Детерминанты самоповреждающего поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Человеку, как и любому живому существу, в норме не свойственно направлять агрессию на самого себя, так как это противоречит его основной задаче - жить. Существуют различные причины возникновения самоповреждающего поведения.

Самоповреждения могут быть связаны с рядом психических расстройств, например, пограничным расстройством личности, депрессией, тревожными расстройствами, расстройствами приёма пищи и шизофренией. В таком случае они могут принимать форму патомимии, которая определяется, как группа искусственных повреждений кожи и ее придатков, вызываемых самим больным с целью эмоциональной разрядки и ослабления тягостных ощущений, для аггравации предшествующего патологического процесса или имитации какого-то известного (в том числе профессионального) дерматита. Патомимию рассматривают как проявление психических нарушений при тяжелых психопатиях, эндогенных и органических психозах с аффективными нарушениями, расстройствами сенестезии, бредоподобными или галлюцинаторно-параноидными переживаниями [14].

Самоповреждения могут носить парасуицидальный характер. В отличие от истинного суицида, парасуицидальная попытка имеет другой смысл, она направлена на определенный социальный эффект. Это не желание реального самоуничтожения, а чаще всего призыв к изменению человеческих взаимоотношений. В данном случае речь идет о вербализированных угрозах совершения суицида или даже попытках его совершения "негодными средствами", которые в реальности приводят к летальному исходу крайне редко [13]. Парасуицид может быть демонстративным, когда он обусловлен истерическими механизмами и имеет бессознательную направленность, то есть стремление получить какую-либо выгоду вызвать сочувствие, жалость ближнего или снисхождение в тягостной ситуации. Парасуицид может не носить демонстративного характера, имея целью экстраполировать боль души в область телесной боли. В частности, выделяют такие мотивы, как призыв на помощь, протест против сложившейся ситуации, необходимость дать себе паузу в ситуации конфликта, избежание страдания, самонаказание, отказ от жизни [1].

Существует мнение, что самоповреждения направлены на привлечение внимания, тем не менее, в большинстве случаев это не соответствует действительности. Многие аутодеструктанты очень озабочены своими ранами и шрамами и ощущают вину за свое поведение, что заставляет их скрывать его. Они могут придумывать альтернативные объяснения своих ран или скрывать их под одеждой. У таких индивидов самоповреждения не связаны с суицидальным или парасуицидальным поведением. Они не имеют целью покончить с собой. Было предложено, что вместо этого они используют самоповреждения как средство эмоциональной разрядки. Самоповреждения становятся ответом на глубокую и всеохватывающую эмоциональную боль, которая не может быть решена более действующим способом. В таком случае самоповреждения выступают как механизм решения проблем, который обеспечивает временное освобождение от таких интенсивных эмоций, как беспокойство, депрессия, стресс, эмоциональная отчужденность, чувство неудачи, ненависть к себе (рисунок 1.3.1).

Рисунок 1.3.1 - Генезис самоповреждений

Существует множество функций такого типа самоповреждений, которые можно разделить на межличностные (связанные с другими людьми) и внутриличностные (связанными с внутренними мыслями и эмоциями). Межличностные функции могут включать попытки невербальной коммуникации, желание помощи от других. Это сигнал о неспособности самостоятельно справиться со стрессовой ситуацией. Внутриличностные функции включают попытку управления эмоциями и получение новых ощущений как средство избегания эмоциональной опустошенности. Многие люди, занимающиеся самоповреждениями, утверждают, что это помогает им "уйти", отдалиться от чувств, вызывающих страдания. Это достигается путем убеждения, что испытываемые страдания вызваны болью от самоповреждений: таким образом, физическая боль служит отвлечением от первичной, эмоциональной.

Процесс самоповреждения противоречив: человек испытывает боль и в то же время облегчение. Для некоторых бывает даже сложно начать процедуру самоповреждения, но их мотивирует опыт облегчения, который последует за этим. Для одних это облегчение сугубо психологическое, в то время как для других чувство облегчения обусловлено бета-эндорфинами, высвобождаемыми мозгом. Эндорфины - это природные опиоиды, которые вырабатываются в ответ на физическую боль, они действуют как природные обезболивающие, вызывают приятные ощущения и могут уменьшать напряжение и эмоциональную боль. Таким образом, самоповреждения могут стать средством поиска удовольствия [22].

В других случаях, самоповреждения могут быть способом почувствовать хоть что-то, даже если эти ощущения неприятны и болезненны. Люди, занимающиеся самоповреждениями, часто описывают ощущение пустоты, оцепенелости (агедонии), отделенности от самого себя, словно они находятся во сне и им нужно как-то "пробудить" себя, ощутить свою реальность; подобно тому, как бодрствующий может ущипнуть себя, чтобы убедиться, что он не спит.

Философ Славой Жижек писал: «Вспомним феномен «каттеров» (главным образом женщин, которые испытывают непреодолимое желание резать себя бритвами или наносить себе телесные повреждения как-то по-иному), полностью соответствующий виртуализации того, что окружает нас: он символизирует отчаянную стратегию возвращения к реальности тела. По существу, нанесение порезов следует противопоставить обычным татуировкам на теле, которые гарантируют включение субъекта в (виртуальный) символический порядок; проблема каттеров состоит в обратном, а именно - в утверждении самой реальности. Нанесение порезов вовсе не связано с какими бы то ни было суицидальными желаниями, это просто радикальная попытка найти твердую опору в реальности, или (другой аспект того же феномена) попытка достичь твердого основания нашего эго в телесной реальности, в противоположность невыносимому страху восприятия себя самого как несуществующего. Обычно каттеры говорят о том, что, глядя на красную теплую кровь, вытекающую из нанесенной себе раны, они ощущают себя заново ожившими, твердо укорененными в реальности» [цит. по: 16].

Таким образом, вот некоторые причины, по которым люди занимаются самоповреждениями:

· Чтобы отвлечь себя от эмоциональной боли, вызывая физическую боль

· Чтобы наказать себя

· Чтобы снять напряжение

· Чтобы почувствовать свою реальность, чувствуя боль или наблюдая доказательства травмы - раны, порезы как доказательства того, что эмоции настоящие

· Чтобы дать выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто из-за страха или неумения управлять такими эмоциями, направляются вовнутрь, а не наружу

· Чтобы испытать эйфорические чувства (связанные с освобождением эндорфинов)

· Чтобы сообщить другим людям о своей боли, злости или других эмоциях

· Чтобы позаботиться о себе (во время процесса заживления ран).

· Чтобы получить контроль над собой, своими эмоциями, телом; магическая логика: "если я сделаю что-то плохое с собой, не случится того, чего я боюсь" [20].

Используемое в качестве механизма решения проблем самоповреждение может стать психологической зависимостью, потому что оно помогает аутодеструктанту временно решить свои проблемы, что создает определенный поведенческий шаблон и, как следствие, навязчивые мысли о самоповреждении. Что может быть представлено как замкнутый круг самоповреждения (рисунок 1.3.2):

 

Рисунок 1.3.2 – Замкнутый круг самоповреждения

В рамках самоповреждений, обусловленных социокультурным укладом, Армандо Фавазза различает:

· самоповреждения, совершаемые в ходе ритуалов инициации, символизирующих переход из детского возраста во взрослую жизнь;

· самоповреждения, совершаемые под влиянием модных тенденций, субкультур, связанные с украшением своего тела (татуирование, пирсинг, брэндинг) [22].

Социальная приемлемость такого рода самоповреждений может варьироваться (рисунок 1.3.3):

Рисунок 1.3.3 – Социальная приемлемость самоповреждений

Таким образом, исторически самоповреждения разделились на две категории: культурно санкционированные и девиантные.

Самоповреждения, обусловленные культурным укладом, делятся на ритуалы и обычаи. Часто очень сложно провести границу между этими двумя типами. Культурные ритуалы предполагают действия, которые последовательно повторяются на протяжении, как минимум, нескольких поколений и отражают традиции, символические представления и верования общества. Действие ритуалов направлено на конкретного человека, но так как они тесно вплетены в общественную жизнь, то зачастую затрагивают всю общину. Танец солнца у равнинных индейцев Северной Америки является ярким примером самоповреждающего ритуала. Во время ежегодной церемонии лучшие, как в духовном, так и в физическом аспекте молодые войны, подбадриваемые остальными членами племени, смотрят на солнце и исполняют ритуальные танцы, пока не выпадут стрелы, воткнутые им под мышцы груди и спины.

Важность самоповреждений явно показана и очень часто видна в обрядах инициации подростков. Многие антропологи в принципе понимают, что цель этих обрядов в том, чтобы подростки приобрели новые социальные роли и статус, необходимые для правильного сохранения общественной жизни. Увечья, на которые подростки добровольно соглашаются, болезненны и часто жестоки. Эти повреждения являются неотъемлемой частью обрядов инициации и, судя по всему, служат нескольким важным целям. Они усиливают драматизм и значимость ритуала, концентрируют внимание на подростках и дают тем возможность продемонстрировать свою внутреннюю силу. Они так же служат предупреждением, что социальная группа могущественна и не потерпит бунта против власти. Чтобы добиться принятия в упорядоченный взрослый мир, подростки должны согласиться отдать часть своей независимости, что и символизируется калечением. Добровольно вынося боль и принимая увечья, подростки таким образом сообщают, что оставляют детские привычки. Это цена, которую необходимо заплатить, чтобы принимать участие во взрослой жизни общины [12].

Самоповреждения также нередко практиковались в таком культурном феномене, как аскетизм. Аскетизм - учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства, а также практическая реализация такого учения, порой включающая в себя и самоистязание. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур. Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине - все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, - спокойно относятся к отречению от плоти, поскольку отказ от привязанности к материальному миру есть ключ к духовному освобождению. В XIII веке возникло такое движение, как флагеллантство - движение «бичующихся». Флагелланты в качестве одного из средств умерщвления плоти использовали самобичевание. Флагеллянты ссылались на первое послание апостола Павла к коринфянам, где говорится о необходимости порабощения тела духом. Как отмечает философ И.А. Ильин, «религиозно-чувствующему человеку, ищущему совершенства, естественно и неизбежно искать для духа свободы, т. е. возможности и способности беспрепятственно следовать своим духовным зовам и необходимостям... А так как «отложить» плоть невозможно (в силу богом данных законов земного естества), а перестроить душу в высшей степени трудно, то эта борьба заканчивается или открытым подчинением телу, или тайными уступками (падениями), или же, третий исход, она принимает радикальные, героические формы, вплоть до механического изуродования плоти» [цит. по: 8, с. 237].

Культурные обычаи подразумевают действия, которые могут быть кратковременными и которые часто не имеют такого основополагающего значения. Примером может служить прокалывание мочек ушей для ношения украшений.

Самоповреждения могут быть связаны с определенной субкультурой. Напомним, что субкультура – это особая сфера культуры, отличающаяся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе неоднородна и является сложным спектром культурных тенденций, стилей, традиций.

Субкультуры не только «предоставляют» подростку свои правила и ритуалы, но и как бы делают легитимными те или иные эмоциональные, когнитивные или поведенческие проявления. Например, принадлежность к подростковой субкультуре «эмо» «позволяет» подросткам свободно выражать все свои эмоции как «положительные», так и социально неодобряемые – грусть, гнев, печаль, а готическая субкультура «легализует» размышления о смерти, помогает подросткам осмыслить смерть, символически соприкоснуться с ней и сделать ее менее пугающей. Растафатианство предлагает своим последователям концентрироваться на положительных эмоциях, «легко» относиться к жизни, не расстраиваться из-за проблем и трудностей. Подростки, которым нравятся так называемые «ролевые игры», например, по книгам Р. Толкиена, могут ощутить себя рыцарями или магами, почувствовать в игровой форме свою значимость и силу. Кроме того, ролевые игры позволяют задействовать важный личностный ресурс преодоления трудностей подросткового возраста – так называемую «воображаемую жизнь». Под «воображаемой жизнью» Ф. Дольто подразумевает уход подростка в свой собственный внутренний мир фантазий, происходящий из-за того, что подростки «вынуждены активизировать в себе некую зону, которая придает им силу и смелость». В трудные периоды, когда подростку тяжело в мире взрослых, когда ему не хватает веры в себя, он находит поддержку в воображаемой жизни [3].

Подростки часто не умеют обращаться с собственными агрессивными чувствами, признавать их, находить безопасные способы их выражения. Они не знают, что агрессия в той или иной мере присутствует в душе большинства людей, порождаемая многими причинами: ущемлением важнейших потребностей личности, невозможностью осуществить свои интересы, длительным унижением и угнетением, нерешенными моральными проблемами при общераспространенном запрете взрослых на проявление агрессивных чувств. Способы избавиться от накопившейся агрессии также существуют во многих субкультурах. Это и буйство футбольных фанатов на стадионах, и поведение на концертах панков и металлистов. Подобное поведение помогает и снять напряжение от слишком сильного давления социальных норм и правил, которые часто слишком активно навязываются подросткам родителями и школой. Полное подчинение им обычно рождает противоречие между реальной жизнью подростка и его потребностями, интересами, желаниями, то есть возникает внутриличностный конфликт. А когда человек не может разобраться ни с внешними, ни с внутренними психологическими трудностями и противоречиями, выпустить чувства наружу в социально приемлемой форме, агрессия и напряжение копятся внутри и возникает опасность взрыва – вспышек неконтролируемой злости или нервного срыва. Таким образом, в ряде субкультур можно заметить элементы психотерапии, недаром они так привлекательны для подростков [4].

Некоторые субкультуры способны поддерживать те или иные формы аутодеструкции у подростков. В настоящее время психологи спорят о том, связана ли принадлежность к субкультуре «эмо» у подростков со склонностью к суицидальным и парасуицидальным действиям. Одна группа психологов-исследователей, например, Майсак Н.В., Потапенко О.В. (2009) считают, что пребывание в субкультуре «эмо» способствуют усваиванию суицидальных установок, другая группа (например, М.В. Вершинин, 2009) не считает эту причинно-следственную связь доказанной, так как с помощью способов поведения, закрепленных в субкультуре «эмо» – открытого выражения любых эмоций, создания стихов, общения со сверстниками, – подростки могут «отыгрывать» тяжелые чувства и переживания – переводить пассивное страдание в активные действия, уменьшая его интенсивность [3]. Способом «отыгрывания» может служить и парасуицидальное поведение – нанесения человеком самому себе телесных повреждений, порезов острыми предметами без цели лишения себя жизни. Самоповреждения купируют состояние дискомфорта, возбужденность, взволнованность. С помощью физической боли подростки стараются справиться с острыми переживаниями в кризисных ситуациях или с беспричинным ощущением безысходности и скуки, пустоты и бессмысленности существования. Часто физическая боль для подростка – одна из наиболее доступных возможностей «почувствовать себя живым» [4].

Таким образом, все самоповреждения можно разделить на две основные категории:

· девиантные самоповреждения, включающие в себя значительные (тяжелые), стереотипные и поверхностные (символические) акты самоповреждения;

· самоповреждения, обусловленные социокультурным укладом (ритуалом, обычаем, традицией).

Девиантные самоповреждения, в свою очередь:

· оказываются следствием психопатологических или невротических расстройств и носят характер обсессивных, импульсивных или стереотипных действий;

· совершаются намеренно и возникают в качестве привычных действий в ситуациях, переживаемых личностью как кризисные (в широком смысле этого понятия).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 304.