При передаче неисключительных прав на использование произведения получатель таких права может использовать произведение наравне с другими лицами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как следует из п. 4 ст. 30 Закона об авторском праве, права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Таким образом, можно говорить о том, что неисключительность передаваемых по авторскому договору прав презюмируется.

Авторские договоры также могут классифицироваться в зависимости от способа использования: на издательский, постановочный, сценарный, о создании произведения изобразительного искусства в целях его публичного выставления (договор художественного заказа), об использовании на радио, телевидении и т.д. В свою очередь издательский договор может быть разделен на договор на издание литературных произведений, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, каждый из которых обладает определенными особенностями. Однако следует отметить, что в законодательстве такая классификация официально не закреплена.

Выделяют договор заказа, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его другой стороне (заказчику), а заказчик обязуется выплатить вознаграждение. В этом случае автор обычно подготавливает так называемую творческую заявку, в которой излагает сведения о будущем произведении (название произведения, объем, сроки исполнения и т.д.). Указанный договор является рисковым, поскольку заказчик несет риск творческой неудачи автора. Его можно рассматривать в качестве разновидности авторского договора о передаче прав на использование. Заказчиками по такому договору могут выступать любые субъекты гражданского права. Нередки случаи, когда договор заказа предусматривает выплату автору аванса.

Предметом авторского договора могут быть только произведения, признаваемые объектами авторского права и обладающие всеми его признаками. Обособленное содержание (сюжет, идея произведения и т.д.) не могут быть предметом авторского договора.

По общему правилу авторский договор заключается в письменной форме. Вместе с тем в соответствии с Законом об авторском праве могут быть предусмотрены случаи, когда соблюдение для авторского лицензионного договора письменной формы необязательно. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 32 Закона об авторском праве авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. Следует отметить, что в этом случае автору труднее защищать свои права при их нарушении.

Ни Гражданский кодекс, ни Закон об авторском праве ничего не говорят о последствиях несоблюдения письменной формы авторского договора. Таким образом, будет действовать общее последствие, заключающееся в том, что стороны не смогут ссылаться на свидетельские показания, однако смогут использовать другие письменные доказательства.

При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных в целях предоставления  

Авторский договор заключается на определенный срок, однако если в договоре отсутствует условие о сроке, то договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Основная обязанность автора по авторскому договору заключается в том, чтобы создать предусмотренное по договору произведение и передать его пользователю. При этом автор, если только речь не идет о технических помощниках, должен самостоятельно создать произведение, привлекая соавторов только с согласия своего контрагента. Созданное произведение передается в указанный в договоре срок, оформленное в надлежащем виде. Для предотвращения возможных недоразумений целесообразно оформлять передачу произведения выдачей соответствующего документа. По результатам рассмотрения заказчик может принять решение о внесении изменений и дополнений. Автор обязан внести эти изменения, однако он должен действовать в рамках договора. На внесение изменений устанавливается согласованный между сторонами срок.

Следует отметить, что заказчик произведения не может настаивать на том, чтобы автор менял свою позицию, хотя бы она и противоречила воззрениям пользователя.

Основная обязанность организации-пользователя заключается в том, чтобы использование произведения осуществлялось указанным в договоре способом.

В авторские договоры обычно включается условие о том, что автор обязуется не передавать право на использование произведения третьим лицам. Такое использование создает ненужную конкуренцию и тем самым наносит ущерб организации-пользователю, с которой был заключен авторский договор. Однако это правило не должно распространяться на случаи, когда произведение будет использовано в переработанном виде, в результате чего будет создано новое, творчески самостоятельное произведение.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом (например, при издании принято выплачивать вознаграждение за один авторский лист, равный сорока тысячам знаков).

 Ответственность стороны, не исполнившей условия авторского договора, является гражданской и, соответственно, на сторону-нарушителя ложатся неблагоприятные имущественные последствия в результате такого правонарушения. Такие неблагоприятные последствия могут выразиться либо в возмещении убытков, либо в уплате неустойки. При этом закон особо подчеркивает, что убытки включают также и упущенную выгоду (п. 1 ст. 34 Закона об авторском праве). Исключение составляет ответственность автора, не предоставившего заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа. В этом случае автор возмещает убытки, выразившиеся только в виде реального ущерба. Наличие указанной нормы объясняется тем, что неисполнение договора в данном случае может быть результатом так называемой творческой неудачей автора. Вместе с тем возможны ситуации, когда автор, не представив заказанное произведение одному пользователю, одновременно передаст его другому. В этом случае убытки должны взиматься в полном объеме. Здесь речь идет уже об умышленных действиях автора.

 Основная обязанность автора по договору заключается в передаче произведения для использования, а в случае договора авторского заказа - в самом создании этого произведения (причем автор должен выполнить эту обязанность лично). Автор обязан представить произведение в обусловленный договором срок. Само произведение должно отвечать требованиям, установленным в договоре (жанр, объем, т.д.). Если произведение не соответствует условиям договора, то автор, по требованию пользователя, обязан произвести его доработку (в пределах требований, указанных в договоре).

 К авторскому договору применимы общие правила о гражданско-правовой ответственности. Так, если в договоре участвует коммерческая организация, то ее ответственность наступает независимо от вины. Что касается участия автора как физического лица, то его ответственность строится на началах вины (ст. 401 ГК). Ответственность может выражаться в форме неустойки или возмещения убытков. Так, например, в договоре может быть предусмотрена неустойка за просрочку сдачи произведения. Убытки могут включать расходы пользователя на подготовку произведения к обнародованию, а также упущенную выгоду. При этом убытки должны возмещаться только в том случае, если будет доказана причинная связь между допущенным автором нарушением и последствиями в виде убытков.

Авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора и поэтому прекращается по основаниям, предусмотренным для прекращения обычных договоров. Так, наиболее распространенным основанием его прекращения является истечение срока действия. При этом в пределах срока его действия исполнение договора не прекращается.

Однако истечение срока действия авторского договора прекращается и тогда, когда заказчик произведения не использовал его в пределах срока действия договора, независимо от причин, по которым он это не сделал. В то же время исполнение пользователем своих обязательств по договору не прекращает его действие. В частности, пользователь обычно сохраняет право повторного использования произведения, а автор обязуется не передавать право на его использование третьим лицам.

Согласно ст. 405 ГК РФ организация-пользователь может расторгнуть договор, если автор просрочил сдачу произведения. Он может отказаться от принятия исполнения и потребовать возмещения убытков даже при отсутствии вины автора, поскольку исполнение договора потеряло интерес для него.

 

Защита авторских прав

 

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

Нарушение авторских прав может происходить как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда при этом отсутствует согласие автора или иного правообладателя на произведения и не уплачивается соответствующее вознаграждение.

Когда речь идет о защите авторских прав, то подразумевается защита прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.

Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование произведений, охраняемых авторским правом. В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав, содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей Закона об авторском праве. Так, например, такой способ, как признание прав применительно к авторским правоотношениям, предполагает прежде всего признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей или регистрация произведения. Вместе с тем на практике, как уже отмечалось, иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке.

Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные права, и, наоборот, соблюдение личных неимущественных прав может повлечь нарушение имущественных прав (например, автор не получает вознаграждения за использование своего произведения).

 Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти и в случаях, установленных в Законе, это могут делать его наследники.

Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Защита осуществляется не только способами, указанными в ст. 12 ГК. Так, при нарушении права на защиту репутации автора произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесение исправлений в произведение.

Если было нарушено право на авторство или право на авторское имя, то автор может потребовать признания авторства. Такое признание выражается с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать признания прав и компенсации морального вреда. Закон об авторском праве не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 150 - 152 и 1099 - 1101 ГК РФ.

На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

 Согласно п. 2 ст. 50 Закона об авторском праве может быть наложен арест на контрафактные (т.е. изготовленные с нарушением авторских прав) экземпляры до рассмотрения дела по существу.

В случае нарушения имущественных прав автор может потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав вместо возмещения убытков, выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, определяемой по усмотрению суда вместо возмещения доходов или взыскания прибыли. В этом случае правообладатели на произведение освобождаются от документального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. Ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм влечет ее наступление. Следует отметить, что на практике выплаты компенсаций широко применяются.

Убытки правообладателя на произведение могут включать и упущенную выгоду, т.е. те доходы, которые мог бы получить автор или иной правообладатель при правомерном использовании произведения. Однако в этом случае необходимо доказать сам факт наличия убытков и то обстоятельство, что убытки возникли в результате правонарушения, и определить размер этих убытков.

Кроме того, помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения по требованию обладателя авторских прав могут быть переданы последнему. Обладатель исключительных прав, выдвигая требования о возмещении убытков, должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также тот факт, что убытки были произведены действиями нарушителя .

 


Глава  3. СМЕЖНЫЕ ПРАВА

 

 3.1. Понятие смежных прав

 


Смежными правами называются права, близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от него, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, при этом элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение вообще не охраняется авторским правом (например, срок охраны истек, исполнятся произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д.). Вместе с тем смежные права существуют, по общему правилу, только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу эфирного и кабельного вещания.

Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д.

Появление новых технических средств воспроизведения звуко- и видеозаписи на радио и телевидении поставило вопрос о необходимости решения проблемы охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм, радио- и телевещательных организаций. До начала XX века выступление артиста или иного исполнителя могло остаться только в памяти у зрителя, поскольку его нельзя было зафиксировать. Однако начиная с 30-х годов возможности контакта исполнителя со зрителями и слушателями существенно увеличились. Фонограмма позволяла записать звук его голоса, кино - воспроизвести изображение. После выплаты одноразового вознаграждения исполнителю можно было многократно использовать запись в интересах третьих лиц без дополнительной оплаты.

Как только возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало доступным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересов субъектов смежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех, и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.

Развитие воспроизводящей техники привело одновременно к широкому распространению "пиратства", а звукозаписывающие студии, затратив огромные средства на первую запись, несли огромные убытки в результате незаконного воспроизведения этих записей. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в настоящее время технические возможности звуко- и видеозаписывающей техники достаточно велики и не составляет труда делать высококачественные копии с уже имеющихся первых видео- и звукозаписей. Техника воспроизведения исполнения усовершенствовалась от механической записи в виде грампластинок к аналоговой записи на магнитных носителях, а впоследствии к цифровой записи.

Основное назначение смежных прав состоит в том, что они регламентируют использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя, требуя согласия соответствующих правообладателей.

Большинство случаев такого рода незаконного использования выходило за рамки национальных границ, и поэтому встал вопрос о создании международной системы охраны смежных прав. В результате в 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав, интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (до настоящего времени Россия к ней не присоединилась). Указанная Конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации).

В 1971 г. была заключена Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к этой Конвенции с 13 марта 1995 г.). Указанная Конвенция в определенной степени развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

Субъектом прав, которые предоставляет Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, является производитель фонограмм - физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме.

Конвенция определяет фонограмму как любую исключительную запись звуков (ст. 1а). Она не имеет обратной силы и поэтому не распространяется на фонограммы, которые были сделаны на территории государства до вступления в силу данной Конвенции на его территории.

Конвенция отказалась от принципа национального режима, а применяется право государства, гражданином которого является изготовитель фонограммы.

 Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать: прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым способом и в любой форме; доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи; коммерческий прокат оригинала и экземпляров своей фонограммы для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению.

Впервые понятие "смежные права" применено в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. Так, в СССР творческая деятельность артистов-исполнителей регулировалась нормами трудового права, и ее результаты не являлись объектом авторского права. В России до принятия части третьей ГК РФ правовая охрана смежных прав регулировалась разделом III "Смежные права" Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".

 Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:

права исполнителей;

права производителей фонограмм;

Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.