Темой курсового проекта является проектирование здания музея, тип которого определяется в зависимости от характера экспозиции по выбору автора. Выявляют следующие профильные группы музеев:
1. Комплексные – смешанного типа:
- краеведческие;
- историко-краеведческие;
- историко-архитектурные и художественные;
- музеи-дворцы, музеи-усадьбы.
2. Исторические
3. Искусствоведческие и художественные
4. Естественнонаучные
5. Литературные
В процессе выполнения курсового проекта на тему «Музей» необходимо решить следующие принципиальные задачи:
- оценить исходную градостроительную ситуацию и определить роль и место в ней будущего здания;
- проанализировать предложенный заданием состав помещений музея с возможной его корректировкой в зависимости от градостроительной ситуации;
- составить логическую или графическую модель функциональных связей основных блоков инфраструктуры здания;
- принять объемно-композиционное решение здания, увязав его с окружающей средой;
- отработать образную сторону объекта, придав ему художественное своеобразие;
- разработать конструктивное решение объекта.
Решение названных задач предполагает два последовательных и взаимосвязанных этапа проектирования:
- планировочную разработку градостроительной ситуации (участка застройки и прилегающего квартала) с принципиальным объемно-пространственным решением будущего здания;
- подробную разработку объема здания, уточнение его планировочной структуры, четкое определение функциональной взаимосвязи помещений, конкретизацию образного и конструктивного решений.
СОСТАВ ПРОЕКТА:
1. Реферат
2. Пояснительная записка
3. Графическая часть (выполняется на подрамнике 1 Х 1 м):
- ситуационный план
- генеральный план М 1 : 500
- развертки М 1 : 500, 1 : 400
- фасады М 1 : 100
- разрезы М 1 : 100, 1 : 200
- планы этажей М 1 : 100, 1 : 200
- перспектива
- технико-экономические показатели.
4. Конструктивная часть выполняется отдельным альбомом формата А-3 в случае, если проект является ВКР бакалавра архитектуры:
- план 1-го или типового этажа;
- конструктивный разрез;
- план перекрытия, покрытия или перемычек;
- конструктивные узлы (3 шт.).
Градостроительное решение. Требования к участку
Для зданий музеев можно выявить три основных типа размещения в зависимости от градостроительной ситуации:
- в парковой зоне – островное, свободное размещение;
- в зоне реконструируемой застройки;
- в составе культурного центра города.
Музей должен быть максимально изолирован от внешней городской среды, защищен зелеными насаждениями и оборудован системой фильтрации воздуха и кондиционирования. Участок музея при размещении его в городской застройке должен быть четко выделен. При островном положении здания границы участка могут быть показаны условно. К участку музея может относиться и часть прилегающей городской или парковой территории, если она тяготеет к музею и образует с ним органическое единство, хотя формально и не принадлежит ему. Участок музея должен предоставлять возможность для расширения здания в будущем. Площадь участка зависит от величины и характера коллекций.
Участок музея делится на следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную, хозяйственную. Все зоны, особенно три первые, могут не иметь чёткого разделения.
Входная зона. Вход в музей должен быть не менее чем на 15 м удален от красной линии – зона для психологической перестройки, иногда с экспонатами под открытым небом. При подходе к музею в этой зоне создается пауза, необходимая посетителю, чтобы пережить психологическую перестройку, переориентацию внимания, нужную для знакомства с экспозицией. В благоустройстве входной зоны используются различные малые формы и средства наглядной информации и рекламы, иногда крупные и предметные экспонаты. В непосредственной близости от входной зоны должна располагаться стоянка для экскурсионных автобусов и автомашин. Входная зона в зависимости от положения здания и его окружения может быть парадной или камерной. В определенных градостроительных условиях входной зоной может служить часть площади общественного центра города. Автомобильные стоянки принимаются из расчета 25 – 30 мест на 100 единовременных посетителей.
Экспозиционная зона наиболее значима с функциональной и композиционной точки зрения. Экспозиция на участке музея может располагаться вблизи здания, а может быть связана с улицей с целью привлечения публики. Для этой зоны наиболее характерна живописная планировочная структура с использованием природных возможностей рельефа, а также его организации и элементов благоустройства. Чаще всего экспозиция располагается вблизи здания, занимая внутренние дворики и незастроенную часть первого этажа – галереи, проходы и пр. Она может быть связана с улицей, с площадью – с целью включить окружающее пространство в сферу влияния музея вынесением экспозиции в окружение, в места сосредоточения публики. Для открытой экспозиции отводятся покрытия развитых цокольных этажей, специальные подиумы и площадки. Иногда экспозиция располагается по рельефу на разных, в том числе и заглубленных уровнях, чтобы экспонаты можно было рассмотреть в разных ракурсах. Наиболее распространены живописные планировочные структуры. Для организации пространства желательно использовать архитектурные элементы – террасы, лестницы, подпорные стенки, бассейны, фонтаны, перголы. Становится популярным пейзажное направление, когда эффект достигается сопоставлением открытых участков газона, группы деревьев и свободно расставленных экспонатов, а зритель движется по вьющимся сряди зелени дорожкам.
Рекреационная зона предназначена для отдыха после осмотра экспозиции, может совмещаться с входной зоной в случае достаточной изолированности последней от города, также может смыкаться с открытой экспозицией.
Хозяйственная зона предназначена для размещения инженерных служб, необходимых музею: котельной, трансформаторной подстанции, складов и гаражей. Необходимо отметить, что современные тенденции направлены на отказ от развитой хозяйственной зоны: технические помещения по возможности следует встраивать в подвальные и цокольные этажи здания. Размещение хозяйственной зоны целесообразно со стороны приема и отправки музейно-выставочных экспонатов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 261.