Актуальность темы. Вопросы гигиены лечебно-профилактических организаций являются одними из важнейших в курсе гигиены для студентов лечебного факультета. Создание оптимальных гигиенических условий в больнице определяется особенностями планировки и застройки больничного участка, устройством и внутренней планировкой здания, санитарно-техническим благоустройством их, а также санитарным состоянием в процессе эксплуатации.
В связи с этим врач должен уметь проводить гигиеническую оценку лечебного учреждения с целью разработки и проведения профилактических мероприятий, направленных на оздоровление условий пребывания в них больных, и обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия.
Учебные цели: овладение навыками санитарно-гигиенического обследования больницы.
В результате освоения темы студент должен уметь:
1. Проводить санитарно-гигиеническое обследование больницы.
2. Составлять схематические (эскизные) чертежи плана участка, палатных отделений, помещений и размещения в них мебели.
3. Определять температуру и влажность воздуха с помощью психрометра Ассмана; световой коэффициент, коэффициент естественной освещенности, углы падения и отверстия, интенсивность искусственного освещения.
4. Оценивать гигиенические условия пребывания больных и условия труда медперсонала в стационаре.
5. Разрабатывать рекомендации по улучшению этих условий.
6. Пользоваться нормативной документацией.
Задания для самостоятельной работы студентов по указанной теме:
Санитарно-гигиеническое обследование больницы проводится по предложенным заданиям:
Задание 1. Оценка больничного участка.
1. Название больницы.
2. Расположение больничного участка (жилая, пригородная зона).
3. Изолированность больницы от шоссейных магистралей, объектов, производящих шум, промышленных предприятий.
4. Форма участка, соотношение сторон.
5. Площадь, процент застройки, процент озеленения.
6. Зонирование территории участка, размещение зон.
7. Количество въездов на участок.
8. Перечень зданий (корпусов), расположенных на участке.
9. Ширина защитной зеленой зоны по периметру участка, расстояние от крас- ной линии до корпусов больницы.
10. Санитарные разрывы между зданиями (фасадами, торцами).
11. Расстояния между лечебными корпусами и патологоанатомическим корпусом, площадки для мусоросборников.
12. Система больничного строительства.
13. Выводы (указать выявленные недостатки). Рекомендации.
Представить схему участка.
Задание 2. Оценка приемного отделения и помещения выписки.
1. Название больницы.
2. Расположение приемного отделения.
3. Организация подъездных путей.
4. Обслуживаемые палатные отделения.
5. Набор помещений, их взаиморасположение и использование.
6. Площади помещений (кабинет дежурного врача, смотровые, процедурные, перевязочные, операционные, реанимационные и др.).
7. Внутренняя отделка помещений.
8. Микроклимат помещений: температура и относительная влажность воздуха (кабинет дежурного врача, смотровые).
9. Естественное освещение помещений: ориентация окон помещений, световой коэффициент, коэффициент естественной освещенности, углы падения и отверстия (кабинет дежурного врача, смотровые).
10. Искусственное освещение помещений: источники искусственного света, их размещение, тип осветительных приборов, система освещения, освещенность в ваттах, люксах.
11. Порядок приема больных.
12. Мероприятия по борьбе с внутрибольничными инфекциями.
13. Наличие помещения выписки больных, его расположение.
14. Санитарное благоустройство отделения (вентиляция, отопление, водоснабжение, удаление отходов).
15. Путь движения больных.
16. Выводы (указать выявленные недостатки). Рекомендации.
Представить схему приемного отделения.
Задание 3. Оценка палатного отделения больницы.
1. Название больницы.
2. Название отделения, его расположение.
3. Набор помещений.
4. Количество коек в отделении.
5. Количество палат, их вместимость (число коек).
6. Типы палат.
7. Организация палатных секций, их тип, характеристика (вместимость, перечень помещений, число палат, их коечность).
8. Коридор (вид, ширина, процент застройки и расстояние между световыми разрывами при наличии коридора с частично двусторонней застройкой, внутренняя отделка, использование, температура и относительная влажность воздуха).
9. Процедурная (размещение, площадь, внутренняя отделка).
10. Перевязочная (размещение, площадь, внутренняя отделка).
11. Столовая (размещение, число обслуживаемых палатных секций, площадь, внутренняя отделка, количество посадочных мест, их соответствие количеству коек в отделении, площадь на одно место).
12. Буфетная (размещение, внутренняя отделка, оборудование, методика мытья посуды).
13. Санитарное благоустройство отделения (вентиляция, отопление, водоснабжение, удаление отходов).
14. Выводы (указать выявленные недостатки). Рекомендации.
Представить схемы палатного отделения, коридора, процедурной, перевязочной, столовой, буфетной).
Задание 4. Оценка палаты.
1. Название больницы, отделения.
2. Тип палаты.
3. Размеры палаты (ширина, глубина, высота), площадь.
4. Внутренняя отделка (стены, потолок, пол).
5. Количество коек, их расположение по отношению к светонесущей стене.
6. Расстояния между койками, от наружной стены до первой койки, между торцами коек.
7. Площадь и кубатура на одну койку.
8. Микроклимат палат: температура и относительная влажность воздуха, режим проветривания.
9. Естественное освещение палат: ориентация окон, затемнение соседними зданиями, состояние оконных стекол, световой коэффициент, коэффициент естественной освещенности, углы падения и отверстия.
10. Искусственное освещение палат: источники искусственного света, их размещение, тип осветительных приборов, система освещения, освещенность в ваттах, люксах.
11. Наличие сигнализации, радиофикации.
12. Площадь шлюза палаты, отделка.
13. Площадь санитарного узла палаты, отделка.
14. Санитарное благоустройство палаты (вентиляция, отопление, водоснабжение, удаление отходов).
15. Выводы (указать выявленные недостатки). Рекомендации.
Представить схему палаты.
Задание 5. Оценка операционного блока.
1. Название больницы.
2. Расположение операционного блока.
3. Обслуживаемые палатные отделения.
4. Наличие асептических и септических отделений в операционном блоке, их соотношение.
5. Набор помещений операционного блока, их взаиморасположение.
6. Зонирование операционного блока.
7. Входы в операционный блок для персонала и пациентов.
8. Количество операционных, их назначение, тип (общепрофильные и/или специализированные).
9. Площади операционных, высота.
10. Внутренняя отделка: стены, потолок, пол.
11. Количество операционных столов.
12. Микроклимат операционной: температура и относительная влажность воздуха, режим проветривания.
13. Естественное освещение операционной: ориентация окон, затемнение соседними зданиями, состояние оконных стекол, световой коэффициент, коэффициент естественной освещенности, углы падения и отверстия (на операционный стол).
14. Искусственное освещение операционной: источники искусственного света, их размещение, тип осветительных приборов, система освещения, освещенность в ваттах, люксах.
15. Санитарный пропускник для персонала: размещение, набор помещений.
16. Санитарное благоустройство операционного блока (вентиляция, отопление, водоснабжение, удаление отходов).
17. Выводы (указать выявленные недостатки). Рекомендации.
Представить схему операционного блока, операционных, предоперационных.
Задание 6. Оценка технологических потоков движения в лечебно-профилактической организации.
1. Потоки движения пищи и пищевых отходов.
2. Потоки движения чистого и грязного постельного белья.
3. Потоки движения стерильного и использованного стерильного белья.
Задание 7. Оценка сбора, транспортирования, хранения и утилизации отходов
палатных отделений лечебно-профилактической организации.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Гигиена с основами экологии человека /Под ред. Мельниченко П.И. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.
2. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.
3. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.
4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.
Дополнительная:
1. Гигиена / Под ред. Румянцева Г.И. (учебник). – М.: Гэотар-Медицина, 2001. – 607 с.
2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html
3. Архангельский В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа:
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html
4. Кича Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс] : руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с.
Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html
5. СанПиН 2.1.3.2630 – 10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
6. СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения (Актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.