Дополнительной общеразвивающей программы. Пояснительная записка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительную записку к Программе рекомендуется начать с введения, в котором дается краткая характеристика предмета или вида деятельности.

 

Далее необходимо раскрыть направленность программы - указывается в соответствии с нормативными документами: техническая, художественная, естественно-научная, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая[1].

 

Обосновать новизну и указать отличительные особенности. Следует указать принципиальное отличие данной Программы от подобных профильных, кратко пояснить, что внес разработчик существенного в содержание, методы и формы реализации при разработке Программы по сравнению с другими. Здесь нужно указать, на основе каких Программ составлена или разработана данная Программа, можно назвать авторов, чей опыт был обобщен и использован при составлении Программы.

 

Актуальность - необходимо показать, что Программа соответствует действующим нормативным актам и документам, что в ней представлены современные идеи и актуальные направления развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы, что она может удовлетворить потребность общества и детей данного возраста и категории в решении актуальных для них задач. Формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний, отражая аспект: зачем современным детям нужна данная Программа.

 

Педагогическую целесообразность - необходимо аргументированно обосновать использование педагогических приемов, форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами Программы.

 

Цель программы - это ее стратегия, фиксирующая желаемый конкретный результат, она должна содержать в себе развивающий, обучающий и воспитательный аспекты.

Цель Программы должна быть реальна, контролируема, достижима. Формулировка цели Программы должна соответствовать современным требованиям к образовательной деятельности с учётом нормативных документов, отражает направленность образовательной деятельности на личностное развитие учащихся (интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и др.).

При формировании формулировки цели Программы опираются на нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1,2,3,14; ст.75);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14».

В формулировке цели используется такие начальные фразы, как: формирование, изучение, разработка, исследование, применение, развитие и воспитание, приобщение…

(*Пример: Развитие и воспитание личности ребенка посредством занятий…)

 

Задачи программы – это конкретные «шаги» достижения цели. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать?» для достижения цели.

Они подразделяются на группы:

- обучающие (предметные):

· обеспечивать усвоение новой терминологии…

· систематизировать знания…

· обобщать опыт…

· обучать основным приемам…

- развивающие (какие творческие способности, ключевые компетентности могут сформироваться):

· формировать ключевые компетенции по усвоению научных знаний…

· развивать интеллектуальные способности в области точных наук…

· совершенствовать речь, применять терминологию, характерную для данного вида деятельности …

· развивать познавательные процессы…

· развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать….

- воспитательные (связанные с формированием тех или иных личностных качеств обучающихся):

· воспитывать чувство патриотизма, сознательности, ответственности…

· формировать добросовестное отношение к труду…

· воспитывать ценностное отношение к знаниям…

Целевая аудитория и возраст детей. Должны быть охарактеризованы и учтены психолого-возрастные особенности обучающихся, может быть дана информация о категории детей, для которых предназначена программа.

 

(*Пример:

· Адаптированная Программа «НАЗВАНИЕ» предназначена для детей 7-9 лет с ограниченными возможностями здоровья.

· Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «НАЗВАНИЕ» предполагает контингент обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет.)

Сроки реализации. Продолжительность образовательного процесса по каждому году обучения, этапы. Необходимо указать к какому (каким) уровню (уровням) относится программа.

Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Каждый участник Программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал Программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.

При реализации многоуровневых Программ для повышения мотивации обучающихся необходимо разработать систему стимулирующего поощрения достижений, в которой ребенок, осваивающий программу, будет получать отличительные знаки за освоение каждой ступени программы.

Минобрнауки России считает, что ребенок, завершивший обучение по Программе, разработанной образовательной организацией, является охваченным услугой дополнительного образования детей. Сроки реализации программы определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возрастом, особенностями здоровья, особенностями географического расположения образовательной организации, "уровнем" программы.

*Пример:

Обучение по Программе предусматривает 3 уровня подготовки:

• Стартовый уровень - обучающиеся 5 - 8 лет.

• Базовый уровень - обучающиеся 9 - 14 лет.

• Продвинутый уровень - обучающиеся 15-18 лет.

Зачисление детей для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется на основе добровольности, при отсутствии противопоказаний к занятию и по состоянию здоровья (медицинский допуск к занятиям обязателен).

Программа предусматривает общий объем прохождения материала в течение 6 лет обучения за 648 академических часов.

Общий срок освоения программы определяется содержанием программы:

Стартовый уровень

216 часов на весь период обучения, 72 недели, 18 месяцев, 2 года; ежегодный режим занятий: 2 раза в неделю, 3 академических часа.

Базовый уровень

216 часов на весь период обучения, 72 недели, 18 месяцев, 2 года; ежегодный режим занятий: 2 раза в неделю, 3 академических часа.

Продвинутый уровень

216 часов на весь период обучения, 72 недели, 18 месяцев, 2 года; ежегодный режим занятий: 2 раза в неделю, 3 академических часа.

Запланированное количество учебных часов и календарный период времени реален и необходим для освоения Программы «НАЗВАНИЕ».

Формы обучения. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.[2] Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ (Приказ Минобрнауки РФ № 196 «Об утверждении порядка…»).

Формы организации деятельности: обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся в группе с учетом СанПиН, по группам, индивидуально или всем составом объединения.

*Пример

Занятия в объединениях проводятся в группах. Группы формируются по возрастному принципу. Общее количество обучающихся в группе не должно превышать 15 человек. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе.

Режим занятий: указываются продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием этого выбора, продолжительность учебного часа и времени на отдых.

*Пример

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Число и продолжительность занятий в неделю: 1 день - 2 занятия по 30 минут для детей в возрасте до 8 лет; 2 занятия по 45 минут - для остальных обучающихся (с перерывом между занятиями длительностью не менее 10 минут); и 1 день 1 занятие по 30 минут для детей в возрасте до 8 лет; 1 занятие по 45 минут - для остальных обучающихся (СанПиН 2.4.4.3172-14).

Режим работы каждый учебный год может меняться в зависимости от тарификационного плана.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 174.