Выбранные формы и методы внеурочной деятельности должны сопрягаться с планируемым уровнем воспитательного результата и развитием универсальных учебных действий,
3) Календарно-тематический план должен содержать:
разделы программы;
темы занятий,
даты;
описание примерного содержания занятий. )
4) Информационно-методическое обеспечение:
дополнительная литература;
цифровые образовательные ресурсы;
5) Предполагаемая результативность курса:
Характеристика основных результатов и эффектов, на достижение которых ориентирована программа. Система отслеживания и оценивания результатов внеурочной деятельности (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.), выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет); портфель достижений школьника.
Особую трудность у педагогов вызывает написание пояснительной записки. Однако именно она является источником определения места данной программы в реализации Основной образовательной программы образовательного учреждения, в его воспитательной системе. В пояснительной записке раскрывается смысл введения той или иной программы в данном образовательном учреждении, её актуальность. Хорошо, если имеются какие-либо исследования и из них вытекает круг проблем, которые могли бы быть решены при помощи данной программы. Пояснительная записка может и должна отразить, где и когда дети смогут продемонстрировать свои успехи, достигнутые в ходе ее реализации. Например, основной идеей, определяющей содержание деятельности по программе может стать деятельность, направленная на подготовку и проведение общешкольного праздника, праздника села, района, другого значимого события, где могли бы в разном качестве быть представлены «продукты» внеурочной деятельности. Программы могут быть составлены не только на период обучения, но и на каникулярное время.
Предполагаемая эффективность внеурочной деятельности связана с развитием универсальных учебных действий, т.е. выходит за границы конкретной деятельности и оказывает воспитывающее влияние на личность и ее дальнейшее развитие.
Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы и модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
Разработка программы внеурочной деятельности – серьезный и кропотливый труд для педагога. Очень важным является теоретическое и практическое обоснование деятельности, необходимое для осмысления её развивающего и воспитывающего значения. Дети очень чутки к бессмысленной деятельности. Во внеурочной деятельности невозможна мотивация со словами «должен» и «обязан».
В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности
№ | Структура программы | Содержание структурных компонентов программы |
Титульный лист | · Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. · Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. · Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа. · Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана). · Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность). · Название города. · Год создания программы. | |
Пояснительная записка | Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: • актуальность; • практическая значимость; • связь с уже существующими по данному направлению программами; • вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа); • новизна (для претендующих на авторство). 2. Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность-Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают: • обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.; • воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.; • развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. 3. Отличительные особенности программы: • базовые теоретические идеи; ключевые понятия; • этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: - возраст детей и их психологические особенности; -особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.); число обучающихся по годам обучения (обосновать); - режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий. - прогнозируемые результаты и способы их проверки: 5. Уровень результатов работы по программе: Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. 6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.). | |
Учебно - тематический план (если программа на 2 и более, то желательно представить по годам обучения) | Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. | |
Содержание программы | Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает: • ее название; • основные узловые моменты; • формы организации образовательного процесса (теоретические, практические). Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу. | |
Методическое обеспечение программы | Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий. • Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса. • Перечень дидактических материалов. Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся). | |
Список литературы | Приводятся два списка литературы: используемая педагогом для разработки; программы и организации образовательного процесса; рекомендуемая для детей и родителей. |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.