Самоповреждающее поведение как вид аутоагрессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самоповреждающее поведение как вид аутоагрессии

 

Рубанова Ольга Дмитриевна,

2 курс, 23 группа

 

Руководитель:

Антипенко Олег Егорович,

доцент кафедры психологии,

кандидат психологических наук

 

Витебск, 2012



Реферат

Курсовая работа 30 с., 5 рис., 24 источников, 5 прил.

АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АУТОАГРЕССИЯ, АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АУТОДЕСТРУКТАНТ, САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ, САМОПОВРЕЖДЕНИЕ, ПАТОМИМИЯ, ПАРАСУИЦИД.

Объект исследования – самоповреждающее поведение как вид аутоагрессии.

Предмет исследования – самоповреждения: механизмы формирования, детерминанты, виды, методы и методики исследования.

Цель работы – изучение феномена самоповреждающего поведения.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы.

Теоретическая и практическая значимость: работа обращает внимание на феномен самоповреждающего поведения, рассматривает его причины, позволяет ознакомиться со взглядами различных ученых на данную проблему, выявляет характерные черты аутодеструктанта, перечисляет методы и методики изучения самоповреждающего поведения.

 

Содержание:

Введение 4

Глава 1. Самоповреждающее поведение как психологический феномен 6

       1.1 Определение самоповреждающего поведения 6

       1.2 Парадигмы аутоагрессии 8

       1.3 Детерминанты самоповреждающего поведения. 12

       1.4 Психологический портрет личности аутодеструктанта. 20

Глава 2. Методики и методы изучения самоповреждающего поведения 24

       2.1 Методы исследования самоповреждающего поведения 24

       2.2 Психодиагностические методики изучения самоповреждающего поведения 27

Заключение 31

Список использованных источников 32

 

 

 

Введение

Феномен самоповреждений до сих пор малопонятен и не был объектом обширных исследований. Уровень самоповреждений, который выявляется в исследованиях, в значительной степени зависит от того, какие вопросы задают исследователи о подобном поведении. Известен ряд зарубежных исследований, рассматривающих данную проблему. Одно часто цитируемое исследование показало, что ежегодно самоповреждения совершает 1 человек из 1000 (Армандо Фавацца, 1996).  Другое исследование, проведенное среди амбулаторных психиатрических пациентов, показало, что 33% из них практиковали самоповреждения в течение предыдущих 3 месяцев (Злотник, Циммерман, 1999). Недавнее исследование, проведенное среди студентов колледжа (Гратц, Конрад, 2002), в котором участников спрашивали о специфических видах самоповреждающего поведения, обнаружило, что данное явление очень распространено. Хотя высокий уровень самоповреждений в данном исследовании может объясняться очень широким спектром измеряемых самоповреждений (включая сильное расчесывание кожи и вмешательство в заживление ран), эти цифры не могут не вызывать беспокойство:

- 18% причиняли себе вред более 10 раз в прошлом,

- 10% причиняли себе вред более 100 раз в прошлом,

- 38% в прошлом причиняли себе осознанные самоповреждения [20].

Исследование, опубликованное в Британском медицинском журнале, показало, что 13 % 15- и 16-летних подростков целенаправленно наносят себе повреждения. В США исследования показали, что одна из двухсот девочек, в возрасте между 12 и 19 годами, ежедневно практикует самоповреждения в форме порезов - такого рода форма составляет 70% от других форм самоповреждения. Особая опасность подросткового несуицидальной аутодеструкции как явления состоит в том, что она имеет тенденцию к возрастанию, а так же тем, что многие из тех, кто начинает практиковать самоповреждения в подростковом возрасте, будут продолжать заниматься этим и в зрелости [22].

Наибольшую опасность представляет такой вид самоповреждений, как парасуицид. Под ним понимается причинение вреда собственному здоровью (например, благодаря передозировке снотворных препаратов), которое, однако, не вызвано действительным стремлением к смерти человека [13]. Тем не менее, многие люди, обратившиеся к парасуициду, в дальнейшем пытаются покончить жизнь самоубийством. С учетом того, что попытки суицида совершаются значительно чаще, чем завершенные самоубийства, исследование парасуицидального поведения приобретает особую практическую значимость, поскольку позволяет получить достаточно подробное и точное представление о мотивации суицидентов и факторах, под воздействием которых принимается решение о самоубийстве. Это, в свою очередь, обеспечивает более грамотный подход к разработке и реализации системы мероприятий по снижению количества суицидов, что является актуальной проблемой нашего общества, так как Беларусь относится к странам с высоким уровнем суицидальной активности: еще в 2010 году в республике было зафиксировано 26,1 случая самоубийств на 100000 населения, а Беларусь занимает четвертое место в мире по количеству самоубийств [5].

Самоповреждения – это сигнал о наличии глубоких внутренних проблем, которые не должны игнорироваться. Так как они, становясь проблемой отдельного человека, в конечном счете, становятся и проблемой всего человечества, поскольку всеобщее счастье есть, прежде всего, счастье отдельных личностей. Необходимо предоставить эффективные средства помощи нуждающимся, а для этого следует тщательно изучить данное явление.

Объектом данного исследования является самоповреждающее поведение как вид аутоагрессии, предметом – самоповреждения, их разновидности, детерминанты, механизмы формирования такого типа поведения, методы и методики изучения.

Цель данной курсовой работы – изучение феномена самоповреждающего поведения. Для этого выдвигается ряд задач:

· Формулировка определения данного явления.

· Обзор существующих концепций относительно данного явления.

· Поиск причин подобного поведения.

· Составление психологического портрета аутодеструктанта.

· Обзор методов и методик исследования данной проблемы.

В качестве метода исследования используется анализ литературы по данной проблематике.

 

 

Парадигмы аутоагрессии

 

Поскольку самоповреждения относятся к аутоагрессивному поведению, необходимо рассмотреть причины данного явления. Аутоагрессия - намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении (пьянстве, алкоголизме, наркомании, рискованном сексуальном поведении, выборе экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующем поведении) [2].

В психоанализе аутоагрессия (или «поворот против себя») рассматривается как защитный механизм психики и известна ещё со времён Зигмунда Фрейда. Считается, что данный тип поведения является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект - «желание мучить превратилось в самоистязание и самонаказание» (З. Фрейд). В случаях, когда от этого внешнего объекта (или от существования этого внешнего объекта) зависит благополучие человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект (вымещение), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Происходит бессознательная идентификация с ненавистным и ненавидимым объектом. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии. З. Фрейд считал, что человек наносит себе повреждение не случайно, а под воздействием бессознательных, присущих ему уже от рождения агрессивных тенденций, которые в конкретном случае проявились в стремлении наказать себя и посредством этого наказать тех, кто породил напряженную ситуацию и вытекающие из нее последствия [6].

Сам З. Фрейд писал: "Когда кто-нибудь из моих домашних жалуется, что прикусил себе язык, прищемил палец и т.д., то вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие, я спрашиваю: зачем ты это сделал? ...Кроме сознательного, намеренного самоубийства существует еще и полунамеренное самоуничтожение с бессознательным намерением, способным ловко использовать угрожающую опасность и замаскировать ее под видом случайного несчастья" [цит. по: 6, с. 49].

Анна Фрейд использовала термин “поворот против себя”, понимая под ним перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя. Если некто критически настроен по отношению к авторитетному человеку, чье расположение кажется ему основой безопасности, и если он думает, что этот человек не сможет вынести критики, он будет чувствовать себя безопаснее, направив критические мысли и идеи вовнутрь. Детей, от которых не зависит выбор того, где им жить, и которые могут заплатить высокую цену за обиды, нанесенные воспитателю, защита в форме поворота против себя может отвлечь от намного более печального факта, что их благополучие зависит от независимого взрослого. Однако переживание самокритики неприятно, и тем более эмоционально предпочтительнее знать о реальной угрозе своему выживанию в условиях, когда человек не имеет власти изменить порядок вещей.

Анна Фрейд приводит пример из жизни одной из своих пациенток, которая росла в семье суицидальной матери и сконцентрированного на себе отца. Безопасность ее семьи была так ненадежна, что неблагополучие наблюдалось даже на уровне существования. Одно из первых воспоминаний этой женщины касается того факта, что ее родителей выкинули из дома за неуплату аренды. Вместо постоянного ужаса, что мать убьет себя, а отец исчезнет по какой‑то причине с полным самооправданием (обе возможности имели все шансы на осуществление), женщина стала верить, что если бы она была лучше, родители дарили бы ей всю свою любовь и защищали бы ее. Такое убеждение, адаптивное в детстве, обусловило ее продолжительное страдание с возрастом, когда пациентка стала реагировать на любую неприятную ситуацию нападками на саму себя, а не приложением созидательных усилий для того, чтобы улучшить свое положение. Впоследствии ей потребовались годы терапии, чтобы она осознала на эмоциональном уровне, что не является больше беспомощным ребенком в дисфункциональной семье, который надеется только на действенность идеи внутреннего самосовершенствования.

У большинства людей существует тенденция обращать против себя негативные аффекты, отношения и восприятия благодаря иллюзии, что этот процесс дает больше контроля над неприятными ситуациями. Поворот против себя является популярной защитой среди более здоровых людей, которые устойчивы перед искушением отрицать или проецировать неприятные качества, а также у тех, у кого подобные тенденции вызывают тревогу. Они предпочитают заблуждаться, считая, что трудности – это скорее их вина, чем чья‑то еще [21].

Альфред Адлер говорил: “быть человеком - означает ощущать свою неполноценность”. Этот тезис является основным положением “индивидуальной психологии” Альфреда Адлера. Стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности. Но, если некоторым индивидам это не удается, они начинают испытывать потребность уничтожить окружающих. Саморазрушение в этом контексте становится скрытой атакой на других людей. Посредством нее человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответственен за его сниженную самооценку. Адлер описывал чувства собственной неполноценности у аутоагрессивных людей, которые «вредят другим своими мечтаниями о ранах или наносят их себе» [17].

В психологии Герри Стек Салливен разработал теорию межличностного общения. Так же, как электроны приводятся в движение магнитным притяжением, так и человек реагирует на других значимых его людей. Взаимоотношения индивида с другими людьми является важнейшим моментом жизни. Каждый человек имеет три олицетворения “Я”. Когда человек чувствует себя в безопасности, он является “хорошим Я”; в состоянии тревоги он становится “плохим Я”; в психотических кошмарах индивид превращается в “не-Я”. Человек оценивает себя главным образом в соответствии с отношением к нему других людей. Если возникает угроза его безопасности из-за неразрешенного кризиса, то конфликт и тревога могут стать для человека невыносимыми. В этих обстоятельствах у него может возникнуть желание перевести свое “плохое Я” в “не-Я”. В состоянии депрессии саморазрушение также является привлекательной альтернативой для индивида. Оно отражает, по мнению Салливэна, переориентированное на себя враждебное отношение индивида к другим людям и внешнему миру [9].

Карен Хорни считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка. Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной Хорни «основной тревоги». Саморазрушительные тенденции могут возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что Хорни называет “идеализированным образом”, имеющимся у человека о самом себе, а также из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом [11].

Карл Меннингер выделял такие формы суицидального поведения, как: хроническое самоубийство (человек утрачивает связь с обществом путем самоизоляции либо через психические аномалии и расстройства), локальное самоубийство (представляет различные манипуляции с собственным телом) и органическое самоубийство (всевозможные болезни, содержащие саморазрушительный элемент). Карл Меннингер определял самоповреждение как средоточие "убийственного импульса" по отношению к части тела с целью избежать фактического суицида: «самоповреждающее поведение оказывается формой частичного суицида, своеобразным самоисцелением, предотвращающим тотальный суицид» [цит. по: 10, с. 128].

Рассматривая данный феномен Карл Ясперс подчеркивает, тот факт, что феноменологическими и экзистенциальными причинами аутоагрессии становится неспособность индивидуума к социальной адаптации и неуспешность межличностного взаимодействия в своем микросоциуме, т.к. по его мнению, наличие феномена аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей.

Согласно нейробиологической модели «суицидального диатеза» Джона Манна, имеется некая предрасположенность к аутоагрессивному поведению, в которую вносят вклад как генетические факторы, так и приобретённая восприимчивость (психотравмирующие события, хронические заболевания, психические и поведенческие расстройства, в частности, возникающие вследствие употребления психоактивных веществ и др.). Тем не менее, решающей детерминантой, определяющей манифестацию суицидального поведения, является генетическая предрасположенность [15].

Галина Яковлевна Пилягина указывает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:

· Фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированные интроекты.

· Психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные вышеупомянутым внутриличностным конфликтом.

· Обратная отрицательная связь - несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.

В связи с действием всех трех компонентов, Г.Я. Пилягина представляет иерархическую структуру генеза аутоагрессии (рисунок 1.2.1) [2]:

Рисунок 1.2.1 - Структурно-динамическая иерархия аутоагрессии

 

Существуют «сугубо» психологические концепции аутоагрессии. Прежде всего, к ним нужно отнести теорию фрустрации и теорию научения. Концепция фрустрационного генеза аутоагрессивного поведения впервые предложена Джоном Доллардом. Её суть сводится к тому, что аутоагрессивное поведение формируется как результат фрустрации (невозможности достижения) жизненно важных личностных потребностей. Таким образом, данный вид поведения направляется на преодоление возникших препятствий и достижение желаемого. Бихевиористская теория «научения» (В. И. Полтавец и др., 1998) утверждает, что аутоагрессивные действия есть результат подражания способам поведенческого защитного реагирования, приобретённый человеком в процессе воспитания [7].

Таким образом, взгляды на аутоагрессию колеблются в очень широком диапазоне мнений и теорий: от понимания ее как исключительно патологического феномена до экзистенциальных трактовок вне связи с болезнями.

Заключение

Самоповреждающее поведение представляет собой сложное психологическое явление. Традиционно под самоповреждением понимается несуицидальная аутодеструкция, то есть не имеющая своей целью лишение жизни. Однако в ряде исследований была выявлена положительная корреляция самоповреждений и суицидов, что говорит о необходимости изучения самоповреждения как отдельного феномена.

 Самоповреждение является следствием аутоагрессии в виду причин самого различного характера. Оно может быть вызвано наличием серьезных психических заболеваний, в таком случае речь идет о патомимиях. Самоповреждения могут использоваться демонстративно с целью привлечения внимания. Для этого человек даже может имитировать попытку самоубийства.

Также, человек может прибегать к самоповреждениям в виду невозможности, социальной неприемлемости, направления своей агрессии на ее источник - агрессия направляется на себя, однако происходит желаемая разрядка и наступает эмоциональное облегчение. Таким же образом человек может справляться с рядом плохих переживаний, представляя, что не они источник боли, а те ранения, что наносятся - и соответственно контролируются - им. Здесь самоповреждения выступают как механизм решения психоэмоциональных проблем, и тогда в целом негативный феномен может давать положительный эффект для человека, подобно тому, как малая доза яда может быть употреблена в качестве лекарства. Такого рода самоповреждения носят девиантный характер в глазах общества, в то время как существуют и культурно санкционированные самоповреждения. К ним относятся, например, ритуалы инициации, а также самоповреждения, сделанные под влиянием моды – татуировки, проколы ушей.

К группе риска относятся люди, страдающие различными формами психических и поведенческих расстройств - депрессией, фобиями, психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ, с недостаточностью навыков решения проблем, импульсивностью, высоким уровнем безнадежности и агрессии, росшие в среде, препятствующей выражению гнева. В качестве первичных социальных факторов самоповреждающего поведения принято рассматривать насилие в детстве, раннюю потерю родителя, одиночество и проблемы в семейных или супружеских отношениях. Могут вносить вклад факторы экономических и социальных кризисов, войны, бедности и безработицы.

Таким образом, в данной работе представляется современный взгляд науки на проблему самоповреждений как вида аутоагрессивного поведения, однако необходимо дальнейшее пристальное внимание к данному явлению, его дальнейшее изучение, а также разработка программ превенции и мер помощи при самоповреждениях.

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

МЕТОДИКА "УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ" (УСК)

Наибольшее распространение в нашей стране получила методика УСК, авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных но типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

Инструкция:

Прочитав каждое утверждение, решите для себя, согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак "+" (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак "-". Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

Текст опросника:

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного обстоятельства, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.

10. Мои отметки и школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случаи или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семенных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моей болезни или болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто думаю, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию детей часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда трудно было понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Ключи для обработки результатов опросника:

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам (рисунок Г.1), суммируя совпадающие с ключом ответы:

Рисунок Г.1 – ключ ответов

Описание шкал:

Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное - 0.

Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное - 0.

Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин - 12, минимальное - 0.

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Максимальное значение Ис - 10, минимальное - 0.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам по работе, везению - невезению. Максимум Ип - 8, минимум - 0.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель по Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им - 4, минимальное - 0.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из - 4, минимальное - 0.

 

 

Приложение Д

Самоповреждающее поведение как вид аутоагрессии

 

Рубанова Ольга Дмитриевна,

2 курс, 23 группа

 

Руководитель:

Антипенко Олег Егорович,

доцент кафедры психологии,

кандидат психологических наук

 

Витебск, 2012



Реферат

Курсовая работа 30 с., 5 рис., 24 источников, 5 прил.

АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АУТОАГРЕССИЯ, АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АУТОДЕСТРУКТАНТ, САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ, САМОПОВРЕЖДЕНИЕ, ПАТОМИМИЯ, ПАРАСУИЦИД.

Объект исследования – самоповреждающее поведение как вид аутоагрессии.

Предмет исследования – самоповреждения: механизмы формирования, детерминанты, виды, методы и методики исследования.

Цель работы – изучение феномена самоповреждающего поведения.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы.

Теоретическая и практическая значимость: работа обращает внимание на феномен самоповреждающего поведения, рассматривает его причины, позволяет ознакомиться со взглядами различных ученых на данную проблему, выявляет характерные черты аутодеструктанта, перечисляет методы и методики изучения самоповреждающего поведения.

 

Содержание:

Введение 4

Глава 1. Самоповреждающее поведение как психологический феномен 6

       1.1 Определение самоповреждающего поведения 6

       1.2 Парадигмы аутоагрессии 8

       1.3 Детерминанты самоповреждающего поведения. 12

       1.4 Психологический портрет личности аутодеструктанта. 20

Глава 2. Методики и методы изучения самоповреждающего поведения 24

       2.1 Методы исследования самоповреждающего поведения 24

       2.2 Психодиагностические методики изучения самоповреждающего поведения 27

Заключение 31

Список использованных источников 32

 

 

 

Введение

Феномен самоповреждений до сих пор малопонятен и не был объектом обширных исследований. Уровень самоповреждений, который выявляется в исследованиях, в значительной степени зависит от того, какие вопросы задают исследователи о подобном поведении. Известен ряд зарубежных исследований, рассматривающих данную проблему. Одно часто цитируемое исследование показало, что ежегодно самоповреждения совершает 1 человек из 1000 (Армандо Фавацца, 1996).  Другое исследование, проведенное среди амбулаторных психиатрических пациентов, показало, что 33% из них практиковали самоповреждения в течение предыдущих 3 месяцев (Злотник, Циммерман, 1999). Недавнее исследование, проведенное среди студентов колледжа (Гратц, Конрад, 2002), в котором участников спрашивали о специфических видах самоповреждающего поведения, обнаружило, что данное явление очень распространено. Хотя высокий уровень самоповреждений в данном исследовании может объясняться очень широким спектром измеряемых самоповреждений (включая сильное расчесывание кожи и вмешательство в заживление ран), эти цифры не могут не вызывать беспокойство:

- 18% причиняли себе вред более 10 раз в прошлом,

- 10% причиняли себе вред более 100 раз в прошлом,

- 38% в прошлом причиняли себе осознанные самоповреждения [20].

Исследование, опубликованное в Британском медицинском журнале, показало, что 13 % 15- и 16-летних подростков целенаправленно наносят себе повреждения. В США исследования показали, что одна из двухсот девочек, в возрасте между 12 и 19 годами, ежедневно практикует самоповреждения в форме порезов - такого рода форма составляет 70% от других форм самоповреждения. Особая опасность подросткового несуицидальной аутодеструкции как явления состоит в том, что она имеет тенденцию к возрастанию, а так же тем, что многие из тех, кто начинает практиковать самоповреждения в подростковом возрасте, будут продолжать заниматься этим и в зрелости [22].

Наибольшую опасность представляет такой вид самоповреждений, как парасуицид. Под ним понимается причинение вреда собственному здоровью (например, благодаря передозировке снотворных препаратов), которое, однако, не вызвано действительным стремлением к смерти человека [13]. Тем не менее, многие люди, обратившиеся к парасуициду, в дальнейшем пытаются покончить жизнь самоубийством. С учетом того, что попытки суицида совершаются значительно чаще, чем завершенные самоубийства, исследование парасуицидального поведения приобретает особую практическую значимость, поскольку позволяет получить достаточно подробное и точное представление о мотивации суицидентов и факторах, под воздействием которых принимается решение о самоубийстве. Это, в свою очередь, обеспечивает более грамотный подход к разработке и реализации системы мероприятий по снижению количества суицидов, что является актуальной проблемой нашего общества, так как Беларусь относится к странам с высоким уровнем суицидальной активности: еще в 2010 году в республике было зафиксировано 26,1 случая самоубийств на 100000 населения, а Беларусь занимает четвертое место в мире по количеству самоубийств [5].

Самоповреждения – это сигнал о наличии глубоких внутренних проблем, которые не должны игнорироваться. Так как они, становясь проблемой отдельного человека, в конечном счете, становятся и проблемой всего человечества, поскольку всеобщее счастье есть, прежде всего, счастье отдельных личностей. Необходимо предоставить эффективные средства помощи нуждающимся, а для этого следует тщательно изучить данное явление.

Объектом данного исследования является самоповреждающее поведение как вид аутоагрессии, предметом – самоповреждения, их разновидности, детерминанты, механизмы формирования такого типа поведения, методы и методики изучения.

Цель данной курсовой работы – изучение феномена самоповреждающего поведения. Для этого выдвигается ряд задач:

· Формулировка определения данного явления.

· Обзор существующих концепций относительно данного явления.

· Поиск причин подобного поведения.

· Составление психологического портрета аутодеструктанта.

· Обзор методов и методик исследования данной проблемы.

В качестве метода исследования используется анализ литературы по данной проблематике.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 631.