По проектированию дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
г.о. Новокуйбышевск, 2019 год
Сойкина Е.Н., Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ составлены на основе действующих законодательных и нормативно-правовых документов сферы образования, с целью создания внутренней системы и оценки качества дополнительных образовательных программ в структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества».
Методические рекомендации позволят педагогу дополнительного образования грамотно выстроить и оформить структуру программы, четко и грамотно поставить образовательную цель, обозначить возрастные и иные особенности детей и самой программы, срок освоения, формы обучения и организации учебной деятельности, режим проведения занятий, показать образовательные результаты, учитывая требования законодательства и нормативно-правовых документов.
Материал изложен таким образом, что для разрешения возникших вопросов педагогу достаточно ознакомиться с соответствующим разделом. - г.о. Новокуйбышевск, ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества», 2019 - 40 с.
Верстка и дизайн:
Сойкина Екатерина Николаевна, методист ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества»
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Нормативно-правовой аспект
1.1. Нормативная база для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ……………………………………………………4
1.2. Основные термины и определения…………………………………………6
II. Целевые ориентиры освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ……………………………………………………..8
III. Разработка и структура дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
3.1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ……………………………………………………………………..9
3.2. Структура дополнительной общеразвивающей программы……………11
IV. Рекомендации по оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы
4.1. Требования к оформлению………………………………………………...11
4.2. Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы. Пояснительная записка.………………..11
4.3. Учебно-тематический план программы……………………..………...…18
4.4. Содержание программы…………………………………………………..19
4.5. Методическое обеспечение……………………………………………….20
4.6. Список использованной литературы…………………………………….20
4.7. Приложение «Календарно-тематический план»………………….…….20
4.8. Приложение «Паспорт Программы»……………………………………..23
V. Утверждение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и порядок их корректировки
5.1. Утверждение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ……………………………………………………………….…..23
5.2. Порядок корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ…………………………………………….24
VI. Реализация и контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
6.1. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ……………………………………………………………………25
6.2. Контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ…………………………………………...…26
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Нормативно-правовой
1.1. Нормативная база для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р).
- План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
- Приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам".
- Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
- Приказы Минкультуры РФ от 12.03.2012 г. № 156-166 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации).
- Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 №МО-16-09-01/826-ТУ «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ».
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области (далее Учреждение).
- Положение о структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе структурного подразделения «Центр детско-юношеского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
- Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
- Положение о календарно-тематическом планировании педагога дополнительного образования структурного подразделения «Центр детско-юношеского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
1.2. Основные термины и определения
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ), гл.1, ст. 2, п. 14).
К дополнительным образовательным программам относятся: дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки).
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Цель – удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организация свободного времени. (273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4; Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…»)
Обучающийся, воспитанник - это лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ, в т. ч. программы дополнительного образования детей и взрослых.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Дополнительные общеобразовательные программы могут быть различной направленности:
· технической,
· естественнонаучной,
· физкультурно-спортивной,
· художественной,
· туристско-краеведческой,
· социально-педагогической.
(Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…»)
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
(ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе)
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Второй год обучения
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
2 | Название раздела | ||||
2.1 | Название темы 1 | 4 | 2 | 2 | |
2.2 | Название темы 2 | 2 | 2 | ||
Итоговое занятие | 2 | 2 | |||
ИТОГО |
Содержание программы
Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре УТП.
Должно быть представлено реферативное описание каждой темы согласно УТП: в теоретической части учебный материал раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической - перечисляются формы практической деятельности детей.
Название каждой темы программы должно начинаться со слова «Тема» с указанием порядкового номера.
При использовании дистанционных, индивидуальных или групповых форм обучения рекомендуется указать, какие разделы темы изучаются в этих формах.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение может включать описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), и технологий их организации (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерномультипликационных и др.); приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой учебно-методического комплекса и технического оснащения; форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности Программы.
Список использованной литературы
Список использованной литературы оформляется строго в соответствии с ГОСТом 71 – 2003. Список литературы должен содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет (периодические издания за последние 3 года), по общей педагогике; по методике данного вида деятельности; по методике воспитания; по общей и возрастной психологии; по теории и истории выбранного вида деятельности; опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
Пример оформления списка литературы (Приложение 4)
*Пример
Список литературы.
Рекомендуемая и специальная литература для педагога и воспитанников
1.
Нормативная и законодательная
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
3.
Методическая
1. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.
2.
4.7. Приложение «Календарно-тематический план»
Календарно-тематический план (КТП) — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования. Он определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов (273-ФЗ, ст.2, п.10; ст. 47, п.5). Составляется согласно Положению о календарно-тематическом планировании педагога дополнительного образования структурного подразделения «Центр детско-юношеского творчества»
КТП является обязательным документом педагога дополнительного образования и отражает плановость реализации содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
КТП составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом Учреждения, дополнительной общеразвивающей программой.
Задачами составления КТП являются:
- определение места каждой темы в годовом обучении и место каждого занятия в теме;
- определение взаимосвязи между отдельными занятиями, темами годового обучения.
КТП составляется педагогом с учетом учебных часов, определенных учебным планом Учреждения для освоения дополнительной общеобразовательной программы обучающимися объединения.
КТП разрабатывается педагогом для каждого детского объединения (учебной группы). Если у педагога две или более учебные группы с одинаковыми датами учебных занятий, то календарно-тематический план разрабатывается один с указанием номеров или названий групп на титульном листе.
Педагог имеет право изменить количество часов, отведенных для изучения программной темы (тем) при условии целесообразности коррекции. Коррекция КТП проводится только по необходимости. Изменение содержания программы в КТП допускается не более чем на 20% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке).
Структура календарно-тематического плана
КТП включает в себя следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку (если были внесены корректировки при необходимости), календарно – тематическое планирование.
На титульной странице указывается наименование образовательного учреждения, название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, учебный год, год обучения по данной программе, группа, фамилия, инициалы педагога дополнительного образования.
Пояснительная записка включает в себя:
- реквизиты образовательной программы, на основе которой составлено КТП (название, вид программы, когда и кем утверждена, срок реализации);
- количество часов на учебный год, в неделю;
- корректировка тем и учебных часов, внесенных педагогом в программу с указанием причин по которым это сделано.
Календарно-тематический план составляется на основе дополнительной общеразвивающей программы с указанием тем, всего часов, часов по теории и практике.
Календарно-тематическое планирование, как правило, оформляется в виде таблицы (Приложение 2):
Графа «Тема занятия» заполняется в соответствии с учебно-тематическим планом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и отражает её изучение в течение данного учебного года. При этом допускается перестановка тем занятий. Темы формулируются четко, лаконично, отражая основное содержание раздела программы. Кроме того, в рамках одного раздела они должны идти в строгой логической последовательности так, чтобы содержание одной темы являлось началом (продолжением) другой. Тема, записанная в журнале должна соответствовать теме календарно-тематического планирования.
В графе «Сроки проведения занятий» должны быть напечатаны (или прописаны от руки) конкретные даты или недели проведения занятий на весь учебный год.
В подграфе «Тип/ форма занятия» графы «Теоретическая часть/ Практическая часть» фиксируется содержание деятельности теоретической и практической части занятия. Заполняется на основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, и отражает формы совместной деятельности на занятии. Обозначается словами «теория» и «практика».
В подграфе «Количество часов» графы «Теоретическая часть/ Практическая часть» проставляются часы занятий в соответствии с учебно тематическим планом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Необходимо выделять каждый блок тем и прописывать отведенное количество часов.
Графа «Форма и оценка результатов. Форма аттестации (при необходимости)» должна заполняться обязательно, с указанием конкретной формы контроля и оценки качества знаний обучающихся на протяжении всего периода обучения.
Требования к оформлению КТП:
- шрифт - Times New Roman
- размер - 8-12 пт
- интервал - 1-1,15
- поля: левое 2,5; правое, нижнее, верхнее – 1,5
- нумерация – внизу листа, по центру.
Рассмотрение и утверждение календарно-тематического плана
КТП ежегодно согласовывается с заведующим Учреждения до 15 сентября текущего года.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в КТП в течение учебного года, должны быть согласованы с заведующим Учреждения.
Срок хранения КТП – до замены новым.
Приложение «Паспорт Программы»
Паспорт Программы — это учебно-методический документ, составленный на основании общеобразовательной общеразвивающей программы, оформляется строго по образцу (Приложение 3). Паспорт содержит всю краткую информацию о Программе, подлежит изменению в соответствии с каждым редактированием Программы.
V. Утверждение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и порядок их корректировки
5.1. Утверждение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. (Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…»).
Программа принимается педагогическим (методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе), за исключением предпрофессиональных программ. (273-ФЗ; Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (далее – Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
Обновление и утверждение Программы должно осуществиться до начала нового учебного года (Порядок рассмотрения и утверждения Программы определяется локальным правовым актом образовательной организации).
Утверждение Программы осуществляется в соответствии с Уставом образовательной организации и на основании настоящего Положения о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества».
Внутренний анализ Программы осуществляется в три этапа:
1) анализ Программы методистом Учреждения;
2) рассмотрение и принятие Программы на Методическом совете учреждения на предмет соответствия программы учебному плану образовательного учреждения (результаты рассмотрения Программы на Методическом совете Учреждения протоколируются);
3) Программа утверждается директором Учреждения.
После утверждения директором школы Программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
Программа может корректироваться в период учебного процесса. Основаниями для внесения изменений могут быть следующие обстоятельства:
- изменение часов учебного плана, отводимых для изучения предмета;
- изменение федеральных государственных образовательных стандартов;
-изменение в календарном графике.
Все изменения, дополнения, вносимые в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом Учреждения на предмет соответствия программы учебному плану Учреждения.
5.2. Порядок корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Учреждение имеет право ежегодно (до начала учебного года) изменять перечень принятых к реализации образовательных программ дополнительного образования детей.
Программы при необходимости корректируются (обновляются) педагогами с учетом изменений в нормативно-законодательной базе, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Корректировка Программы осуществляется педагогом, реализующим Программу, ежегодно.
Обновлённая Программа проходит внутренний анализ в установленном порядке согласно Положению о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества».
VI. Реализация и контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
6.1. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в образовательных организациях дополнительного образования, осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1), а также в иных образовательных организациях, в которых реализация дополнительных общеобразовательных программ не является основной целью их деятельности (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.4)
Формы обучения по Программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
При реализации Программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, последние применяются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при наличии условий для функционирования электронной информационно – образовательной среды.
При реализации Программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих технологий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют Программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. (Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…», Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»).
Педагоги, в соответствии с уровнем квалификации, могут использовать Программы, разработанные другими педагогами, по согласованию с разработчиком(ами) Программы и администрацией учреждения.
Учреждение реализует Программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время, с использованием кадровых и материальных ресурсов учреждения, включая ресурсы обособленных структурных подразделений учреждения:
Программы могут быть реализованы организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм совместно с научными, физкультурно-спортивными, организациями культуры, и иными организациями.
Педагог, реализующий Программу, обязан обеспечивать качество реализации Программы (курса, дисциплины, модуля).
В процессе образовательной деятельности по Программе педагог ведет утвержденную в учреждении документацию с обязательным соблюдением сроков, определенных нормативными документами Учреждения.
6.2. Контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану и графику учебного процесса.
Контроль выполнения рабочей программы осуществляет методист Учреждения.
Приложение 1
Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества»
Принята на заседании методического совета от «___» _____________ 201__г. Протокол № _______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска _____________ О.В. Кудряшова Приказ № ___________________ от «____» _____________ 201__г. |
Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
НАЗВАНИЕ направленности
«ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ»
Возраст обучающихся: ______ лет
Срок реализации: _____ лет/ год(а)
Тип программы: модифицированная/авторская
Автор-составитель: Фамилия Имя Отчество,
должность
г. Новокуйбышевск, 201___
Приложение 2
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества»
СОГЛАСОВАНО Заведующий структурным подразделением «Центр детско-юношеского творчества» _____________ Е.А. Мантрова от «____» _____________ 201__г. |
Календарно-тематический план
дополнительной общеобразовательной
Общеразвивающей программы
НАЗВАНИЕ направленности
«ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ»
на 20___-20___ учебный год
Год обучения: ______
Группа: _____
Педагог дополнительного образования: Фамилия Имя Отчество
г. Новокуйбышевск, 201___
№ п/п |
Тема занятия
Сроки проведения занятия
Форма и оценка результатов.
Приложение 3
Паспорт Программы
Полное название программы | Аналогично с титульным листом |
Направленность программы | Выбрать нужное: • технической, • естественнонаучной, • физкультурно-спортивной, • художественной, • туристско-краеведческой, • социально-педагогической. |
Вид программы | Авторская или модифицированная |
Учреждение, реализующее программу | ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества» |
Автор(ы)-составитель(и) | Фамилия, имя, отчество Должность Научное звание (если есть) |
Возраст обучающихся | Обучающиеся в возрасте _______ |
Наличие особых категорий обучающихся | Дети с ОВЗ, дети в трудной жизненной ситуации и др. |
Сроки реализации и уровень | *Пример Обучение по Программе предусматривает 3 уровня подготовки: • Стартовый уровень - обучающиеся 5 - 8 лет. • Базовый уровень - обучающиеся 9 - 14 лет. • Продвинутый уровень - обучающиеся 15-18 лет. Программа предусматривает общий объем прохождения материала в течение 6 лет обучения за 648 академических часов. Стартовый уровень 216 часов на весь период обучения, 72 недели, 18 месяцев, 2 года; ежегодный режим занятий: 2 раза в неделю, 3 академических часа. Базовый уровень 216 часов на весь период обучения, 72 недели, 18 месяцев, 2 года; ежегодный режим занятий: 2 раза в неделю, 3 академических часа. Продвинутый уровень 216 часов на весь период обучения, 72 недели, 18 месяцев, 2 года; ежегодный режим занятий: 2 раза в неделю, 3 академических часа. |
Год создания программы | _____ год |
Года утвержденных новых редакций программы | Указываются года через запятую. |
Краткая аннотация программы | Программа направлена на (прописывается цель и особенность программы) |
Публикация программы в печатных изданиях | (если есть) |
Участие программы в конкурсах | (если есть) |
Наличие внешних рецензий | (для авторской программы) |
Приложение №4.
Пример оформления списка литературы (гост 7.1-2003):
Согласно данным документам библиографическое описание состоит из элементов описания, объединенных в области. Элементы описания подразделяются на обязательные и факультативные (необязательные). Обязательные элементы приводят в любом библиографическом описании. Факультативные элементы дают дополнительные сведения об изданиях. Если их используют в какой-либо записи, то обязательно указывают при описании каждого документа в списке. Таким образом, соблюдается единообразие.
Иванова, О.А. Научно-исследовательская работа [Текст]: учеб. пособие / О.А. Иванова, И.А. Петрова. - 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2011. - 130 с.
Официальные документы
1. Доклад министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на расширенном заседании итоговой коллегии от 21 февраля 2001 г. [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2.
2. Бюллетень МОПО РФ. Высшее и среднее профессиональное образование [Текст]. - М, 1999. - № 4.
3. Конституция Российской Федерации: офиц. текст [Текст] / Российская Федерация. - М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
4. ГОСТ 7. 53-2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг. – Взамен ГОСТ 7.53-86; введ. 2002-07-01. [Текст] – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Изд-во стандартов, сop. 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Научная литература
Книги одного автора
Аврорин, В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка [Текст] / В.А. Аврорин. – М.: Наука, 1975. – 276 с.
При параллельном заглавии (на русском и иностранном языке) они отделяются друг от друга знаком =
Leontyeva, S.F. A Theoretical Course of English Phonetics [Текст] = Теоретическая фонетика современного английского языка: учеб. для педагогических вузов и университетов / С.Ф. Леонтьева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Менеджер», 2004. – 336 с.
Книги двух и более авторов
Лопатникова, Н.Н. Лексикология современного французского языка [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Лопатникова, Н.А. Мовшович. – М.: «Высшая школа», 1971. – 232 с.
Кузнецов, Ю.Д. История Японии [Текст] / Ю.Д. Кузнецов, Г.Б. Навлицкая, И.М. Сырицын. - М.: Высшая школа, 1988. – 432 с.
Книги под заглавием
(авторов четыре и более, либо описываются коллективные учебники и сборники)
Онежское озеро [Текст] / Г.С. Биске [и др.]. – Петрозаводск, 1999. – 168 с.
История лингвистических учений [Текст] / под ред. А.В. Десницкой, С.Д. Кацнельсона. – Л.: Наука, 1981. – 355 с.
Неопубликованные документы
Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 [Текст] / И.В. Белозеров. – М., 2002. – 215 с.
Описание статьи из сборника
Кацнельсон, С.Д. Скрытые категории в грамматике [Текст] // Типология языка и речевое мышление. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – С. 48-67.
или
Скрытые категории в грамматике [Текст] / С.Д. Кацнельсон // Типология языка и речевое мышление. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – С. 48-67.
Описание статьи из газеты
Завьялова, О. Лабиринты иероглифа [Текст] // Независимая газета, 1999. – 20 окт.
или
Лабиринты иероглифа [Текст] / О. Завьялова // Независимая газета, 1999. – 20 окт.
Описание статьи из журнала
Белоусов, В. Иноязычные слова в русском языке [Текст] // Наука и жизнь, 1993. – № 8. – С. 93-94.
или
Иноязычные слова в русском языке [Текст] / В. Белоусов // Наука и жизнь, 1993. – № 8. – С. 93-94.
(если авторов более одного)
Zhou Zhi Pei The Two Faces of English in China: Englishization of Chinese and nativization of English [Текст] / Zhou Zhi Pei, Feng Wen Chi // World Englishes, 1987. - № 2. – P. 111-125.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК
по проектированию дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
г.о. Новокуйбышевск, 2019 год
Сойкина Е.Н., Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ составлены на основе действующих законодательных и нормативно-правовых документов сферы образования, с целью создания внутренней системы и оценки качества дополнительных образовательных программ в структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества».
Методические рекомендации позволят педагогу дополнительного образования грамотно выстроить и оформить структуру программы, четко и грамотно поставить образовательную цель, обозначить возрастные и иные особенности детей и самой программы, срок освоения, формы обучения и организации учебной деятельности, режим проведения занятий, показать образовательные результаты, учитывая требования законодательства и нормативно-правовых документов.
Материал изложен таким образом, что для разрешения возникших вопросов педагогу достаточно ознакомиться с соответствующим разделом. - г.о. Новокуйбышевск, ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества», 2019 - 40 с.
Верстка и дизайн:
Сойкина Екатерина Николаевна, методист ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска структурное подразделение «Центр детско-юношеского творчества»
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Нормативно-правовой аспект
1.1. Нормативная база для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ……………………………………………………4
1.2. Основные термины и определения…………………………………………6
II. Целевые ориентиры освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ……………………………………………………..8
III. Разработка и структура дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
3.1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ……………………………………………………………………..9
3.2. Структура дополнительной общеразвивающей программы……………11
IV. Рекомендации по оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы
4.1. Требования к оформлению………………………………………………...11
4.2. Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы. Пояснительная записка.………………..11
4.3. Учебно-тематический план программы……………………..………...…18
4.4. Содержание программы…………………………………………………..19
4.5. Методическое обеспечение……………………………………………….20
4.6. Список использованной литературы…………………………………….20
4.7. Приложение «Календарно-тематический план»………………….…….20
4.8. Приложение «Паспорт Программы»……………………………………..23
V. Утверждение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и порядок их корректировки
5.1. Утверждение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ……………………………………………………………….…..23
5.2. Порядок корректировки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ…………………………………………….24
VI. Реализация и контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
6.1. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ……………………………………………………………………25
6.2. Контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ…………………………………………...…26
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Нормативно-правовой
1.1. Нормативная база для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р).
- План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
- Приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам".
- Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
- Приказы Минкультуры РФ от 12.03.2012 г. № 156-166 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации).
- Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 №МО-16-09-01/826-ТУ «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ».
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области (далее Учреждение).
- Положение о структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе структурного подразделения «Центр детско-юношеского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
- Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в структурном подразделении «Центр детско-юношеского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
- Положение о календарно-тематическом планировании педагога дополнительного образования структурного подразделения «Центр детско-юношеского творчества» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 «Образовательный центр» имени М.П. Бочарикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
1.2. Основные термины и определения
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ), гл.1, ст. 2, п. 14).
К дополнительным образовательным программам относятся: дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки).
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Цель – удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организация свободного времени. (273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4; Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…»)
Обучающийся, воспитанник - это лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ, в т. ч. программы дополнительного образования детей и взрослых.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Дополнительные общеобразовательные программы могут быть различной направленности:
· технической,
· естественнонаучной,
· физкультурно-спортивной,
· художественной,
· туристско-краеведческой,
· социально-педагогической.
(Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…»)
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
(ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе)
Дата: 2019-03-05, просмотров: 184.