Цель работы: Изучение конструкции и назначение подшипника жидкостного
трения. Ведение прочностного расчета подшипника.
Задание: Провести проверочный расчет подшипника жидкостного трения, если
известны следующие исходные данные: - максимальное усилие де-
ствующие на подшипник; - длинна цапфы подшипника; - диаметр
цапфы подшипника; - скорость прокатки; – диаметр валков стана.
Смазка подшипника и исходные данные приведены в таблице 4.2.
Теоретическая часть
Рис.4.1. Конструктивные элементы подшипника жидкостного трения и вязкость масел, применяемых для смазки ПЖТ: а — принципиальная схема конструкции подшипника; б — смещение центра расточки втулки-вкла дыша; в — зависимость абсолютной (динамической) вязкости масел от температуры (марки масел: турбинное УТ, авиационное МЗС, МС-20, МК-22, машинное 1 и прокатное П-28 брайтсток).
Основными деталями подшипника являются (рис. 4.1, а): сменная втулка-цапфа 5 и втулка-вкладыш 1. Втулка-цапфа 5 насажена (на шпонке) на коническую шейку валка и вращается вместе с ним. Наружный диаметр цапфы определяет номинальный диаметр подшипника. Для передачи осевых усилий от валка 3 на корпус подушки (закрепленной в станине 4) на втулке-цапфе 5 предусмотрен кольцевой бурт, опирающийся с одной стороны на кольцо 9 (из двух полуколец), с другой – на кольцо-крышку 8. Для предохранения от осевого смещения втулка-цапфа закреплена на цапфе резьбовым кольцом 6 с полукольцами 7. Чтобы обеспечить полную герметичность рабочих поверхностей и исключить проникновение пыли и влаги, предусмотрены тщательные уплотнения в торцевых крышках 8 и 10. Для улучшения условий подачи и «затягивания» масла в масляный клин во втулке-вкладыше предусмотрены масляные карманы 2 с обеих сторон (для возможности реверсивного вращения цапфы).
Среднее давление в подшипнике (по проекции его диаметра рис. 4.2)
. (4.1)
Для подшипника скольжения с заливкой из высокооловяннистого баббита Б83 допустимо
Рис.4.2. Гидродинамическое жидкостное трение в подшипнике с вращающейся цапфой ( I - положение покоя; II - положение цапфы при ее вращении).
Для заданной внешней нагрузки на подшипник и среднего давления коэффициент грузоподъемности масляного клина по формуле:
; (4.2)
где – условный коэффициент грузоподъемности ПЖТ, ; - вязкость масла при рабочей температуре 50 С (см. рис. 4.1, в) ; - окружная скорость вращения цапфы ( ); - диаметр цапфы; - угловая скорость вращения валков ( ); - скорость прокатки; – диаметр валков стана; - длинна цапфы подшипника.
Чтобы работа подшипника была более устойчивой (без вибрации цапфы), принимают относительный эксцентриситет ; при котором и по формуле (4.2) находят и или по кривой на рис. 4.3.
При изготовлении по-
дшипника допустимы пре-
дельные допуски по диа-
метру: втулки – вклады-
ша: +24мкм и втулки – ца-
пфы: -18мкм. Возможный
радиальный максималь-
ный зазор
.
По кривой на рис. 4.3
находят при макси-
мальном зазоре и
коэффициенте грузопо-
дъемности .
Коэффициент запаса
ПЖТ по толщине масляно-
го при заданной нагрузке:
а) при номинальном ра-
диальном зазоре
(4.3)
б) при максимальном рад Рис.4.3. Номограмма для определения грузоподъе-
иальном зазоре по мности подшипника жидкостного трения.
той же формуле(4.3), где
- критическая минимальная толщина масляного слоя,
Коэффициент трения подшипника
. (4.4)
Примечание: При-мер использования рис.4.3. Например, задаются относитель-ным эксцентрисите-том (в преде-лах 0,67…0,93), при котором . Например, если , то полу-чили точку А и нахо-дим: ;
Отчет о работе должен содержать : тему и цель работы, расчетную схему (рис. 4.2) и расчетную часть со всеми пояснениями; в конце работы необходимо сделать вывод, в котором необходимо указать коэффициенты запаса ПЖТ по толщине масляного слоя и коэффициент трения подшипника. Для подготовки к защите ответьте на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1) Назовите и покажите все конструктивные элементы подшипника жидкостного трения.
2) Почему шейку валка изготовляют конической.
3) Назовите виды трения скольжения, и какой вид использован в подшипниках жидкостного трения.
4) Объясните принцип работы подшипника жидкостного трения.
5) Назовите типы подшипников, которые нашли применение в опорах валков.
6) Назовите основные параметры подшипников жидкостного трения.
7) Можно ли пускать стан под нагрузкой, если его валки установлены в подшипниках жидкостного трения.
Таблица 4.1. Исходные данные для выполнения работы
№ варианта | марка масла | № варианта | марка масла | ||||||||||
кН | мм | мм | - | мм | кН | мм | мм | - | мм | ||||
1 | 50 | 105 | 140 | МЗС | 30 | 250 | 16 | 60 | 110 | 140 | МК-22 | 35 | 260 |
2 | 60 | 100 | 135 | МЗС | 25 | 245 | 17 | 40 | 105 | 145 | МК-22 | 30 | 250 |
3 | 70 | 105 | 140 | МЗС | 30 | 255 | 18 | 50 | 105 | 135 | МК-22 | 30 | 260 |
4 | 80 | 110 | 155 | МЗС | 35 | 260 | 19 | 80 | 120 | 165 | МК-22 | 40 | 280 |
5 | 40 | 105 | 140 | МЗС | 30 | 250 | 20 | 70 | 120 | 150 | МК-22 | 35 | 265 |
6 | 60 | 105 | 145 | МС-20 | 30 | 250 | 21 | 60 | 105 | 135 | П-28 | 30 | 250 |
7 | 50 | 100 | 140 | МС-20 | 25 | 240 | 22 | 40 | 100 | 125 | П-28 | 35 | 240 |
8 | 70 | 110 | 145 | МС-20 | 35 | 260 | 23 | 50 | 110 | 140 | П-28 | 35 | 250 |
9 | 40 | 100 | 130 | МС-20 | 30 | 240 | 24 | 80 | 130 | 175 | П-28 | 25 | 280 |
10 | 70 | 115 | 150 | МС-20 | 40 | 265 | 25 | 60 | 100 | 140 | П-28 | 30 | 245 |
11 | 50 | 105 | 150 | УТ | 30 | 260 | 26 | 70 | 105 | 145 | Машинное- I | 30 | 250 |
12 | 80 | 115 | 160 | УТ | 35 | 265 | 27 | 50 | 100 | 135 | Машинное -I | 25 | 250 |
13 | 70 | 120 | 155 | УТ | 30 | 270 | 28 | 40 | 110 | 145 | Машинное -I | 40 | 255 |
1 4 | 60 | 115 | 150 | УТ | 30 | 265 | 29 | 60 | 110 | 145 | Машинное -I | 30 | 255 |
15 | 40 | 110 | 140 | УТ | 35 | 260 | 30 | 70 | 115 | 155 | Машинное -I | 35 | 260 |
Практическая работа № 5
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1009.