Проверить свои знания с использованием тестового контроля и ситуационных задач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примеры тестовых заданий.

1. Озеленение территории общеобразовательных учреждений предусматривают из расчета

1. 30% площади территории

2. 40% площади территории

3. 50% площади территории

4. 60% площади территории

2. Площадь классов и кабинетов при фронтальных занятиях принимается из расчета:

1. 1,5 м² на одного учащегося

2. 2 м² на одного учащегося

3. 2,5 м² на одного учащегося

4. 3 м² на одного учащегося

3. Интенсивность искусственного освещения в учебной комнате при использовании люминесцентных ламп должна составлять

1. 1,5-2%

2. 150-200 лк

3. 300-500 лк

4. 1:6

4. Наиболее высокая работоспособность в старших классах приходится на

1. 1 – 2 уроки

2. 2 – 4 уроки

3. 4 – 5 уроки

4. 5 – 6 уроки

5. Плотность уроков по основным предметам должна составлять:

1. 40-50%

2. 50-60%

3. 60-80%

4. 70-90%

Эталоны ответов к тестовым заданиям.

1– 3

2 – 3

3 – 3

4 – 2

5 – 3

 

 Примеры  ситуационных задач.

Задача 1.

28 учащихся 3 класса занимается в учебном помещении, расположенном на 5-м этаже школы. Класс прямоугольной конфигурации, имеет размеры 9 м на 6 м, высота 2,5 м. Три окна ориентированы на юго-запад, их размеры по 2 на 2 м, рамы отнимают 10% площади. Показания люксметра на улице - 12000 лк, на 3 ряду - 150 лк.

Класс оборудован партами, расположенными в 3 ряда. Парты двухместные, расставлены в 3 ряда, покрашены в темно-зеленый цвет.

Расстояние от наружной стены до первого ряда парт - 0,6 м, от внутренней стены до 3 ряда парт - 0,3 м, от задней стены - 0,3 м. Классная доска черного цвета расположена на расстоянии 1,8 м от первой парты. Угол видимости доски составляет 25º.

Дайте санитарно-гигиеническую оценку условиям обучения учащихся.

Эталон ответа к ситуационной задаче.

Наполняемость класса превышена, она не должна быть более 25 человек. Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 2-4 классов размещать не выше 3 этажа. Высота помещений должна быть не менее 2,75 м.

Площадь учебной комнаты 9х6=54 м², из расчета на 1 обучающегося

54 : 28=1,9 м² при норме не менее 2,5 м²).

Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

Площадь окон 2х2х3=12 м²

Площадь остекленной поверхности окон – 12-1,2=10,8 м²

СК=S остекл.пов./S пола = 10,8:54 = 1:5 при норме не менее 1:6, т.е. достаточен.

КЕО = освещенность на рабочем месте/наружная освещенность х100% = 150/12000х100%=1,25% при норме не менее 1,5%.

Ученические парты окрашены в темно- зеленый цвет, тогда как допускается светло-зеленый или цвет натурального дерева.

Расстановка мебели не оптимальна: если расстояние от наружной стены до первого ряда парт достаточное (в норме не менее 50-70 см), от внутренней стены до 3 ряда парт и от задней стены недостаточное, должно быть не менее 50 и 70 см соответственно. Классная доска находится на расстоянии 1,8 м от 1 парты при норме не менее 2,4 м. Классные доски с использованием мела должны иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. Угол видимости доски для обучающихся I ступени образования должен быть не менее 45 градусов.

Задача 2.

Про­ана­ли­зируйте пред­став­лен­ное расписание. Составьте заключение и новое расписание в соответствии с гигиеническими требованиями, обоснуйте правильность рекомендуемого расписания.

Пример гигиенической оценки расписания уроков в общеобразовательном учреждении

Необходимо подсчитать сумму баллов по дням недели, используя шкалу трудности предметов. Эти цифровые данные изображаются графически.

Расписание уроков 2А класса гимназии №7

Пн Вт Ср Чт Пт
Русск.яз. – 7б Физ-ра – 1 б  Англ.яз. – 7б Матем. – 8б  Культура РБ-4б          Матем. – 8б   Родн.яз. – 7б Природ.- 6б Музыка – 3б   Русск.яз. - 7б Физ-ра – 1 б    Чтение – 5б  Матем. – 8б     Англ.яз. - 7б Матем. – 8б        Родн.яз. - 7б  Рисов. – 3б     Чтение – 5б       Русск.яз. - 7б Англ.яз. - 7б Ритмика – 1 б    Чтение – 5б        
27 б 24 б 28 б 23 б 20 б

Почасовое расписание уроков и перемен:

1 ур.- 8.45 – 9.25             

2 ур. - 9.35 – 10.15                            

3 ур. - 10.30 – 11.10                    

4 ур. - 11.25 – 12.05              

5 ур. - 12.15 – 12.55

Заключение:

1. Учебная недельная нагрузка составляет 22 часа: не превышает максимально допустимую недельную нагрузку для 2-4 классов 23 часа.

2. Продолжительность больших перемен – 10 мин вместо рекомендуемых 20-30 мин.

3. Распределение нагрузки в течение недели (в соответствии с бальной оценкой) не соответствует гигиеническим требованиям. В понедельник – (27 баллов) большая нагрузка (не соблюдается принцип врабатываемости). Максимальный по работоспособности день (вторник) имеет недостаточную нагрузку (24 балла), т.е. недогружен.

4. Распределение предметов в течение дня нуждается в корректировке:

а) трудные предметы, требующие высокой работоспособности, поставлены первыми уроками (русский язык - в понедельник, среду и пятницу, математика – во вторник и четверг).

в) однотипные уроки следуют друг за другом (в пятницу – 1-2 уроки - русский и английский язык). Не учтены сочетания предметов, воздействующих на 1 и 2 сигнальную систему).

Вывод: Расписание составлено нерационально, нуждается в корректировке.

Рекомендуемое расписание

Пн Вт Ср Чт Пт
Чтение – 5б     Матем. – 8б   Родн.яз. – 7б Музыка – 3б   Культура РБ-4б     Русск.яз. – 7б Матем. – 8б Англ.яз. – 7б Физ-ра – 1 б  Чтение – 5б  Русск.яз. - 7б Матем. – 8б     Англ.яз. - 7б Физ-ра – 1 б    Чтение – 5б       Матем. – 8б        Родн.яз. - 7б  Рисов. – 3б       Природ.- 6б Русск.яз. - 7б Англ.яз. - 7б Ритмика – 1 б     
23 б 27 б 28 б 23 б 21 б

Рис.1. График исходного и рекомендуемого расписания уроков

Рекомендуемая литература:

 Основная литература:

1. Гигиена с основами экологии человека /Под ред. Мельниченко П.И. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.

2. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.

3. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.

Дополнительная:

1. Гигиена / Под ред. Румянцева Г.И. (учебник).- М.: Гэотар-Медицина, 2001. – 607 с.

2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html

3. Архангельский В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html

4. Кича Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс] : руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html 

5. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учебник для студ. мед. вузов рек. / В. Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 480 с.

6. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. Кучмы В.Р. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.

7. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков [Электронный ресурс]: учебник для вузов / В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 480 c. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970405857.html.

8. Гигиена детей и подростков : руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. 060104 "Медико-профилактическое дело" и 060103 "Педиатрия" рек. ГОУ ВПО "Московская гос. мед. акад. им. И. М. Сеченова" / В. Р. Кучма, Н. Л. Ямщикова, Н. К. Барсукова [и др.]; под ред. В. Р. Кучмы. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - 560 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413821.html


ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЗАНЯТИЮ                   

1. Значение воды.

2. Нормы водопотребления.

3. Источники водоснабжения, их характеристика.

4. Самоочищение водоемов.

5. Показатели качества воды (общая характеристика).

6. Гигиенические требования к размещению и устройству шахтных и трубчатых колодцев.

7. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.

8. Общая минерализация и жесткость воды; значение для организма человека.

9. Химические показатели воды: хлориды, сульфаты, нитраты, железо; значение для организма человека.

10.  Химические показатели органического загрязнения воды, их характеристика.

11.  Фтор и йод в воде, значение; меры профилактики связанных с ними заболеваний.

12. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний.

13.  Антропогенное загрязнение воды. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси.

14.  Правила отбора проб воды для химического и бактериологического исследования.

15. Бутилированная вода: классификация, рекомендации к применению.

16.  Централизованное водоснабжение, преимущества, виды и элементы водопровода.

17.  ГОСТ 2761-84, характеристика.

18.  Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения.

19.  Методы улучшения качества воды (общая характеристика).

20.  Коагуляция и отстаивание воды при централизованном водоснабжении, характеристика методов.

21.  Фильтрация воды; характеристика фильтров.

22.  Хлорирование воды, гигиеническая оценка.

23.  Способы хлорирования воды, их характеристика.

24.  Озонирование воды, гигиеническая оценка.

25.  Олигодинамическое действие металлов, гигиеническая оценка.

26.  Ультрафиолетовое облучение воды, гигиеническая оценка.

27.  Кипячение воды, гигиеническая оценка.

28.  Специальные методы улучшения качества воды, их характеристика.

29.  Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

30. Бытовые фильтры для очистки питьевой воды. Определение, классификация, применение.

31.  Задачи инженерной, химической и продовольственной служб в организации водоснабжения войск.

32.  Задачи медицинской службы в организации водоснабжения войск.

33.  Нормы водопотребления военнослужащих в военное время.

34.  Пункт водоснабжения в полевых условиях, устройство и организация работы.

35.  Табельные средства добычи и подъема, хранения и транспортировки воды, их характеристика.

36.  Табельные средства улучшения качества воды (ТУФ, МАФС) в полевых условиях; устройство и принцип работы.

37.  Табельные средства улучшения качества воды (ВФС, ПОУ, ОПС) в полевых условиях; устройство и принцип работы.

38.  Табельные средства контроля качества воды, характеристика.

39.  Индивидуальные средства обеззараживания воды; методики применения.

40.  Дезактивация воды.

41.  Дегазация воды.

42.  Дезинфекция воды в колодце.

43.  Опытное коагулирование и хлорирование (методики).

44.  Понятие о крепости хлорной извести, хлорпоглощаемости, хлорпотребности, остаточном хлоре.

45.  Гигиенические требования к выбору и планировке больничного участка.

46.  Системы строительства больниц, их преимущества и недостатки.

47.  Гигиенические требования к приемным отделениям больниц.

48.  Палатная секция, понятие, типы, характеристика.

49.  Гигиенические требования к палате (виды, размеры, отделка, меблировка, микроклимат, освещенность, вентиляция, отопление).

50.  Гигиенические требования к палатному коридору, буфетной, столовой.

51.  Гигиенические требования к операционному блоку.

52.  Гигиенические требования к операционной (размеры, отделка, микроклимат, освещенность, бактериальное загрязнение воздуха, вентиляция, отопление)

53.  Особенности акушерских стационаров (отделений).

54.  Особенности детских больниц (отделений).

55.  Особенности инфекционных больниц (отделений).

56.  Особенности отделений анестезиологии и реанимации.

57.  Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций.

58.  Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов больниц.

59.  Физическое развитие детей и подростков, определение; значение изучения; факторы, влияющие на физическое развитие.

60.  Соматометрические методы исследования показателей физического развития.

61.  Физиометрические методы исследования показателей физического развития.

62.  Соматоскопические методы исследования показателей физического развития.

63.  Оценка физического развития методом центильных шкал.

64.  Оценка физического развития методом сигмальных отклонений (графическому профилю).

65.  Оценка физического развития по шкалам регрессии и комплексным методом.

66.  Группы здоровья детей и подростков.

67.  Гигиенические требования к школьной парте.

68.  Гигиенические требования к оборудованию столярной и слесарной мастерской; методики подбора.

69.  Гигиенические требования к выбору и планировке участка школы.

70.  Гигиенические требования к школьному зданию, его планировке.

71.  Гигиенические требования к классу (размеры, отделка, меблировка, микроклимат, освещенность, вентиляция, отопление).

72.  Гигиенические требования к составлению расписания уроков.

73.  Промышленные яды, характеристика, общие закономерности их действия на организм, меры защиты.

74.  Отравления свинцом, ртутью, марганцем, хромом, бериллием.

75.  Отравления угарным газом, сернистым газом и окислами азота.

76.  Производственная пыль, характеристика, действие на организм, меры защиты.

77.  Перегревный производственный микроклимат, характеристика, действие на организм, меры защиты.

78.  Охлаждающий производственный микроклимат, характеристика, действие на организм, меры защиты.

79.  Производственный шум, характеристика, действие на организм, меры защиты.

80.  Производственная вибрация, характеристика, действие на организм, меры защиты.

81.  Радиоактивность, определение. Характеристика видов излучения и облучения. Биологическое действие ионизирующего излучения на организм.

82.  Факторы, обуславливающие степень воздействия радиоактивных веществ на организм. Радиочувствительность органов и тканей. Категории облучаемых лиц. Нормирование дозовых пределов облучения для различных категорий лиц.

83.  Меры защиты при работе с источниками ионизирующего излучения.

84.  Профвредности, связанные с неправильной организацией производственных процессов, их действие на организм; меры профилактики неблагоприятного действия.

85.  Гигиенические аспекты работы цехового ординатора. Организация проведения профилактических медицинских осмотров.

86.  Способы отбора проб воздуха на содержание химических веществ, пыли, микроорганизмов и их анализ.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Таблица №1

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

(извлечение из ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические

 требования и правила выбора»)

 

Наименование показателя

 

Показатели качества воды источника по классам

1 2 3
Мутность, мг/дм³, не более 1,5 1,5 10
Цветность, град., не более 20,0 20,0 50
Водородный показатель (рН) 6-9   6-9   6-9  
Железо, мг/дм³, не более 0,3 10,0 20
Марганец, мг/дм³, не более 0,1 10,0 2
Сероводород, мг/дм³, не более 0   3   10  
Фтор, мг/дм³, не более 1,5-0,7* 1,5-0,7* 5
Перманганатная окисляемость, мгО2 /дм³, не более 2   5   15  
Число бактерий группы кишечных палочек в 1 дм³, не более 3 100 1000

* в зависимости от климатического района

 


Таблица №2

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ ПОВЕРХНОСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

(извлечение из ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора»)

 

Наименование показателя

 

Показатели качества воды источника по классам

1 2 3
Мутность, мг/дм³, не более 20 1500 10000
Цветность, град., не более 35 120 200
Запах, баллы, не более 2 3 4
Водородный показатель (рН) 6,5-8,5 6,5-8,5 6,5-8,5
Железо, мг/дм³, не более 1 3 5
Марганец, мг/дм³, не более 0,1 1 2
Фитопланктон, клеток в 1 см³, не более 1000   100000   100000  
Перманганатная окисляемость, мгО2 /дм³, не более 7   15   20  
Полное биохимическое потребление кислорода, мгО2 /дм³, не более 3   5   7  
Число кишечных палочек в 1 дм³, не более 1000 10000 50000

 


Таблица №3

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ НЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

(извлечение из СанПиН 2.1.4.1175-02 “Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников”)

 

         Показатели               Нормативы
  Запах   не более 2 - 3 баллов
  Привкус    не более 2 - 3 баллов
  Цветность   не более 30°
  Мутность   не более 2 мг/л
  Жесткость общая   в пределах 7-10 мг-экв./л
Окисляемость   в пределах 5-7 мг/л
  Нитраты (NO3)   не более 45 мг/л
  Сульфаты   не более 500 мг/л
  Хлориды (неорганические)   не более 350 мг/л
  Общее микробное число   не более 100 в 1 мл
  Общие колиформные бактерии   отсутствие в 100 мл
  Химические вещества     ПДК

 

 

Дополнение: аммонийные соли – не более 0,1 мг/л,
нитриты - не более 0,002 мг/л,

хлориды (органические) - не более 20-30 мг/л

 

Таблица №4

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

(извлечение из СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества”)

Показатели     Нормативы
 Запах  Привкус    Цветность    Мутность  Водородный показатель  Сухой остаток  Жёсткость общая  Алюминий  Бериллий  Железо  Марганец  Медь  Молибден  Мышьяк  Нитраты  Ртуть  Свинец  Селен  Стронций  Сульфаты  Фториды  Хлориды  Цинк  Нефтепродукты  ПАВ  Хлор  - остаточный свободный  - остаточный связанный Озон остаточный Полиакриламид Общее микробное число Общие колиформные бактерии Термотолерантные колиформные бактерии Колифаги Не более 2 баллов Не более 2 баллов 20° 1,5 мг/л 6 - 9 рН 1000 мг/л 7,0 ммоль/л 0,5 мг/л 0,0002 мг/л 0,3 мг/л 0,1 мг/л 1,0 мг/л 0,25 мг/л 0,05 мг/л 45 мг/л 0,0005 мг/л 0,03 мг/л 0,01 мг/л 7,0 мг/л 500 мг/л 1,5 - 1,2 мг/л 350 мг/л 5,0 мг/л 0,1 мг/л 0,5 мг/л   0,3 - 0,5 мг/л 0,8 - 1,2 мг/л 0,3 мг/л 2,0 мг/л не более 50 в 1 мл отсутствие в 100 мл отсутствие в 100 мл отсутствие в 100 мл

 
Приложение №2

ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

(извлечение из ГН 2.1.6.1338-03 «ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»)

 

Вещества ПДК среднесуточная, мг/м3
Азот (II) оксид Ртуть металлическая Сера диоксид (сернистый ангидрид) Углерод оксид (углерода окись) Хлор Пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния - более 70% - 70 - 20% - менее 20 % 0,06 0,0003 0,05 3,0 0,03     0,05 0,1 0,15

Приложение №3

Таблица №1

ОПТИМАЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МИКРОКЛИМАТА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(извлечение из СанПиН 2.2.4.548-96 “Гигиенические требования к
микроклимату производственных помещений”)

 

     Период года   Категория работ по уровню энергозатрат, Вт   Температура воздуха, °С   Относительная влаж- ность воздуха, %   Скорость движения воздуха, м / с
  Холодный I а (до 139) I б (140 - 174) II а (175 - 232) II б (233 - 290) III (более 290) 22 - 24 21 - 23 19 - 21 17 - 19 16 - 18 60 - 40 >> >> >> >> 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3
  Тёплый I а (до 139) I б (140 - 174) II а (175 - 232) II б (233 - 290) III (более 290) 23 - 25 22 - 24 20 - 22 19 - 21 18 - 20 60 - 40 >> >> >> >> 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3

 


ДОПУСТИМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МИКРОКЛИМАТА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (извлечение из СанПиН 2.2.4.548 - 96 “Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений”)

 










Период года

Категория работ

по уровню энергозатрат,

Вт

Температура воздуха, °С

Относительная влажность

воздуха, %

 

Скорость движения воздуха, м / с

диапазон ниже опти- мальных величин диапазон выше оптимальных величин для диапазона температур воз- духа ниже опти- мальных вели- чин, не более для диапазона температур воз- духа выше опти- мальных вели- чин, не более     Холодный   I а ( до 139 ) I б  ( 140 - 174 ) II а ( 175 - 232 ) II б ( 233 - 290 ) III ( более 290 )   20,0 - 21,9 19,0 - 20,9 17,0 - 18,9 15,0 - 16,9 13,0 - 15,9    24,1 - 25,0  23,1 - 24,0  21,1 - 23,0  19,1 - 22,0  18,1 - 21,0   15 - 75 >> >> >> >>   0,1 0,1 0,1 0,2 0,2   0,1 0,2 0,3 0,4 0,4     Тёплый   I а ( до 139 ) I б  ( 140 - 174 ) II а ( 175 - 232 ) II б ( 233 - 290 ) III ( более 290 )     21,0 - 22,9 20,0 - 21,9 18,0 - 19,9 16,0 - 18,9 15,0 - 17,9    25,1 - 28,0  24,1 - 28,0  22,1 - 27,0  21,1 - 27,0  20,1 - 26,0   15 - 75 >> >> >> >>   0,1 0,1 0,1 0,2 0,2   0,2 0,3 0,4 0,5 0,5

 

 


Таблица №2

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ, УРОВНИ ЗВУКА И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ
  УРОВНИ ЗВУКА ДЛЯ ОСНОВНЫХ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОЧИХ МЕСТ (извлечение из СН 2.2.4 / 2.1.8.562 - 96 “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки”)

 

    № п/п     Вид трудовой деятельности, рабочее место  

 

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах

со среднегеометрическими частотами, Гц

  Уровни звука и эквивалентные уровни звука, дБА  
    31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000  8000  
 1               2  3 4   5   6     7   8 9  10  11 12
   1.    2.      3.         4.    5.   Творческая деятельность, руководящая работа с повышенными требованиями, научная деятель- ность, конструирование и проектирование, про-граммирование, преподавание и обучение, вра-чебная деятельность. Рабочие места в помещениях дирекции, проектно-конструкторских бюро, расчетчиков, программистов вычислительных машин, в лабораториях для теоретических работ и обработки данных, приёма больных в здравпунктах.   Высококвалифицированная работа, требующая сосредоточенности, административно-управлен-ческая деятельность, измерительные и аналити-ческие работы в лаборатории; рабочие места в помещениях цехового управленческого аппарата, в рабочих комнатах конторских помещений, ла-бораториях.     Работа, выполняемая с часто получаемыми указа- ниями и акустическими сигналам; работа, требу- ющая постоянного слухового контроля; оператор- ская работа по точному графику с инструкцией; диспетчерская работа. Рабочие места в помещениях диспетчерской службы, кабинетах и помещени- ях наблюдения и дистанционного управления с речевой связью по телефону, машинописных бюро, на участках точной сборки, телефонных и телеграфных станциях, в помещениях мастеров, залах обработки информации на вычислительных машинах.   Работа, требующая сосредоточенности; работа с повышенными требованиями к процессам наблю- дения и дистанционного управления производст- венными циклами. Рабочие места за пультами в кабинах наблюдения и дистанционного управления без речевой связи по телефону, в помещениях лабораторий с шумным оборудованием, помеще-ниях для размещения шумных агрегатов вычисли- тельных машин.   Выполнение всех видов работ (за исключением перечисленных в пп. 1 - 4 и аналогичных им) на постоянных рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятий.                             86        93        96        103      107        71        79      83        91      95    61        70      74        83      87     54        63          68        77      82    49        58      63    73      78     45        55           60         70       75     42          52           57         68       73    40         50          55        66      71    38        49       54        64      69    50       60              65        75      80  

Таблица №3

Толщина экрана из железа (в см) в зависимости от кратности ослабления и энергии γ- излучения (широкий пучок, ρ=7,89 г/см3)

 

Кратность ослабления

Энергия γ- излучения, МэВ

0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
1,2 0,5 0,9 1,2 1,4 1,6 1,7 1,85 2,0 2,05 2,1
2 0,7 1,2 1,7 2,2 2,5 2,7 2,9 3,1 3,2 3,3
5 1,4 2,5 3,4 4,1 4,8 5,1 5,5 5,7 6,1 6,4
8 1,7 3,1 4,2 5,1 5,8 6,3 6,7 7,1 6,5 7,8
10 1,9 3,5 4,6 5,6 6,3 6,8 7,3 7,7 8,1 8,5
20 2,3 4,3 5,7 6,8 7,7 8,3 8,8 9,4 9,8 10,3
30 2,4 4,5 6,2 7,5 8,5 9,2 9,8 10,4 10,4 11,4
40 2,5 4,8 6,6 8,0 9,1 9,8 10,5 11,1 11,7 12,2
50 2,9 5,2 7,1 8,4 9,5 10,3 11,0 11,6 12,2 12,7
60 3,1 5,6 7,5 8,8 9,8 10,7 11,4 12,1 12,7 13,2
80 3,2 5,9 7,7 9,2 10,4 11,2 12,0 12,7 13,4 14,0
100 3,4 6,1 8,1 9,6 10,8 11,7 12,5 13,2 13,9 14,5
2*102 4,2 7,0 9,1 10,7 12,0 13,1 14,0 14,8 15,6 16,3
5*102 4,4 7,7 10,1 12,0 13,7 14,9 16,0 17,0 17,9 18,7
1*103 4,5 8,2 11,0 13,2 15,0 16,3 17,5 18,6 19,6 20,5
2*103 4,9 9,0 11,1 14,4 16,2 17,7 19,0 20,2 21,2 22,2
5*103 5,6 10,1 13,4 15,8 17,7 19,3 20,7 22,0 23,2 24,3
1*104 6,8 11,5 14,7 17,1 19,0 20,7 22,3 23,6 24,9 26,0
2*104 8,0 12,9 16,0 18,3 20,2 21,9 23,4 24,8 26,3 27,6
5*104 8,6 13,8 17,0 19,6 21,8 23,6 25,2 26,9 28,4 29,9
1*105 10,0 15,8 18,2 20,8 23,0 24,9 26,7 28,4 30,0 31,5
2*105 11,3 15,9 19,3 21,8 24,1 26,1 28,1 29,9 31,6 33,3
5*105 12,0 16,9 20,4 23,2 25,6 27,9 29,9 31,8 36,6 35,4
1*106 12,8 17,9 21,4 24,2 26,7 28,9 31,2 33,3 35,2 37,0
2*106 23,5 18,9 22,1 25,0 27,7 30,3 32,7 34,8 36,8 38,7
5*106 14,5 19,4 23,2 26,5 29,3 32,2 34,6 36,7 38,8 40,9
1*107 15,0 20,3 24,3 27,6 30,5 33,2 35,8 38,1 40,2 42,4

Приложение №4





ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда определен приказом МЗ и СР РФ от 12 апреля 2011г. №302 н. Данный приказ также включает Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также с целью  раннего выявления и профилактики заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях: 1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, в том числе социально значимых, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска профессиональных заболеваний и социально-значимых заболеваний; 2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а так же работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; 3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; 4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; 5) предупреждения несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, на основе договора гражданско-правового характера, заключенного работодателем с медицинской организацией.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию.

Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков работников, подлежащих периодическому осмотру.

Включению в поименные списки подлежат работники подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов может также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Поименные списки составляются и утверждаются работодателем и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в медицинскую организацию. 

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем датой начала проведения периодического осмотра) на основании поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра, которой согласовывается медицинской организацией с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом.

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией при заключении договора с работодателем формируется постоянно действующая врачебная комиссия. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология».

На работника, проходящего предварительный или периодический осмотр, в медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические осмотры оформляются Медицинская карта амбулаторного больного (учетная форма № 025/у-04), и паспорт здоровья, куда вносятся результаты медицинских осмотров.

По окончании прохождения работником предварительного или периодического осмотра медицинской организацией оформляются: медицинское заключение в 2-х экземплярах, которые приобщаются к медицинской карте и паспорту здоровья; заключение предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования).

На основании результатов предварительного или периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике профессиональных заболеваний и социально-значимых заболеваний, и при наличии медицинских показаний – по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

Врачебная комиссия выносит решение и оформляет медицинское заключение по результатам предварительного осмотра в течение трех календарных дней, по результатам периодического осмотра в течение 15 календарных дней со дня его окончания.

По итогам прохождения периодических осмотров медицинская организация обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников, составляет в трех экземплярах заключительный акт, и в течение 30 дней направляет экземпляры заключительного акта работодателю, территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику.


Приложение №5

БЕЗОПАСНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ (УДЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ) ПЯВ* В ПРОДУКТАХ И ВОДЕ

И СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ЕЙ МОЩНОСТЬ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ДОЗЫ ГАММА ИЗЛУЧЕНИЯ

 

  Наименование продукта  

 

Концентрация ПЯВ в мК и/л/ ( 109 Бк/м3 )

или в  мКи/кг ( 106  Бк/кг )

 

Мощность экспозиционной дозы в

гамма излучении в мр/час (10-9 Кл/кг·с)

 

 

при сроках потребления (сутки )

 

    1   10    30   свыше 30   1   10    30     свыше 30 
   Продукты питания и вода, кроме мяса и  молока животных, потреблявших ПЯВ с  кормом, и рыбы, выловленной из водоё-  мов, содержащих ПЯВ.     0,40  15     0,10   4     0,04   2      0,02   1     14  1        4  0,3       3 0,2     1,4 0,1
   Мясо с костями животных, потреблявших    ПЯВ с кормом, и рыбы ( неразделённой )  из водоёмов, содержащих ПЯВ.

 

       Не планируется

 

       Не планируется

 

   200  14   40  3     20 1,5   14  1
   Молоко    0,1  4    0,01 0,5   0,003 0,1    -   0,4 0,03    0,14 0,01    -    -

 

* Продукты ядерного взрыва

 


Приложение №6

Таблица 1

 

Центильные показатели длины тела (см)

в зависимости от пола и возраста

у юношей 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 143,7 152,5 156,0 159,7 163,4 168,3 173,7
15 лет 143,9 153,5 158,5 162,5 166,5 173,0 175,4
16 лет 145,8 156,0 163,0 168,0 173,0 175,0 178,1
17 лет 151,5 161,0 167,5 171,0 174,5 178,5 180,3
18 лет 156,0 164,5 169,5 172,8 176,0 180,5 182,2

Центильные показатели массы тела (кг)

в зависимости от пола и возраста 

у юношей 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 28,0 30,3 41,4 47,5 53,5 59,6 61,5
15 лет 33,2 37,5 43,5 49,7 55,9 64,0 66,8
16 лет 36,6 41,9 48,9 53,2 57,5 66,0 73,4
17 лет 38,2 45,0 52,0 57,8 63,5 69,5 79,5
18 лет 39,4 47,0 54,4 59,9 65,3 74,0 82,7

Центильные показатели окружности грудной клетки (см)

в зависимости от пола и возраста

у юношей 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 54,5 62,5 72,5 76,5 80,5 85,5 89,0
15 лет 57,5 67,5 73,5 77,5 81,5 87,0 96,3
16 лет 63,0 71,5 77,5 81,0 84,5 90,0 98,2
17 лет 64,0 73,0 79,0 82,5 86,0 92,5 102,0
18 лет 66,5 73,5 80,0 82,8 85,5 92,5 104,7

Таблица 2

Центильные показатели длины тела (см)

в зависимости от пола и возраста 

у девушек 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 141,5 146,5 151,5 155,9 160,3 166,3 170,5
15 лет 143,4 148,5 154,0 157,8 161,5 168,5 171,0
16 лет 144,3 150,5 156,0 158,8 163,5 168,5 172,7
17 лет 145,3 151,5 157,0 160,7 164,5 168,5 173,0
18 лет 146,5 152,0 157,5 161,8 166,0 169,4 173,3

Центильные показатели массы тела (кг)

в зависимости от пола и возраста 

у девушек 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 28,9 33,6 41,5 46,1 50,7 60,3 63,5
15 лет 29,6 35,0 43,0 48,4 53,7 63,5 65,9
16 лет 30,3 36,3 45,3 50,3 55,3 65,0 69,2
17 лет 31,1 37,0 46,8 51,9 56,9 66,3 74,0
18 лет 32,2 38,3 47,9 52,6 57,2 66,9 74,3

Центильные показатели окружности грудной клетки (см)

в зависимости от пола и возраста

у девушек 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 57,0 62,0 71,5 74,8 78,0 83,0 91,5
15 лет 59,5 64,0 72,0 76,7 81,5 86,5 94,5
16 лет 60,4 71,0 76,0 80,2 84,5 90,5 98,0
17 лет 62,0 72,5 77,0 81,0 85,0 91,4 100,7
18 лет 68,5 72,0 78,0 82,0 86,0 93,3 102,3

 


Таблица 3

Средневозрастные значения частоты сердечных сокращений и частоты дыхательных движений в 1 мин у детей и подростков

(Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Возраст

 

Мальчики

Девочки

ЧСС ЧДД ЧСС ЧДД
3 года 98 25 100 25
4 года 98 24 100 24
5 лет 98 23 100 22
6 лет 90 22 90 21
7 лет 81-92 21 81-96 21
8 лет 81-92 20 81-96 20
9 лет 78-93 20 81-96 20
10 лет 79-89 18-20 80-92 18-20
11 лет 77-88 19 79-90 19
12 лет 75-88 19 79-90 19
13 лет 77-88 19 81-89 19
14 лет 77-88 19 81-92 19
15 лет 73-80 19 76-88 19
16 лет 73-84 18 73-86 18
17 лет 73-83 16-18 77-84 16-18

 

Таблица 4

Артериальное давление, мм.рт. ст.

(НИИ ГИОЗДИП НЦЗД РАМН, 2006)

 

Мальчики

Девочки

Возраст систолическое диастолическое систолическое диастолическое
6 лет 90-100 53-62 88-101 55-60
7 лет 90-105 53-63 90-102 55-63
8 лет 90-107 55-65 90-104 58-67
9 лет 94-107 57-69 93-105 57-68
10 лет 94-110 54-68 96-110 54-68
11 лет 96-112 54-64 96-112 54-64
12 лет 100-116 55-66 100-116 56-66
13 лет 102-116 58-68 104-118 58-72
14 лет 108-122 62-70 101-114 59-69
15 лет 111-125 66-76 103-117 60-70
16 лет 114-127 65-76 103-118 64-74
17 лет 116-126 66-77 105-117 61-72
18 лет 119-129 69-76 102-115 62-71

Таблица № 5

Показатели уровня биологического развития мальчиков школьного возраста

 

Возраст, лет Длина тела М±m Годовая прибавка длины тела   Оссификация кисти Число пост. зубов Развитие вторичных половых признаков
7 М7 4-6 Наличие ядер окостенения всех костей запястья (кроме гороховидной), появление эпифиза локтевой кости 7±3  P0 Ax0
8 М8 4-6 Наличие эпифиза локтевой кости 12±2 -«-«-
9 М9 4-6 Наличие хорошо выраженного эпифиза локтевой кости 14±2 -«-«-
10 М10 4-6 Появление и формирование шиловидного отростка локтевой кости 18±3 -«-«-
11 М11 4-6 Наличие выраженного шиловидного отростка локтевой кости 20±4 -«-«-
12 М12 4-6 Появление гороховидной кости 24±3 P0, 1 Ax0
13 М13 7-10 пубертатный скачок Появление сесамовидной кости в I пястно-фаланговом суставе 27±1 P1 Ax0
14 М14 7-10 Наличие сесамовидной кости 28 P2Ax1
15 М15 4-7 Начало синостози-рования в I пястной кости 28 P3Ax2
16 М16 3-4 Синостоз в I пястной кости и концевых фалангах 28 P3,4Ax3
17 М17 1-2 Синостоз в фалангах, во II -V пястных костях 28 P4Ax3

 


Таблица № 6

Показатели уровня биологического развития девочек школьного возраста

 

Возраст, лет Длина тела М±m Годовые прибавки длины тела, см   Оссификация кисти Число пост. зубов Развитие вторичных половых признаков
7 М7 4 - 5 Наличие ядер окостенения всех костей запястья (кроме гороховидной) и эпифиза локтевой кости 9±3 Ма0Р0Ах0
8 М8 4 - 5 Появление и формирование шиловидного отростка локтевой кости 12±3 -«-«-
9 М9 4 - 5 Наличие выраженного шиловидного отростка 15±3 -«-«-
10 М10 4 - 5 Формирование гороховидной кости 19±3 -«-«-
11 М11 6 - 8 пуберт. скачок Наличие хорошо выраженной гороховидной кости, появление сесамовидной 21±3 Ма1Р0,1 Ax0,1
12 М12 6 - 8 Наличие сесамовидной кости. 25±2 Ma2P1,2Ax1,2
13 М13 4 - 6 Синостозирование в I пястной кости 28 Ma2,3P2,3Ax2,3 menarhe
14 М14 2 - 4 Синостозирование в фалангах, во II- V пястных костях 28 Ma3P3Ax2,3 menses
15 М15 1 - 2 Полный синостоз в мелких костях кисти 28 Ma3P3Ax3 menses
16 М16  1 - 2 Синостоз в локтевой кости 28 Ma3,4P3Ax3 menses
17 М17 0 - 1 Синостоз в лучевой кости 28 Ma4P3Ax3 menses

Приложение №7

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

 (приложение к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»)

 

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.


Таблица 1








Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.