выдвигается индивидуальная творческая инициатива поэта, новый принцип образности. Маньеризм отражает трагизм мироощущения «пограничного» периода (идеи относительности, быстротечности всего сущего, предопределения, скептицизм и мистицизм, и т. д.). Проявился, прежде всего, в дворянской культуре (напр., во Франции). Является, таким образом, в целом «пограничным» явлением между поздним Ренессансом и собственно направлением барокко XVII в.
Маньеризм – это систематизирующее общее наименование для целого ряда явлений искусства. В литературе с ним, так или иначе, связывают гонгоризм и консептизм (Испания), маринизм (Италия), эвфуизм (Англия), прециозную литературу (Франция).
2. Высокое барокко – разрабатывало «высокую», то есть философскую, общечеловеческую проблематику, затрагивало вечные вопросы. Проявилось в драме, связано с творчеством Кальдерона и Грифиуса.
3. Низовое барокко – обращается к современному, бытовому, частному материалу, опирается чаще всего на сатиру. Использует «плутовскую» традицию. Представители – Шарль Сорель, Поль Скаррон.
В литературе барокко проявилось в поэзии (испанцы Кеведо, Гонгора, англичанин Донн, немцы Логау и Грифиус) и в драме.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 332.