Помещения и функциональные зоны музея
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вид помещений по назначению

 

Функциональные зоны музея

 

А — пос етительская   Б — служебная   Основные   Постоянная экспозиция, временные выставки   Фондохранилища   Вспомогательные   Кинолекционный зал, кружковая, зона отдыха, помещения для информации   Рабочие помещения для сотрудников, лаборатории, мастерские, библиотека   Обслуживающие   Вестибюль, гардероб, буфет, киоск, курительные, санузлы   Служебный вестибюль, хозяйственные кладовые, помещения для инвентаря, санузлы, технические помещения  

Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения помещений следующие:

- экспозиционные залы – 45 – 55 %;

- фондохранилища – 20-25%;

- вспомогательные и обслуживающие помещения 35%.

Входная группа помещений

С вестибюля начинается развитие архитектурного пространства музея. Здесь посетители получают первое впечатление от музея.

Планировочная и пространственная организация вестибюля подчиняется выполнению следующих функций: место сбора индивидуальных посетителей и экскурсионных групп, информационное обслуживание, отдых, контроль, продажа билетов, cyвениров и буклетов. Здесь можно проводить кратковременные выставки, находятся гардеробы и туалеты, располагается буфет. В вестибюле желательно предусматривать помещение для дежурных экскурсоводов.

Вестибюль является важным коммуникационным узлом, где| начинаются и заканчиваются маршруты осмотра. Из вестибюля должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в экспозиционные, выставочные и кинолекционный залы в администрацию и кружковые комнаты. Помимо главного вестибюля для посетителей, в музеях желательно иметь служебный вестибюль для персонала.

Расчет вестибюльной группы следует вести, исходя из макси­мальной единовременной вместимости музея, которая составляет 1/5 общего количества посетителей в день. В случае, если вести­бюль одновременно обслуживает помещения для дополнитель­ных видов деятельности, следует прибавить вместимость и этих помещений.

Площадь входной группы помещений:

Площадь гардероба на ед., м2 Площадь для хранения сумок, портфелей на ед., м2 Площадь вестибюля на ед., м2
0,08 0,04 0,2 – 0,3

Гардероб желательно устраивать в уровне главного входа в здание. Чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами, коммуникационными узлами, лестницами и лифтами при многоэтажном построении экспозиции гардероб следует размещать вблизи главного входа, но в стороне от основного пути движения.

В небольших музеях касса: киоск и контроль могут быть объединены в одном месте.

В вестибюле проектируются также посты охраны, включая пожарный. В крупных музеях предусматривается медпункт. При проектировании вестибюля следует обратить особое внимание на размещение контроля, который разделяет вестибюль на две зоны: доконтрольную и законтрольную. До контроля размещается распределительный вестибюль с гардеробом, кассами, информационными службами, киосками, буфетом, курительными и санузлами, за контролем – входы в выставочные и экспозиционные залы, фондохранилища, лаборатории и мастерские.

Буфет рассчитывается на обслуживание сотрудников и посетителей, функционально связан с вестибюлем и включает зал обслу­живания, стойку раздачи с соответствующим технологическим оборудованием и подсобной, требующей естественного освещения.

Экспозиционная часть

Экспозиционные залы – ведущий элемент в функциональ­ной структуре и архитектурной композиции здания. Архитектурно-пространственное построение залов: их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством определяется назначением и спецификой экспозиции.

Общие требования к экспозиционным залам:

- пространственно-планировочное и художественное решение залов — в соответствии с тематическим построением экспозиций;

- возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов;

- возможность внесения изменений в структуру залов во времени в связи с пополнением и обновлением экспозиций;

- связь с открытой экспозицией;

- включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря.

Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. При проектировании их на разных этажах необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов. При размещении экспозиций в многоэтажном здании на разных этажах предпочтительна организация маршрута сверху вниз. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо.

Наиболее распространенным типом композиции здания музея является расположение экспозиций вокруг центрального вводного зала на втором и третьем этажах. Расположение экспо­зиции выше третьего этажа нежелательно, что не исключает в конкретных условиях строительства многоэтажных композиции.

Одноэтажная композиция создает максимум удобств, как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и в отношении освещения. Преимущества этого типа планировки –возможность тесной связи с природой, трансформаций и расши­рения музея в целом и отдельных его разделов. Сокращение пу­тей перемещения посетителей и числа экспонатов ограничивает применение распластанных композиционных решений зданий для крупных музеев.

Высотная композиция музея определяет вертикальное зонирование: верхние этажи отводятся под экспозицию, которая форми­руется вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала. Хранилища, административные помещения, лекционный зал и различные помещения обслуживания занимают нижние этажи. При таком решении вестибюль является композиционным узлом, с которого начинается развитие пространства по вертикали.

Специальные требования к экспозиционным залам: желатель­ность естественного освещения в залах с экспозицией картин, ориентация световых проемов предпочтительно на северную сторону горизонта, из условия экспонирования произведений графики является целесообразным иметь для них специальные залы.

В небольших музеях (с экспозиционной площадью до 500 м2) следует предусматривать возможность организации  мест проведения встреч, показ кинофильмов, а также временных выставок.

При построении графика осмотра экспозиции центральные места следует отводить для размещения ведущих экспонатов, выделяемых средствами художественного оформления (светом, цветом, фоном, обрамлением).

Высота рядовых экспозиционных залов принимается равной 4–5 м, больших залов – 6–8 м. высота экспозиционного пояса 1,50-1,70 м на расстоянии 0,8-0,9 м от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20-50 м. Загрузка площади экспози­ционного пояса экспонатами принимается равной 50-60%. Уда­ление зрителя от экспоната обычно принимается равным двойной высоте экспоната. Целостность зрительного восприятия экспози­ционного пространства ограничивается 24 м.

Загрузка пола крупными экспонатами и витринами принима­ется в пределах 20-30%, ширина главного прохода 2-3 м, второстепенного 1,5-2м. Перед ведущими экспонатами желательно оставлять сво­бодное пространство в 10-15 м.

Экспозиционная площадь на 1 посетителя составляет 3-4 м2. При проектировании залов следует стремиться к сокращению оконных и дверных проемов, жестко фиксированных конструк­тивных опор и перегородок, затрудняющих перепланировку и ор­ганизацию экспозиции. Для соблюдения этих требований необходимо исполь­зовать все многообразие архитектурных средств: выбор общей схемы здания, этажности, уровней пола и потолка, пластики объемов и пространств, световых и цветовых акцептов, создание композиционных акцентов и т. п.

Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для ди­дактических экспозиций, в меньшей степени для художественных музеев. Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Маршрут осмотра и система освещения могут стать опреде­ляющими моментами в построении композиционных схем. Чтобы свести воедино научные, содержательные и функцио­нально-технологические вопросы организации экспозиции требуется разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение в натуре.

Выставочные залы (залы временных выставок) – неотъемлемая часть современного музея. Выставки – это постоянная живая связь не только со зрителями, но и с другими музеями. Выставочная экспозиция тематически ограничена и потому но­сит более частный оперативно-информационный характер. Поэтому, если постоянная экспозиция музеев обновляется раз в 7-10 лет, то экспозиция выставок меняется через месяц – два. Частая смена экспозиции, изменение требований к ней определяют необходимость в еще большей универсальнос­ти зрительных залов в сравнений с экспозиционными. Выста­вочные зады должны быть приспособлены к установке самых разнообразных выставочных конструкций. Выставочный зал должен быть максимально приближен к вестибюлю, или даже иметь самостоятельный вход. При выставочных залах жела­тельно предусмотреть специальные помещения для хранения инвентарного экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, для различных подгото­вительных работ.

Кинолекционный зал

Кинолекционный зал желательно располагать вблизи от вестибюля, тогда его можно использовать независимо от режима работы экспозиции. Кроме кинопроекцион­ных устройств в зале должны быть небольшое возвышение для демонстрации экспонатов, доска и приспособление для раз­вески картин и наглядных пособий, созданы условия для показа диапозитивов.

Административные, рабочие, подсобные помещения, библиотека

Эта группа помещений должна располагаться обособленно от зоны постоянной экспозиции, иметь свой служебный вход.

Кружковые и студийные комнаты предназначают­ся для проведения самых различных занятий, поэтому в них нужно предусмотреть возможность трансформации, приспособ­ления для работы различных групп. Работа музейных кружков и студий основана на изучении материалов музейных фондов и технологии музейных лабораторий. Это не означает, что кружковые комнаты должны размещаться в непосредственной близости от них. Наоборот, их следует удалить, так как здесь собирается много людей и помещения становятся ис­точником шума.

Рабочие помещения – кабинеты и общие комнаты, которые предназначены для администрации и сотрудников му­зея. Помещения администрации желательно располагать вбли­зи входа - главного или служебного. Рабочие комнаты науч­ных сотрудников могут быть сгруппированы вместе, или рас­средоточены, находясь около тех отделов, где ведется ос­новная работа.

Научная библиотека музея является хранилищем не только текущей научной литературы, но и редких изданий, входящих в коллекции. Она обслуживает, в основном, сотрудников музея. Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, расположенные поблизости от библиотеки. Площадь помещений для научной работы принимается из расчета 4,5 м2 на одного сотрудника (научного работника) и 9 м2 на одного сотрудника (руководителя отдела или сектора).

Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 422.