Субъекты международных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОСУДАРСТВА

Как уже отмечалось, наиболее важными действующими лицами на международной арене являются государства. Государственные границы определяют пределы государственной территории, т.е. террито­рии, на которую распространяется суверенитет того или иного государства. Принятие законов и их испол­нение, сбор налогов, внешнеэкономическая деятельность и др. на территории конкретного государства осуществляются самим государством. Суверенитет государства признается другими государствами пу­тем установления дипломатических отношений и, как правило, членством в Организации Объединенных Наций.

В политической жизни, и нередко в работах по МО, термины государство, нация, страна, народ используются как синонимы. Например, заявления о том, что «Россия выступает против расширения НАТО» и «Казахстан поддержал Россию в вопросе определения статуса Каспийского моря» не означает, что все в России или в Казахстане придерживаются этой позиции. Многие даже не знают об этом (социологи отмечают, что в среднем даже в периоды избирательных кампаний вопросы внешней полити­ки интересуют максимум 15 % избирателей). На деле, государства подписывают соглашения, делают заявления по принципиальным вопросам международной жизни, как правило, в результате долгого и труд­ного процесса согласования интересов различных групп - политиков, дипломатов, предпринимателей, во­енных, представителей спецслужб и т.д. В конечном счете, окончательное решение принимается очень узким кругом лиц или даже одним лицом - главой государства.

Как правило, каждое государство имеет своего лидера (короля, президента или премьер-министра,, который представляет государство на международной арене. В некоторых странах (в США, например) глава государства одновременно возглавляет правительство. В любом случае, государственные лиде­ры - важнейшие фигуры в международных отношениях. В большинстве случаев в своей международ­ной деятельности они опираются на бюрократическую структуру - министерство иностранных дел, которое действует от имени государства.

В результате процесса деколонизации и распада федеративных государств социалистического блока, число государств в мире существенно возросло и превысило 190. Увеличение числа игроков на междуна­родной арене, несомненно, усложняет международные отношения и требует времени на их упорядочение.

Вместе с тем следует учитывать, что государства разительно отличаются друг от друга по чис­ленности населения, территории, объему внутреннего валового продукта, военному и экономическому потенциалу. Например, в 23 странах мира проживает 75 % всего населения планеты (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Мексика, Германия, Вьетнам, Фи­липпины, Иран, Турция, Таиланд, Великобритания, Италия, Франция, Египет, Украина, Эфиопия), в 15 госу­дарствах производится 75 % всех товаров и услуг (США, Япония, Китай, Индия, Германия, Россия, Фран­ция, Великобритания, Италия, Бразилия, Мексика, Канада, Индонезия, Испания, Республика Корея), и всего несколько государств обладают ядерным оружием (США, Россия, Великобритания, Франция, Ки­тай). Военным же потенциалом для нанесения заданного ущерба любому противнику обладают лишь США и Россия. Очевидно, что именно эти страны являются наиболее важными субъектами междуна­родных отношений как на глобальном, так и на региональном уровнях. Не случайно, что специалисты в области МО наибольшее внимание уделяют самым мощным государствам, которые называют велики­ ми (great powers) и средними державами (middle powers).

Хотя в литературе нет четкого определения этой категории государств, отметим, что к разряду вели­ких относят всего несколько государств. В XIX в. в клуб великих держав входили только европейские страны. Иногда соответствующий статус закреплялся формально (например, «концерт» европейских государств, созданный на Венском конгрессе, или место постоянного члена Совета Безопасности ООН).


14                                                                                     Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политик

В целом же долгое время считалось, что основным критерием «величия» являются военные воз можности государства - великой державе военный вызов может бросить только другая великая дер жава. Кроме того, национальные интересы великих держав, как правило, выходят далеко за преде лы национальных границ и имеют глобальный характер.

Великие державы, как правило, имеют мощные армии. В основе этого лежит развитая экономика способная покрывать расходы, связанные с содержанием вооруженных сил, развитием военно-промыш ленного комплекса, фундаментальной и прикладной науки. В свою очередь, такая экономика опирается на целую комбинацию факторов - наличие в численном отношении больших и подготовленных людских ресурсов, обладание необходимыми сырьевыми запасами, высокий технологический уровень производ ства. Поскольку обладание этими ресурсами является долгосрочным фактором, членство в клубе вели ких держав не подвергается быстрым изменениям. Только поражение в мировых войнах и, как результат сокращение территории, временная утрата суверенитета временно выводили государства (Германия, Япония) из числа великих.

Какие государства сегодня относят к числу великих держав? Прежде всего, это Соединенные Шта ты Америки. Если исходить из того, что объем ВВП является показателем экономической мощи госу дарства, то США ( более 7 трлн долларов) существенно превосходят Японию (чуть менее 5 трлн). Обла дая большой экономической мощью, Япония, как и идущая четвертой Германия (более 2 трлн), в военное отношении менее развиты ввиду ограничений, наложенных на них по итогам Второй мировой войны. Тел не менее силы самообороны Японии и бундесвер обладают самым современным оружием (за исключе нием ядерного), но лишь в исключительных случаях используются за пределами своей территории (уча стие бундесвера в миротворческой операции в Югославии).

Китай представляет собой одну из крупнейших экономических держав (ВВП около 1 трлн долларов) Огромные людские ресурсы, политическая стабильность, эффективное управление и ряд других факто ров обеспечивают стремительный экономический рост (около 10 % в год в начале 1990-х гг.). Большие по размеру вооруженные силы, которые в течение ряда лет технически модернизируются, призваны решать скорее региональные, нежели глобальные задачи. Тем не менее обладание ядерным оружием и современ ными средствами доставки, а также место постоянного члена Совета Безопасности ООН позволяют относить Китай к числу великих держав.

Россия даже после распада СССР сохраняет за собой статус одной из великих держав. Огромные вооруженные силы и особенно их ядерная составляющая, обладание богатейшими природными ресурса­ми, огромная территория, наличие квалифицированной рабочей силы, развитая наука, а также место по­стоянного члена СБ ООН являются весомыми основаниями для этого. Франция и Великобритания с ВВП более 1 трлн каждая входят в число наиболее экономически развитых стран мира. Они также явля­ются постоянными членами СБ и входят в клуб ядерных держав1.

Таким образом, к великим державам относят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Россия, Франция, Великобритания и Китай). Эти же государства располагают самыми большими арсеналами ядерного оружия. В политическом и особенно экономическом отношениях Японию и Герма­ нию также можно отнести к числу великих держав.

На долю этих семи государств приходится почти половина всего мирового ВВП. Поскольку вторая половина приходится более чем на 180 государств, концентрация власти в руках великих держав поистине значительна.

Наконец, отметим, что статус великой державы не есть величина постоянная. Британия и Франция являются великими державами на протяжении четырех веков, Россия и Германия - двух веков, США и Япония - одного века, Китай - чуть более полувека. К числу великих в разное время принадлежали еще шесть государств - Италия, Австро-Венгрия, Испания, Оттоманская империя, Швеция и Нидерланды.

Средние державы по своему влиянию на международные отношения стоят несколько ниже великих держав. Как правило, они играют ключевую роль на региональном уровне, хотя некоторые из них весьма активно участвуют в решении глобальных проблем (например, члены семерки наиболее развитых стран, не относящиеся к великим державам, - Канада и Италия). Четких критериев для отнесения госу­дарств к этой категории не существует.

Бесспорно, что к числу наиболее влиятельных средних держав относятся такие региональные гиган­ты, как Индия ( ВВП - 1,5 трлн долларов) и Бразилия (0,8 трлн долларов), а также уже упоминавшиеся

1 См.: World Resources , 1998 1999. New York, Oxford. Oxford University Press, 1998. Р. 236-237.


Глава I . Введение в теорию международных отношений


15


Канада и Италия, Стремительно растущая в экономическом отношении Мексика, а также Южная Корея, Турция и Иран также относятся к первому эшелону средних держав.

Во второй эшелон входят государства с меньшим экономическим потенциалом или же с четко выра­женной специализацией: Тайвань, Индонезия, Австралия, Испания, Украина, Аргентина, Израиль, Саудов­ская Аравия, Египет, Пакистан, ЮАР и Казахстан.

К третьей группе средних держав относят небольшие промышленно развитые богатые страны Евро­пы (Нидерланды, Швеция, Бельгия), а также те государства, чья деятельность простирается за пределы их региона (Венесуэла, Нигерия, Сирия, Ирак, Северная Корея).

Внимание к средним державам в теории МО значительно меньше, чем к великим. Однако они часто играют важную роль на региональном уровне и, будучи членами международных организаций (например ОБСЕ, ОПЕК, НАТО) и наднациональных институтов (ЕС), участвуют в решении глобальных проблем.





НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ

К негосударственным субъектам международных отношений относят несколько групп важных «игро­ков», которые оказывают существенное влияние как на «свои» государства, так и на международные отношения в целом.

К первой группе относят наиболее важных представителей бизнеса. Например, российские нефтя­ные компании и концерн «Газпром» имеют вполне четкие интересы в отношении экспорта своей про­дукции, с транспортировки и обеспечения сбыта. Они нуждаются не только в государственной под­держке д. я реализации этих интересов, но и в расширении экспортных возможностей, участии в освое­нии новых месторождений (в том числе и за пределами России), строительстве трубопроводов и т.д. Поскольку государство львиную долю доходов получает от экспорта энергоносителей, оно стремится учитывать интересы нефтяников и газовиков. Более того, можно даже сказать, что в значительной степени государство «работает» на нефтегазовый комплекс. Перефразируя известное изречение, мож­но сказать, что в настоящее время действует принцип - что выгодно «Газпрому», то выгодно Рос­сии (подробнее см. главу VI, п.З).

Вторую группу негосударственных субъектов МО образуют транснациональные корпорации (ТН деятельность которых простирается за пределы собственного государства и не всегда совпадает с ними. ТНК обладают большими ресурсами и распоряжаются ими более эффективно, нежели отдельные ма­ленькие государства. ГНК занимаются активной инвестиционной деятельностью, обеспечивают заня­тость и поступления в бюджет многих бедных стран. Однако и они зависят от поддержки государств, нуждаясь в хорошо регулируемых рынках, политической стабильности и т.п.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Наконец, к важнейшим субъектам международных отношений относятся международные организа­ции1.

Международная организация - стабильная, четко структурированная форма международно­ го сотрудничества, созданная ее членами на добровольной основе для совместного решения об­ щих проблем и ведущая свою деятельность в рамках устава. Международные организации состоят, как правило, из трех членов, которыми могут быть правительства, официальные организации или неправи­тельственные организации.

Международные организации — это явление историческое. Первые из них возникли в XIX в. при опре­деленных условиях:

1) наличие значительного числа суверенных государств;

2) значительная интенсивность контактов между этими государствами;

3) обеспокоенность проблемами, возникающими в результате этих контактов;

4) осознание государствами необходимости создания международных институтов и методов для си-
стематического регулирования отношений друг с другом.

1 См.: Н.А.Ломагин. Международные организации: Теория и практика деятельности: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во С.-Петер­бургского ун-та, 1999.


16__________________________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики

Международные организации имеют согласованные цели, наделенные определенными полномочиями органы, а также такие специфические институциональные элементы, как уставы, правила процедуры и т.д. Цели международных организаций, а также их деятельность должны соответствовать признанным принципам международного права, а также не носить коммерческий характер.

В связи с тем, что в настоящее время международные организации играют все большее значение в международных отношениях (в общей сложности насчитывается 300 правительственных и 4000 неправи­тельственных международных организаций), подробнее остановимся на их классификации и характерис­тике деятельности.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 190.