ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ[3]
N п/п | Направленность объединения | Число занятий в неделю | Число и продолжительность занятий в день |
1. | Техническая | 2 - 3 | 2 по 45 мин. |
1.1. | Объединения с использованием компьютерной техники | 1 - 3 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся |
2. | Художественная | 2 - 3 | 2 - 3 по 45 мин. |
2.1. | Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства | 2 - 3 | 2 - 4 по 45 мин. |
2.2. | Музыкальные и вокальные объединения | 2 - 3 | 2 - 3 по 45 мин. (групповые занятия); 30 - 45 мин. (индивидуальные занятия) |
2.3. | Хоровые объединения | 2 - 4 | 2 - 3 по 45 мин. |
2.4. | Хореографические объединения | 2 - 4 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся |
3. | Естественнонаучная | 1 - 3 | 2 - 3 по 45 мин.; занятия на местности до 8 час |
4. | Физкультурно-спортивная | ||
4.1. | Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта | 2 - 3 | 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся |
5. | Социально-педагогическая | 1 - 2 | 1 - 3 по 45 мин. |
Ожидаемые результаты ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. В данном разделе необходимо охарактеризовать предметные, личностные и метапредметные результаты; разработать систему оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения и динамики личностного развития. Результаты должны быть сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося. Определено, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения.
Критерии и способы определения результативности указываются методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, конкурсы, праздники, демонстрации моделей, готовые изделия, открытые занятия и т. д.; документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого обучающегося, к ним относятся: дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.д..
4.3. Учебно-тематический план программы
Учебно-тематический план программы (далее - УТП) отражает содержание программы, раскрывает последовательность изучаемых тем, составлен в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, каждый год обучения оформляется отдельно в форме таблицы, в которой указывается количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия. При использовании дистанционных, индивидуальных или групповых форм обучения количество выделяемых на каждую форму учебных часов должно быть отражено в таблице учебного плана по каждой теме, отразить их наличие в УТП можно в виде отдельных столбцов «Формы обучения».
*Пример
Учебно-тематический план программы «НАЗВАНИЕ»
Первый год обучения
№ |
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Второй год обучения
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
2 | Название раздела | ||||
2.1 | Название темы 1 | 4 | 2 | 2 | |
2.2 | Название темы 2 | 2 | 2 | ||
Итоговое занятие | 2 | 2 | |||
ИТОГО |
Содержание программы
Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре УТП.
Должно быть представлено реферативное описание каждой темы согласно УТП: в теоретической части учебный материал раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической - перечисляются формы практической деятельности детей.
Название каждой темы программы должно начинаться со слова «Тема» с указанием порядкового номера.
При использовании дистанционных, индивидуальных или групповых форм обучения рекомендуется указать, какие разделы темы изучаются в этих формах.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение может включать описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и технологий их организации (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерномультипликационных и др.); приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой учебно-методического комплекса и технического оснащения; форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности Программы.
Список использованной литературы
Список использованной литературы оформляется строго в соответствии с ГОСТом 71 – 2003. Список литературы должен содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет (периодические издания за последние 3 года), по общей педагогике; по методике данного вида деятельности; по методике воспитания; по общей и возрастной психологии; по теории и истории выбранного вида деятельности; опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
Пример оформления списка литературы (Приложение 4)
*Пример
Список литературы.
Рекомендуемая и специальная литература для педагога и воспитанников
1.
Нормативная и законодательная
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
3.
Методическая
1. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.
2.
4.7. Приложение «Календарно-тематический план»
Календарно-тематический план (КТП) — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования. Он определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов (273-ФЗ, ст.2, п.10; ст. 47, п.5). Составляется согласно Положению о календарно-тематическом планировании педагога дополнительного образования структурного подразделения «Центр детско-юношеского творчества»
КТП является обязательным документом педагога дополнительного образования и отражает плановость реализации содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
КТП составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом Учреждения, дополнительной общеразвивающей программой.
Задачами составления КТП являются:
- определение места каждой темы в годовом обучении и место каждого занятия в теме;
- определение взаимосвязи между отдельными занятиями, темами годового обучения.
КТП составляется педагогом с учетом учебных часов, определенных учебным планом Учреждения для освоения дополнительной общеобразовательной программы обучающимися объединения.
КТП разрабатывается педагогом для каждого детского объединения (учебной группы). Если у педагога две или более учебные группы с одинаковыми датами учебных занятий, то календарно-тематический план разрабатывается один с указанием номеров или названий групп на титульном листе.
Педагог имеет право изменить количество часов, отведенных для изучения программной темы (тем) при условии целесообразности коррекции. Коррекция КТП проводится только по необходимости. Изменение содержания программы в КТП допускается не более чем на 20% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке).
Структура календарно-тематического плана
КТП включает в себя следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку (если были внесены корректировки при необходимости), календарно – тематическое планирование.
На титульной странице указывается наименование образовательного учреждения, название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, учебный год, год обучения по данной программе, группа, фамилия, инициалы педагога дополнительного образования.
Пояснительная записка включает в себя:
- реквизиты образовательной программы, на основе которой составлено КТП (название, вид программы, когда и кем утверждена, срок реализации);
- количество часов на учебный год, в неделю;
- корректировка тем и учебных часов, внесенных педагогом в программу с указанием причин по которым это сделано.
Календарно-тематический план составляется на основе дополнительной общеразвивающей программы с указанием тем, всего часов, часов по теории и практике.
Календарно-тематическое планирование, как правило, оформляется в виде таблицы (Приложение 2):
Графа «Тема занятия» заполняется в соответствии с учебно-тематическим планом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и отражает её изучение в течение данного учебного года. При этом допускается перестановка тем занятий. Темы формулируются четко, лаконично, отражая основное содержание раздела программы. Кроме того, в рамках одного раздела они должны идти в строгой логической последовательности так, чтобы содержание одной темы являлось началом (продолжением) другой. Тема, записанная в журнале должна соответствовать теме календарно-тематического планирования.
В графе «Сроки проведения занятий» должны быть напечатаны (или прописаны от руки) конкретные даты или недели проведения занятий на весь учебный год.
В подграфе «Тип/ форма занятия» графы «Теоретическая часть/ Практическая часть» фиксируется содержание деятельности теоретической и практической части занятия. Заполняется на основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, и отражает формы совместной деятельности на занятии. Обозначается словами «теория» и «практика».
В подграфе «Количество часов» графы «Теоретическая часть/ Практическая часть» проставляются часы занятий в соответствии с учебно тематическим планом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Необходимо выделять каждый блок тем и прописывать отведенное количество часов.
Графа «Форма и оценка результатов. Форма аттестации (при необходимости)» должна заполняться обязательно, с указанием конкретной формы контроля и оценки качества знаний обучающихся на протяжении всего периода обучения.
Требования к оформлению КТП:
- шрифт - Times New Roman
- размер - 8-12 пт
- интервал - 1-1,15
- поля: левое 2,5; правое, нижнее, верхнее – 1,5
- нумерация – внизу листа, по центру.
Рассмотрение и утверждение календарно-тематического плана
КТП ежегодно согласовывается с заведующим Учреждения до 15 сентября текущего года.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в КТП в течение учебного года, должны быть согласованы с заведующим Учреждения.
Срок хранения КТП – до замены новым.
Приложение «Паспорт Программы»
Паспорт Программы — это учебно-методический документ, составленный на основании общеобразовательной общеразвивающей программы, оформляется строго по образцу (Приложение 3). Паспорт содержит всю краткую информацию о Программе, подлежит изменению в соответствии с каждым редактированием Программы.
V. Утверждение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и порядок их корректировки
5.1. Утверждение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. (Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…»).
Программа принимается педагогическим (методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе), за исключением предпрофессиональных программ. (273-ФЗ; Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (далее – Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
Обновление и утверждение Программы должно осуществиться до начала нового учебного года (Порядок рассмотрения и утверждения Программы определяется локальным правовым актом образовательной организации).
Утверждение Программы осуществляется в соответствии с Уставом образовательной организации и на основании настоящего Положения о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества».
Внутренний анализ Программы осуществляется в три этапа:
1) анализ Программы методистом Учреждения;
2) рассмотрение и принятие Программы на Методическом совете учреждения на предмет соответствия программы учебному плану образовательного учреждения (результаты рассмотрения Программы на Методическом совете Учреждения протоколируются);
3) Программа утверждается директором Учреждения.
После утверждения директором школы Программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
Программа может корректироваться в период учебного процесса. Основаниями для внесения изменений могут быть следующие обстоятельства:
- изменение часов учебного плана, отводимых для изучения предмета;
- изменение федеральных государственных образовательных стандартов;
-изменение в календарном графике.
Все изменения, дополнения, вносимые в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом Учреждения на предмет соответствия программы учебному плану Учреждения.
5.2. Порядок корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Учреждение имеет право ежегодно (до начала учебного года) изменять перечень принятых к реализации образовательных программ дополнительного образования детей.
Программы при необходимости корректируются (обновляются) педагогами с учетом изменений в нормативно-законодательной базе, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Корректировка Программы осуществляется педагогом, реализующим Программу, ежегодно.
Обновлённая Программа проходит внутренний анализ в установленном порядке согласно Положению о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества».
VI. Реализация и контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
6.1. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в образовательных организациях дополнительного образования, осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1), а также в иных образовательных организациях, в которых реализация дополнительных общеобразовательных программ не является основной целью их деятельности (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.4)
Формы обучения по Программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
При реализации Программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, последние применяются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при наличии условий для функционирования электронной информационно – образовательной среды.
При реализации Программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих технологий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют Программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. (Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…», Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»).
Педагоги, в соответствии с уровнем квалификации, могут использовать Программы, разработанные другими педагогами, по согласованию с разработчиком(ами) Программы и администрацией учреждения.
Учреждение реализует Программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время, с использованием кадровых и материальных ресурсов учреждения, включая ресурсы обособленных структурных подразделений учреждения:
Программы могут быть реализованы организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм совместно с научными, физкультурно-спортивными, организациями культуры, и иными организациями.
Педагог, реализующий Программу, обязан обеспечивать качество реализации Программы (курса, дисциплины, модуля).
В процессе образовательной деятельности по Программе педагог ведет утвержденную в учреждении документацию с обязательным соблюдением сроков, определенных нормативными документами Учреждения.
6.2. Контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану и графику учебного процесса.
Контроль выполнения рабочей программы осуществляет методист Учреждения.
Приложение 1
Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества»
Принята на заседании методического совета от «___» _____________ 201__г. Протокол № _______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска _____________ О.В. Кудряшова Приказ № ___________________ от «____» _____________ 201__г. |
Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
НАЗВАНИЕ направленности
«ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ»
Возраст обучающихся: ______ лет
Срок реализации: _____ лет/ год(а)
Тип программы: модифицированная/авторская
Автор-составитель: Фамилия Имя Отчество,
должность
г. Новокуйбышевск, 201___
Приложение 2
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества»
СОГЛАСОВАНО Заведующий структурным подразделением «Центр детско-юношеского творчества» _____________ Е.А. Мантрова от «____» _____________ 201__г. |
Календарно-тематический план
дополнительной общеобразовательной
Общеразвивающей программы
НАЗВАНИЕ направленности
«ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ»
на 20___-20___ учебный год
Год обучения: ______
Группа: _____
Педагог дополнительного образования: Фамилия Имя Отчество
г. Новокуйбышевск, 201___
№ п/п |
Тема занятия
Сроки проведения занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.