I.   Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность его заключается в сравнении показателей ребенка по каждому признаку (рост, масса, ОГК) со средними данными (стандартами), разработанными на основе массовых антропометрических исследований.

По каждому признаку находят разность со знаком «+» или «–» между абсолютной величиной признака и средней арифметической признака (М) стандарта. Найденную разность делят на δ (среднее квадратическое отклонение того же признака). Полученная величина сигмального отклонения является критерием оценки. 

Результаты оценки могут быть изображены графически в виде профиля физическом развитии. Графическое изображение дает возможность видеть, на сколько δ отклоняется от М показатели.

В заключении отражается

1. Уровень (степень) физического развития, ведущим показателем при этом является рост. Если отклонения от М находятся в пределах: М±1δ – уровень физического развития средний; от М+1,1δ до М+2δ – выше среднего; от М+2,1δ до М+3δ – высокий; от М-1,1δ до М-2δ – ниже среднего; от М-2,1δ до М-3δ – низкий.

2. Пропорциональность физического развития определяют по разности между наибольшей и наименьшей величинами сигмального отклонения. Если эта разница в пределах 1δ, то физическое развитие пропорциональное, если больше 1δ –непропорциональное.

II. Метод шкал регрессии позволяет оценивать признаки физического развития в их взаимосвязи. Это достигается путем составления шкал регрессии по длине тела, которая принимается за основной признак. Методом парной корреляции определяют тесноту связи длины тела с массой и окружностью грудной клетки, на основании чего составляют оценочные таблицы, в которых при изменении длины тела на 1 см зависимые признаки изменяются на коэффициент регрессии. Однако использование этого метода параметрической статистики может привести к искажению результатов у детей с непропорциональным развитием. Недостатком его является и то, что масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела, без учета влияния широтных размеров.

При оценке физического развития в таблице, соответствующей полу и возрасту ребенка, находят его рост, затем строго по горизонтальной строке – соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела и окружности грудной клетки.

В заключении отражается:

1. Степень физического развития. Все варианты роста сгруппированы в таблице как «средние», «выше средних», «высокие», «ниже средних», «низкие». К средним величинам роста отнесены такие, которые отличаются от М не более чем на +1sR. Показатели роста выше средних находятся в пределах от М + 1sR до М + 2s R; высокие – М + 2s R и более; ниже средних – от М - 1s R до М - 2s R; низкие – менее М - 2s R.

2. Гармоничность морфологических показателей определяется по величине сигмального отклонения.

 

Физическое развитие Величина сигмального отклонения массы и окружности грудной клетки
Гармоничное ≤ 1,0
Дисгармоничное От ± 1,1 до ± 2,0 (за счет повышенного(+) или пониженного (-) веса или окружности грудной клетки
Резко дисгармоничное > ± 2,1 (за счет резкого повышения (+) или снижения (-) веса, окружности грудной клетки)

 

III . Метод центильных (процентильных) шкал относится к методам непараметрической статистики. Центильные измерения наиболее точно и объективно отражают распределение среди здоровых детей исследуемой возрастно-половой группы. Для характеристики распределения приводят обычно семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает три процента наблюдений данного ряда, десятый центиль – 10% наблюдений и т.д. Средней величиной центильного непараметрического распределения является значение медианы или 50-го центиля.

Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров).

Каждый показатель (рост, масса, окружность грудной клетки) оценивается отдельно. При этом возможны следующие варианты.

Интервал («коридор») №1 (до 3-го центиля) - область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование, и по показаниям, обследование.

Интервал («коридор») №2 (от 3 до 10 центиля) - область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

Интервал («коридор») №3 (от 10 до 25 центиля) - область величин «ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Интервалы («коридоры») №№ 4, 5 (от 25 до 75 центиля) - область «средних величин», свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Интервал («коридор») №7 (от 90 до 97 центиля) - область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Интервал («коридор») №8 (от 97 центиля) - область «очень высоких величин», свойственных не более чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

При оценке физического развития центильным методом основой следует считать оценку длины тела по возрастной шкале, второй по значимости – оценку массы тела относительно роста.

Оценка гармоничности развития ребенка осуществляется по трем антропометрическим показателям: длине и массе тела, окружности грудной клетки. Находят разность между максимальным и минимальным номерами интервалов (коридоров) центильной шкалы, полученных для этих трех показателей. Если разность равна 0 либо 1 – физическое развитие считают гармоничным, если разность равна 2 – физическое развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более – физическое развитие – резко дисгармоничное.

Далее определяют соматотип, который означает темповую характеристику роста, т.е. темп физического развития. Для этого находят сумму номеров коридоров для массы тела, роста, окружности груди. При сумме номеров (баллов) 10 и менее ребенок относится к микросоматическому типу, при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому, при сумме от 16 до 20 баллов – к макросоматическому типу. При микросоматотипе говорят о замедленном темпе роста (физическое развитие низкое или ниже среднего), при мезосоматотипе – средний темп роста (физическое развитие среднее), при макросоматотипе – об ускоренном темпе роста (физическое развитие выше среднего или высокое). Соматотип определяют только при гармоничном физическом развитии. Если развитие не гармоничное, когда, например, рост изменяется в одном темпе, а масса тела в другом, нельзя говорить об общем темпе физического развития. При дисгармоничном или резко дисгармоничном физическом развитии необходимо выяснить, за счет какого критерия обусловлена дисгармония антропометрических показателей (т.е. выделить наиболее отклоняющийся признак).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 321.