Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.
Дыхательные упражнения.
Полное брюшное дыхание - вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдох последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы.
Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4,6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается на тоже число шагов (4,6,8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.
Психическая саморегуляция .
Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение.
Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.
Определённый интерес может представлять один из методов психической регуляции – Ментальный Тренинг (МТ). В отличии от других методов МТ нацелен не на психопрофилактику отклонений и коррекцию специфических состояний и недугов, а на развитие личности, повышение психического потенциала (ментальной силы) и обучение методам противостояния разрушительным влияниям стрессогенных воздействий современной действительности. Метод направлен на достижение успеха в избранном виде деятельности.
Тренировка ментальной силы не является методом, который создан для тех, кто имеет какие-либо нарушения психического здоровья. Базируясь на исследованиях по психической саморегуляции и ее актитвным применениям в области спорта, Ларс-Эрик Унесталь, профессор Скандинавского Международного университета и президент Скандинавской школы лидерства (г.Оребро, Швеция), предложил Так называемый Внутренний Ментальный Тренинг (ВМТ). ВМТ- долговременный и развивающий тренинг, целью которого является определение и развитие внутренних ресурсов и умение контролировать поведение, эмоции, настроение, стратегию и процессы в организме.
1. Что понимают под техникой двигательного действия?
Ответ 1: Это наиболее удобный способ выполнения движения.
Ответ 2: Это наиболее целесообразный способ управления движениями.
Ответ 3: Это наиболее красивый способ выполнения движения.
Ответ 4: Это способ выполнения движения, учитывающий индивидуальные особенности занимающихся.
2. Разучивание - это какой этап в обучении движениям?
Ответ 1: Первый этап обучения.
Ответ 2: Второй этап обучения.
Ответ 3: Третий этап обучения.
3. На каком этапе обучения формируется двигательный навык?
Ответ 1: При разучивании движения.
Ответ 2: При ознакомлении с движением.
Ответ 3: При совершенствовании движения
Лекция 7
КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическое развитие человека - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.
На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт и т.п.). В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.
Мы рассматриваем возможности коррекции нарушений только функционального характера. Аномалии патологического характера требуют вмешательства специалиста по лечебной физкультуре.
6.1. Коррекция осанки
Наиболее эффективны физические упражнения для коррекции осанки в детском возрасте, когда скелет еще не сформирован. Но и в студенческом возрасте работа над выработкой правильной осанки обязательно принесет положительные результаты.
Из видов спорта, которые благоприятно влияют на формирование осанки, можно отметить спортивную гимнастику, художественную гимнастику, акробатику, фигурное катание. А вот езда на велосипеде, бег на коньках в низкой стойке могут отрицательно влиять на осанку.
Для коррекции осанки применяются в первую очередь упражнения на формирование правильной осанки, а также симметричные и ассиметричные упражнения с разгрузкой позвоночника.
Рекомендуется физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки, выполнять последовательно в исходных положениях. Приведем некоторые из них.
· лежа;
· сидя;
6.3. Коррекция мышечной массы
Масса тела в отличие от роста, формы рук, ног, стопы и грудной клетки в большей степени поддается коррекции с помощью физических упражнений. В литературе описан пример, как при помощи физических упражнений можно лепить свою фигуру.
Американец Рэнделл Брюс (22 года) служил в подразделении морской пехоты. При росте 184 см он весил 94 кг. Желая добиться высоких результатов в американском футболе, он решил довести свой вес до 100 кг. Благодаря физическим упражнениям с тяжестями (нагрузка в основном давалась для рук) и усиленному питанию через 1,5 месяца вес достиг 100 кг. Но он продолжал очень много есть и много поднимать тяжестей и остановился только тогда, когда его вес достиг 182 кг. При таком весе он показывал результаты в упражнениях, превышающие тогдашние мировые рекорды.
Он писал: "Я вообразил себя скульптором, собирающимся высечь статую из бесформенной каменной глыбы - моего собственного тела - только вместо резца в моих руках были гантели и штанга". Он резко уменьшил вес снарядов и увеличил число подходов и повторений. Количество потребляемой пищи также резко уменьшилось. Рэндел Брюс постепенно приучил себя пробегать за один раз 5-8 км и выполнять большой объем тренировочной работы. В течение первых 15 дней он делал ежедневно по 5 тысяч переходов из положения лежа в положение сидя. Через 7 месяцев вес стал 85 кг. Было сброшено 97 кг! В течение всего эксперимента Рэндел чувствовал себя прекрасно. О красоте фигуры Рэндла и о великолепном развитии его мышц говорит тот факт, что после окончания эксперимента он легко сумел выиграть престижный конкурс красоты.
Вот данные его физического развития: вес -97,5 кг; рост -184 см; обхват груди - 130 см; талии - 82 см; шеи - 45 см; бицепса - 45 см; бедра - 64 см; голени - 44,5 см.
Поскольку было сказано о красоте мужской фигуры, приведем примеры эталонов женской фигуры.
Так, эталоном женской фигуры в 2980 г. до н.э. была Венера Виллендорская, символ плодородия. Ее размеры: обхват груди - 244 см, талии - 226 см, бедер - 244 см.
1880 г. - идеальная женщина XIX столетия - "корсажная модель" (97-46-97 см). Выражение женственности в выступающих формах.
1920 г. - секс-символ мира Дориан Джозефин Бейкер: 81-65-81 см.
1950 г. - секс-богиня своего времени, идеал экономического чуда - Софи Лорен: 95-58-95 см.
1968 г. - манекенщица и киноактриса - Твигги - костлявая стройная фигура, абсолютно плоская грудь, идеальная женщина эры хиппи: 72-56-78 см (при весе всего 46 кг).
1990 г. - атлетическая женственность - Синди Крауфорд : 86-60-86 см, спортивная, правильной формы грудь.
1993 г. - эталоном назвали первую красавицу мира Клаудию Шеффер: 92-62-91 см.
6.3.1. Физические упражнения для коррекции массы тела
Масса тела в отличие от роста, формы рук, ног, стопы и грудной клетки в большей степени поддается коррекции с помощью физических упражнений.
У людей, особенно у тех, кто ранее не занимался физическими упражнениями, любые упражнения будут вызывать улучшение состояния мышц и приводить к уменьшение жира. Это могут быть плавание, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика и т.п. В литературе достаточно хорошо описаны методики занятий этими видами физических упражнений. В разделе "Физическая подготовка" также предложены методики занятий физическими упражнениями различной направленности. Регулярное применение их на практике обязательно даст положительные результаты в коррекции массы тела.
Особый интерес, в связи с необходимостью коррекции массы тела, вызывают системы упражнений, позволяющие локально воздействовать на участки тела (особенно нижней половины), добиваясь изменения их массы и формы при минимальных затратах времени.
Остановимся на одной из них под названием "калланетик". Система упражнений "калланетик" (по имени автора Каллан Пинкней) - это программа из 30 упражнений, расчитанных на час интенсивных занятий и позволяющих сделать ноги стройнее, убрать лишний вес с живота, ягодиц, бедер.
· Разминка.
· Упражнения для мышц живота.
В дополнение к описанной выше системе упражнений рекомендуем обратить внимание еще на одну. Она имеет много общего. Поэтому мы не будем приводить ее. Отметим лишь, что обе системы (в сравнении с другими известными нам),
6.3.2. Методические рекомендации
Вообще, если внимательно посмотреть на системы упражнений, применяемые, например, как общеразвивающие, для развития силы, гибкости, коррекции физического развития, то можно заметить, что в них встречаются одинаковые движения (наклоны, повороты, выпады, махи, прыжки и т.п.). Как пишет А.К.Анохин: "Движений новых быть не может, так как человек остается и в ХХ веке с такими же мускульными движениями, как и в 1 веке. Могут быть лишь новые принципы движений". Поэтому для решения конкретной педагогической задачи очень важен метод (способ, режим) выполнения движений.
В отмеченных выше системах упражнений тренировочная нагрузка задается временем занятий, количеством упражнений, количеством повторений упражнения.
Известен более точный способ определения режима тренировки, направленной на коррекцию состава тела человека - "шейпинг". Суть способа в том, что измеряют ЧСС человека, соответствующую порогу аэробного и анаэробного обмена. В случае, если тренировка направлена на уменьшение объема мышечной ткани, ее осуществляют при ЧСС более порога анаэробного обмена, если тренировка направлена на уменьшение объема жировой ткани, ее осуществляют при ЧСС менее порога аэробного обмена, если тренировка направлена на уменьшение объема мышечной и жировой тканей, ее проводят при ЧСС более порога аэробного обмена и менее порога анаэробного обмена.
Приведём несколько примеров (пример 1, пример 2, пример 3).
Способ (типа "шейпинг") позволяет довольно точно определять режим тренировки, направленной на коррекцию состава тела.
Обобщая изложенное в данном разделе можно заключить, что при подборе упражнений для коррекции массы тела необходимо учитывать следующее:
6.4. Физические упражнения для увеличения ЖЕЛ
Рекомендуются следующие упражнения:
Лекция 8.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
В теории и практике физического воспитания в основном выделяют две формы занятий физическими упражнениями:
7.1.Урочная форма
Основной формой организации систематических занятий по физическому воспитанию считается урочная .
Отметим характерные признаки урочной формы:
Урок принято делить на 3 части:
7.1.1. Подготовительная часть урока
В этой части урока решаются следующие задачи:
С этой целью применяются физические упражнения различной интенсивности - строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков), общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов, с предметами и отягощениями.
Выбор конкретных упражнений зависит от специфики вида спорта, условий проведения занятий, задач урока, состава занимающихся. Как правило, подготовительная часть начинается со строевых упражнений, позволяющих организовать и настроить занимающихся на урок.
Кроме того, чтобы "оживить" урок, сделать его более разнообразным, поднять настроение занимающихся и заинтересовать их можно и необходимо, применяя игровой метод, давать игровые двигательные задания в течение 3-10 мин. Независимо от вида спорта в подготовительной части урока можно рекомендовать, например, следующие игровые двигательные задания, разработанные Л.П.Семеновым: на внимание, проверь свою координацию, глазомер .
Далее следует комплекс ОРУ, в котором рекомендуются следующие упражнения и последовательность их выполнения:
По ходу выполнения комплекса амплитуда и темп упражнений нарастают. Комплекс ОРУ завершает подготовительную часть. 7.1.2. Основная часть урока
В основной части урока решаются главные задачи:
Именно в этой части урока действия преподавателя и ученика направлены на овладение двигательными действиями и развитие физических качеств, необходимых для успешной демонстрации занимающимися своих возможностей в том или ином виде спорта (или виде физических упражнений).
7.1.3. Заключительная часть
Она направлена на то, чтобы:
7.1.4. Показатели эффективности урока
Для анализа эффективности урока (занятия) важными показателями являются плотность занятий и моторная плотность.
Плотность занятий определяется отношением полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию) в процентах по формуле:
Моторная плотность - это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений время к общему времени занятий . Она определяется по формуле:
7.2. Неурочные формы
Неурочные формы занятий физическими упражнениями могут быть эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и систематическими (гигиеническая, производственная гимнастика).
Если эпизодические занятия не имеют строгой регламентации, то систематические неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне определенные условия и требования к нагрузке.
7.2.1. Гигиеническая гимнастика
Она включает ОРУ, дыхательные упражнения, которые сочетаются с ходьбой, легким бегом, массажем, водными процедурами. Проводить ее можно утром, днем или вечером.
Утренняя гигиеническая гимнастика направлена на то, чтобы быстро достичь оптимальной дееспособности организма после сна.
Дневные упражнения гигиенической гимнастики направлены на снятие утомления и повышение работоспособности.
Вечером выполнение упражнений способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения и хорошо влияет на сон.
Несмотря на свою кажущуюся простоту и традиционность гигиеническая гимнастика очень эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности (физической и умственной). Еще в начале 30-х годов специальными исследованиями было показано, что утренняя гигиеническая гимнастика, передаваемая по радио, в 80-97% случаев оказывает благоприятное влияние на память, внимание, устраняет двигательную инертность и чрезмерную возбужденность.
Гигиеническая гимнастика должна включать 8-15 упражнений,каждое из которых повторяется от 6 до 12 раз.Юношам рекомендуется выполнять упражнения с различными отягощениями, в частности, с гантелями. Один раз в 2 недели комплекс упражнений целесообразно менять.Последовательность упражнений такая же, как при выполнении ОРУ в подготовительной части урока.
Представляет исторический интерес пример русского писателя Л.Н.Толстого, который в начале своего творческого пути составил для себя "правила гимнастики" и записал их в дневнике 15 июня 1850 года.
Вот как они выглядели.
Общие правила:
А. Элементарные упражнения:
Б. Упражнения с гирями:
7.2.2. Производственная гимнастика
Это физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.
Производственная гимнастика включает: вводную гимнастику, которая проводится перед работой для сокращения периода врабатывания в течение 10 минут; физкультурную паузу (при появлении первых признаков утомления - до 10 мин); физкультминутки (2-3 упражнения для устранения застойных явлений в мышцах).
Студенты, как известно, относятся к категории работников умственного труда. Во время учебы им ежедневно приходится находиться в положении сидя 9-12 часов, выполняя однообразные движения руками с малой амплитудой, испытывая монотонность и понижение эмоционального тонуса. Длительное пребывание в сидячем положении приводит к поверхностному дыханию и ухудшению снабжения головного мозга кислородом, что снижает умственную работоспособность и отрицательно сказывается на результатах труда. Обычно утомление при умственной работе наступает через 3-4 часа после ее начала. Это необходимо учитывать при планировании физкультурной паузы.
Приведем примерную схему упражнений физкультурной паузы для людей, занимающихся умственным трудом ( по Л.Н.Нифонтовой, 1989):
Лекция 9
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Занятия физическими упражнениями и спортом как и любой другой вид человеческой деятельности предъявляют определенные требования к свойствам личности и в свою очередь способствуют формированию тех свойств, которые определяют успешность занятий тем или иным видом спорта. В качестве примера приведем в порядке значимости структуру волевых качеств у спортсменов различных видов спорта.
Бегун-стайер (циклический вид спорта)
| Гимнаст (сложнокоорд.вид спорта)
| Футболист (игровой вид спорта)
|
Направленным подбором упражнений, выбором вида спорта можно воздействовать на человека, способствуя формированию определенных психических качеств и свойств личности. Представляет интерес влияние двигательной активности на умственную работоспособность, интеллект. Установлено, что отставание детей в физическом развитии, как правило, сопровождается задержками психического развития, а общая моторная отсталость встречается тем чаще, чем ниже интеллект. Влияние физических упражнений на психическое состояние и образ жизни студентов иллюстрируют таблица 5 и таблица 6. Таблица 5 Таблица 6 Установлено также, что у студентов способность к произвольному контролю интеллектуальной деятельности положительно связана с уровнем двигательной активности. Физическая нагрузка - важнейший фактор психического благополучия. Этот вывод можно рассматривать как общий по данному разделу. |
Контрольные вопросы:
1. В какой части урока решается задача формирования жизненно необходимых и спортивных навыков, а также - развития волевых и физических качеств занимающихся?
Ответ 1: В подготовительной.
Ответ 2: В основной.
Ответ 3: В заключительной.
2. В какой части урока решается задача восстановления индивидуально возможной подвижности (гибкости) занимающихся?
Ответ 1: В подготовительной.
Ответ 2: В основной.
Ответ 3: В заключительной.
3. Что такое моторная плотность урока (занятия)?
Ответ 1: Это отношение полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию).
Ответ 2: Это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений время к общему времени занятий.
Ответ 3: Это отношение полезно использованного времени на занятии к непосредственно потраченному на выполнение упражнений времени.
4. Что такое плотность урока?
Ответ 1: Это отношение полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию).
Ответ 2: Это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений время к общему времени занятий.
Ответ 3: то отношение полезно использованного времени на занятии к непосредственно потраченному на выполнение упражнений времени.
5. Можно ли сегодня рассматривать традиционную утреннюю гигиеническую гимнастику как эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности (физической и умственной)?
Ответ 1: Да.
Ответ 2: Нет.
Ответ 3: Эффективность утренней гигиенической гимнастики сегодня недостаточна.
6. Что такое производственная гимнастика?
Ответ 1: Это физические упражнения перед началом работы для сокращения времени врабатывания.
Ответ 2: Это физические упражнения, проводимые при появлении. первых признаков утомления.
Ответ 3: Это физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления и профилактики профессиональных заболеваний.
Ответ 4: Это физические упражнения для устранения застойных явлений в мышцах.
7. Известно, что занятия физическими упражнениями способствуют формированию определенных свойств личности. Какой из приведенных ниже видов спорта в большей степени формирует настойчивость?
Ответ 1: Спортивная гимнастика (сложнокоординационный вид спорта).
Ответ 2: Бег на длинные дистанции (циклический вид спорта).
Ответ 3: Футбол (игровой вид спорта).
Лекция 10
Дата: 2019-03-05, просмотров: 665.