Методы исследования самоповреждающего поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самоповреждающее поведение длительное время изучалось в рамках аутодеструктивного поведения и не выступало в качестве отдельно выделенного феномена. Разработка проблемы аутодеструкции и аутодеструктивных форм поведения человека шла в разных направлениях. Общеметодологические и философские вопросы, касающиеся аутодеструктивных форм поведения человека, были предметом специального исследования выдающихся мыслителей 19 и 20 веков. Среди них русские и зарубежные ученые: H.A. Бердяев, В.И. Вернадский, А.Н. Гумилев, А. Камю, С. Кьеркегор, Ч. Ломброзо, Ф. Ницше, П.П.Флоренский, А.Шопенгауэр, К. Ясперс и другие. Значительные научные разработки, касающиеся изучения различных форм аутодеструктивного поведения человека, были сделаны в различных отраслях медицины: в нормальной физиологии (П.К.Анохин, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский и др.), в патологической физиологии (А.Д.Сперанский, Г.Селье, П.В.Симонов, М.М.Хананашвили), в психофизиологии (А.С.Батуев, А.Р.Лурия, Е.Н.Соколов, К.В.Судаков), в психиатрии (В.М.Бехтерев, М.О. Гуревич, В.Х. Кандинский, А.М.Свядощ), в наркологии (А.Г. Гофман, Н.Н.Иванец, В.П.Самохвалов, Г.М. Энтин), в клинической психологии (А.Л. Гройсман, В.Д. Менделевич, Ю.М. Орлов) и других. Можно сказать, что медицинская наука внесла неоценимый вклад в изучение закономерностей аутодеструктивного поведения человека и методов его лечения. Однако основное внимание медицинской науки сосредоточивалось на оказании помощи и последующем лечении больных.

Феномен аутодеструктивного поведения человека был также предметом исследования в психологии. В этом контексте изучались отдельные формы аутодеструктивного поведения: алкоголизм (Б.С.Братусь, А.Е. Личко, П.И. Сидоров и другие), суициды (А.Амбрумова, В.Войцех, В.А. Тихоненко, Н.Фарберов, 3. Фрейд, Э.Шнейдман, К. Юнг), наркомании (В.А. Гурьева, Б.В. Зейгарник., А.Е. Личко, А.Ф. Мещеряков), рискованные виды деятельности (В.А. Иванников, A.B. Петровский, В.А. Петровский и др.).

В социальной психологии этот феномен рассматривался как массовидное явление и был предметом исследования ряда зарубежных и отечественных ученых (Андреева Г.М., Р. Ассоджоли, Л.Н. Гумилев, С. Московичи, Б.Ф. Поршнев, Э. Фромм и другие). В социальном психоанализе - В. Франки, А.Фрейд, К. Хорни и др.

Современные исследования направлены на определение причин и описание механизмов формирования подобного поведения. Сопутствующая психическая патология, социальные дисфункции, психическая травма, личностная незрелость и несформированность адаптивных поведенческих навыков, проблемы эмоциональной регуляции – целый ряд психологических, психопатологических и социальных причин рассматривается в контексте самоповреждающего поведения. Девиантные самоповреждения могут являться следствием психопатологических расстройств и в таком случае рассматриваются как симптом основного заболевания. Особый интерес представляют случаи самоповреждений у внешне абсолютно здоровых людей – когда самоповреждения используются как средство эмоциональной разрядки и механизм решения проблем. Несмотря на широкое распространение такого типа самоповреждающего поведения, особенно в молодежной среде, эта проблема является малоизученной. Н.А. Польская считает, что сложность изучения объясняется донозологическим характером большинства актов самоповреждения, внешним социальным благополучием большинства аутодеструктантов и утаиванием подобного поведения от близких [18].

Исследование поведенческих отклонений требует применения корректного эмпирического и психодиагностического инструментария, особенно, когда речь идет о такой не всегда просто дифференцируемой форме, как самоповреждающее поведение. Для изучения самоповреждающего поведения могут быть использованы такие эмпирические методы, как: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование.

Эмпирические методы позволяют выявить корреляционные зависимости вокруг того, какие психологические факторы, системы, структуры и механизмы в той или иной степени связаны с готовностью к самоповреждению. Например, Н.А. Польская изучала корреляцию самоповреждений с эмоциями. Этот выбор основывался на предположении, что нарушения и дисфункции эмоций, связанные как с их пониманием, так и с их переживанием и проявлением, имеют определяющее влияние на формирование готовности к самоповреждению. Это предположение являлось частью более широкой гипотезы относительно эмоциональной уязвимости индивидуумов, склонных к самоповреждению [18].

Стоит отметить, что самоповреждения не являются исключительно человеческим феноменом: самоповреждения отмечаются у таких животных, как птицы и приматы, если им долгое время не предоставляются новые раздражители и от скуки у животных развивается сильная депрессия. Птицы в неволе могут выщипывать себе перья и наносить прочие повреждения разной степени тяжести. Эмпирические исследования самоповреждений у животных - в частности наблюдения за приматами – могут дать исследователям новый взгляд на природу человеческих самоповреждений [22]. Непосредственное наблюдение за людьми-аутодеструктантами сопряжено с трудностями, связанными со спецификой самоповреждений, и может вступить в противоречие с принципом неприкосновенности частной жизни. Однако известно исследование, в котором в качестве метода было использовано видеонаблюдение за аутодеструктантами с ограниченными умственными способностями. Также существует ряд исследований, осуществляемых в стенах различных лечебных учреждений, в ходе которых велось наблюдение за поведением психически больных с явлениями патомимии. Их изучение может помочь в выявлении механизмов, лежащих в основе самоповреждающего поведения внешне благополучных людей, поскольку психика больного есть искаженный вариант психики здорового. Информацию для исследования самоповреждений может предоставить и самонаблюдение: некоторые аутодеструктанты могут вести дневники. Однако стоит помнить, что данный метод - как самонаблюдение, так и наблюдение, осуществляемое специалистом, - содержит в себе субъективный компонент и требует точного и внимательного подхода к интерпретации полученных данных.

В рамках эксперимента могут быть созданы определенные условия с целью выявления различий реагирования психики аутодеструктанта и человека, не занимающегося самоповреждениями.

Беседа с аутодеструктантом о причинах и целях его действий является наиболее коротким путем выявления его мотивации. Однако здесь может возникнуть ряд проблем. Во-первых, человек может сам не до конца разбираться в причинах, побудивших его совершить самоповреждения. Во-вторых, причина может быть преднамеренно искажена человеком для того, чтобы не выглядеть в глазах других или в своих собственных неполноценным, плохим и т. д. В-третьих, аутодеструктант может неохотно идти на контакт. Он может не видеть в своем поведении проблемы - в связи с этим необходимо дать ему понять, что специалист сможет более объективно оценить, так ли это или нет.

Ниже предлагается ряд вопросов, которые могут помочь исследователю взглянуть на самоповреждения с точки зрения аутодеструктанта, оценить степень риска (в том числе выявить суицидальные намерения, если таковые имеются), а также подтолкнуть аутодеструктанта к мысли о необходимости помощи специалиста:

 1) Какой эффект оказывают на вашу жизнь самоповреждения?

 2) Кажется, самоповреждения выполняют определенную функцию для вас. А существуют ли для вас какие-нибудь неудобства в таком поведении?

 3) Есть ли что-то, что мотивирует вас отказаться от самоповреждений?

 4) Звучит, словно для вас сложно справится со стрессом, не прибегая к самповреждениям. Какой бы была ваша жизнь, если бы вы не занимались самоповреждениями?

 5) Есть много способов получить помощь в этой проблеме. Какая, на ваш взгляд, помощь вам нужна для того, чтобы прекратить самоповреждения? [23]

Также, беседа может захватывать и близкий круг общения аутодеструктанта с целью выявления факторов формирования самоповреждающего поведения и актуальных проблем в жизни аутодеструктанта, подкрепляющих данный стереотип поведения.

При помощи анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования, а на его основе составить статистику, показывающую, например, распространенность самоповреждений среди определенных возрастных групп. Анонимность респондентов видится обязательным условием участия в исследовании, так как позволяет рассчитывать на более высокий уровень искренних ответов относительно действий, которые, как правило, осуществляются скрытно и хранятся втайне от окружающих.

В рамках тестирования может быть использован ряд психодиагностических методик. Единой методики исследования самоповреждающего поведения не существует, однако можно изучить эту проблемы частично: путем выявления неких личностных черт, составляющих паттерн аутодеструктивной личности, степени ее аутоагрессивности, наличия акцентуации, выбора предпочтительных механизмов защиты, и на основе этих данных сформулировать гипотезу.

Наиболее эффективное изучение самоповреждающего поведения может быть осуществлено при комплексном применении данных методов.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 358.