Средства контроля над территорией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исторически сложилось, что наиболее эффективным средством контроля над территорией является военное присутствие. Например, оккупация Кувейта иракскими войсками означала установление конт­роля над этим государством. В свою очередь, восстановление государственного суверенитета Кувейта произошло также в результате военной операции, последовавших затем санкций в отношении Ирака, направленных на недопущение впоследствии повторения агрессии.

Однако следует отметить, что одним из основных инструментов контроля над территорией с оконча­ния Второй мировой войны является международное право, которое запрещает применять силу для разрешения споров. Кроме того, оно установило принцип нерушимости границ, что означает необходи­мость мирного решения проблем в ходе переговоров. Правительства приходят и уходят, а существующие границы должны уважаться всеми.

Сецессия

Попытки какого-либо региона выйти из состава государства представляют собой особый тип конфлик­та, связанный с территорий. В данном случае речь идет не о границах между существующими государ­ствами, а о стремлении региона создать границу вокруг себя и таким образом сформировать новое госу­дарство. В мире существует достаточно большое количество народов, борющихся за создание собствен­ного государства, однако крайне редко эти попытки приводили к успеху.

На постсоветском пространстве наиболее острые конфликты происходят в Грузии (борьба Абхазии за независимость), Молдове (самопровозглашенная Приднестровская республика), Азербайджане (Нагор­ный Карабах) и России (Чеченская республика). Долгую борьбу за создание собственного государства ведут курдские сепаратисты в Турции и Ираке.

Хотя эти конфликты рассматриваются в качестве внутреннего дела соответствующих государств, международное сообщество внимательно следит за их развитием. Во-первых, борьба с сепаратизмом должна вестись в рамках норм международного права, лишь в исключительных случаях допускающего применение силы. Если же потребность в нем возникла и вооруженный конфликт внутреннего характера начался, то государство обязано ограничивать свои действия в соответствии с нормами гуманитарного права. Во-вторых, государства должны выполнять обязательства, связанные с их членством в междуна­родных организациях (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.). В-третьих, изначально внутренние по своему характеру конфликты могут быстро выйти за пределы той или иной страны. Группы сепаратистов могут концентрироваться в соседних государствах, создавать там базы. Религиозные фанатики нередко на­правляются в другие «горячие» точки, совершают террористические акты и т.д. Эскалация напряженно­сти нередко ведет к росту числа беженцев в сопредельные государства.

Особая опасность разрастания конфликта происходит в случае, если население борющегося за


36                                                                                    Введшие в теорию международных отношений и анализ внешней политики

независимость региона и граничащего с ним государства принадлежат к одной национальности и религии. Примерами таких сепаратистских движений являются такие пары, как Индия и Пакистан, Ирак и Иран, Молдова и Россия, Босния и Сербия. В ряде случаев сепаратисты выступают за присоединение к сосед­нему государству, что может повлечь за собой изменение межгосударственных границ.

Крайне сложные территориальные проблемы возникли в результате распада федеративных социалис­тических государств. Бывшие внутренние границы, установленные во многих случаях произвольно без учета национального состава проживающего там населения и исторических особенностей развития наро­дов, стали международными. На территории бывшей Югославии это привело к войне. Когда Югославия распалась в 1991 -1992 гг., на территории двух республик (Хорватии и Боснии) проживало сербское мень­шинство. При помощи находящихся под ее контролем бывшей федеральной армии и полиции Сербии удалось установить контроль над значительной частью территории Хорватии и Боснии, где проживало сербское население. Местное несербское население подверглось «этническим чисткам» (выселение или физическое уничтожение). Аналогичным же образом в отношении сербов повела себя Хорватия, восста­новившая контроль над своей территорией в 1995 г. Национализм до сих пор оказывает огромное влияние на отношения сторон.

Следует заметить, что далеко не все случаи распада федеративных государств кончались кровопро­литием. Чехия и Словакия как независимые государства появились в результате согласованных и цивили­зованных действий обеих сторон.


Межгосударственные границы

Споры о границах существующих государств вызывают беспокойство международного сообщества, хотя число таких споров невелико. Принципы нерушимости границ и мирного разрешения споров дают только один способ решения проблем - переговоры.

Именно таким образом был решен вопрос о границе между Россией и Китаем.

В 1930-е гг. СССР под предлогом возможной агрессии Японии в отношении Манчжурии установил свой «контроль» практически над всеми островами Амура и Уссури, включая те, которые находились на китайской стороне рек. В их числе был о-в Даманский, по поводу которого произошел военный инцидент между сторонами в 1969 г.

В соответствии с Договором о государственной границе от 16 мая 1991 г. по судоходным рекам граница проходит по середине фарватера, по несудоходным рекам - по середине реки или ее притока. Этот принцип, взятый из международной практики, был применен в оценке российско-китайской гра­ницы впервые. В 1998 г. стороны завершили демаркацию границы на участке в 4300 км от Монголии до КНДР.

Территориальные претензии являются одним из важнейших дестабилизирующих факторов в отноше­ниях между государствами, даже в том случае, когда они имеют исключительно декларативный харак­тер. Например, в марте 1992 г. МИД РФ выступил с резким заявлением в связи с решением парламента Латвии.

В заявление представителя МИД России по вопросу о территориальных притязаниях Латвии к России 19 марта 1992 г. говорилось:

«2 января с.г. Верховный Совет Латвийской республики принял постановление "О непризнании аннексии города Абрене и шести волостей Абренского удела ", которым аннулируется принятое в 1944 году по договоренности между Латвийской ССР и РСФСР решение о передаче в состав Псковской области России города Пыталово и прилегающего района с. русскоязычным населением, причем в соответствии с волеизъявлением этого населения. По площади - это около 1300 кв. км или 2 % от территории нынешней Латвии.

Попытки экстремистских национальных сил Латвии заявить о своих территориальных притязаниях к России имели место и ранее, однако теперь Верховный Совет этого государства сам стал прямым орудием экстремистов, сделал вызывающий шаг к обострению отношений с Российской Федерацией.

МИД России заявляет, что эти притязания Латвии являются абсолютно необоснованными как с исторической, так и с правовой точек зрения.

К тому же, принимая вышеназванное постановление, парламент Латвии ставит под вопрос свое собственное решение от 14 января 1991 г. о ратификации Договора об основах межгосударственных отношений с Россией, в котором содержится обязательство сторон уважать право друг друга на территориальную целостность в соответствии с документами СБСЕ. Латвия оказалась в нынешней обновленной Европе первой страной, посягнувшей на принцип нерушимости границ. Тем самым Верховный Совет Латвийской республики фактически дезавуировал подпись своего председателя Анатолия Горбунова под


Глава 2. Война, мир и государства


37


Хелъсинским заключительным актом и другими документами СБСЕ, совершенную 6 декабря 1991 г. от имени Латвии при оформлении ее приема в число участников общеевропейского процесса.

МИД России неоднократно обращал внимание официальных представителей Латвии, как и некоторых других прибалтийских государств, также поднимающих территориальные претензии, хотя и в более глухой форме, на пагубность подобной практики вообще и в условиях становления новой системы отношений в Европе в особенности....

Мы надеемся, что латвийские парламентарии одумаются и найдут возможность пересмотреть свое решение, вызывающее возмущение как российской, так и европейской общественности»1.

Незначительные территориальные споры стороны иногда передают на рассмотрение Международно­го суда, решение которого в этом случае является окончательным.

В 1969 г, ФРГ, Нидерланды и Дания обратились в Международный суд для определения статуса континентального шельфа в Северном море. Сальвадор и Гондурас воспользовались этим механизмом в 1992 г.

Наиболее сложными и проблематичными являются границы Израиля, которые являются источником постоянной напряженности практически с момента возникновения этого государства. Проблема состоит в том, что они не были точно определены и признаны его соседями. Границы Израиля, установленные по линии прекращения огня в 1948 г., были расширены в ходе войны 1967 г. и затем пересмотрены в Кэмп Дэвиде в 1978 г. Оставшаяся часть территории, оккупированная Израилем на западном берегу реки Иор­дан, в секторе Газа и на Голанских высотах, а также статус Иерусалима является главной причиной арабо-израильского конфликта, хотя в значительной степени проблема усугубляется противостоянием на религиозной основе.

Еще один крупный пограничный конфликт тлеет в районе Кашмира - индийской территории, прилега­ющей к Пакистану. На постсоветском пространстве наиболее серьезным является армяно-азербайджан­ский конфликт в связи со статусом Нагорного Карабаха. Населенный преимущественно армянами, На­горный Карабах является частью Азербайджана.

Большая часть других межгосударственных конфликтов касается контроля над маленькими острова­ми, которые могут обеспечить их обладателю стратегические преимущества, контроль над природными ресурсами (например, нефти на шельфе), права рыболовства.




Контроль над правительством

Несмотря на то, что в мире существует множество территориальных конфликтов, которые являют собой угрозу миру и безопасности, следует выделить еще один тип конфликта - стремле­ ние государств контролировать другие государства.

В соответствии с международным правом, государства не имеют права вмешиваться во внутренние дела других государств. В реальной жизни, однако, все не так однозначно. Когда одно из государств хочет изменить или заменить правительство в другом государстве на угодное ему, конфликт неизбе­жен. Более того, это государство может столкнуться с противодействием третьей стороны, что может привести к эскалации конфликта. Неоднократные попытки США свергнуть режимы Хусейна и Мило­шевича приводили не только к росту антиамериканских настроений в Ираке и Югославии, но и обостре­нию отношений с теми странами, которые не желали усиления США в зоне Персидского залива и на Балканах.

В период холодной войны борьба Запада и Востока в странах Третьего мира проходила во многом за влияние на правительства этих государств. Гражданские войны в Никарагуа и Анголе являются хороши­ми тому примерами.

Вмешательство СССР во внутриполитическую ситуацию в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) было направлено на сохранение контроля над этими государствами, как, впрочем, и американские «операции» в Заливе Свиней на Кубе (1959) и в Гренаде (1983) Желание контролировать Афганистан привело к пагубно­му для СССР решению свергнуть законное правительство этой страны и направить туда войска в 1979 г., что способствовало не только истощению страны, но и новому витку противостояния со странами Запада и Китаем.

Поскольку многие государства (особенно великие и средние державы) имеют интересы за пре­делами своих границ и открыто объявляют о «сферах своих жизненных интересов», этот тип

1 Дипломатический вестник. 1992. № 7. С. 35.


 


38                                                                                    Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики

конфликта будет оставаться одним из наиболее острых. Стоит нам только сопоставить «сферы интересов» разных государств, как станет ясно, где и в чем состоит потенциал конфликтности. Например, одно из важнейших противоречий современных российско-американских отношений раз­вивается вокруг новых независимых государств. И Россия и США объявили их зоной жизненных интересов и преследуют там, подчас, взаимоисключающие цели. Если Россия стремится к усиле­нию центростремительных сил в регионе, к интеграции, то США, провозгласив стратегию «геопо­литического плюрализма», считают российскую политику проявлением старых имперских амби­ций и препятствуют сближению ННГ. Каспийская нефть и пути ее транспортировки - еще одна серьезнейшая проблема, прямо затрагивающая интересы России и вызывающая противодействие со стороны США. Бесспорно, что у каждой из сторон есть свои аргументы считать постсоветское пространство приоритетом своей внешней политики. Перечень проблем можно было бы продол­жить, но очевидно, что успех, хотя бы относительный, в реализации собственных интересов каж­дая из сторон может достичь только в том случае, если будет обладать поддержкой правительств тех государств, с которыми связаны их интересы.

Поддержка на выборах соответствующих кандидатов (если речь идет о демократических странах), экономическая помощь, создание благоприятных условий для совместной экономической деятельности и, наконец, военная помощь вплоть до защиты границ и оказания содействия в отражении агрессии - вот далеко не полный перечень того, что можно сделать, чтобы установить «контроль» над правительством соответствующего государства.



Экономические конфликты

Этот тип конфликтов редко ведет к насилию. Сама природа конкуренции и мировой торговли предпола- гает наличие конфликта. Потребители нефти желают, чтобы цены на черное золото снижались, а произво- дители, напротив, стремятся к сохранению высоких цен. Страны-кредиторы и частные банки желают получить сполна по кредитам, а должники в ряде случаев просят реструктурировать или вообще списать долги. Одни государства стремятся увеличить экспорт своей продукции (стали, урана, текстиля, высоких технологий и др.), а другие этому препятствуют.

Однако, как уже отмечалось, экономические отношения содержат важнейший элемент, который отли- чает их от политических, а именно возможность обеим сторонам получить прибыль или, по крайней мере, минимизировать потери (в случае возврата долгов). Эта возможность и открывает путь для разрешения конфликтов. Большинство экономических конфликтов не представляет собой угрозы международной бе- зопасности, хотя определенным образом и влияет на нее.

Во-первых, политика меркантилизма, о которой пойдет речь ниже (гл.4), подчас используется неко- торыми государствами для аккумуляции средств с целью укрепления вооруженных сил и подготовки к войне. Поскольку положительное сальдо торгового баланса может быть использовано для этих целей, торговые конфликты косвенно связаны с вопросами безопасности.

Во-вторых, по мнению представителей марксизма, проблемы конкуренции непосредственно связа-  ны с безопасностью. Экономический рост государств ведет к экспансии, поскольку им нужны новые источники сырья и рынки сбыта. В ряде случаев эта экспансия приводит к столкновению интересов с другими странами, что ведет к конфликтам и войнам.

В-третьих, экономические конфликты оказывают воздействие на безопасность в случаях, когда речь идет о производстве и продаже вооружений, особенно высокотехнологичных. Нередко между стра-  нами возникают конфликты в связи с тем, что, по мнению одной, другая в нарушение международных  обязательств осуществляет поставки ракетных технологий, компонентов, необходимых для произвол- ства оружия массового уничтожения и т.п. Особого накала эти конфликты достигают в случаях, когда подобные поставки осуществляются в недружественные государства.

В-четвертых, конкуренция затрагивает вопросы безопасности и тогда, когда речь идет о торговле  стратегическими материалами, необходимыми для военного производства, атомной энергетики и т.д. Подавляющее большинство стран вынуждено импортировать эти материалы.

В-пятых, особый тип конфликтов связан с распределением богатства между государствами. В связи с тем, что в мире существуют огромные диспропорции в уровне жизни, постоянно существует


Глава 2. Война, мир и государства


39


угроза революций в беднейших странах, где также, подчас, наблюдается сильное социальное расслоение. Эти революции приводят к смене правительств и, как результат, смене внешней политики и т.д.

Особым типом конфликтов материального характера, которые также затрагивают проблемы между­народной безопасности, является раздел собственности (в том числе вооружений) в результате распа­да государства.




Раздел собственности

Проблема раздела собственности появилась практически сразу же после распада СССР и послужи­ла основанием серьезных осложнений в отношениях России и Украины. Наибольшие осложнения воз­никли с разделом Черноморского флота, по которому было подписано несколько межгосударственных соглашений. Кроме того, большинство ННГ в начале 1992 г. выразили желание участвовать в единых вооруженных силах стран Содружества, что делало малозначительной проблему раздела военного имущества. Украина, однако, располагала значительными ресурсами - экономическими, людскими и геополитическими - с тем, чтобы бросить вызов России по вопросу о военной собственности. Острота этого вопроса объяснялась страхами Украины относительно собственной безопасности, главная угроза которой, по мнению политиков в Киеве, исходила из Москвы, которая, в свою очередь, будучи поначалу уверенной в отсутствии каких-либо угроз собственной безопасности со стороны ННГ, постепенно ста­новилась обеспокоенной за свое юго-западное направление. Этому способствовали два обстоятель­ства - претензии Украины на Черноморский флот, который Россия и объединенное командование воо­руженными силами СНГ рассматривали в качестве стратегического и, следовательно, общего, а также отказ Киева передать России свое ядерное оружие, что могло послужить плохим примером для двух других республик (Казахстана и Беларуси), на территории которых также в советское время было размещено ядерное оружие.

Представление о том, каким образом решались некоторые проблемы раздела собственности, дают выдержки из «Соглашения о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом» (6 июля 1992 г.):

«...Статья 1

Предметом рассмотрения настоящего Соглашения является движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР за пределами его территории и инвестиции, находящиеся за рубежом, которые име­лись на момент правопреемства во владении, пользовании и распоряжении бывшего Союза ССР, его государственных органов и иных структур общесоюзного значения, находившихся под его юрисдикцией или контролем».

Таблица 1

Государство-участник Содружества Независимых Государств Доля ( % )
Азербайджанская республика 1,64
Республика Армения 0,86
Республика Беларусь 4,13
Республика Казахстан 3,86
Республика Кыргызстан 0,95
Республика Молдова 1,29
Российская Федерация 6134
Республика Таджикистан 0,82
Туркменистан 0,70
Республика Узбекистан 3,27
Украина 3,27
ИТОГО 95,23 *

* Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, составляющая 4,77 %, не рассматривается настоящим Соглашением.


40                                                              __________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней полило

Вышеуказанная собственность подлежит разделу и переходит к Сторонам в соответствии со следую щей шкалой фиксированных долей в активах бывшего Союза ССР на основе единого агрегированного показателя (табл. 1, с. 39).

Данная шкала подлежит незамедлительной реализации в практической политике Сторон. При этом стороны исходят из взаимозависимости, существующей между обязательством участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга бывшего Союза ССР в долях, установленных в приведенной выше шкале, и возможностью реализации права собственности каждой яз Сторон на причитающуюся ей долю всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом.

Доля каждой Стороны в собственности бывшего Союза ССР за рубежом выражается в процентах к общему объему всей этой собственности в каждой конкретной стране.

Активы бывшего Союза ССР, кроме указанных в первой части настоящей статьи, не являющиеся предметом настоящего Соглашения, подлежат разделу на основе отдельного Соглашения.

Вопрос об оценке и разделении Алмазного фонда СССР должен регулироваться специальным Соглашением...

Статья 7

Споры между Сторонами о толковании или применении настоящего Соглашения, по возможности, будут решаться путем переговоров между правительствами всех сторон.

Если спор не может быть урегулирован таким путем, то по требованию одной из Сторон он передается на решение третейского суда, действующего в соответствии с Венской конвенцией 1965 года...»'.


Конфликты на идейной основе

В отличие от материальных по своей природе конфликтов (экономических, например), которые могут быть решены рационально, существует большая группа конфликтов, с трудом поддающихся разрешению. К их числу относятся этнические, религиозные и идеологические конфликты.

Этнические конфликты являются, вероятно, наиболее важным источником современных войн. Этнические группы — большие группы людей, объединенные на основе языка, культуры, религии и обладающие общей идентичностью. Этнический элемент имеет двойственный характер. Он создает прежде всего созидательное, объединяющее начало. Без этнического национализма не было бы со- временных государств. Но этнический национализм при определенных обстоятельствах способству- ет эскалации насилия. Следует иметь в виду, что национализм и этничность - различные понятия. В литературе под национализмом понимают как идеологию, включающую в себя культурную доктрину нации, национальную волю и меры по ее (воли) реализации, так и социальное и политическое движе ние, направленное на достижение национальной идеи. Носители национализма - нации – обладают «объективными» характеристиками (территория, язык, религия) и «субъективными» (ощущение сво ей принадлежности к определенной нации и готовность постоять за нее). Этничность - более узкое понятие, определяющее принадлежность к какой-либо группе по национальному признаку. Этничес кие группы отличаются от наций по размеру, внутренней устойчивости, мобильности и т.д. Как пра вило, этнические группы стремятся обеспечить свои права, находясь в меньшинстве внутри какого- либо государства. Дискриминация чаше всего является основанием для возникновения этнических конфликтов2.

Хотя этнические конфликты часто имеют материальную составляющую (контроль над территорией), они подпитываются неприязнью или ненавистью одной этнической группы по отношению к другой. Часто большие этнические группы, проживающие компактно, стремятся создать свое государство. Мы уже упоминали о различных сепаратистских движениях. Отметим, что в ряде случаев этнические конфликты перерастают в политические и подталкивают государства к насильственному изменению границ. Напри-мер, после распада СССР руководство Молдавии все более и более склонялось в сторону будущего

1 Внешняя политика России: Сб. документов. 1990-1992. -М: Междунар. отношения. 1996 (Министерство иностранных д(
РФ). С. 462-465.

2 Stephen Iwan Griffits. Nationalism and Ethic Conflict. Threats to European Security. SIPRI Research Report №5Oxford University
Ргезз, 1993. Р. 10-14.


Глава 2. Война, мир и государства


41


объединения с Румынией, что вызвало резкое недовольство русскоязычного меньшинства, которое ком­пактно проживало на левом берегу Днестра. Желание сохранить свою идентичность привело к тому, что русскоязычное население объявило о создании Приднестровской республики. Начался вооруженный кон­фликт, который был погашен, но окончательное урегулирование затянулось на долгие годы.

Заявление Правительства Российской Федерации 21 июня 1992г.:

«По поступающей из Приднестровья информации, там резко обострилась обстановка. Части молдавской армии с применением танков и артиллерии атаковали город Бендеры. Тяжко пострадало мирное население: имеется много убитых и раненых. Неспровоцированному обстрелу подверглись части 14-й армии Вооруженных Сил России. Имеются потери в личном составе. Захвачены заложники из числа военнослужащих.

Обращаем внимание государств Содружества и мирового сообщества в целом, что последние события в Приднестровье свидетельствуют о том, что Республика Молдова пытается решить сложный политический конфликт исключительно силовыми средствами.

Опасная вспышка конфликта в Приднестровье может серьезно дестабилизировать всю обстановку в регионе. Понятно, что последствия этого не могут не беспокоить руководство России, тем более что в зоне конфликта расположены части и соединения российской армии.

Правительство Российской Федерации настоятельно призывает руководство Молдовы немедленно остановить все военные действия, готово всемерно содействовать мирному урегулированию на основе переговоров. С тем же призывом мы обращаемся к властям Приднестровья. На пути военной конфронтации мир в Молдове не наступит. Сейчас крайне важно проявить выдержку, политическую волю и ответственность перед народом»1.






Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.