Проблема русскоязычного населения в «ближнем зарубежье»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Беспокойство за судьбы соотечественников, которые подвергаются дискриминации за рубежом, не­редко ведет к обострению межгосударственных отношений. Одной из самых острых проблем, возникших в результате распада СССР, было положение русских, оставшихся на территории бывших советских рес­публик. В 1989 г. 73,7 млн граждан СССР жили за пределами своих национальных территорий и большая доля из них приходилась на русских - около 25 млн (или 17,7 процента от всего русскоязычного населе­ния). Из них около 45 процентов проживало на Украине (что составляло там 22 % общей численность населения), 25 % - в северном Казахстане (около 41 % населения республики). Остальные 30 % были разбросаны по всей территории бывшего СССР с наименьшей концентрацией в республиках Закавказья. Следует также отметить, что российские военнослужащие обслуживали стратегически важные объекты практически во всех республиках. Еще до распада СССР руководство РСФСР неоднократно высказыва­ло озабоченность относительно судьбы своих соотечественников за пределами России. Б. Ельцин выра­жал надежду, что двусторонние соглашения, подписанные Россией с другими республиками в течение 1990-1991 гг., обеспечат правовую базу для защиты русскоязычного меньшинства в национальных рес­публиках.

Особая заинтересованность руководства России положением гражданского русскоязычного населе­ния и военных, оставшихся за пределами РФ, объяснялась целым рядом обстоятельств. Во-первых, необходимо было обеспечить условия для физического выживания соотечественников, поскольку сама Россия была бы не в состоянии справиться с потоком беженцев из сопредельных государств. Чрезвычайно ухудшилась бы ситуации в социальной сфере, еще более обострилась бы проблема жилья, возросла бы безработица. Все это, несомненно, могло бы привести к серьезным катаклизмам внутри российского общества, затормозив (если вообще не остановив) реформаторскую деятельность .прави­тельства. Во-вторых, защита прав русскоязычного населения была необходима и из-за того, что именно Россия была одной из трех советских республик, подписавших приговор Советскому Со­юзу. Естественно, возникал вопрос о целесообразности этого шага, если правительство не в состоянии решить проблему русских за пределами России.

Российское правительство должно было дать ответ на три ключевых вопроса: каким образом добить­ся того, чтобы русскоязычное гражданское население было интегрировано в общества ННГ (страны Балтии, Украина, Казахстан и др.)? Как обеспечить некоторую степень автономии русскоязычной диас­поры в бывших советских республиках? Как при сохранении на высоком уровне собственной безопасности

Дипломатический вестник. 1992. № 13-14. С. 32.



42 __________________________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики

решить проблему вывода войск из республик бывшего СССР, не создавая при этом новых трудностей социального, главным образом, порядка в самой России? При этом важно было также учесть интересы российских военных пенсионеров, которые не хотели возвращаться в Россию.

Дискриминационное законодательство Эстонии о гражданстве и языке привело к охлаждению отноше­ний между Москвой и Таллинном. Аналогичные действия Латвии в отношении русскоязычного населения (особенно военных пенсионеров), необоснованные попытки их судебного преследования вызвали рост антилатышских настроений в России и привели к угрозам применить санкции против Риги.

В условиях холодной войны, системы альянсов и жесткого контроля над населением правительствам бывших социалистических стран удавалось сдерживать национализм и предотвращать развитие этничес­ких конфликтов. Распад федеративных государств, ослабление государства как такового привело к эска­лации этнических конфликтов. Свобода пришла на смену порядку и стимулировала проявление националь­ного экстремизма.

Что является причиной этнических конфликтов? Почему одни этнические группы ведут себя враждеб­но по отношению к другим? Часто это связано с многовековой борьбой за обладание какой-либо террито­рией или материальными ресурсами, либо с экономическим и политическим доминированием одного на­рода над другим. Национализм дает людям чувство общности и уверенности в завтрашнем дне. Это становится особенно важным в условиях быстрых политических и социально-экономических перемен, ослабления государства, которое должно проявлять заботу о своих гражданах, но не может в полной мере это делать. Установление и укрепление горизонтальных связей между представителями одной нацио­нальности, усиление роли общин и землячеств способно в известной степени заместить патерналистские ожидания. Еще большее значение национализм имеет в новых только что появившихся государствах. После обретения независимости главным становится вопрос о том, кто (какая национальность) будет им управлять? Будет ли осуществлено полное подчинение представителей одной национальности другой, либо ее интересы будут учтены (специальный статус, квота в органах власти, использование двух языков в качестве официальных и т.п.)? Непрекращающаяся борьба в Руанде и Занзибаре имеет главной причи­ной именно попытки установления этнической субординации1.

Нередко этнический конфликт имеет своей причиной соображения безопасности, связанные с боязнью небольшого в количественном отношении народа оказаться поглощенным большим народом. Большин­ство мощных сепаратистских движений, в том числе курдов и басков, было инициировано представителя­ми интеллигенции, которые либо уже утратили свой родной язык, либо осознали неизбежность этого в рамках существующего порядка вещей2.

Таким образом, борьба за выживание, за сохранение своей этнической самобытности является основой этнических конфликтов.

Представляется, что именно эти причины объясняют поведение эстонских и латышских политиков по отношению к русскоязычному населению после распада СССР. На самом деле, к этому времени доля представителей нетитульных наций в Эстонии и Латвии составляла соответственно более 30 и почти 50 % (в Латвии при численности населения 2 млн 667 тыс человек проживало 1 млн 249 тыс представителей нетитульных национальностей, в Эстонии из 1 млн 566 млн соответственно 597 тыс человек, в Литве - из 3 млн 675 тыс жителей 735 тыс были не литовцами)3. Беспокойство оказаться «растворенными» было вполне оправданным. Проблема состояла в том, как, не умаляя прав других народов, интегрировать их в свое общество, свою культуру. Негативный психологический фон, связанный с историей включения бал­тийских республик в состав СССР, а также с существенными ограничениями национального развития в советское время, обусловил политику дискриминации в отношении русскоязычного населения (предста­вителей «оккупационного режима»), которое оказалось без вины виноватым. Жесткая позиция, занятая Россией в этом вопросе, ее многократные обращения в соответствующие международные организации (СБСЕ/ОБСЕ, Совет Европы и др.) вынудили Ригу и Таллинн смягчить свои позиции.

В связи с тем, что права подчиненных этнических групп практически повсеместно не соблюдаются должным образом, органы государственной власти недостаточно открыты для всех, а ресурсы общества

1 Donald Horowitz . Ethnic and National Conflicts . In : World Security . Trends and challenges at Cenruty ’ s End . St Martin ’ s Press . New York . 1991. Р. 229-230.

2 О происхождении сепаратистских движений см.: Donald Horowitz . Ethnic Groups in Conflict . Berkley and Los Angeles . University of California Ргезз, 1985. Р. 229-81.

3 Georg Brunner. Minority Problems and Policies in East-Central Europe. In: East European Security Reconsidered. Edited by John R.Lampe and Daniel N. Nelson in Collaboration with Ronald Schanfeld. Woodrow Wilson Center, Washington D.C.,1993. Р. 147.


Глава 2. Война, мир и государства 43

распределяются так, что предпочтение отдается доминирующей группе, необходимо стремиться к тому (хотя добиться этого на практике трудно), чтобы обеспечить защиту прав человека и прав меньшинств, а также создать такие политические механизмы, в которых были бы представлены все группы.

При этом следует учитывать, что «раны, которые кровоточили долгое время, не заживут за ночь. Невозможно также укреплять доверие или вести диалог в то время, когда наносятся новые раны. Нет никаких быстрых решений, никаких коротких путей. Каждая группа должна быть убеждена в том, что государство принадлежит всему народу»'.

Экстремальным случаем борьбы с какой-либо этнической группой является геноцид - преступ­ление, которое имеет своей целью частичное или полное уничтожение национальной, этнической или рели­гиозной группы путем убийств членов этой группы, нанесения тяжких телесных повреждений, сознатель­ного создания невыносимых условий проживания для членов этой группы, а также мер, предотвращаю­щих воспроизводство детей данной группы или же направленных на насильственную передачу детей этой группы в другую группу. К геноциду относят намерение совершить геноцид, открытые и публич­ные призывы к данному преступлению, а также попытки его совершения и соучастие в нем. Гено­ цид, имеющий место в военное время, относится к разряду военных преступлений2.

Хотя эта деятельность и отнесена международным правом к разряду тягчайших преступлений, неко­торые политики к ней прибегают (Руанда, Гаити, бывшая Югославия).




Религиозные конфликты

Религиозные войны и крестовые походы ушли в прошлое. Однако религиозные конфликты не пре­кращаются. Регулярные столкновения в благополучной в социально-экономическом отношении Се­верной Ирландии между католиками и протестантами заставляют задуматься о живучести этого феномена.

На международном уровне наиболее очевидной особенностью территориальных и этнических конф­ликтов является то, что враждующие стороны принадлежат к различным религиям. Например, в арабо-израильском конфликте иудеи враждуют с мусульманами, в карабахском конфликте участвуют азербай­джанцы-мусульмане и армяне-христиане, в конфликте вокруг Косово участвуют сербы-христиане и ал­банцы-мусульмане, в чеченском конфликте также присутствует религиозный элемент (радикальное течение внутри ислама борется с «неверными») и т.д.

Министерство иностранных дел Израиля обвинило главу Палестинской национальной автономии Ясира Арафата в использовании религии в политических целях.

Об этом говорилось в пришедшем в редакцию НТВ.ru тексте заявления израильского МИДа, в кото­ром тот излагает свою версию вспыхнувшего на Ближнем Востоке нового конфликта.

«Арафат манипулирует религиозными элементами среди своего народа для сплочения рядов и подстрекательства к насильственным действиям, - говорится в заявлении. -Делая это, он, похоже, защищает свои святые места, но не желает заботиться о свободе вероисповедания и святых местах других религий. Примером тому служит забрасывание камнями евреев, молящихся у Западной стены, осквернение и разрушение гробницы Иосифа и игнорирование чувств евреев, связанных с Храмовой

Согласно заявлению МИД Израиля, можно считать «доказанным», что свобода вероисповедания в зоне конфликта была гарантирована лишь тогда, когда святые места трех монотеистических религий -иудаизма, христианства и ислама - находились под израильским контролем.

В религиозном отношении мир неоднороден. Ислам, христианство, иудаизм, буддизм и множество их ветвей образуют весьма пеструю картину. В некоторых государствах сосуществует несколько религий, некоторые являют собой пример монорелигиозных государств. В любом случае, надо иметь в виду, что в самих религиях нет ничего, что само по себе программировало бы конфликт. Однако религиозные различия (как и различия вообще) несут в себе потенциал конфликтности. Это связано с тем, что религии делают системы ценностей в большинстве стран мира, отвечая на вопрос о том, что такое и что такое зло.

' 54-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Доклад Генерального Секретаря ООН «Мы, народы: Роль Организации Объеди­ненных Наций в XXI веке». С. 33.

2, Pietro Verri. Dictionary of the International Law of Armed Conflict. International Committee of the Red Cross. Geneva, 1992. Р. 55. 1 НТВ.ru II Религия

http://www.ntv.ru



44 ____________________________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики!

Особенностью последних десятилетий является рост фундаменталистских направлений внутри практически всех мировых религий. Члены этих направлений организуют свою жизнь в соответствии с  догматами веры, многие готовы пожертвовать всем и даже умереть за идеалы веры. Вероятно, одна из причин появления и активизации фундаментализма связана с желанием сохранения самобытности, соб- ственной идентичности перед лицом все более и более набирающего силу процесса глобализации и секу- ляризации. Не случайно, что фудаментализм наиболее активен в исламском мире, т.е. там, где в течение долгого времени основы и многовековые традиции жизни ставились под сомнение со стороны западных стран. Конечно, было бы упрощением считать фундаментализм реакцией на «триумфальное шествие» Голливуда, Макдональдса и Кока-Колы. Однако агрессивность в насаждении новых ценностей имела прямо противоположный эффект.

Фундаментализм также используется как средство мобилизации (равно как и любая другая идеология) в многочисленных войнах и конфликтах, происходящих в исламском мире (Афганистан, Пакистан, Судан, Палестина, Ливан и др.).

Фундаменталистские движения поддерживались на государственном уровне несколькими исламски­ми государствами - Ираном, Афганистаном, Суданом и в ряде случаев Пакистаном.

Угроза фундаментализма состоит не только в том, что он представляет собой опасность для соседних или близлежащих неисламских государств (например, Таджикистана, Узбекистана и Киргизстана), но создает транснациональные связи среди мусульман всего мира, поддерживая сепаратизм. В связи с этим возрастает угроза международного терроризма.



Идеологические конфликты

Во многих отношениях идеология подобна религии - она усиливает и как бы «освящает» уже суще- ствующий конфликт, нежели является его причиной. Идеологии не столь ортодоксальны, как религии, и потому в меньшей степени важны для международных отношений.

Даже страны, которые пережили революции, основанные на новой идеологии (Россия - в 1917 г. Китай - в 1949 г. и Иран - в 1979 г.), в течение сравнительно небольшого промежутка времени во внешней политике утратили свой идеологический «запал». Со временем представление о национальный интересах взяло верх в этих государствах над интересами идеологическими. СССР вернул себе статуя великой державы и во многом продолжил внешнюю политику царской России, направленную на вне- шнюю экспансию с целью обеспечения большей безопасности. Несмотря на идеологические расхождения с «буржуазными демократиями» США и Великобритании Советский Союз стал активным членом антигитлеровской коалиции, в годы войны пошел на роспуск Коминтерна, восстановил в правах Русскую Православную Церковь и т.д. Аналогично этому и Китай, изначально провозгласив целью своей внешней политики освобождение Третьего мира от американского империализма и подтолкнув Северную Корею к войне против Юга, через несколько десятилетий подписал с «империалистической» Америкой (Никсон) соглашение о сотрудничестве.

Как мы уже отмечали, идеология выполняет важную мобилизующую роль в ходе подготовки и веде- ния войны. Идеология нацизма смогла объединить большую часть населения Германии и обеспечила» поддержку агрессивных планов Гитлера. Коммунистическая идеология, опиравшаяся на мощный репрес- сивный аппарат в социалистических странах, была существенным элементом противостояния двух бло- ков в период холодной войны. Идеологическое разоружение СССР привело к краху всей системы, а затем и страны.

Принято считать, что демократия, если ее рассматривать в качестве идеологии, является исключением из общего правила, согласно которому идеология не оказывает существенного влияния на международные отношения. В настоящее время демократия становится таким же значительным явлениям, как глобализация, фактически выступая в качестве ее идеологического обеспечения. Приверженность де­мократии ни в коей мере не означает отказа от национальных интересов, но у ряда стран национальные интересы (глобализация) и демократия как идеология полностью совпадают.

Ниже мы специально остановимся на поведении демократических государств, здесь лишь отметим, что в литературе весьма популярной является теория о том, что «демократии друг с другом не воюют», а потому распространение демократии является лучшими «лекарством» от войн.


Глава 2. Война, мир и государства


45





Дата: 2019-03-05, просмотров: 255.