МУЗЕЙ
В историческом центре города
Методические указания и программа-задание
для курсового и дипломного проектирования
студентов направления 270300.62 «Архитектура»
и специальности 270301.65 «Архитектура».
Нижний Новгород
2009
УДК 725.24
Музей в историческом центре города. Методические указания и программа-задание для курсового и дипломного проектирования студентов направления 270300.62 «Архитектура» и специальности 270301.65 «Архитектура». Н. Новгород, ННГАСУ, 2009
В методических указаниях разработан принципиальный подход к проектированию зданий музеев различного типа. Последовательно рассматриваются градостроительные, функциональные, планировочные, композиционные аспекты проектирования, а также нормативные требования к помещениям. Предлагается программа-задание на проектирование музея с экспозиционной площадью 1000 м2.
Составители: А.Л. Гельфонд, М.В. Дуцев, Г.М. Голов
С Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общие положения …………………………………………….. 4
2. Цели, задачи и состав проекта ……………………………….. 4
3. Градостроительное решение. Требования к участку ………. 6
4. Объемно-планировочное решение ………………………….. 8
5. Функциональные блоки здания и требования
к их проектированию ………………………………………… 10
6. Организация внутреннего пространства……………………… 17
7. Конструктивное решение ……………………………….…… 20
Программа-задание на проектирование музея с экспозиционной
площадью 1000 м2 ………………………………………………… 21
Литература ………………………………………………………… 22
Иллюстрации
Общие положения
Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу деятельности музеев, определяют структуру, состав и площади помещений. При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов и персонала.
Функция | Место |
Содержание экспонатов
Обслуживание посетителей
Многогранность деятельности музея выявляется в сложной объемно-планировочной структуре здания. Взаимосвязь помещений характеризуется интенсивностью и регулярностью потоков посетителей и персонала и может быть представлена следующими основными вариантами:
- постоянная связь между помещениями с интенсивными потоками требует их близкого и удобного взаиморасположения без пересечения путей с другими потоками; это в первую очередь относится к группе вестибюль – экспозиционные залы и связям внутри группы экспозиционных залов;
- эпизодическая связь помещений с интенсивными потоками, при которой главным становится отсутствие пересечений с другими интенсивными потоками, второстепенным – близость доступа;
- постоянная взаимосвязь помещений с единичными перемещениями требует их удобного и близкого взаиморазмещения; пересечения потоков не играют существенной роли; такая связь должна быть между фондохранилищем, фотолабораторией и мастерскими, экспозиционными залами, местами отдыха, помещением администрации;
- единичные и эпизодические перемещения могут возникать между любыми группами помещений; однако они не влияют на взаимное расположение основных помещений.
Градостроительное решение. Требования к участку
Для зданий музеев можно выявить три основных типа размещения в зависимости от градостроительной ситуации:
- в парковой зоне – островное, свободное размещение;
- в зоне реконструируемой застройки;
- в составе культурного центра города.
Музей должен быть максимально изолирован от внешней городской среды, защищен зелеными насаждениями и оборудован системой фильтрации воздуха и кондиционирования. Участок музея при размещении его в городской застройке должен быть четко выделен. При островном положении здания границы участка могут быть показаны условно. К участку музея может относиться и часть прилегающей городской или парковой территории, если она тяготеет к музею и образует с ним органическое единство, хотя формально и не принадлежит ему. Участок музея должен предоставлять возможность для расширения здания в будущем. Площадь участка зависит от величины и характера коллекций.
Участок музея делится на следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную, хозяйственную. Все зоны, особенно три первые, могут не иметь чёткого разделения.
Входная зона. Вход в музей должен быть не менее чем на 15 м удален от красной линии – зона для психологической перестройки, иногда с экспонатами под открытым небом. При подходе к музею в этой зоне создается пауза, необходимая посетителю, чтобы пережить психологическую перестройку, переориентацию внимания, нужную для знакомства с экспозицией. В благоустройстве входной зоны используются различные малые формы и средства наглядной информации и рекламы, иногда крупные и предметные экспонаты. В непосредственной близости от входной зоны должна располагаться стоянка для экскурсионных автобусов и автомашин. Входная зона в зависимости от положения здания и его окружения может быть парадной или камерной. В определенных градостроительных условиях входной зоной может служить часть площади общественного центра города. Автомобильные стоянки принимаются из расчета 25 – 30 мест на 100 единовременных посетителей.
Экспозиционная зона наиболее значима с функциональной и композиционной точки зрения. Экспозиция на участке музея может располагаться вблизи здания, а может быть связана с улицей с целью привлечения публики. Для этой зоны наиболее характерна живописная планировочная структура с использованием природных возможностей рельефа, а также его организации и элементов благоустройства. Чаще всего экспозиция располагается вблизи здания, занимая внутренние дворики и незастроенную часть первого этажа – галереи, проходы и пр. Она может быть связана с улицей, с площадью – с целью включить окружающее пространство в сферу влияния музея вынесением экспозиции в окружение, в места сосредоточения публики. Для открытой экспозиции отводятся покрытия развитых цокольных этажей, специальные подиумы и площадки. Иногда экспозиция располагается по рельефу на разных, в том числе и заглубленных уровнях, чтобы экспонаты можно было рассмотреть в разных ракурсах. Наиболее распространены живописные планировочные структуры. Для организации пространства желательно использовать архитектурные элементы – террасы, лестницы, подпорные стенки, бассейны, фонтаны, перголы. Становится популярным пейзажное направление, когда эффект достигается сопоставлением открытых участков газона, группы деревьев и свободно расставленных экспонатов, а зритель движется по вьющимся сряди зелени дорожкам.
Рекреационная зона предназначена для отдыха после осмотра экспозиции, может совмещаться с входной зоной в случае достаточной изолированности последней от города, также может смыкаться с открытой экспозицией.
Хозяйственная зона предназначена для размещения инженерных служб, необходимых музею: котельной, трансформаторной подстанции, складов и гаражей. Необходимо отметить, что современные тенденции направлены на отказ от развитой хозяйственной зоны: технические помещения по возможности следует встраивать в подвальные и цокольные этажи здания. Размещение хозяйственной зоны целесообразно со стороны приема и отправки музейно-выставочных экспонатов.
Вид помещений по назначению
Функциональные зоны музея
Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения помещений следующие:
- экспозиционные залы – 45 – 55 %;
- фондохранилища – 20-25%;
- вспомогательные и обслуживающие помещения 35%.
Входная группа помещений
С вестибюля начинается развитие архитектурного пространства музея. Здесь посетители получают первое впечатление от музея.
Планировочная и пространственная организация вестибюля подчиняется выполнению следующих функций: место сбора индивидуальных посетителей и экскурсионных групп, информационное обслуживание, отдых, контроль, продажа билетов, cyвениров и буклетов. Здесь можно проводить кратковременные выставки, находятся гардеробы и туалеты, располагается буфет. В вестибюле желательно предусматривать помещение для дежурных экскурсоводов.
Вестибюль является важным коммуникационным узлом, где| начинаются и заканчиваются маршруты осмотра. Из вестибюля должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в экспозиционные, выставочные и кинолекционный залы в администрацию и кружковые комнаты. Помимо главного вестибюля для посетителей, в музеях желательно иметь служебный вестибюль для персонала.
Расчет вестибюльной группы следует вести, исходя из максимальной единовременной вместимости музея, которая составляет 1/5 общего количества посетителей в день. В случае, если вестибюль одновременно обслуживает помещения для дополнительных видов деятельности, следует прибавить вместимость и этих помещений.
Площадь входной группы помещений:
Площадь гардероба на ед., м2 | Площадь для хранения сумок, портфелей на ед., м2 | Площадь вестибюля на ед., м2 |
0,08 | 0,04 | 0,2 – 0,3 |
Гардероб желательно устраивать в уровне главного входа в здание. Чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами, коммуникационными узлами, лестницами и лифтами при многоэтажном построении экспозиции гардероб следует размещать вблизи главного входа, но в стороне от основного пути движения.
В небольших музеях касса: киоск и контроль могут быть объединены в одном месте.
В вестибюле проектируются также посты охраны, включая пожарный. В крупных музеях предусматривается медпункт. При проектировании вестибюля следует обратить особое внимание на размещение контроля, который разделяет вестибюль на две зоны: доконтрольную и законтрольную. До контроля размещается распределительный вестибюль с гардеробом, кассами, информационными службами, киосками, буфетом, курительными и санузлами, за контролем – входы в выставочные и экспозиционные залы, фондохранилища, лаборатории и мастерские.
Буфет рассчитывается на обслуживание сотрудников и посетителей, функционально связан с вестибюлем и включает зал обслуживания, стойку раздачи с соответствующим технологическим оборудованием и подсобной, требующей естественного освещения.
Экспозиционная часть
Экспозиционные залы – ведущий элемент в функциональной структуре и архитектурной композиции здания. Архитектурно-пространственное построение залов: их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством определяется назначением и спецификой экспозиции.
Общие требования к экспозиционным залам:
- пространственно-планировочное и художественное решение залов — в соответствии с тематическим построением экспозиций;
- возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов;
- возможность внесения изменений в структуру залов во времени в связи с пополнением и обновлением экспозиций;
- связь с открытой экспозицией;
- включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря.
Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. При проектировании их на разных этажах необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов. При размещении экспозиций в многоэтажном здании на разных этажах предпочтительна организация маршрута сверху вниз. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо.
Наиболее распространенным типом композиции здания музея является расположение экспозиций вокруг центрального вводного зала на втором и третьем этажах. Расположение экспозиции выше третьего этажа нежелательно, что не исключает в конкретных условиях строительства многоэтажных композиции.
Одноэтажная композиция создает максимум удобств, как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и в отношении освещения. Преимущества этого типа планировки –возможность тесной связи с природой, трансформаций и расширения музея в целом и отдельных его разделов. Сокращение путей перемещения посетителей и числа экспонатов ограничивает применение распластанных композиционных решений зданий для крупных музеев.
Высотная композиция музея определяет вертикальное зонирование: верхние этажи отводятся под экспозицию, которая формируется вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала. Хранилища, административные помещения, лекционный зал и различные помещения обслуживания занимают нижние этажи. При таком решении вестибюль является композиционным узлом, с которого начинается развитие пространства по вертикали.
Специальные требования к экспозиционным залам: желательность естественного освещения в залах с экспозицией картин, ориентация световых проемов предпочтительно на северную сторону горизонта, из условия экспонирования произведений графики является целесообразным иметь для них специальные залы.
В небольших музеях (с экспозиционной площадью до 500 м2) следует предусматривать возможность организации мест проведения встреч, показ кинофильмов, а также временных выставок.
При построении графика осмотра экспозиции центральные места следует отводить для размещения ведущих экспонатов, выделяемых средствами художественного оформления (светом, цветом, фоном, обрамлением).
Высота рядовых экспозиционных залов принимается равной 4–5 м, больших залов – 6–8 м. высота экспозиционного пояса 1,50-1,70 м на расстоянии 0,8-0,9 м от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20-50 м. Загрузка площади экспозиционного пояса экспонатами принимается равной 50-60%. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным двойной высоте экспоната. Целостность зрительного восприятия экспозиционного пространства ограничивается 24 м.
Загрузка пола крупными экспонатами и витринами принимается в пределах 20-30%, ширина главного прохода 2-3 м, второстепенного 1,5-2м. Перед ведущими экспонатами желательно оставлять свободное пространство в 10-15 м.
Экспозиционная площадь на 1 посетителя составляет 3-4 м2. При проектировании залов следует стремиться к сокращению оконных и дверных проемов, жестко фиксированных конструктивных опор и перегородок, затрудняющих перепланировку и организацию экспозиции. Для соблюдения этих требований необходимо использовать все многообразие архитектурных средств: выбор общей схемы здания, этажности, уровней пола и потолка, пластики объемов и пространств, световых и цветовых акцептов, создание композиционных акцентов и т. п.
Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для дидактических экспозиций, в меньшей степени для художественных музеев. Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Маршрут осмотра и система освещения могут стать определяющими моментами в построении композиционных схем. Чтобы свести воедино научные, содержательные и функционально-технологические вопросы организации экспозиции требуется разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение в натуре.
Выставочные залы (залы временных выставок) – неотъемлемая часть современного музея. Выставки – это постоянная живая связь не только со зрителями, но и с другими музеями. Выставочная экспозиция тематически ограничена и потому носит более частный оперативно-информационный характер. Поэтому, если постоянная экспозиция музеев обновляется раз в 7-10 лет, то экспозиция выставок меняется через месяц – два. Частая смена экспозиции, изменение требований к ней определяют необходимость в еще большей универсальности зрительных залов в сравнений с экспозиционными. Выставочные зады должны быть приспособлены к установке самых разнообразных выставочных конструкций. Выставочный зал должен быть максимально приближен к вестибюлю, или даже иметь самостоятельный вход. При выставочных залах желательно предусмотреть специальные помещения для хранения инвентарного экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, для различных подготовительных работ.
Кинолекционный зал
Кинолекционный зал желательно располагать вблизи от вестибюля, тогда его можно использовать независимо от режима работы экспозиции. Кроме кинопроекционных устройств в зале должны быть небольшое возвышение для демонстрации экспонатов, доска и приспособление для развески картин и наглядных пособий, созданы условия для показа диапозитивов.
Административные, рабочие, подсобные помещения, библиотека
Эта группа помещений должна располагаться обособленно от зоны постоянной экспозиции, иметь свой служебный вход.
Кружковые и студийные комнаты предназначаются для проведения самых различных занятий, поэтому в них нужно предусмотреть возможность трансформации, приспособления для работы различных групп. Работа музейных кружков и студий основана на изучении материалов музейных фондов и технологии музейных лабораторий. Это не означает, что кружковые комнаты должны размещаться в непосредственной близости от них. Наоборот, их следует удалить, так как здесь собирается много людей и помещения становятся источником шума.
Рабочие помещения – кабинеты и общие комнаты, которые предназначены для администрации и сотрудников музея. Помещения администрации желательно располагать вблизи входа - главного или служебного. Рабочие комнаты научных сотрудников могут быть сгруппированы вместе, или рассредоточены, находясь около тех отделов, где ведется основная работа.
Научная библиотека музея является хранилищем не только текущей научной литературы, но и редких изданий, входящих в коллекции. Она обслуживает, в основном, сотрудников музея. Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, расположенные поблизости от библиотеки. Площадь помещений для научной работы принимается из расчета 4,5 м2 на одного сотрудника (научного работника) и 9 м2 на одного сотрудника (руководителя отдела или сектора).
Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей.
Конструктивное решение
Развитие новых конструкций расширило представление о морфологии архитектурного языка музеев, и сложные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитектуре современных музеев заметное место наряду с более простыми традиционными.
Конструктивное решение здания музея может трактоваться в двух направлениях: как следование чисто утилитарным (функциональным) потребностям и как важный элемент композиционно-художественного решения объекта. В первом случае конструктивное решение призвано обеспечить удобное функционирование комплекса, что касается, в первую очередь, крупногабаритных пространств (атриумов, экспозиционных и концертных залов), а также надежной и целесообразной организации фондохранилищ.
Для организации свободных перетекающих пространств в интерьере сооружения целесообразно использование каркасной схемы. Это решение, характерное для модернизма, позволяет изящно решать архитектуру минимальными средствами, при этом предоставляя полную свободу в поисках иных решений (применение всевозможных навесных панелей, использование декора). Применение ферм постепенно вытесняется использованием пространственных покрытий. Перекрытия на основе гигантских рам (на этаж) позволяют использовать междуэтажное пространство для подсобных помещений и запасников.
Использование большепролетных пространственных конструкций целесообразно для перекрытия безопорных пространств, при этом они всегда сообщают зданию дополнительную образную выразительность как в интерьере, так и во внешнем облике. В XX веке широко использовались все типы пространственных покрытий: оболочки одинарной и двоякой кривизны (в виде гипаров), все типы сводов, куполов, складчатые покрытия, пневматические и воздухонесомые оболочки, а также сложные составные структуры. Пространственные формы для перекрытия зрелищных зальных пространств в современной практике используются повсеместно.
Программа-задание
Всего по блоку 1000
- кинолекционный зал с эстрадой 65
- киноаппаратная 20
- комната при эстраде 10
- фойе при кинозале (может быть объединено с вестибюлем) 25
Всего по блоку 120
Научная библиотека
- кабинет директора 20
- приемная 15
- кабинет заместителя директора 15
- кабинеты научных сотрудников (3 по 10 м2) 30
- канцелярия, бухгалтерия 15
- кружковые комнаты (3 по 15 м2) 45
- научная библиотека 50
- санитарные блоки 10
Всего по блоку 200
5. Лаборатории и мастерские
- реставрационная мастерская 20
- художественная мастерская 20
- макетная и модельная мастерская 20
- столярная мастерская 20
Всего по блоку 80
6. Фондохранилища
- приемная экспонатов 50
- научный архив 50
- хранилища - 5 помещений по 80 м2 400
Всего по блоку 500
7. Хозяйственные и технические помещения
Всего по блоку 100
Итого по зданию 2100
Литература:
1. Ревякин, В.И. Проектирование музеев: монография / В.И. Ревякин. – М.: ГУЗ, 2003. – 206 с.: ил.
2. Гельфонд, А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие / А.Л. Гельфонд. – М.: «Архитектура-С», 2007. – 280 с., ил.
3. Гельфонд, А.Л. Проектирование зданий библиотек и музеев с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения: Метод. указания для курсового и дипломного проектирования студентов специальности 29.01 «Архитектура» / А.Л. Гельфонд, М.В. Дуцев - Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2004. – 24 с. / 16 с.
4. Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений: СНиП 2.07.01-89*. - М.: ГУЛ ЦПП, 1995.
5. Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения: СНиП
2.08.02-89*. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 2003.
6. Строительные нормы и правила. Пожарная безопасность зданий и сооружений:
СНиП 21-01-97. - М.:ГУП ЦПП, 1997* (2002).
Функционально-планировочная структура музея:
1 - вестибюль и гардероб; 2 - информационно-справочный отдел; 3 – помещение экскурсовода; 4 - медпункт; 5 - курительная; 6 - туалет; 7 - киоски; 8 – помещения отдыха; 9 - буфет; 10 - детская игровая; 11 - лекционный зал; 12 - зона массовых мероприятий; 13 - зона периодических выставок; 14 - аудитория; 15 - библиотека; 16 - фойе; 17 - дирекция; 18 - конференц-зал; 19 - кабинеты научных работников; 20 - вестибюль служебный; 21 - бытовые помещения; 22 - столовая персонала с подсобными помещениями; 23 - фото- и другие лаборатории и мастерские; 24 - прием, обработка, консервация, подготовка экспонатов; 25 - технические помещения; 26 - сейф
Состав и взаимосвязь помещений музея:
Входная группа: 1 — главный вход; 2 — вестибюль; 3 - гардероб; 4 — касса; 5 — киоск; 6 — комната дежурных экскурсоводов; 7 – буфет; 8 — пост охраны; 9 — курительные, санитарные блоки.
Административные, рабочие и подсобные помещения: 10 – кабинет директора, 11 — приемная секретаря; 12 – кабинет заместителя директора; 13 — канцелярия и бухгалтерия; 14 — комната персонала; 15 — массовый отдел; 16 — кружковая; 17 — кабинет научных сотрудников; 18 — библиотека; 19 — кинолекционный зал; 20 — выставочный зал.
Экспозиция: 21 — вводный зал; 22-24 — постоянная экспозиция; 25 — временная экспозиция.
Фондохранилиша: 26 — приемная экспонатов; 27 — изолятор; 28 — дезкамера; 29 — помещение для хранения материалов; 30 — помещение для хранения оборудования; 31 — рабочая комната с каталогами; 32 — научный архив; 33-34 кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 35-43 — хранилища по видам экспонатов.
Лаборатории и мастерские: 44 — столярная; 45 — слесарная; 46 — фотолаборатория; 47— макетная и модельная; 48 — художественная мастерская; 49 — реставрационная мастерская; 50-51 — прочие мастерские в зависимости от профильной принадлежности музея 52 — служебный вход.
Состав и взаимосвязь помещений фондохранилищ: 1 — подъезд; 2 — разгрузочная площадка; 3 — приемная экспонатов; 4 — контроль; 5 — помещения для хранения оборудования; 6 — хранение материалов; 7 — изолятор; 8 — дезкамера; 9 — рабочая комната с каталогами; 10 — научный архив; 11-12 — кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 13 — хранилища по видам экспонатов; 14 — служебный вход; 15 — вход в экспозицию; 16 — вход в лаборатории и мастерские
Графики движения (А - И) посетителей в музеях (по В.И. Ревякину)
Влияние расположения входов на маршрут осмотра экспозиции музея
Экспозиционные приемы, влияющие на изменение характера внимания посетителей и направление их перемещения: 1 - направленное внимание; 2 - рассеянное внимание; 3 - концентрированное внимание; 4 - отвлеченное внимание
Гельфонд Анна Лазаревна
Дуцев Михаил Викторович
Голов Геннадий Михайлович
МУЗЕЙ
МУЗЕЙ
в историческом центре города
Методические указания и программа-задание
для курсового и дипломного проектирования
студентов направления 270300.62 «Архитектура»
и специальности 270301.65 «Архитектура».
Нижний Новгород
2009
УДК 725.24
Музей в историческом центре города. Методические указания и программа-задание для курсового и дипломного проектирования студентов направления 270300.62 «Архитектура» и специальности 270301.65 «Архитектура». Н. Новгород, ННГАСУ, 2009
В методических указаниях разработан принципиальный подход к проектированию зданий музеев различного типа. Последовательно рассматриваются градостроительные, функциональные, планировочные, композиционные аспекты проектирования, а также нормативные требования к помещениям. Предлагается программа-задание на проектирование музея с экспозиционной площадью 1000 м2.
Составители: А.Л. Гельфонд, М.В. Дуцев, Г.М. Голов
С Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общие положения …………………………………………….. 4
2. Цели, задачи и состав проекта ……………………………….. 4
3. Градостроительное решение. Требования к участку ………. 6
4. Объемно-планировочное решение ………………………….. 8
5. Функциональные блоки здания и требования
к их проектированию ………………………………………… 10
6. Организация внутреннего пространства……………………… 17
7. Конструктивное решение ……………………………….…… 20
Программа-задание на проектирование музея с экспозиционной
площадью 1000 м2 ………………………………………………… 21
Литература ………………………………………………………… 22
Иллюстрации
Общие положения
Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу деятельности музеев, определяют структуру, состав и площади помещений. При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов и персонала.
Функция | Место |
Содержание экспонатов
Обслуживание посетителей
Многогранность деятельности музея выявляется в сложной объемно-планировочной структуре здания. Взаимосвязь помещений характеризуется интенсивностью и регулярностью потоков посетителей и персонала и может быть представлена следующими основными вариантами:
- постоянная связь между помещениями с интенсивными потоками требует их близкого и удобного взаиморасположения без пересечения путей с другими потоками; это в первую очередь относится к группе вестибюль – экспозиционные залы и связям внутри группы экспозиционных залов;
- эпизодическая связь помещений с интенсивными потоками, при которой главным становится отсутствие пересечений с другими интенсивными потоками, второстепенным – близость доступа;
- постоянная взаимосвязь помещений с единичными перемещениями требует их удобного и близкого взаиморазмещения; пересечения потоков не играют существенной роли; такая связь должна быть между фондохранилищем, фотолабораторией и мастерскими, экспозиционными залами, местами отдыха, помещением администрации;
- единичные и эпизодические перемещения могут возникать между любыми группами помещений; однако они не влияют на взаимное расположение основных помещений.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 400.