Беспокойство за судьбы соотечественников, которые подвергаются дискриминации за рубежом, нередко ведет к обострению межгосударственных отношений. Одной из самых острых проблем, возникших в результате распада СССР, было положение русских, оставшихся на территории бывших советских республик. В 1989 г. 73,7 млн граждан СССР жили за пределами своих национальных территорий и большая доля из них приходилась на русских - около 25 млн (или 17,7 процента от всего русскоязычного населения). Из них около 45 процентов проживало на Украине (что составляло там 22 % общей численность населения), 25 % - в северном Казахстане (около 41 % населения республики). Остальные 30 % были разбросаны по всей территории бывшего СССР с наименьшей концентрацией в республиках Закавказья. Следует также отметить, что российские военнослужащие обслуживали стратегически важные объекты практически во всех республиках. Еще до распада СССР руководство РСФСР неоднократно высказывало озабоченность относительно судьбы своих соотечественников за пределами России. Б. Ельцин выражал надежду, что двусторонние соглашения, подписанные Россией с другими республиками в течение 1990-1991 гг., обеспечат правовую базу для защиты русскоязычного меньшинства в национальных республиках.
Особая заинтересованность руководства России положением гражданского русскоязычного населения и военных, оставшихся за пределами РФ, объяснялась целым рядом обстоятельств. Во-первых, необходимо было обеспечить условия для физического выживания соотечественников, поскольку сама Россия была бы не в состоянии справиться с потоком беженцев из сопредельных государств. Чрезвычайно ухудшилась бы ситуации в социальной сфере, еще более обострилась бы проблема жилья, возросла бы безработица. Все это, несомненно, могло бы привести к серьезным катаклизмам внутри российского общества, затормозив (если вообще не остановив) реформаторскую деятельность .правительства. Во-вторых, защита прав русскоязычного населения была необходима и из-за того, что именно Россия была одной из трех советских республик, подписавших приговор Советскому Союзу. Естественно, возникал вопрос о целесообразности этого шага, если правительство не в состоянии решить проблему русских за пределами России.
Российское правительство должно было дать ответ на три ключевых вопроса: каким образом добиться того, чтобы русскоязычное гражданское население было интегрировано в общества ННГ (страны Балтии, Украина, Казахстан и др.)? Как обеспечить некоторую степень автономии русскоязычной диаспоры в бывших советских республиках? Как при сохранении на высоком уровне собственной безопасности
Дипломатический вестник. 1992. № 13-14. С. 32.
42 __________________________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики
решить проблему вывода войск из республик бывшего СССР, не создавая при этом новых трудностей социального, главным образом, порядка в самой России? При этом важно было также учесть интересы российских военных пенсионеров, которые не хотели возвращаться в Россию.
Дискриминационное законодательство Эстонии о гражданстве и языке привело к охлаждению отношений между Москвой и Таллинном. Аналогичные действия Латвии в отношении русскоязычного населения (особенно военных пенсионеров), необоснованные попытки их судебного преследования вызвали рост антилатышских настроений в России и привели к угрозам применить санкции против Риги.
В условиях холодной войны, системы альянсов и жесткого контроля над населением правительствам бывших социалистических стран удавалось сдерживать национализм и предотвращать развитие этнических конфликтов. Распад федеративных государств, ослабление государства как такового привело к эскалации этнических конфликтов. Свобода пришла на смену порядку и стимулировала проявление национального экстремизма.
Что является причиной этнических конфликтов? Почему одни этнические группы ведут себя враждебно по отношению к другим? Часто это связано с многовековой борьбой за обладание какой-либо территорией или материальными ресурсами, либо с экономическим и политическим доминированием одного народа над другим. Национализм дает людям чувство общности и уверенности в завтрашнем дне. Это становится особенно важным в условиях быстрых политических и социально-экономических перемен, ослабления государства, которое должно проявлять заботу о своих гражданах, но не может в полной мере это делать. Установление и укрепление горизонтальных связей между представителями одной национальности, усиление роли общин и землячеств способно в известной степени заместить патерналистские ожидания. Еще большее значение национализм имеет в новых только что появившихся государствах. После обретения независимости главным становится вопрос о том, кто (какая национальность) будет им управлять? Будет ли осуществлено полное подчинение представителей одной национальности другой, либо ее интересы будут учтены (специальный статус, квота в органах власти, использование двух языков в качестве официальных и т.п.)? Непрекращающаяся борьба в Руанде и Занзибаре имеет главной причиной именно попытки установления этнической субординации1.
Нередко этнический конфликт имеет своей причиной соображения безопасности, связанные с боязнью небольшого в количественном отношении народа оказаться поглощенным большим народом. Большинство мощных сепаратистских движений, в том числе курдов и басков, было инициировано представителями интеллигенции, которые либо уже утратили свой родной язык, либо осознали неизбежность этого в рамках существующего порядка вещей2.
Таким образом, борьба за выживание, за сохранение своей этнической самобытности является основой этнических конфликтов.
Представляется, что именно эти причины объясняют поведение эстонских и латышских политиков по отношению к русскоязычному населению после распада СССР. На самом деле, к этому времени доля представителей нетитульных наций в Эстонии и Латвии составляла соответственно более 30 и почти 50 % (в Латвии при численности населения 2 млн 667 тыс человек проживало 1 млн 249 тыс представителей нетитульных национальностей, в Эстонии из 1 млн 566 млн соответственно 597 тыс человек, в Литве - из 3 млн 675 тыс жителей 735 тыс были не литовцами)3. Беспокойство оказаться «растворенными» было вполне оправданным. Проблема состояла в том, как, не умаляя прав других народов, интегрировать их в свое общество, свою культуру. Негативный психологический фон, связанный с историей включения балтийских республик в состав СССР, а также с существенными ограничениями национального развития в советское время, обусловил политику дискриминации в отношении русскоязычного населения (представителей «оккупационного режима»), которое оказалось без вины виноватым. Жесткая позиция, занятая Россией в этом вопросе, ее многократные обращения в соответствующие международные организации (СБСЕ/ОБСЕ, Совет Европы и др.) вынудили Ригу и Таллинн смягчить свои позиции.
В связи с тем, что права подчиненных этнических групп практически повсеместно не соблюдаются должным образом, органы государственной власти недостаточно открыты для всех, а ресурсы общества
1 Donald Horowitz . Ethnic and National Conflicts . In : World Security . Trends and challenges at Cenruty ’ s End . St Martin ’ s Press . New York . 1991. Р. 229-230.
2 О происхождении сепаратистских движений см.: Donald Horowitz . Ethnic Groups in Conflict . Berkley and Los Angeles . University of California Ргезз, 1985. Р. 229-81.
3 Georg Brunner. Minority Problems and Policies in East-Central Europe. In: East European Security Reconsidered. Edited by John R.Lampe and Daniel N. Nelson in Collaboration with Ronald Schanfeld. Woodrow Wilson Center, Washington D.C.,1993. Р. 147.
Глава 2. Война, мир и государства 43
распределяются так, что предпочтение отдается доминирующей группе, необходимо стремиться к тому (хотя добиться этого на практике трудно), чтобы обеспечить защиту прав человека и прав меньшинств, а также создать такие политические механизмы, в которых были бы представлены все группы.
При этом следует учитывать, что «раны, которые кровоточили долгое время, не заживут за ночь. Невозможно также укреплять доверие или вести диалог в то время, когда наносятся новые раны. Нет никаких быстрых решений, никаких коротких путей. Каждая группа должна быть убеждена в том, что государство принадлежит всему народу»'.
Экстремальным случаем борьбы с какой-либо этнической группой является геноцид - преступление, которое имеет своей целью частичное или полное уничтожение национальной, этнической или религиозной группы путем убийств членов этой группы, нанесения тяжких телесных повреждений, сознательного создания невыносимых условий проживания для членов этой группы, а также мер, предотвращающих воспроизводство детей данной группы или же направленных на насильственную передачу детей этой группы в другую группу. К геноциду относят намерение совершить геноцид, открытые и публичные призывы к данному преступлению, а также попытки его совершения и соучастие в нем. Гено цид, имеющий место в военное время, относится к разряду военных преступлений2.
Хотя эта деятельность и отнесена международным правом к разряду тягчайших преступлений, некоторые политики к ней прибегают (Руанда, Гаити, бывшая Югославия).
Религиозные конфликты
Религиозные войны и крестовые походы ушли в прошлое. Однако религиозные конфликты не прекращаются. Регулярные столкновения в благополучной в социально-экономическом отношении Северной Ирландии между католиками и протестантами заставляют задуматься о живучести этого феномена.
На международном уровне наиболее очевидной особенностью территориальных и этнических конфликтов является то, что враждующие стороны принадлежат к различным религиям. Например, в арабо-израильском конфликте иудеи враждуют с мусульманами, в карабахском конфликте участвуют азербайджанцы-мусульмане и армяне-христиане, в конфликте вокруг Косово участвуют сербы-христиане и албанцы-мусульмане, в чеченском конфликте также присутствует религиозный элемент (радикальное течение внутри ислама борется с «неверными») и т.д.
Министерство иностранных дел Израиля обвинило главу Палестинской национальной автономии Ясира Арафата в использовании религии в политических целях.
Об этом говорилось в пришедшем в редакцию НТВ.ru тексте заявления израильского МИДа, в котором тот излагает свою версию вспыхнувшего на Ближнем Востоке нового конфликта.
«Арафат манипулирует религиозными элементами среди своего народа для сплочения рядов и подстрекательства к насильственным действиям, - говорится в заявлении. -Делая это, он, похоже, защищает свои святые места, но не желает заботиться о свободе вероисповедания и святых местах других религий. Примером тому служит забрасывание камнями евреев, молящихся у Западной стены, осквернение и разрушение гробницы Иосифа и игнорирование чувств евреев, связанных с Храмовой
Согласно заявлению МИД Израиля, можно считать «доказанным», что свобода вероисповедания в зоне конфликта была гарантирована лишь тогда, когда святые места трех монотеистических религий -иудаизма, христианства и ислама - находились под израильским контролем.
В религиозном отношении мир неоднороден. Ислам, христианство, иудаизм, буддизм и множество их ветвей образуют весьма пеструю картину. В некоторых государствах сосуществует несколько религий, некоторые являют собой пример монорелигиозных государств. В любом случае, надо иметь в виду, что в самих религиях нет ничего, что само по себе программировало бы конфликт. Однако религиозные различия (как и различия вообще) несут в себе потенциал конфликтности. Это связано с тем, что религии делают системы ценностей в большинстве стран мира, отвечая на вопрос о том, что такое и что такое зло.
' 54-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Доклад Генерального Секретаря ООН «Мы, народы: Роль Организации Объединенных Наций в XXI веке». С. 33.
2, Pietro Verri. Dictionary of the International Law of Armed Conflict. International Committee of the Red Cross. Geneva, 1992. Р. 55. 1 НТВ.ru II Религия
http://www.ntv.ru
44 ____________________________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики!
Особенностью последних десятилетий является рост фундаменталистских направлений внутри практически всех мировых религий. Члены этих направлений организуют свою жизнь в соответствии с догматами веры, многие готовы пожертвовать всем и даже умереть за идеалы веры. Вероятно, одна из причин появления и активизации фундаментализма связана с желанием сохранения самобытности, соб- ственной идентичности перед лицом все более и более набирающего силу процесса глобализации и секу- ляризации. Не случайно, что фудаментализм наиболее активен в исламском мире, т.е. там, где в течение долгого времени основы и многовековые традиции жизни ставились под сомнение со стороны западных стран. Конечно, было бы упрощением считать фундаментализм реакцией на «триумфальное шествие» Голливуда, Макдональдса и Кока-Колы. Однако агрессивность в насаждении новых ценностей имела прямо противоположный эффект.
Фундаментализм также используется как средство мобилизации (равно как и любая другая идеология) в многочисленных войнах и конфликтах, происходящих в исламском мире (Афганистан, Пакистан, Судан, Палестина, Ливан и др.).
Фундаменталистские движения поддерживались на государственном уровне несколькими исламскими государствами - Ираном, Афганистаном, Суданом и в ряде случаев Пакистаном.
Угроза фундаментализма состоит не только в том, что он представляет собой опасность для соседних или близлежащих неисламских государств (например, Таджикистана, Узбекистана и Киргизстана), но создает транснациональные связи среди мусульман всего мира, поддерживая сепаратизм. В связи с этим возрастает угроза международного терроризма.
Идеологические конфликты
Во многих отношениях идеология подобна религии - она усиливает и как бы «освящает» уже суще- ствующий конфликт, нежели является его причиной. Идеологии не столь ортодоксальны, как религии, и потому в меньшей степени важны для международных отношений.
Даже страны, которые пережили революции, основанные на новой идеологии (Россия - в 1917 г. Китай - в 1949 г. и Иран - в 1979 г.), в течение сравнительно небольшого промежутка времени во внешней политике утратили свой идеологический «запал». Со временем представление о национальный интересах взяло верх в этих государствах над интересами идеологическими. СССР вернул себе статуя великой державы и во многом продолжил внешнюю политику царской России, направленную на вне- шнюю экспансию с целью обеспечения большей безопасности. Несмотря на идеологические расхождения с «буржуазными демократиями» США и Великобритании Советский Союз стал активным членом антигитлеровской коалиции, в годы войны пошел на роспуск Коминтерна, восстановил в правах Русскую Православную Церковь и т.д. Аналогично этому и Китай, изначально провозгласив целью своей внешней политики освобождение Третьего мира от американского империализма и подтолкнув Северную Корею к войне против Юга, через несколько десятилетий подписал с «империалистической» Америкой (Никсон) соглашение о сотрудничестве.
Как мы уже отмечали, идеология выполняет важную мобилизующую роль в ходе подготовки и веде- ния войны. Идеология нацизма смогла объединить большую часть населения Германии и обеспечила» поддержку агрессивных планов Гитлера. Коммунистическая идеология, опиравшаяся на мощный репрес- сивный аппарат в социалистических странах, была существенным элементом противостояния двух бло- ков в период холодной войны. Идеологическое разоружение СССР привело к краху всей системы, а затем и страны.
Принято считать, что демократия, если ее рассматривать в качестве идеологии, является исключением из общего правила, согласно которому идеология не оказывает существенного влияния на международные отношения. В настоящее время демократия становится таким же значительным явлениям, как глобализация, фактически выступая в качестве ее идеологического обеспечения. Приверженность демократии ни в коей мере не означает отказа от национальных интересов, но у ряда стран национальные интересы (глобализация) и демократия как идеология полностью совпадают.
Ниже мы специально остановимся на поведении демократических государств, здесь лишь отметим, что в литературе весьма популярной является теория о том, что «демократии друг с другом не воюют», а потому распространение демократии является лучшими «лекарством» от войн.
Глава 2. Война, мир и государства
45
Дата: 2019-03-05, просмотров: 303.