Организация внутреннего пространства музея
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной этаж музея предназначен для размещения экспозиции. Во многих зданиях он расположен на уровне тротуapa или несколько приподнят. Высоко расположенный главный этаж создает определенные эксп­луатационные трудности. При выборе уровня основного выставочного этажа необходимо учи­тывать транспортировку экспонатов, их освещение, перемещение посе­тителей.

В музеях с выставочной площадью до 1000 м2 помещения часто располагают в одном горизонтальном уровне. Типичный вариант объем­но-планировочной композиции – объединение вспомогательных поме­щений по одну сторону экспозиционных залов. В вестибюле находятся гардероб, киоски, дальше – кинолекционный зал с самостоятельным вхо­дом, хранилище, административные помещения и библиотека.

Функциональное разделение помещений на две группы закрепляет­ся введением внутреннего дворика для экспозиции под открытым не­бом. Все помещения получают естественное освещение. Кольцевая экс­позиция вокруг двора обеспечивает четкий график движения.

При специфических условиях строительства (сложный рельеф ме­стности, своеобразие коллекций и пр.) возможна корректировка такой схемы. В случаях, когда площадь основного первого этажа недостаточна для экспо­зиции, под экспозиционные залы отводят второй этаж. На втором этаже может размещаться также часть административных помещений. Комнаты административного аппарата вместе со служебными помеще­ниями хранилищ часто образуют отдельный вертикальный блок. На втором этаже нередко находится библиотека. Второй этаж едва ли может служить местом для проведения круж­ковых занятий из-за специфичности функциональных требований и уда­ленности от главного входа. Совмещение в одном зале экспозиции и библиотеки весьма эффек­тивно в небольших музеях с научной, учебной, воспитательной и позна­вательной точек зрения. В ряде зарубежных музеев антресольные этажи для занятий устроены в хранилищах первого этажа, что создает непосредственную связь с экспонатами. Для современных музеев характерно разукрупнение.

Еще в XIX веке распространились две идеи организации пространства – радиаль­ная и сегментная.

Радиальная схема – в центре музея находится постоянная экспозиция для основной массы посетителей, по радиусам размещены отрасле­вые отделы для специалистов, комнаты для занятий и хранилища.

Сегментная схема музей из нескольких самостоятельных элемен­тов, возводимых поочередно по мере необходимости. Каждый такой эле­мент содержит выставочную зону и помещения для хранения. В крупных музеях эти элементы могут развиться до отдельных специализирован­ных музеев.

Наиболее универсальным приемом для демонстрации экспозиции является зальная планировочная структура с анфиладным и кольцевым графиком движения. При этом могут чередоваться залы различные по габаритам и организации внутреннего пространства. При проектировании зоны постоянной экспозиции музея необходимо предусматривать достаточно гибкое решение, рассчитанное на наилучшее восприятие экспонатов, при этом зоны рецепции должны сочетаться с зонами релаксации. Своеобразную группу образуют музеи-панорамы, в которых требуется круговой обзор.

    Для музея характерна относительная стационарность экспозиции и определенный график движения. Планировка должна быть простой, в ряде случаев должна предусматриваться возможность выборочного осмотра части экспозиции. Драматургия восприятия экспонируемого материала диктует в каждом конкретном случае пути решения интерьера музея:

- организация центрального ядра – распределительного пространства;

- дифференциация пространства в зависимости от запросов посетителей.

Здания музеев проектируются высотой 1 – 3 этажа (как правило, 2 этажа), при этом предпочтительным является горизонтальное функциональное зонирование. При использовании  вертикального функционального зонирования рациональным представляется ступенчатое размещение экспозиции.

Особая роль отводится коммуникациям: лестницам, пандусам, коридорам, галереям – они должны активно участвовать в формировании внутреннего пространства и режиссуры движения, являясь либо продолжением осмотра, либо осмысленными паузами.

Пространственное построение музея может быть различным в зависимости от множества факторов, его диктующих. Однако наиболее характерным современным подходом является использование универсального пространства с гибкой планировкой и возможностью трансформации. Залы музеев могут быть как открытыми во внешнюю среду, иметь идеальную связь с природой (прием галереи), так и изолированными от окружения, обеспечивая сосредоточение лишь на объекте экспозиции.

Архитектура экспозиционных залов влияет на объемно-планировочное и образное решение всего здания. Залы должны быть прибли­жены к посетителю, а пешеходные коммуникации максимально сокращены и облегчены. Принцип экономии помещений, кото­рый определяет построение музея от вестибюля до экспози­ции, должен соблюдаться и в самих залах. Поскольку дви­жение в зале начинается от входа, рассмотрим как его рас­положение влияет на маршрут движения.

Для тупиковых залов положение входа несущественно. После осмотра по периметру зритель снова возвращается ко входу. Холостых переходов нет. В проходных залах при рас­положении дверей на одной оси выгоднее оказывается их раз­мещение по широкой стороне. Диагонально расположенные две­ри обусловливают самый длинный холостой проход.

Промежуточные пространства между залами не должны быть просто коммуникационными. Они должны создавать пау­зы для отдыха, разрядки от эмоциональной нагрузки, возникающей при осмотре экспозиции.

Экспозиционное обо­рудование музея также разнообразно, как и экспозиция. Оно играет весьма важную роль в формировании облика интерьера зала. Не выступая в музее а качестве самостоятельной художественной цен­ности, оно должно выполнять важнейшую художественную функцию; заключающуюся в формировании такой предметной среды, которая обеспечивала бы при разнообразии приемов демонстрации экспонатов стилевое и композиционное единство во всей экспозиции музея. Единство оборудования должно преодолеть пестроту экспонатов.

Ведущую роль в организации внутреннего пространства музея играет освещение. Можно выявить следующие подходы к его решению:

- максимальное раскрытие и естественное освещение всего пространства;

- разгран­ичение световых потоков (отдельные залы с верхним светом);

- в 2-этажном здании – боковое освещение по 1-му этажу и верхнее – по 2-му этажу;

- верхнее–боковое и системы искусственного.

В концептуальном плане трактовка интерьерных пространств музеев решается разными путями. Наиболее традиционный тип внутреннего пространства музея, замкнутый и самодостаточный, в современных проектах часто вытесняется более открытым и комплексным. Это более органично отвечает идеологии музея как универсального центра искусств, более демократичного пространственного объекта – части окружающей среды. Это стремление к открытости выражается на разных уровнях. Важная роль отводится сочетанию открытых и закрытых пространств. Если традиционно остекление применялось для разного рода коммуникаций и буферных пространств (атриумов, переходов, холлов), то в современной практике проектирования и строительства музейный зданий все чаще используется раскрытие экспозиционных пространств, неожиданные эффекты дополнительных визуальных связей (с парковым окружением, с городом).

Экспозиционное оборудование в музеях очень разнообразно, как разнообразна и сама экспозиция, однако один принцип присутствует всегда: оно должно быть максимально незаметным, не привлекать к себе внимания.

В структуре музея очень существенно соотношение между постоянной экспозицией и временными выставками. Действительно, музей, которому нечего прибавить к ранее создан­ному, неизбежно превращается в музей в нарицательном значении этого слова. В современной практике есть музеи, деятельность которых цели­ком основана на организации временных выставок. Именно выставочная зона посвящена временному и преходящему, что находит отражение и в архитектуре зданий. Наиболее часто в процессе развития комплекса композиция приобретает сложный, расчлененный характер. В современной практике проектирования авторы изначально закладывают развитую пространственную структуру комплекса.

Конструктивное решение

Развитие новых конструкций расширило представление о морфологии архитектурного языка музеев, и сложные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитек­туре современных музеев заметное место наряду с более просты­ми традиционными.

Конструктивное решение здания музея может трактоваться в двух направлениях: как следование чисто утилитарным (функциональным) потребностям и как важный элемент композиционно-художественного решения объекта. В первом случае конструктивное решение призвано обеспечить удобное функционирование комплекса, что касается, в первую очередь, крупногабаритных пространств (атриумов, экспозиционных и концертных залов), а также надежной и целесообразной организации фондохранилищ.

Для организации свободных перетекающих пространств в интерьере сооружения целесообразно использование каркасной схемы. Это решение, характерное для модернизма, позволяет изящно решать архитектуру минимальными средствами, при этом предоставляя полную свободу в поисках иных решений (применение всевозможных навесных панелей, использование декора). Применение ферм постепенно вытесняется использованием пространственных покрытий. Перекрытия на основе гигантских рам (на этаж) позволяют использовать междуэтажное пространство для подсобных помещений и запасников.

Использование большепролетных пространственных конструкций целесообразно для перекрытия безопорных пространств, при этом они всегда сообщают зданию дополнительную образную выразительность как в интерьере, так и во внешнем облике. В XX веке широко использовались все типы пространственных покрытий: оболочки одинарной и двоякой кривизны (в виде гипаров), все типы сводов, куполов, складчатые покрытия, пневматические и воздухонесомые оболочки, а также сложные составные структуры. Пространственные формы для перекрытия зрелищных зальных пространств в современной практике используются повсеместно.

Программа-задание

Дата: 2019-03-05, просмотров: 382.