В историческом центре города
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МУЗЕЙ

В историческом центре города

 

Методические указания и программа-задание

для курсового и дипломного проектирования

студентов направления 270300.62 «Архитектура»

и специальности 270301.65 «Архитектура».

 

Нижний Новгород

2009

УДК 725.24

 

Музей в историческом центре города. Методические указания и программа-задание для курсового и дипломного проектирования студентов направления 270300.62 «Архитектура» и специальности 270301.65 «Архитектура». Н. Новгород, ННГАСУ, 2009

 

В методических указаниях разработан принципиальный подход к проектированию зданий музеев различного типа. Последовательно рассматриваются градостроительные, функциональные, планировочные, композиционные аспекты проектирования, а также нормативные требования к помещениям. Предлагается программа-задание на проектирование музея с экспозиционной площадью 1000 м2.

     

 

Составители: А.Л. Гельфонд, М.В. Дуцев, Г.М. Голов

 

 


 С Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Общие положения …………………………………………….. 4

 

2. Цели, задачи и состав проекта ……………………………….. 4

 

3. Градостроительное решение. Требования к участку ………. 6

 

4. Объемно-планировочное решение ………………………….. 8

 

5. Функциональные блоки здания и требования

к их проектированию ………………………………………… 10

 

6. Организация внутреннего пространства……………………… 17

 

7. Конструктивное решение ……………………………….…… 20                                                                                   

Программа-задание на проектирование музея с экспозиционной

площадью 1000 м2 ………………………………………………… 21    

Литература ………………………………………………………… 22                                                                                    

Иллюстрации                                                                                                       

                                         

 

 


Общие положения

Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу деятельности музеев, определяют структуру, состав и площади помещений. При проектировании музеев должен последовательно осуще­ствляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей пере­мещения экспонатов и персонала.

Функция Место

Содержание экспонатов

Показ Экспозиционные и выставочные залы Сбор и хранение Фондохранилище, реставрационные мастерские Изучение Рабочие комнаты

Обслуживание посетителей

Прием Вестибюль, кинолекционный зал, кружковые Показ Экспозиционные и выставочные залы Информация Информационные службы, библиотека

Многогранность деятельности музея выявляется в сложной объемно-планировочной структуре здания. Взаимосвязь помещений характеризуется интенсивностью и регу­лярностью потоков посетителей и персонала и может быть представлена следующими основными вариантами:

- постоянная связь между помещениями с интенсивными потока­ми требует их близкого и удобного взаиморасположения без пересече­ния путей с другими потока­ми; это в первую очередь относится к группе вестибюль – экспозиционные залы и связям внутри группы экспозиционных залов;

- эпизодическая связь помещений с интенсивными потоками, при которой главным становится отсутствие пересечений с другими интенсивными потоками, второстепенным – близость доступа;

- постоянная взаимосвязь помещений с единичными перемеще­ниями требует их удобного и близкого взаиморазмещения; пересечения потоков не играют существенной роли; такая связь должна быть меж­ду фондохранилищем, фотолабораторией и мастерскими, экспозицион­ными залами, местами отдыха, помещением администрации;

- единичные и эпизодические перемещения могут возникать меж­ду любыми группами помещений; однако они не влияют на взаимное расположение основных помещений.

 

Градостроительное решение. Требования к участку

Для зданий музеев можно выявить три основных типа размещения в зависимости от градостроительной ситуации:

- в парковой зоне – островное, свободное размещение;

- в зоне реконструируемой застройки;

- в составе культурного центра города.

Музей должен быть максимально изолирован от внешней городской среды, защищен зелеными насаждениями и обору­дован системой фильтрации воздуха и кондиционирования. Участок музея при размещении его в городской застройке должен быть четко выделен. При островном положении зда­ния границы участка могут быть показаны условно. К участ­ку музея может относиться и часть прилегающей городской или парковой территории, если она тяготеет к музею и об­разует с ним органическое единство, хотя формально и не принадлежит ему. Участок музея должен предоставлять возможность для расши­рения здания в будущем. Площадь участка зависит от величины и характера коллекций.

Участок музея делится на следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную, хозяйственную. Все зоны, особенно три первые, могут не иметь чёткого разделения.

Входная зона. Вход в музей должен быть не менее чем на 15 м удален от красной линии – зона для психологической перестройки, иногда с экспонатами под открытым небом. При подходе к музею в этой зоне создается пауза, необходи­мая посетителю, чтобы пережить психологическую перестройку, переориентацию внимания, нужную для знакомства с экспозицией. В благоустройстве входной зоны используются различные малые формы и средства наглядной информации и рекламы, иногда крупные и предметные экспонаты. В непос­редственной близости от входной зоны должна располагаться стоянка для экскурсионных автобусов и автомашин. Входная зона в зависимости от положения здания и его окружения может быть парадной или камерной. В определен­ных градостроительных условиях входной зоной может служить часть площади общественного центра города. Автомобильные стоянки принимаются из расчета 25 – 30 мест на 100 единовременных посетителей.

Экспозиционная зона наиболее значима с функциональной и композиционной точки зрения. Экспозиция на участке музея может располагаться вблизи здания, а может быть связана с улицей с целью привлечения публики. Для этой зоны наиболее характерна живописная планировочная структура с использованием природных возможностей рельефа, а также его организации и элементов благоустройства. Чаще всего экспозиция располагается вблизи здания, занимая внутренние дворики и незастроенную часть первого этажа – галереи, проходы и пр. Она может быть связана с улицей, с площадью – с целью включить окружающее пространство в сферу влияния музея вынесением экспозиции в окружение, в места сосредоточения публики. Для открытой экспозиции от­водятся покрытия развитых цокольных этажей, специальные подиумы и площадки. Иногда экспозиция располагается по рельефу на разных, в том числе и заглубленных уровнях, чтобы экспонаты можно было рассмотреть в разных ракурсах. Наиболее распространены живописные планировочные струк­туры. Для организации пространства желательно использовать архитектурные элементы – террасы, лестницы, подпор­ные стенки, бассейны, фонтаны, перголы. Становится популярным пейзажное направление, когда эффект достигается сопоставлением открытых участков газона, группы деревьев и свободно расставленных экспонатов, а зритель движется по вьющимся сряди зелени дорожкам.

Рекреационная зона предназначена для отдыха после осмотра экспозиции, может совмещаться с входной зоной в случае достаточной изолированности последней от города, также может смыкаться с открытой экспозицией.

Хозяйственная зона предназначена для размещения инженерных служб, необходимых музею: котельной, трансформаторной подстанции, складов и гаражей. Необходимо отметить, что современные тенденции направлены на отказ от развитой хозяйственной зоны: технические помещения по возможности следует встраивать в подвальные и цокольные этажи здания. Размещение хозяйственной зоны целесообразно со стороны приема и отправки музейно-выставочных экспонатов.

Вид помещений по назначению

 

Функциональные зоны музея

 

А — пос етительская   Б — служебная   Основные   Постоянная экспозиция, временные выставки   Фондохранилища   Вспомогательные   Кинолекционный зал, кружковая, зона отдыха, помещения для информации   Рабочие помещения для сотрудников, лаборатории, мастерские, библиотека   Обслуживающие   Вестибюль, гардероб, буфет, киоск, курительные, санузлы   Служебный вестибюль, хозяйственные кладовые, помещения для инвентаря, санузлы, технические помещения  

Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения помещений следующие:

- экспозиционные залы – 45 – 55 %;

- фондохранилища – 20-25%;

- вспомогательные и обслуживающие помещения 35%.

Входная группа помещений

С вестибюля начинается развитие архитектурного пространства музея. Здесь посетители получают первое впечатление от музея.

Планировочная и пространственная организация вестибюля подчиняется выполнению следующих функций: место сбора индивидуальных посетителей и экскурсионных групп, информационное обслуживание, отдых, контроль, продажа билетов, cyвениров и буклетов. Здесь можно проводить кратковременные выставки, находятся гардеробы и туалеты, располагается буфет. В вестибюле желательно предусматривать помещение для дежурных экскурсоводов.

Вестибюль является важным коммуникационным узлом, где| начинаются и заканчиваются маршруты осмотра. Из вестибюля должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в экспозиционные, выставочные и кинолекционный залы в администрацию и кружковые комнаты. Помимо главного вестибюля для посетителей, в музеях желательно иметь служебный вестибюль для персонала.

Расчет вестибюльной группы следует вести, исходя из макси­мальной единовременной вместимости музея, которая составляет 1/5 общего количества посетителей в день. В случае, если вести­бюль одновременно обслуживает помещения для дополнитель­ных видов деятельности, следует прибавить вместимость и этих помещений.

Площадь входной группы помещений:

Площадь гардероба на ед., м2 Площадь для хранения сумок, портфелей на ед., м2 Площадь вестибюля на ед., м2
0,08 0,04 0,2 – 0,3

Гардероб желательно устраивать в уровне главного входа в здание. Чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами, коммуникационными узлами, лестницами и лифтами при многоэтажном построении экспозиции гардероб следует размещать вблизи главного входа, но в стороне от основного пути движения.

В небольших музеях касса: киоск и контроль могут быть объединены в одном месте.

В вестибюле проектируются также посты охраны, включая пожарный. В крупных музеях предусматривается медпункт. При проектировании вестибюля следует обратить особое внимание на размещение контроля, который разделяет вестибюль на две зоны: доконтрольную и законтрольную. До контроля размещается распределительный вестибюль с гардеробом, кассами, информационными службами, киосками, буфетом, курительными и санузлами, за контролем – входы в выставочные и экспозиционные залы, фондохранилища, лаборатории и мастерские.

Буфет рассчитывается на обслуживание сотрудников и посетителей, функционально связан с вестибюлем и включает зал обслу­живания, стойку раздачи с соответствующим технологическим оборудованием и подсобной, требующей естественного освещения.

Экспозиционная часть

Экспозиционные залы – ведущий элемент в функциональ­ной структуре и архитектурной композиции здания. Архитектурно-пространственное построение залов: их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством определяется назначением и спецификой экспозиции.

Общие требования к экспозиционным залам:

- пространственно-планировочное и художественное решение залов — в соответствии с тематическим построением экспозиций;

- возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов;

- возможность внесения изменений в структуру залов во времени в связи с пополнением и обновлением экспозиций;

- связь с открытой экспозицией;

- включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря.

Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. При проектировании их на разных этажах необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов. При размещении экспозиций в многоэтажном здании на разных этажах предпочтительна организация маршрута сверху вниз. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо.

Наиболее распространенным типом композиции здания музея является расположение экспозиций вокруг центрального вводного зала на втором и третьем этажах. Расположение экспо­зиции выше третьего этажа нежелательно, что не исключает в конкретных условиях строительства многоэтажных композиции.

Одноэтажная композиция создает максимум удобств, как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и в отношении освещения. Преимущества этого типа планировки –возможность тесной связи с природой, трансформаций и расши­рения музея в целом и отдельных его разделов. Сокращение пу­тей перемещения посетителей и числа экспонатов ограничивает применение распластанных композиционных решений зданий для крупных музеев.

Высотная композиция музея определяет вертикальное зонирование: верхние этажи отводятся под экспозицию, которая форми­руется вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала. Хранилища, административные помещения, лекционный зал и различные помещения обслуживания занимают нижние этажи. При таком решении вестибюль является композиционным узлом, с которого начинается развитие пространства по вертикали.

Специальные требования к экспозиционным залам: желатель­ность естественного освещения в залах с экспозицией картин, ориентация световых проемов предпочтительно на северную сторону горизонта, из условия экспонирования произведений графики является целесообразным иметь для них специальные залы.

В небольших музеях (с экспозиционной площадью до 500 м2) следует предусматривать возможность организации  мест проведения встреч, показ кинофильмов, а также временных выставок.

При построении графика осмотра экспозиции центральные места следует отводить для размещения ведущих экспонатов, выделяемых средствами художественного оформления (светом, цветом, фоном, обрамлением).

Высота рядовых экспозиционных залов принимается равной 4–5 м, больших залов – 6–8 м. высота экспозиционного пояса 1,50-1,70 м на расстоянии 0,8-0,9 м от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20-50 м. Загрузка площади экспози­ционного пояса экспонатами принимается равной 50-60%. Уда­ление зрителя от экспоната обычно принимается равным двойной высоте экспоната. Целостность зрительного восприятия экспози­ционного пространства ограничивается 24 м.

Загрузка пола крупными экспонатами и витринами принима­ется в пределах 20-30%, ширина главного прохода 2-3 м, второстепенного 1,5-2м. Перед ведущими экспонатами желательно оставлять сво­бодное пространство в 10-15 м.

Экспозиционная площадь на 1 посетителя составляет 3-4 м2. При проектировании залов следует стремиться к сокращению оконных и дверных проемов, жестко фиксированных конструк­тивных опор и перегородок, затрудняющих перепланировку и ор­ганизацию экспозиции. Для соблюдения этих требований необходимо исполь­зовать все многообразие архитектурных средств: выбор общей схемы здания, этажности, уровней пола и потолка, пластики объемов и пространств, световых и цветовых акцептов, создание композиционных акцентов и т. п.

Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для ди­дактических экспозиций, в меньшей степени для художественных музеев. Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Маршрут осмотра и система освещения могут стать опреде­ляющими моментами в построении композиционных схем. Чтобы свести воедино научные, содержательные и функцио­нально-технологические вопросы организации экспозиции требуется разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение в натуре.

Выставочные залы (залы временных выставок) – неотъемлемая часть современного музея. Выставки – это постоянная живая связь не только со зрителями, но и с другими музеями. Выставочная экспозиция тематически ограничена и потому но­сит более частный оперативно-информационный характер. Поэтому, если постоянная экспозиция музеев обновляется раз в 7-10 лет, то экспозиция выставок меняется через месяц – два. Частая смена экспозиции, изменение требований к ней определяют необходимость в еще большей универсальнос­ти зрительных залов в сравнений с экспозиционными. Выста­вочные зады должны быть приспособлены к установке самых разнообразных выставочных конструкций. Выставочный зал должен быть максимально приближен к вестибюлю, или даже иметь самостоятельный вход. При выставочных залах жела­тельно предусмотреть специальные помещения для хранения инвентарного экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, для различных подгото­вительных работ.

Кинолекционный зал

Кинолекционный зал желательно располагать вблизи от вестибюля, тогда его можно использовать независимо от режима работы экспозиции. Кроме кинопроекцион­ных устройств в зале должны быть небольшое возвышение для демонстрации экспонатов, доска и приспособление для раз­вески картин и наглядных пособий, созданы условия для показа диапозитивов.

Административные, рабочие, подсобные помещения, библиотека

Эта группа помещений должна располагаться обособленно от зоны постоянной экспозиции, иметь свой служебный вход.

Кружковые и студийные комнаты предназначают­ся для проведения самых различных занятий, поэтому в них нужно предусмотреть возможность трансформации, приспособ­ления для работы различных групп. Работа музейных кружков и студий основана на изучении материалов музейных фондов и технологии музейных лабораторий. Это не означает, что кружковые комнаты должны размещаться в непосредственной близости от них. Наоборот, их следует удалить, так как здесь собирается много людей и помещения становятся ис­точником шума.

Рабочие помещения – кабинеты и общие комнаты, которые предназначены для администрации и сотрудников му­зея. Помещения администрации желательно располагать вбли­зи входа - главного или служебного. Рабочие комнаты науч­ных сотрудников могут быть сгруппированы вместе, или рас­средоточены, находясь около тех отделов, где ведется ос­новная работа.

Научная библиотека музея является хранилищем не только текущей научной литературы, но и редких изданий, входящих в коллекции. Она обслуживает, в основном, сотрудников музея. Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, расположенные поблизости от библиотеки. Площадь помещений для научной работы принимается из расчета 4,5 м2 на одного сотрудника (научного работника) и 9 м2 на одного сотрудника (руководителя отдела или сектора).

Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей.

Конструктивное решение

Развитие новых конструкций расширило представление о морфологии архитектурного языка музеев, и сложные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитек­туре современных музеев заметное место наряду с более просты­ми традиционными.

Конструктивное решение здания музея может трактоваться в двух направлениях: как следование чисто утилитарным (функциональным) потребностям и как важный элемент композиционно-художественного решения объекта. В первом случае конструктивное решение призвано обеспечить удобное функционирование комплекса, что касается, в первую очередь, крупногабаритных пространств (атриумов, экспозиционных и концертных залов), а также надежной и целесообразной организации фондохранилищ.

Для организации свободных перетекающих пространств в интерьере сооружения целесообразно использование каркасной схемы. Это решение, характерное для модернизма, позволяет изящно решать архитектуру минимальными средствами, при этом предоставляя полную свободу в поисках иных решений (применение всевозможных навесных панелей, использование декора). Применение ферм постепенно вытесняется использованием пространственных покрытий. Перекрытия на основе гигантских рам (на этаж) позволяют использовать междуэтажное пространство для подсобных помещений и запасников.

Использование большепролетных пространственных конструкций целесообразно для перекрытия безопорных пространств, при этом они всегда сообщают зданию дополнительную образную выразительность как в интерьере, так и во внешнем облике. В XX веке широко использовались все типы пространственных покрытий: оболочки одинарной и двоякой кривизны (в виде гипаров), все типы сводов, куполов, складчатые покрытия, пневматические и воздухонесомые оболочки, а также сложные составные структуры. Пространственные формы для перекрытия зрелищных зальных пространств в современной практике используются повсеместно.

Программа-задание

Всего по блоку                                                                            1000

  1. Кинолекционный зал на 100 мест

- кинолекционный зал с эстрадой                                                   65

- киноаппаратная                                                                               20

- комната при эстраде                                                                        10

- фойе при кинозале (может быть объединено с вестибюлем)     25

                        Всего по блоку                                              120

  1. Административные, рабочие, подсобные помещения,

Научная библиотека

- кабинет директора                                                                           20

- приемная                                                                                          15

- кабинет заместителя директора                                                15

- кабинеты научных сотрудников    (3 по 10 м2)                      30

- канцелярия, бухгалтерия                                                                15

- кружковые комнаты (3 по 15 м2)                                                  45

- научная библиотека                                                                        50

- санитарные блоки                                                                           10

                        Всего по блоку                                                           200

5. Лаборатории и мастерские

- реставрационная мастерская                                                          20

- художественная мастерская                                                           20

- макетная и модельная мастерская                                                  20

- столярная мастерская                                                                      20

                       Всего по блоку                                                     80

6. Фондохранилища

- приемная экспонатов                                                                         50

- научный архив                                                                                    50

- хранилища - 5 помещений по 80 м2                                                 400

                        Всего по блоку                                                           500

7. Хозяйственные и технические помещения

                        Всего по блоку                                                           100           

  Итого по зданию                                           2100

Литература:

1. Ревякин, В.И. Проектирование музеев: монография / В.И. Ревякин. – М.: ГУЗ, 2003. – 206 с.: ил.

2. Гельфонд, А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие / А.Л. Гельфонд. – М.: «Архитектура-С», 2007. – 280 с., ил.

3. Гельфонд, А.Л. Проектирование зданий библиотек и музеев с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения: Метод. указания для курсового и дипломного проектирования студентов специальности 29.01 «Архитектура» / А.Л. Гельфонд, М.В. Дуцев - Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2004. – 24 с. / 16 с.

4. Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений: СНиП 2.07.01-89*. - М.: ГУЛ ЦПП, 1995.

5. Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения: СНиП
2.08.02-89*. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 2003.

6. Строительные нормы и правила. Пожарная безопасность зданий и сооружений:
СНиП 21-01-97. - М.:ГУП ЦПП, 1997* (2002).

 

 

 

Функционально-планировочная структура музея:

1 - вестибюль и гардероб; 2 - информационно-справочный отдел; 3 – помещение экскурсовода; 4 - медпункт; 5 - курительная; 6 - туалет; 7 - киоски; 8 – помещения отдыха; 9 - буфет; 10 - детская игровая; 11 - лекционный зал; 12 - зона массовых мероприятий; 13 - зона периодических выставок; 14 - аудитория; 15 - библиотека; 16 - фойе; 17 - дирекция; 18 - конференц-зал; 19 - кабинеты научных работников; 20 - вестибюль служебный; 21 - бытовые помещения; 22 - столовая персонала с подсобными помещениями; 23 - фото- и другие лаборатории и мастерские; 24 - прием, обработка, консервация, подготовка экспонатов; 25 - технические помещения; 26 - сейф

 

 

Состав и взаимосвязь помещений музея:

Входная группа: 1 — главный вход; 2 — вестибюль; 3 - гардероб; 4 — касса; 5 — киоск; 6 — комната дежурных экскурсоводов; 7 – буфет; 8 — пост охраны; 9 — курительные, санитарные блоки.

Административные, рабочие и подсобные помещения: 10 – кабинет директора, 11 — приемная секретаря; 12 – кабинет заместителя директора; 13 — канцелярия и бухгалтерия; 14 — комната персонала; 15 — массовый отдел; 16 — кружковая; 17 — кабинет научных сотрудников; 18 — библиотека; 19 — кинолекционный зал; 20 — выставочный зал.

Экспозиция: 21 — вводный зал; 22-24 — постоянная экспозиция; 25 — временная экспозиция.

Фондохранилиша: 26 — приемная экспонатов; 27 — изолятор; 28 — дезкамера; 29 — помещение для хранения материалов; 30 — помещение для хранения оборудования; 31 — рабочая комната с каталогами; 32 — научный архив; 33-34 кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 35-43 — хранилища по видам экспонатов.

Лаборатории и мастерские: 44 — столярная; 45 — слесарная; 46 — фотолаборатория; 47— макетная и модельная; 48 — художественная мастерская; 49 — реставрационная мастерская; 50-51 — прочие мастерские в зависимости от профильной принадлежности музея 52 — служебный вход.

 

 

 

Состав и взаимосвязь помещений фондохранилищ: 1 — подъезд; 2 — разгрузочная площадка; 3 — приемная экспонатов; 4 — контроль; 5 — помещения для хранения оборудования; 6 — хранение материалов; 7 — изолятор; 8 — дезкамера; 9 — рабочая комната с каталогами; 10 — научный архив; 11-12 — кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 13 — хранилища по видам экспонатов; 14 — служебный вход; 15 — вход в экспозицию; 16 — вход в лаборатории и мастерские

 

Графики движения (А - И) посетителей в музеях (по В.И. Ревякину)

 

 

Влияние расположения входов на маршрут осмотра экспозиции музея

 

Экспозиционные приемы, влияющие на изменение характера внимания посетителей и направление их перемещения: 1 - направленное внимание; 2 - рассеянное внимание; 3 - концентрированное внимание; 4 - отвлеченное внимание

 

 

Гельфонд Анна Лазаревна

Дуцев Михаил Викторович

Голов Геннадий Михайлович

 




МУЗЕЙ

МУЗЕЙ

в историческом центре города

 

Методические указания и программа-задание

для курсового и дипломного проектирования

студентов направления 270300.62 «Архитектура»

и специальности 270301.65 «Архитектура».

 

Нижний Новгород

2009

УДК 725.24

 

Музей в историческом центре города. Методические указания и программа-задание для курсового и дипломного проектирования студентов направления 270300.62 «Архитектура» и специальности 270301.65 «Архитектура». Н. Новгород, ННГАСУ, 2009

 

В методических указаниях разработан принципиальный подход к проектированию зданий музеев различного типа. Последовательно рассматриваются градостроительные, функциональные, планировочные, композиционные аспекты проектирования, а также нормативные требования к помещениям. Предлагается программа-задание на проектирование музея с экспозиционной площадью 1000 м2.

     

 

Составители: А.Л. Гельфонд, М.В. Дуцев, Г.М. Голов

 

 


 С Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Общие положения …………………………………………….. 4

 

2. Цели, задачи и состав проекта ……………………………….. 4

 

3. Градостроительное решение. Требования к участку ………. 6

 

4. Объемно-планировочное решение ………………………….. 8

 

5. Функциональные блоки здания и требования

к их проектированию ………………………………………… 10

 

6. Организация внутреннего пространства……………………… 17

 

7. Конструктивное решение ……………………………….…… 20                                                                                   

Программа-задание на проектирование музея с экспозиционной

площадью 1000 м2 ………………………………………………… 21    

Литература ………………………………………………………… 22                                                                                    

Иллюстрации                                                                                                       

                                         

 

 


Общие положения

Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу деятельности музеев, определяют структуру, состав и площади помещений. При проектировании музеев должен последовательно осуще­ствляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей пере­мещения экспонатов и персонала.

Функция Место

Содержание экспонатов

Показ Экспозиционные и выставочные залы Сбор и хранение Фондохранилище, реставрационные мастерские Изучение Рабочие комнаты

Обслуживание посетителей

Прием Вестибюль, кинолекционный зал, кружковые Показ Экспозиционные и выставочные залы Информация Информационные службы, библиотека

Многогранность деятельности музея выявляется в сложной объемно-планировочной структуре здания. Взаимосвязь помещений характеризуется интенсивностью и регу­лярностью потоков посетителей и персонала и может быть представлена следующими основными вариантами:

- постоянная связь между помещениями с интенсивными потока­ми требует их близкого и удобного взаиморасположения без пересече­ния путей с другими потока­ми; это в первую очередь относится к группе вестибюль – экспозиционные залы и связям внутри группы экспозиционных залов;

- эпизодическая связь помещений с интенсивными потоками, при которой главным становится отсутствие пересечений с другими интенсивными потоками, второстепенным – близость доступа;

- постоянная взаимосвязь помещений с единичными перемеще­ниями требует их удобного и близкого взаиморазмещения; пересечения потоков не играют существенной роли; такая связь должна быть меж­ду фондохранилищем, фотолабораторией и мастерскими, экспозицион­ными залами, местами отдыха, помещением администрации;

- единичные и эпизодические перемещения могут возникать меж­ду любыми группами помещений; однако они не влияют на взаимное расположение основных помещений.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 353.