Занятия физическими упражнениями и спортом, как и любой другой вид человеческой деятельности, предъявляют определенные требования к свойствам личности и, в свою очередь, способствуют формированию тех свойств, которые определяют успешность занятий тем или иным видом спорта. В качестве примера приведем в порядке значимости структуру волевых качеств у спортсменов различных видов спорта.
Бегун-стайер Гимнаст
(циклический вид спорта) (сложнокоорд. вид спорта)
1. Настойчивость. 1. Выдержка.
2. Упорство. 2.Самообладание.
3. Выдержка. 3. Смелость.
4. Самообладание. 4. Решительность.
5. Инициативность. 5. Настойчивость.
6. Самостоятельность. 6. Упорство.
7. Смелость. 7. Инициативность.
8. Решительность. 8. Самостоятельность.
9. Целеустремленность. 9. Целеустремленность.
Футболист
(игровой вид спорта)
1. Инициативность. 6. Решительность.
2. Самостоятельность. 7. Выдержка.
3. Настойчивость. 8. Самообладание.
4. Упорство. 9. Целеустремленность.
5. Смелость.
Имеются также сравнительные данные характера представителей разных видов спорта. Например, легкоатлеты более эмоционально зрелые, терпеливые, трезво оценивающие действительность, соблюдающие общественные моральные нормы. Баскетболисты более невротически утомляемы, раздражительны, эмоционально возбудимы.
Направленным подбором упражнений, выбором вида спорта можно воздействовать на человека, способствуя формированию определенных психических качеств и свойств личности.
Представляет интерес влияние двигательной активности на умственную работоспособность, интеллект. Установлено, что отставание детей в физическом развитии, как правило, сопровождается задержками психического развития, а общая моторная отсталость встречается тем чаще, чем ниже интеллект.
Влияние физических упражнений на психическое состояние и образ жизни студентов иллюстрируют таблицы 5.8, 5.9. Здесь студенты 1 группы посещали только учебные занятия, студенты 2 группы дополнительно занимались физическими упражнениями.
Таблица 5.8
Физические упражнения и образ жизни студентов
Особенности образа жизни студентов | Группа (%) | |
1 | 2 | |
Занятия утренней гигиенической гимнастикой | 8,6 | 62,7 |
Количество курящих | 37,9 | 3,8 |
Привычка планировать дела в течение дня | 20,8 | 67,1 |
Систематические авралы в освоении знаний | 32,8 | 15,4 |
Таблица 5.9
Физические упражнения и особенности психического и физического состояния студентов
Особенности психического и физического состояния студентов | Группа (%) | |
1 | 2 | |
Ощущение бодрости утром после пробуждения | 25,4 | 71,5 |
Ощущение усталости к середине дня | 48,3 | 27,8 |
Жалобы на нарушения памяти | 30,4 | 12,7 |
Случаи головных болей, недомоганий, ухудшения настроения | 17,3 | 3,8 |
Превышение массы тела по отношению к росту более чем на 10% | 31,7 | 8,5 |
Установлено также, что у студентов способность к произвольному контролю интеллектуальной деятельности положительно связана с уровнем двигательной активности. И еще один пример. Известный специалист в области оздоровительного применения физических упражнений К. Купер, занимаясь физической подготовкой с американскими офицерами ВВС, установил связь их физической и умственной работоспособности. По его данным летчики, получившие отличные оценки в 12-минутном тесте, успешнее занимались и теоретическими предметами. Относительно такой взаимосвязи он делает вывод: физическая нагрузка - важнейший фактор психического благополучия.
Этот вывод можно рассматривать как общий по данному разделу.
В завершении раздела приведем примеры физической подготовки в спецподразделении "Витязь" и в ударных частях морских, воздушных и сухопутных войск SEAL (США).1 Они показывают какие исключительно высокие требования могут предъявляться к комплексному проявлению физических качеств человека вне спортивной деятельности и каких результатов можно добиться в процессе тренировки.
В спецподразделении "Витязь", специализирующимся на борьбе с терроризмом, 95% личного состава носят "краповый" берет. Для того, чтобы сдать экзамен на право его ношения надо: пробежать 12 км по пересеченной местности; преодолеть водную преграду; перелезть через стену высотой 3 метра; прорваться, стреляя на поражение по мишени, через горящий дом. Все это проводится с полной выкладкой и в бронежилете. И затем - 12 минут чистого боя с полным контактом без правил и отдыха с четырьмя сменяющимися инструкторами. Все это входит в ежедневные тренировки, не считая спецтренинга на макетах самолетов, автобусов и т.п.
В войсках SEAL в процессе подготовки (6-9 месяцев) воинам приходится по три часа находиться в ледяной воде, прыгать затяжным прыжком с парашютом, приспосабливаться к условиям пустыни, овладевать специальными видами оружия. Они гребут 15 миль в океане на резиновом плоту, плывут в снаряжении полмили, пробегают восемь миль по песку, бросают бревно весом 115-120 кг, бегают с препятствиями. Ночью они идут в холодной воде до тех пор, пока не будет дан приказ "отставить". Норматив в плавании составляет 2 мили за 75 минут и в беге на 4 мили по пляжу - 25 минут. При этом в процессе подготовки постоянно используются силовые упражнения - отжимания на брусьях и от земли, подтягивание из виса на перекладине, упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. К концу тренировочного периода и испытательного срока жировые отложения у людей составляют 2-8% от веса тела (в норме - 10-20%). Прошедшие испытания получают право на ношение заветного трезубца (тридента) и называются воинами SEAL.
Необходимо отметить, что именно воины спецподразделений стали основоположниками триатлона (триатлон - это вид спорта, включающий плавание, велогонку и бег, которые выполняются последовательно и непрерывно. “Классический триатлон” или соревнование на звание “iroman” - “железный человек” включает плавание на 3,8 км, велогонку на 180 км и бег на 42,195 км. Любительский вариант - плавание 1,5 км, велогонка 40 км, бег 10 км.
Контрольные вопросы
1. Физиологической основой какого методического принципа физического воспитания является суперкомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы)?
2. Какой метод физического воспитания предполагает точную дозировку нагрузки и отдыха?
3. Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся?
4. Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения?
5. Что является основным средством физического воспитания?
6. Что такое физическое упражнение?
7. Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия?
8. Что понимают под техникой двигательного действия?
9. Разучивание - это какой этап в обучении движениям?
10. На каком этапе обучения формируется двигательный навык?
11. Что такое физическая подготовка?
12. В чем суть общей физической подготовки?
13. Что включает в себя специальная физическая подготовка?
14. Сколько мышц в теле человека?
15. Сколько веса всех мышц приходится на нижние конечности?
16. Что такое абсолютная сила мышц человека?
17. Какая сила мышц человека имеет решающее значение для выполнения подтягивания в висе на перекладине?
18. При каком режиме работы мышц длина мышцы увеличивается?
19. Какой режим работы мышц более эффективен для силовой подготовки?
20. Каковы параметры нагрузки при выполнении силовых упражнений по методу максимальных усилий?
21. Каковы оптимальные параметры нагрузки при выполнении силовых упражнений с целью увеличения мышечной массы.
22. Как влияют на здоровье анаболические препараты, которые применяются с целью увеличения мышечной массы человека?
23. Сколько занятий силовыми упражнениями дают наибольший эффект для начинающих?
24. Что понимают под быстротой человека?
25. Какие физические упражнения применяются для развития быстроты?
26. Какие выделяют элементарные формы быстроты?
27. Сколько занятий скоростными упражнениями дают наибольший эффект для начинающих?
28. Что понимают под гибкостью человека?
29. Зависит ли гибкость от возраста человека?
30. От чего зависит активная гибкость?
31. Какие упражнения более эффективны для тренировки на гибкость?
32. Какую последовательность упражнений необходимо соблюдать во время занятий на гибкость?
33. Сколько нужно тренироваться для развития гибкости?
34. Как быстро с возрастом теряется гибкость?
35. Что понимают под выносливостью человека?
36. С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для поддержания уровня аэробных возможностей человека?
37. С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для повышения аэробных возможностей человека?
38. С какой частотой сердечных сокращений (ЧСС) необходимо выполнять упражнения аэробного характера для максимального повышения аэробных возможностей организма?
39. Какой дистанции достаточно студентам, чтобы проконтролировать свой уровень выносливости применительно к беговым упражнениям?
40. Какой дистанции достаточно студенткам, чтобы проконтролировать свой уровень выносливости, применительно к беговым упражнениям?
41. В какой части урока решается задача формирования жизненно необходимых и спортивных навыков, а также - развития волевых и физических качеств занимающихся?
42. В какой части урока решается задача восстановления индивидуально возможной подвижности (гибкости) занимающихся?
43. Что такое моторная плотность урока (занятия)?
44. Что такое плотность урока?
45. Можно ли сегодня рассматривать традиционную утреннюю гигиеническую гимнастику как эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности (физической и умственной)?
46. Что такое производственная гимнастика?
47. Известно, что занятия физическими упражнениями способствуют формированию определенных свойств личности. Какой из видов спорта в большей степени формирует настойчивость?
Лекция 6
Дата: 2019-03-05, просмотров: 600.