Формы проведения внеурочных мероприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В организации и проведении внеклассной деятельности различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

К массовым формам работы относятся: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы.

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.

Содержание этих мероприятий составляют знаменательные даты, встречи с представителями страны изучаемого языка, творческие отчеты кружков, факультативных занятий, спецкурсов, литературные вечера.

Однако некоторые эпизодические и периодические массовые мероприятия могут стать постоянными мероприятиями, как, например, олимпиады (школьные, районные, городские, краевые/областные, всероссийские и т.д.) и «Недели иностранных языков», проводимые ежегодно в установленное время, подготовка к которым требует заранее разработанной программы для каждого класса и которые завершаются заключительным вечером – концертом.

Групповые формы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).

Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д.

Формы внеурочной деятельности определяются по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

1. Предметные недели;

2. Библиотечные уроки;

3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

5. Участие в олимпиадах

6. Разработка проектов к урокам.

 

 

2. Спортивно-оздоровительное:

1. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

2. Проведение бесед по охране здоровья.

3. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

4. Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.

3.. Социальное:

1. Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

2. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

3. Участие в творческих конкурсах, в акциях.

4. Духовно-нравственное:

5. Беседы, экскурсии.

6. Участие и подготовка к мероприятиям.

7. Разработка проектов.

8. Сюжетно-ролевые игры.

4.. Общекультурное:

1. Беседы, экскурсии.

2. Подготовка и участие в конкурсах.

3. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

5.. Духовно-нравственное:

1. Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

2. Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

3. Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социаль­ными субъектами за пределами школы, в открытой общест­венной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность в её страновом, этническом, гендерном и других ас­пектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становле­ния гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание об­щественной жизни, образцов гражданского поведения (конеч­но, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дру­жественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социаль­ном проекте, в гражданской акции), то вероятность станов­ления его гражданской компетентности и идентичности суще­ственно возрастает.

При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов.

 Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

 Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж­ны быть в известной степени ограниченны.

          Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыво­ды в отношении тех или иных педагогов той или иной шко­лы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наи­более острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности вос­питания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратим­ся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и ди­агностика должна быть направлена на изучение личности уче­ника и создаваемые во внеурочной деятельности условия раз­вития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.

В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Ка­кие отношения к окружающему миру, к другим людям, к са­мому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школь­ника, можно различными способами. Это может быть наблю­дение за поведением и эмоционально-нравственным состоя­нием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневни­ков, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности уче­ника.

Традиционно в российских школах внеурочная деятель­ность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объеди­нении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру де­ятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порож­дать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творче­ский потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллек­тива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомен­довавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотно­шений школьников в детском коллективе (для диагнос­тики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и де­ятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).

В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязан­ность, т. е. попросту отбывает повинность); какие професси­ональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою ра­боту формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у вос­питателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.                                          

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:

• разрабатывать образовательные программы внеуроч­ной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, кото­рые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уров­ня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность вне­урочной деятельности;

• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и

т. д.).

3. Основные принципы организации внеурочной деятельности

1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

2. Принцип научной организации

3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования

5. Принцип целостности

6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования

7. Принцип личностно-деятельностного подхода

8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

9. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур

10. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов

11. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

12. Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение

13. Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

При этом следует помнить, что время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 328.