общеобразовательных программ
«Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» (273-ФЗ, ст. 75), а также на «удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ».
(Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…»).
Исходя из этого, целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональное самоопределение.
В связи с этим содержание дополнительных общеобразовательных программ должно соответствовать:
· достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
· соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
· направленностям дополнительных образовательных программ (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической);
· современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
(Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844; Примерные требования к дополнительным общеобразовательным программам, представляемым на Конкурс (Приложение № 3 к Положению об XI Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ, утвержденному директором ФГБОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр» Рыбынок О.В., директором ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» Бостанджогло М.М. Москва, 2014 г.)
III. Разработка и структура дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
3.1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в структурном подразделении
«Центр детско-юношеского творчества»
Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Далее - Программа) осуществляется по инициативе администрации учреждения (на основании исследования общественного заказа) педагогом дополнительного образования. Педагог-разработчик Программы несет ответственность за наличие Программы и ее соответствие нормативным актам Российской Федерации и локальным нормативным актам Учреждения.
Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием и адаптированных с учетом запросов детей, потребности семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских объединений особенностей социально-экономического развития региона и национально - культурных традиций, утверждаемые Педагогическим советом Учреждения. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые Педагогическим советом Учреждения.
Разработка Программ строится на следующих принципах:
- свобода выбора Программ и режима их освоения;
- соответствие Программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность Программ;
- разноуровневость (ступенчатость) Программ;
- модульность содержания Программ, возможность взаимозачета результатов;
- ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер Программ;
- ориентация на открытый и сетевой характер реализации Программ.
Разработчик Программы самостоятельно определяет: цель, задачи, направленность, актуальность, содержание, последовательность изучения тем и количество часов на освоение, продолжительность и частоту занятий в неделю, состав учащихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.), формы и методы организации образовательного процесса, условия ее реализации, планируемые результаты и критерии их оценки.
Разработка Программ осуществляется педагогом в течение учебного года, предшествующего году начала реализации программы.
Методическое сопровождение деятельности педагога по разработке Программы и консультативную помощь на протяжении всего процесса реализации Программы оказывают методисты учреждения.
Допускается разработка Программы коллективом педагогов.
Программа составляется в двух экземплярах: один является структурным элементом образовательной программы, второй хранится у педагога.
Программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования на каждый учебный год.
Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, педагог в Программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся.
В тексте Программы в отношении лиц, осваивающих дополнительные общеобразовательные в соответствии с пунктом 2 статьи 33 273-ФЗ необходимо использовать термин «обучающиеся».
Программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного материала обучающимися и достижения ими планируемых результатов.
3.2. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Пояснительная записка
4. Учебно-тематический план
5. Содержание
6. Методическое обеспечение
7. Список литературы
8. Приложение
- «Календарно-тематический план»
- «Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
IV. Рекомендации по оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы
4.1. Требования к оформлению:
- формат А-4
- шрифт Times New Roman, размер – 12-14
- межстрочный интервал – 1,15
- выравнивание по ширине
- абзац 1,25 см
- поля: слева – 2,5 см, справа – 1,5 см, сверху – 1,5 см, снизу – 1,5 см.
- нумерация – внизу листа, по центру
Титульный лист (Приложение 1), Календарно-тематический план (Приложение 2) и паспорт Программы (Приложение 3) оформляются строго по образцу.
.
4.2. Оформление и содержание структурных элементов
Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.