Урочная форма
Основной формой организации систематических занятий по физическому воспитанию считается урочная. Отметим характерные признаки урочной формы:
· занятия проводятся под руководством педагога;
· коллектив занимающихся организован и однороден;
· занятия проводятся по разработанным на достаточно длительный срок программам;
· занятия проводятся по расписанию.
Урок принято делить на 3 части: вводную (подготовительную); основную; заключительную.
Подготовительная часть урока. В этой части урока решаются следующие задачи:
1. Подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций.
2. Восстановление индивидуально возможной подвижности (гибкости).
3. Подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий.
С этой целью применяются физические упражнения различной интенсивности - строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков), общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов, с предметами и отягощениями. Выбор конкретных упражнений зависит от специфики вида спорта, условий проведения занятий, задач урока, состава занимающихся. Как правило, подготовительная часть начинается со строевых упражнений, позволяющих организовать и настроить занимающихся на урок.
Рекомендуется при выполнении комплексов упражнений «для разминки» придерживаться следующего порядка, в котором поочередно воздействуют на основные мышечные группы и постепенно увеличивают нагрузку: потягивания; упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для ног (приседания); упражнения для туловища; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
Кроме того, чтобы "оживить" урок, сделать его более разнообразным, поднять настроение занимающихся и заинтересовать их, можно и необходимо, применяя игровой метод, давать игровые двигательные задания в течение 3-10 мин. Независимо от вида спорта в подготовительной части урока можно рекомендовать, например, следующие игровые двигательные задания.
На внимание
1. По команде преподавателя "Раз!" все поворачиваются направо, по команде "Два!" - налево, по команде "Три!"- поворот кругом. Условия игры: три ошибки - плохо, две - удовлетворительно, одна - хорошо, без ошибок - отлично. Подсчет ведут сами занимающиеся.
2. "Что изменилось". Преподаватель вызывает из строя одного ученика и предлагает ему запомнить в течение 5 с порядок размещения занимающихся в строю. Затем ведущий поворачивается кругом. В это время в строю два-три ученика меняются местами. Ведущий поворачивается кругом и старается определить изменения в строю. Если он сделал это правильно, то назначается новый ведущий.
3. "Повороты по хлопку". Если преподаватель выполнил один хлопок, то все должны сделать поворот налево, два хлопка - поворот направо, три хлопка - поворот кругом. Условия те же, что и в игровом задании 1.
Проверь свою координацию
1. "Пила и молоток". И.п.- руки перед собой, правая сверху, кисти сжаты в кулак. Выполнение правая рука имитирует "забивание молотком гвоздей", одновременно левая рука имитирует движения при "пилке дров".
Усложнение - сменить движение руками.
2. "Похлопать по затылку и погладить живот". И.п. - ладонь правой руки на затылке, ладонь левой руки - на животе. Выполнение: ладонь правой руки выполняет похлопывание по затылку, одновременно ладонь левой руки гладит по животу.
Усложнение - сменить положение ладоней.
3. "Кроль". И.п. - основная стойка. Выполнение: 1-2 - круг правой рукой вперед, а левой - назад; 3-4 - круг левой рукой вперед, а правой - назад.
Глазомер
1. "Сколько ступней ". Преподаватель предлагает занимающимся определить " на глаз" расстояние (в ступнях) от шеренги до линии, начерченной мелом на полу. После выявления мнений разрешается измерить это расстояние. Далее определяется победитель.
2. "С закрытыми глазами". Определив примерное расстояние до противоположной стены (финишной линии), закрыть глаза и строевым шагом идти вперед. Выигрывает тот, кто, не меняя темпа шагов, остановится ближе к стене (или попадет на финишную черту).
3. "Спиной вперед". Перед шеренгой на расстоянии 8-10 метров чертится финишная черта. Занимающиеся поворачиваются кругом, закрывают глаза и шагом идут спиной вперед, стремясь точно попасть на эту черту. Кто сделает точнее.
Далее следует комплекс ОРУ, в котором рекомендуются следующие упражнения и последовательность их выполнения:
1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием тела.
2. Круговые движения руками.
3. Приседания.
4. Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.
5. Наклоны и круговые движения головой.
6. Упор лежа и отжимание в упоре лежа.
7. Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).
8. Махи ногами вперед, назад и в сторону.
9. Прыжки (подскоки) многократные.
10. Ходьба и бег на месте.
По ходу выполнения комплекса амплитуда и темп упражнений нарастают. Комплекс ОРУ завершает подготовительную часть.
Основная часть урока. В основной части урока решаются главные задачи:
1. Развитие волевых и физических качеств занимающихся.
2. Формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.
Именно в этой части урока действия преподавателя и ученика направлены на овладение двигательными действиями и развитие физических качеств, необходимых для успешной демонстрации занимающимися своих возможностей в том или ином виде спорта (или виде физических упражнений).
Заключительная часть. Она направлена на то, чтобы:
1. Содействовать более быстрому восстановлению организма после нагрузки в основной части. Здесь рекомендуется выполнять упражнения на расслабление, растягивание, массаж. Особенно полезны для ускорения процессов восстановления упражнения на гибкость (растяжки).
2. Подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать оценку действиям занимающихся. Проинформировать о предстоящих занятиях.
Для анализа эффективности урока (занятия) важным показателем является плотность занятий. Плотность занятий определяется отношением полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию) в процентах по формуле:
Робщ = Тп*100/То,
где Робщ - общая плотность занятия в процентах;
Тп - время, использованное на полезную (имеющую прямое отошение к занятию) деятельность. Учитывается время выполнения упражнений, необходимый отдых после них, время на переработку наглядной и словесной информации преподавателя;
То - директивное (общее) время, отведенное на учебное занятие по расписанию.
Моторная плотность. Моторная плотность - это отношение непосредственно потраченного на выполнение упражнений время к общему времени занятий. Она определяется по формуле:
Рмот = Ту*100/То,
где Рмот - моторная плотность в процентах;
То - директивное (общее время);
Ту - непосредственно потраченное на выполнение упражнений время.
Неурочные формы
Неурочные формы занятий физическими упражнениями могут быть эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и систематическими (гигиеническая, производственная гимнастика). Если эпизодические занятия не имеют строгой регламентации, то систематические неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне определенные условия и требования к нагрузке.
Гигиеническая гимнастика. Она включает ОРУ, дыхательные упражнения, которые сочетаются с ходьбой, легким бегом, массажем, водными процедурами. Проводить ее можно утром, днем или вечером.
Утренняя гигиеническая гимнастика направлена на то, чтобы быстро достичь оптимальной дееспособности организма после сна. Дневные упражнения гигиенической гимнастики направлены на снятие утомления и повышение работоспособности. Вечером выполнение упражнений способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения и хорошо влияет на сон.
Несмотря на свою кажущуюся простоту и традиционность гигиеническая гимнастика очень эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности (физической и умственной). Еще в начале 30-х годов специальными исследованиями было показано, что утренняя гигиеническая гимнастика, передаваемая по радио, в 80-97% случаев оказывает благоприятное влияние на память, внимание, устраняет двигательную инертность и чрезмерную возбужденность.
«У меня есть тайное оружие – физкультура» – говорил Георгий Нестерович Сперанский, выдающийся отечественный ученый, основоположник педиатрической науки. Он писал: «Каждый мой день начинается с зарядки вот уже 91-й год. Это стало моей потребностью. … Сейчас мне 95».
Гигиеническая гимнастика должна включать 8-15 упражнений, каждое из которых повторяется от 6 до 12 раз. Юношам рекомендуется выполнять упражнения с различными отягощениями, в частности, с гантелями. Один раз в 2 недели комплекс упражнений целесообразно менять. Последовательность упражнений такая же, как при выполнении ОРУ в подготовительной части урока.
Представляет исторический интерес пример русского писателя Л.Н.Толстого, который в начале своего творческого пути составил для себя "правила гимнастики" и записал их в дневнике 15 июня 1850 года. Вот как они выглядели.
Общие правила
1. Останавливаться, как только почувствуешь усталость.
2. Сделав какое-нибудь упражнение, не начинать нового, пока дыхание не вернется к своему нормальному состоянию.
3. Стараться сделать на следующий день то же количество движений, как и накануне, если не больше.
А. Элементарные упражнения
1. Раздвинуть вытянутые руки за спину как можно дальше.
2. Подниматься на носках, держа руки на бедрах.
3. Сгибать ноги, стоя на месте, колени к плечам.
Б. Упражнения с гирями
Поднимать медленно вверх, поднимать руками и ногами, лежа на полу, прыгать, касаясь коленями плеч, подтягиваться на руках, подниматься с пола то на одной ноге, то на другой, делать с гирями поворот тела, лежа на полу.
Производственная гимнастика - это физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.
Производственная гимнастика включает: вводную гимнастику, которая проводится перед работой для сокращения периода врабатывания в течение 10 минут; физкультурную паузу (при появлении первых признаков утомления - до 10 мин); физкультминутки (2-3 упражнения для устранения застойных явлений в мышцах).
Студенты, как известно, относятся к категории работников умственного труда. Во время учебы им ежедневно приходится находиться в положении сидя 9-12 часов, выполняя однообразные движения руками с малой амплитудой, испытывая монотонность и понижение эмоционального тонуса. Длительное пребывание в сидячем положении приводит к поверхностному дыханию и ухудшению снабжения головного мозга кислородом, что снижает умственную работоспособность и отрицательно сказывается на результатах труда. Обычно утомление при умственной работе наступает через 3-4 часа после ее начала. Это необходимо учитывать при планировании физкультурной паузы.
Приведем примерную схему упражнений физкультурной паузы для людей, занимающихся умственным трудом:
1 упражнение - потягивание;
2 упражнение - для мышц туловища, рук и ног;
3 упражнение - то же, что и упр.2, но с большей динамикой и амплитудой;
4 упражнение - для мышц ног (бег, прыжки, приседания);
5 упражнение - для мышц туловища и рук;
6 упражнение - на расслабление мышц рук
7 упражнение - на внимание.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 432.