Промышленный образец может применяться в каком-либо изделии в качестве его внешней формы и поэтому не может быть идентичен самому изделию. - охране подлежит лишь внешнее оформление изделия. По этой причине не признаются промышленными образцами и не подлежат регистрации объекты, черты которых обусловлены их технической функцией (например, гайка, болт и т.д.). При этом следует иметь в виду, что новое промышленное изделие может заключать в себе одновременно и новое технически патентоспособное решение и характеризоваться внешними художественно-конструкторскими особенностями. В таких случаях технические (функциональные) признаки и его художественные черты слиты воедино и не могут быть отделены друг от друга.
Внешняя форма объектов архитектуры, т.е. зданий (как жилых, так и нежилых), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений, НЕ ОХРАНЯЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ в связи с тем, что указанные объекты охраняются авторским правом как произведения архитектуры. Исключение составляют объекты архитектуры малых архитектурных форм (палатки, сборно-разборные домики, коттеджи, бытовки и т.д.).
Под решениями, используемыми в объектах НЕУСТОЙЧИВОЙ ФОРМЫ, имеется в виду внешняя форма объектов, состоящих из жидких, газообразных, сыпучих и тому подобных веществ. В данном случае имеются в виду объекты, используемые В ФОНТАНАХ, ЛЕДЯНЫХ СКУЛЬПТУРАХ и т.д. Зафиксировать внешний вид таких изделий с целью предоставления им правовой охраны достаточно сложно, и поэтому ОНИ НЕ МОГУТ ОХРАНЯТЬСЯ КАК ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ.
Действующая редакция Патентного закона исключила положение, в котором говорилось о том, что не признается патентоспособными промышленными образцами печатная продукция как таковая. Правомерность его исключения обусловлена следующим. Хотя очевидно, что печатная продукция охраняется нормами авторского права, отдельные печатные издания обладают таким признаком, как оригинальность (например, внешняя форма некоторых печатных изданий для детей). В связи с этим для того, чтобы охранять внешнюю форму подобных печатных изданий в качестве промышленных образцов, указанное положение было исключено.
Не охраняются изделия, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. В данном случае речь идет об исключении из правовой охраны прежде всего внешней формы изделий, применяемых в криминальной деятельности (отмычки, орудия пыток и т.д.).
6.3 Порядок выдачи патента на промышленный образец
Для того чтобы получить патент на промышленный образец, необходимо подать заявку в Роспатент. Заявка на выдачу патента на промышленный образец (далее - заявка на промышленный образец) должна относиться к одному промышленному образцу или группе промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел (требование единства промышленного образца).
Согласно п. 2.3 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, утвержденных Приказом Роспатента от 17 апреля 1998 г. N 84 <*>, заявка должна относиться к одному промышленному образцу и может включать варианты этого промышленного образца.
Под одним промышленным образцом понимается художественно-конструкторское решение как единичного изделия, так и комплекта (набора) изделий, имеющих общее назначение (например, мебельный гарнитур, сервиз и т.д.).
Согласно п. 2 ст. 18 Патентного закона заявка на промышленный образец должна содержать:
- заявление о выдаче патента с указанием автора или авторов промышленного образца и лица или лиц, на имя которых испрашивается патент, а также сведения об их местожительстве или местонахождении;
- комплект изображений изделия, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия;
- чертеж общего вида изделия, эргономическую схему, конфекционную карту, если они необходимы для раскрытия сущности промышленного образца;
- описание промышленного образца;
- перечень существенных признаков промышленного образца.
К заявке на промышленный образец прилагается документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере, или документ, подтверждающий основания для освобождения от уплаты патентной пошлины, либо уменьшения ее размера, либо отсрочки ее уплаты.
Датой подачи заявки на промышленный образец считается дата поступления в Роспатент заявки, содержащей заявление о выдаче патента, комплект изображений изделия, описание и перечень существенных признаков промышленного образца или дата поступления последнего документа, если указанные документы представлены не одновременно.
По дате подачи заявки на промышленный образец устанавливается приоритет. Так же как и на изобретение, на промышленный образец может быть установлен конвенционный приоритет, если заявка была подана в Роспатент в течение шести месяцев с даты подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности. При этом заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на промышленный образец, обязан сообщить об этом в Роспатент до истечения двух месяцев с даты подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки до истечения трех месяцев с даты подачи в Роспатент заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.
Поступившая в Роспатент заявка на промышленный образец проходит экспертизу. Экспертиза промышленных образцов является проверочной. Это значит, что по каждой заявке на промышленный образец проводится как формальная экспертиза, так и экспертиза по существу (в случае положительного результата формальной экспертизы).
При проведении формальной экспертизы промышленного образца применяются те же правила и положения, что и при формальной экспертизе изобретения. Это значит, что в ходе ее проведения проверяется наличие необходимых документов, соблюдение установленных требований к ним.
Что касается проведения экспертизы по существу, ее проведение также регулируется правилами, установленными для изобретений. При ее проведении проверяется соответствие заявки условиям патентоспособности промышленного образца.
6.4 Исключительные права, предоставляемые автору
и патентообладателю на промышленный образец,
и ограничения этих прав
Автору промышленного образца принадлежит ряд неимущественных прав.
Важнейшим личным неимущественным правом автора промышленного образца является право авторства, т.е. право считаться создателем данного промышленного образца. Это право возникает с момента выдачи патента на промышленный образец.
Автор промышленного образца имеет право на подачу заявки, которое также рассматривается как личное неимущественное право. При этом от заявителя не требуется предоставления доказательств того, что именно он является создателем данного промышленного образца.
Патентообладателю на промышленный образец, которым может быть как сам автор, так и другое лицо, предоставлено исключительное право на него. Это значит, что без его согласия никто не может использовать запатентованный промышленный образец в течение срока действия патента (за исключением случаев, указанных в Законе). Такое образом, важнейшим имущественным правом является право на использование промышленного образца. В Патентном законе особо оговаривается понятие использования промышленного образца. Так, в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона изделие признается изготовленным с использованием запатентованного промышленного образца, если оно содержит все его существенные признаки, нашедшие отражение на изображениях изделия и приведенные в перечне существенных признаков промышленного образца.
Возникает вопрос о том, как определить факт неправомерного использования промышленного образца и, в частности, заимствования или копирования. Особенно это касается случаев, когда копируется не весь промышленный образец, а только его отдельные черты.
Законодательство некоторых стран оперирует понятием "обманной имитации" в противовес очевидной имитации. При обманной имитации добавляются несущественные признаки для того, чтобы скрыть факт заимствования.
Единственным методом, с помощью которого устанавливают факт заимствования, является зрительное восприятие. Однако зрительное восприятие в таких случаях должно соответствовать зрительному восприятию компетентного лица, обладающего соответствующими познаниями.
Глава 7. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ
7.1. Понятие полезной модели
Правовая охрана полезных моделей осуществляется в более чем 30 странах, и можно отметить тенденцию к расширению числа стран, предоставляющих такую охрану. Это обусловлено тем, что создание технических новшеств все чаще происходит в малых и средних фирмах, которые заинтересованы в быстрой и недорогой правовой охране исключительных прав на созданные ими разработки. Именно такими качествами обладает правовой институт полезных моделей (в отличие от более инерционной и дорогостоящей системы охраны изобретений).
Вопрос о правовой охране полезных моделей дискутируется в нашей стране начиная с конца 80-х годов прошлого столетия.
Переход страны к рыночной экономике делает целесообразным принятие новых форм охраны промышленной собственности, в том числе и полезных моделей. Следует также учитывать, что институт полезных моделей в силу специфики объекта обслуживает главным образом отрасли, производящие товары народного потребления, а развитие таких отраслей является в настоящее время в России особенно важным.
Наконец, нужно учитывать то обстоятельство, что существует большое количество технических решений, превосходящих по своему уровню рационализаторские предложения (но не достигающих уровня изобретения), которые не получают должной правовой охраны.
Правовая охрана полезных моделей у нас осуществляется на основе Патентного закона. Но поскольку развитые страны Запада имеют гораздо более длительный опыт правовой охраны полезных моделей, их законодательство представляет для нас значительный интерес.
В законодательстве этих стран вопрос о том, что относить к объектам правовой охраны, решается неоднозначно. Существуют две точки зрения: в соответствии с первой в качестве полезной модели могут признаваться только объекты, имеющие пространственную структуру. По другой точке зрения понятие "полезная модель" может толковаться расширительно, и к полезным моделям допустимо отнести вещества и процессы. Предпочтительной является первая точка зрения, поскольку именно на таких принципах строится международная практика охраны полезных моделей. В то же время большая часть технических решений приходится на объекты в форме устройства, что позволяет охватить основную массу технических решений.
Охрана может быть предусмотрена либо отдельными нормативными актами, либо ссылкой на полезные модели как объекты охраны в патентном законодательстве.
Специфической особенностью полезной модели является то, что решение задачи заключается в пространственном воплощении материальных объектов. В связи с этим понятие "полезная модель" охватывает более узкий круг объектов, чем понятие "изобретение".
Условиями предоставления правовой охраны полезным моделям по законодательству ряда стран являются: новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень. Вместе с тем считается, что к изобретательскому уровню полезных моделей применяются более низкие требования, чем к уровню изобретений. Так, например, в соответствии со ст. 2 Закона Японии об охране полезных моделей для того, чтобы техническое решение признавалось в качестве полезной модели, необходимо, чтобы оно было неочевидным для среднего специалиста. Однако этот критерий носит субъективный характер, и поэтому провести разграничение между полезными моделями и изобретениями бывает весьма затруднительно. Одно и то же решение технической задачи может в одной стране охраняться патентом на изобретение, а в другой - в качестве полезной модели. В связи с этим стоит отметить, что в соответствии со ст. 4 Парижской конвенции заявка на полезную модель в одной стране - участнице Парижской конвенции может служить основанием для получения конвенционного приоритета на получение патента на изобретение в другой стране, также являющейся членом этой Конвенции. Законодательство некоторых стран допускает преобразование заявки на патент в заявку на полезную модель и наоборот. По законодательству ФРГ и Италии одновременно с подачей заявки на патент можно подать заявку на полезную модель, по которой может быть получена охрана в случае отказа в выдаче патента на изобретение.
По общему правилу, требования новизны и промышленной применимости соответствуют тем же критериям, что и к изобретениям. На полезные модели выдается охранный документ, который в большинстве стран называется "свидетельство" и только в Италии - патентом (иногда его называют малым патентом).
Процедура рассмотрения заявки и выдачи свидетельства на полезную модель в целом совпадает с процедурой, применяемой при выдаче патента на изобретение. Исключение составляет ФРГ, где полезные модели в отличие от изобретений регистрируются в явочном порядке.
Владелец свидетельства на полезную модель обладает исключительным правом на эту модель. Однако срок действия исключительного права значительно короче, чем на изобретение, и составляет от 3 до 10 лет. Для поддержания свидетельства в силе он должен уплачивать определенную пошлину. Несоблюдение этой обязанности ведет к утрате силы охранного документа на полезную модель.
В тех странах, где применяется правовая охрана полезных моделей, они регистрируются в значительных количествах и по объему приближаются к изобретениям.
Глава 8. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ (ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ)
8.1 Понятие товарных знаков (знаков обслуживания) и их виды
При многообразии форм собственности товарные знаки являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает этот товар (услугу), либо нет. Товарный знак призван помочь покупателю сделать свой выбор и впоследствии придерживаться его. Популярный товарный знак вызывает у покупателя определенные представления о качестве товара и в связи с этим приобретает значительную экономическую ценность.
Товарный знак - это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара.
Товарный знак необходим для коммерческого использования в предпринимательской деятельности. Он теряет свою экономическую и правовую сущность в отрыве от товара.
Можно выделить следующие функции товарных знаков: информационная (каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету), отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю), гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке), рекламная (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар), ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).
Товарные знаки следует отличать от фирменных наименований, которые призваны различать производителей (а не производимые товары или услуги). Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками (например, когда в качестве товарного знака зарегистрировано наименование юридического лица). Однако и в последнем случае не воспроизводится полное фирменное наименование (не указывается организационно-правовая форма юридического лица).
По общему правилу, должен соблюдаться запрет регистрации словесных обозначений в качестве товарных знаков, сходных до степени смешения с фирменными наименованиями зарегистрированных юридических лиц. Однако осуществить это на практике достаточно сложно. Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц не предусматривает обязательной проверки совпадения фирменного наименования регистрируемого юридического лица с фирменными наименованиями других лиц, а также с зарегистрированными товарными знаками.
Фирменные наименования и товарные знаки отличаются по условиям возникновения и прекращения правовой охраны, порядку регистрации прав, правомочиям правообладателей.
Однако существующие различия не позволяют достаточно просто разрешать коллизии,
Товарный знак следует отличать и от промышленного образца. Основное отличие товарного знака от промышленного образца заключается в том, что промышленный образец как художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид, является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок), тогда как товарный знак лишь проставляется на изделии, являясь средством его индивидуализации. Проблема смешения этих двух понятий возникает лишь в случае, когда товарный знак является трехмерным. Экспертиза в таких случаях должна также проводиться в Государственном реестре промышленных образцов РФ, и при выявлении воспроизведения в регистрации товарного знака должно быть отказано.
Являясь одним из объектов гражданских прав, товарный знак активно участвует в гражданском обороте. Так, в соответствии с п. 2 ст. 132 ГК в имущество предприятия, которое является объектом хозяйственного оборота, входит также и товарный знак.
Использование людьми специальных символов для обозначения своей собственности на производимые ими товары началось довольно давно. Так, уже в средние века применялись особые клейма для того, чтобы отличить продукцию одного производителя от другого. Данные обозначения - прообразы товарных знаков - выполняли свою основную функцию - отличительную, однако практически не пользовались какой-либо правовой охраной.
Логотипом принято называть оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения с использованием специальных шрифтов. Слоган - это охраняемое авторским правом произведение, используемое для маркировки товаров и услуг. Иногда в средствах массовой информации можно встретить термин "брэнд", под которым обычно понимается товарный знак, получивший широкую известность.
В определении не перечисляются признаки товарного знака, однако путем толкования ст. 1 Закона о товарных знаках можно прийти к выводу о том, что основным признаком обозначения, позволяющего зарегистрировать его в качестве товарного знака и отличающего одно от другого, является новизна. Сущность новизны в данном случае состоит в том, что представленное для регистрации обозначение не должно быть сходным со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для маркировки подобного рода изделий.
8.3. Оформление прав на товарный знак
и его регистрация
Для признания того или иного обозначения товарным знаком и возникновения соответствующих правовых последствий необходима его государственная регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Именно с этого момента товарный знак становится объектом правовой охраны (исключение составляют, как было отмечено выше, общеизвестные товарные знаки).
Таким образом, в России, как и в других странах континентальной Европы, действует принцип "регистрации", тогда как в некоторых странах (США, Англия, Швейцария) действует принцип первого использования (право на товарный знак получает тот, кто первым его использовал).
Принцип регистрации, несомненно, является более предпочтительным, поскольку владелец зарегистрированного знака освобождается от бремени доказывания своего права на него. Следует также иметь в виду, что при регистрации товарного знака обязательно производится публикация этого факта в официальном печатном органе, что позволяет более эффективно охранять права как правообладателя на товарный знак, так и потребителей товаров, которые он идентифицирует.
Если речь идет о международной регистрации товарного знака, то в соответствии с Мадридским соглашением предварительная регистрация товарного знака в стране происхождения обязательна.
Общие правила регистрации товарных знаков содержатся в Законе о товарных знаках, а более подробная регламентация содержится в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Регистрация осуществляется на основании заявки.
Заявка на регистрацию подается заявителем в двух экземплярах (им может быть как физическое, осуществляющее предпринимательскую деятельность, лицо, так и юридическое лицо) в Роспатент. Рассмотрением заявок занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), который является структурным подразделением Роспатента. Заявители, как физические, так и юридические лица, должны заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. производить товары, оказывать услуги или осуществлять посредническую или иную деятельность.
Дела с указанным органом могут вести заявители, правообладатели, иные заинтересованные лица как самостоятельно, так и с помощью патентных поверенных, зарегистрировавшихся в Роспатенте. Полномочия патентного поверенного удостоверяются доверенностью, выданной ему заявителем и оформленной в соответствии с действующим законодательством.
Для иностранных юридических лиц, либо постоянно проживающих за пределами Российской Федерации физических лиц, либо их патентных поверенных регистрация товарных знаков через соответственно зарегистрировавшихся в Роспатенте патентных поверенных обязательна.
В качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин РФ, постоянно проживающий на ее территории. Другие требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также правомочия на ведение дел, связанных с правовой охраной товарных знаков, определяются Правительством РФ.
Заявка подается на один товарный знак и должна содержать:
- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства;
- заявляемое обозначение;
- перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
- описание заявленного обозначения.
Заявка подается на русском языке. Она подписывается заявителем, в случае подачи заявки через патентного поверенного - заявителем или патентным поверенным. К заявке должны быть приложены: документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере, и устав коллективного знака, если заявка подается на регистрацию коллективного знака.
После подачи заявки в Роспатент любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, содержащимися в ней на дату ее подачи. Порядок ознакомления с документами и требования к документам заявки устанавливаются Роспатентом.
Заявляемое обозначение представляется в виде фотографий или типографских оттисков форматом 8 на 8 см в количестве 5 экземпляров. Если на регистрацию заявляется этикетка (комбинированное обозначение), то в качестве изображения заявляемого обозначения может быть представлена сама этикетка в натуральную величину. Если же на регистрацию заявляется звуковое (световое) обозначение, то оно представляется в виде фонограммы (видеозаписи).
Описание обозначения раскрывает его смысл и указывает его составные части. Если словесное обозначение не имеет смыслового значения, указывается способ его образования. Для изобразительных обозначений, носящих абстрактный характер, разъясняется, что оно символизирует. Если на регистрацию заявляется звуковое обозначение, то указывается вид звука (музыкальное произведение или его часть, шумы какого-либо происхождения). Специфика световых обозначений раскрывается через характеристику световых сигналов (последовательность, длительность и другие особенности).
При подаче заявки на товарный знак по дате подачи заявки устанавливается приоритет товарного знака, под которым понимается оформленное надлежащим образом признание компетентным органом первенства на товарный знак. Новизна товарного знака устанавливается на определенную дату (момент времени), и поэтому назначение "приоритета" состоит в том, чтобы исключить появление двух или большего числа охранных документов на один и тот же товарный знак.
8. 4 Субъекты прав на товарный знак.
Исключительные права владельца товарного знака
Субъектами права на товарный знак согласно Закону о товарных знаках являются юридические, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Как следует из п. 1 ст. 2 ГК, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Субъектами прав на товарный знак могут быть также объединения лиц. Закон о товарных знаках, как уже было отмечено, предусматривает институт коллективных знаков для обозначения продукции, обладающей едиными качественными или иными общими характеристиками, которая производится и (или) реализуется лицами, входящими в объединение разными лицами. Обычно коллективные товарные знаки регистрируют союзы и ассоциации юридических лиц. К коллективным товарным знакам применяются те же правила, что и к обычному товарному знаку, однако коллективный знак не может быть переуступлен и на него не может быть выдана лицензия.
Физическими лицами - правообладателями на товарный знак могут быть любые, не ограниченные в правах граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства при обязательном условии государственной регистрации их в качестве предпринимателей.
Правовой формой охраны товарных знаков является свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет факт регистрации товарного знака, его приоритет, исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Свидетельства выдаются в соответствии с установленной процедурой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности РФ на основании акта государственной регистрации товарного знака. Функции этого ведомства возложены в настоящее время на Российское агентство по патентам и товарным знакам
Право на использование товарного знака действует только в отношении определенной группы товаров. В связи с этим исключительное право на определенный товарный знак не препятствует другому лицу зарегистрировать аналогичный товарный знак на собственное имя в отношении другой группы товаров или услуг. Такие группы товаров определяются на основании Международной классификации товаров и услуг, установленной Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г.
Нарушением исключительных прав на товарный знак будет его несанкционированное использование. Перечень конкретных действий, составляющих несанкционированное использование, приведен в п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках. В соответствии с указанным пунктом нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
- на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях к продаже товаров;
- в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Закон о товарных знаках не дает легального определения того, что следует считать производством товаров. Очевидно, сюда относится законченный технологический процесс создания товара (продукта), обозначенного чужим товарным знаком. Такое правонарушение считается наиболее распространенным. Изготовлением товаров с поддельными товарными знаками занимаются как российские фирмы, так и иностранные (наибольший размах это явление приобрело в странах Юго-Восточной Азии).
Изготовление товаров под обозначением, сходным с охраняемым товарным знаком до степени смешения, также является довольно распространенным явлением. Например, фирма-изготовитель, опасаясь уголовного преследования, не желает идти на прямое нарушение закона и пытается замаскировать противоправный характер своих действий. В таких случаях в словесных товарных знаках меняется одна или две буквы, с тем чтобы на слух произнесение товарного знака совпадало с уже существующим товарным знаком.
Под предложением к продаже следует понимать любые конкретные действия, направленные на реализацию чужого товарного знака, товара, обозначенного таким товарным знаком, или обозначением, сходным с ним до степени смешения, однако при этом сама реализация отсутствует. Примером таким действий могут быть реклама товаров с поддельными товарными знаками, выставление их на витрине, информация в прайс-листах, каталогах и т.д.
Под введением товарного знака в оборот понимается его использование способами, указанными выше.
Под ввозом понимается перемещение товара, незаконно обозначенного чужим товарным знаком, через таможенную границу РФ. При этом целью такого ввоза должно быть его введение в хозяйственный оборот.
Особую проблему представляет использование товарных знаков в Интернете, а именно в так называемых доменных именах. В таких случаях берется популярный товарный знак, принадлежащий известной фирме (самый известный случай произошел с фирмой "Кодак"), и присваивается регистрируемому домену. После того как эта фирма захочет зарегистрировать домен с таким же названием, выясняется, что сделать это нельзя. Это объясняется тем, что в Интернете действует принцип заявительной регистрации, который заключается в том, что тот, кто первым прислал заявку на определенное имя, тот и получает это имя (регистрацию осуществляет организация, которая называется РосНИИРОС). Для того чтобы прекратить неправомерное использование товарных знаков в качестве доменных имен, в Закон о товарных знаках и было введено правило о том, что исключительное право на использование товарного знака включает право на использование в сети Интернет, в том числе в доменном имени.
Обычно владельцы доменных имен предлагали выкупить право на использование своих
Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего. Для этого заключается лицензионный договор. Согласно ст. 26 Закона о товарных знаках право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными.
8.5 Защита прав на товарный знак
Необходимость действенных мер по охране товарных знаков осознается в России достаточно отчетливо. Как было отмечено в литературе, "товарный знак как блок информации, внедренный в сознание потребителя, определяет его поведение на рынке товаров и услуг. Без этого производитель выпадает из активной конкуренции. Этим объясняется то, что по мере развития рынка российские предприниматели, осознавая значение товарного знака, постепенно со все большей активностью овладевают средствами защиты от возможных посягательств"
Защита прав на товарный знак осуществляется в случае нарушения, под которым понимается несанкционированное использование обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком для маркировки товаров и (или) услуг того же рода в период и на территории действия регистрации товарного знака. Таким образом, достаточно совершения любого из перечисленных в п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках действий, чтобы возникла необходимость в защите прав на товарные знаки (исключение составляют случаи введения товарного знака в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия (ст. 23 Закона о товарных знаках).
Для возникновения ответственности лица, нарушившего права владельца исключительного права на товарный знак, достаточно самого факта нарушения. Однако если ущерб (убытки) имели место, то в этом случае правообладатель на товарный знак имеет право требовать их возмещения в полном объеме (включая упущенную выгоду).
В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона о товарных знаках защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:
- публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
- удаления товарного знака с контрафактных товаров за счет нарушителя;
- удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок, в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению, в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения.
Поскольку доказать факт причинения убытков бывает достаточно сложно, в интересах правообладателя введено правило, согласно которому последний вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак или наименование места происхождения товара, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тыс. до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом (п. 4 ст. 46 Закона о товарных знаках).
Иски о нарушении прав на товарный знак могут быть предъявлены нескольким нарушителям одновременно, однако любой из них несет ответственность за свои неправомерные действия, нарушающие исключительные права. При этом каждый нарушитель возмещает те убытки, которые причинены его неправомерными действиями. Так, например, в случае предложения к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения правообладателя, нарушителями являются одновременно и изготовитель, и продавец. В одном из рассмотренных арбитражным судом дел часовой завод обратился в арбитражный суд с иском о пресечении нарушения прав на товарный знак к комиссионному магазину, выставившему на продажу часы, имеющие изображение товарного знака, производителем которых завод не был. Возражая против заявленных требований, ответчик ссылался на то, что он не является изготовителем часов, а только занимается их реализацией. Арбитражный суд удовлетворил иск к ответчику, обязав его снять с реализации часы с товарным знаком истца
Глава 9. ПРАВОВАЯ ОХРАНА
НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА
9.1 Понятие наименования мест происхождения товаров
Закон о товарных знаках впервые в нашей стране предоставил правовую охрану наименованиям места происхождения товара. Следует отметить, что в развитых странах Запада такая охрана предоставляется уже довольно давно. Так, в Италии существует деление наименований мест происхождения товара в зависимости от наличия или отсутствия контроля за качеством товаров на:
- обыкновенные, когда свойства товаров формируются под влиянием географических факторов;
- регламентированные, когда требования к наименованиям и к продукции заранее определены и контроль за их соблюдением осуществляется на заключительных стадиях производства или непосредственно перед продажей;
- контролируемые (гарантируемые), когда контроль осуществляется на всех стадиях производства.
В отдельных странах право на использование наименований мест происхождения товара принадлежит государству. В других странах право на такое использование может принадлежать конкретным лицам, которые находятся в данной местности и которые изготавливают продукцию, чьи свойства обусловлены особенностями именно этой территории, и получившим право на его использование в установленном законом порядке.
Законодательство и правовая доктрина различают два понятия: наименование места происхождения товара и указание происхождения товара, которые, хотя и похожи, имеют определенные различия. И в том и в другом случае делается ссылка на географическое место происхождения товара. Однако в первом случае речь идет об указании на район или местность, характерные природные или этнографические факторы которых обусловливают исключительно либо преимущественно качественные особенности изготовляемых или добываемых в них товаров. Кроме того, наименование места происхождения товара должно было внедриться в сознание потребителя как отвечающее определенным свойствам или качествам товара. Примером наименований места происхождения товара могут служить такие термины, как "палехские шкатулки", "коньяк", "мускат".
Что касается указаний происхождения товара, то они также указывают на географическое место происхождения или добычи товара, но в этом случае связь между географическим наименованием и особыми качествами товара менее ярко выражена, хотя и присутствует (например, бразильский кофе). Указание происхождения товара возможно не только в словесной форме, но и с помощью изображений, национальных символов, географических карт.
В некоторых случаях указание места происхождения товара может вообще не вызывать представлений о качестве товара (например, "сделано в России"). Однако следует иметь в виду, что указание происхождения товара в некоторых случаях обязательно (в частности, в международной торговле некоторыми видами товаров).
Следует отметить, что в некоторых странах, как и в России, существуют специальные нормативные акты, регламентирующие правовую охрану наименований мест происхождения товара и производится их государственная регистрация. Если же специальные нормативные акты отсутствуют и государственная регистрация не производится, то могут применяться такие правовые акты, как законы о недобросовестной конкуренции, о товарных знаках, о торговле. Иногда применяются специальные нормативные акты, предоставляющие правовую охрану конкретному географическому обозначению (Закон Франции от 28 июля 1925 г. о наименовании "сыр Рокфор"). Наконец, права могут предоставляться в силу самого факта использования, без государственной регистрации.
В ряде случаев географические наименования настолько широко входят в оборот, что утрачивают юридическую охрану. Например, всем известная "вода из Кельна" - одеколон.
Основным правовым актом, регулирующим правовую охрану наименований мест происхождения товара в Российской Федерации, является Закон о товарных знаках. При его разработке учитывались положения Лиссабонской конвенции об охране наименований мест происхождения товара и их международной регистрации от 31 октября 1958 г.
В соответствии со ст. 30 Закона о товарных знаках наименований мест происхождения товара это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Можно прийти к выводу, что такое наименование может быть как официальным, так и неофициальным, полным или сокращенным, современным или историческим.
Особые свойства такого наименования исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Под людскими факторами следует понимать профессиональные навыки местных мастеров. Природные факторы включают почвенные, климатические и тому подобные факторы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 394.