Площадь застройки, % | 25-30 |
Подъезды, дорожки, площадки для стоянки автотранспорта, % | 10-15 |
Открытые экспозиционные площадки, % | 10-15 |
Озеленение, % | 30-40 |
Хозяйственная зона, % | 5-10 |
4. Объемно-планировочное решение
Основными видами деятельности музеев являются: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, opганизация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительская деятельность.
Формирование и хранение коллекций. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник – основа различных по виду музеев. Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводится но профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.
Архитектурный аспект проблемы заключается в необходимости иметь специальные помещения для хранения фондов по видам экспонатов, рабочие помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок.
Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз. Первая ступень – определение и классификация материала, его возможное использование для дальнейшей научной обработки и в культурно-просветительских целях, размещение поступлений в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций. Для проведения научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов необходимо обеспечить доступность все материалов фондовых коллекций.
Постоянная экспозиция – основное звено деятельности музея. Она формируется, главным образом, из подлинных экспонатов, прошедших научную обработку. Основные требования к экспозиции: цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий зрителей), выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом; обеспечение сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране).
Архитектурное пространство включает как собственно экспозиционные залы, так и открытую экспозицию. В состав помещений желательно включать вводный зал, как организующее пространственное начало, где посетители получают первую информацию о музее и проводятся торжественные мероприятия.
Выставочная деятельность является оперативной формой участия музея в современной жизни, выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей. Существуют две основных формы проведения выставок: внутри музея и передвижные, что определяет необходимость специальных выставочных залов и транспортных средств. Основные требования к выставочным залам:
- близость к вестибюлю, возможность беспрепятственного изолированного доступа (без прохождения через другие помещения);
- нейтральность пространственного и художественного решения;
- возможность легкой и быстрой трансформации.
При залах целесообразно предусматривать помещения для хранения выставочного оборудования и инвентаря. Целесообразно проектировать в фондохранилищах специальное помещение для передвижных выставок, максимально приближенное к служебному входу.
Примерные соотношения выставочной и экспозиционной площадей:
Экспозиционная площадь, м2 | 1500 | 2500 | 5000 |
Выставочная площадь, м2 | 200 | 250 | 600 |
Культурно-просветительская работа включает организацию выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работу кружков, что обусловливает включение в структуру здания кинолекционного зала и кружковых. В зависимости от величины музея размерные характеристики помещений варьируют следующим образом:
- в музеях с экспозиционной площадью до 200 м2 выявляется зона универсального использования на этой площади;
- в музеях с экспозиционной площадью до 15002 м проектируется кинолекционный зал на 100 мест и кружковая;
- в музеях с экспозиционной площадью до 2500 м2 проектируется кинолекционный зал на 200 мест и кружковая;
- в музеях с экспозиционной площадью до 5000 м2 проектируется два зала – кинолекционный зал на 200 мест и малый заседаний площадью 45-60 м2, а также кружковые комнаты.
Характер деятельности отдельных музеев допускает внесения корректив в эти показатели.
Кинолекционный зал должен располагаться в непосредственной близости от вестибюля. Желательно предусматривать его автономное использование.
Хранение коллекций включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах, но в основном в фондах. Хранение организуется по видам экспонатов. Основной частью работы является консервация и реставрация экспонатов. В зависимости от величины музея и его значимости в системе предусматривается от одной общей реставрационной мастерской до комплекса мастерских и лабораторий. Прогрессивной формой обслуживания нескольких музеев в условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ, мастерских и лабораторий.
5. Функциональные блоки здания и требования к их проектированию
Организации всех функциональных процессов, включаемых в здание музея, соответствуют следующие основные группы помещений:
- входная группа помещений;
- экспозиционная часть;
- кинолекционный зал;
- административные, рабочие и подсобные помещения, библиотека;
- лаборатории и мастерские;
- фондохранилища;
- технические помещения.
Помещения музея подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.
В зависимости от преимущественного использования помещений посетителями или сотрудниками музея они разделяются на две основные зоны:
А – посетительскую (открытую);
Б – служебную (закрытую).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.