В конце XIX и начале XX в. производство достигает сравнительно больших масштабов, заметны были процессы концентрации производства, конкуренция начинает приобретать общенациональное значение, возникают новые технологии.
Концентрация капитала и производства привели к созданию крупных предприятий, где небольшой, но постоянно растущий аппарат администрации противостоял огромной армии наемных работников, занятых тяжелым физическим трудом.
Выделяется три фактора возникновения и развития менеджмента, как социально-экономического учения:
1. Промышленное развитие.
2. Массовый сбыт и массовое производство.
3. Создание акционерных обществ.
1. Промышленное развитие (1820–1900гг.) характеризуется сменой ручных орудий труда машинами и техникой, дает сильный толчок к углублению всех форм разделения труда и повышению производительности.
По мере того, как стал возрастать уровень разделения труда, менеджмент стал необходимым для координации различных задач и операций. Именно в это время Чарльз Бэббидж и Эндрю Юр высказали две важные идеи, которые сделали неизбежным появление менеджмента как научной дисциплины. Одна из важных отличительных особенностей концепции Бэббиджа – разделение физического и умственного труда. Бэббидж составил перечень положительных характеристик специализации. Юром излагались общие принципы, на основе которых должно быть организованно материальное производство с помощью самостоятельно функционирующих машин. Там, где Бэббидж призывал к специализации, Юр ему вторил и шел дальше, также ратуя за применение машин.
По мере роста заводов и увеличения их численности, происходит усложнение технологий. К этому времени всем становится ясно – один человек не может быть и владельцем и управляющим.
2. Массовый сбыт и производство характеризуется продолжением развития технологий, ростом объема выпуска продукции. Основной задачей предпринимателей в эпоху массового производства была разработка и усовершенствование механизма массового производства, значительно снижавшего издержки на изготовление единицы продукции.
Перед управляющими стоят проблемы усовершенствования массового производства. Но по мере насыщения рыночного спроса появляется конкуренция, возникает потребность в сбыте. Перед управляющими встает проблема балансировки противоречий массового производства и массового сбыта. Компенсацией перекоса промышленности в сторону рыночной ориентации стала комплексная концепция маркетинга, призванная уравновесить противоречивые требования производства и сбыта.
3.Возникновение акционерных обществ и развитие корпораций
С развитием капиталистического способа производства возникают противоречия: с одной стороны, расширение размеров предприятия, с другой – ограниченность индивидуальных средств.
С развитием акционерных обществ, главная роль в руководстве этими акционерными обществами переходит от собственника к наемным служащим.
Главное внимание обращается на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными, этика в бизнесе объявляется золотым правилом в менеджменте.
Развитие управления как научной дисциплины
Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появились новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении.
Развитие управления как научной дисциплины можно рассмотреть с различных точек зрения.
К настоящему моменту наибольшее распространение получили следующие точки зрения:
1. Подход с точки зрения выделения школ в управлении:
Школа научного управления.
Школа административного управления (классическая школа в управлении).
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
Школа количественного подхода.
2. С точки зрения выделения научных подходов к управлению:
Процессный научный подход.
Системный научный подход.
Ситуационный научный подход.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 236.