С целью выявления эффективности реализованной программы мероприятий для детей 5-6 лет нами был проведен контрольный эксперимент.
Для определения уровня развития силы у детей 5-6 лет на контрольном этапе эксперимента использовался тот же комплекс методик, что и на констатирующем этапе.
Результаты обследования по методике «Бег на расстояние 30 метров» представлены в таблице 4 и приложении Ж, З.
Таблица 4 – Итоговое распределение испытуемых по уровням сформированности скоростной силы
Уровень | Группа | |||||||||
экспериментальная | Динамика % | контрольная | Динамика % | |||||||
Этап | Этап | |||||||||
констатирующий | контрольный | констатирующий | контрольный | |||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | |||
Высокий | 5 | 22,7 | 8 | 36,4 | +13,7 | 7 | 31,8 | 8 | 36,4 | + 4,6 |
Средний | 8 | 36,4 | 10 | 45,5 | +9,1 | 6 | 27,3 | 5 | 22,7 | - 4,6 |
Низкий | 9 | 40,9 | 4 | 18,1 | - 22,8 | 9 | 40,9 | 9 | 40,9 | 0 |
Из данных таблицы 4 видно, что в ЭГ значительно повысился уровень развития у детей скоростной силы. Высокий уровень развития скоростной силы показали 36,4 % детей, что на 13,7% больше чем на констатирующем этапе эксперименте. Также было выявлено 45,5% детей со средним уровнем (данный показатель увеличился на 9,1% по сравнению с данными констатирующего этапа), и 18,1% детей с низким уровнем (что на 22,8 % меньше, чем на констатирующем этапе). В КГ можно говорить лишь о незначительной динамике в уровне развития скоростной силы: изменения коснулись высокого уровня (увеличение на 4,6%) за счет детей, которые со среднего уровня перешли на высокий; детей с низким уровнем осталось 40,9%.
Дети, продемонстрировавшие высокий уровень развития скоростной силы: Айзини А., Катя А., Инеса Б., Диана В., Ярослав В., Зарина В., Женя В., Артем Д. (ЭГ), Максим А., Ильсав А., Ростислав А., Полина Е., Настя И., Арсений К., Ильсаф К., Данил К. (КГ) правильно выполняли задание. Дети, перешедшие со среднего уровня Зарина В., Женя В., Артем Д. (ЭГ) и Данил К. (КГ) бежали без остановок всю дистанцию. Испытуемые быстро набирали скорость со старта, сохраняли дистанционную скорость. Бег дошкольников отличался координированностью, ритмичностью.
Дети со средним уровнем развития скоростной силы: Настя Е., Катя И., Сулейман К., Зиля К., Георгий С., Наташа М., Настя М., Стас Н., Алеша П., Кира Р., Виктор С., Зиля У. (ЭГ) и Настя К., Лиза К., Иван К., Денис К., Валерия Л. (КГ) хорошо воспринимали инструкцию и правильно выполняли задание. Дети, перешедшие с низкого уровня, Наташа М., Настя М., Стас Н., Алеша П., Кира Р., Виктор С., Зиля У. (ЭГ) быстро набирали скорость со старта, но не сохраняли ее.
Низкий уровень развития скоростной силы показали: Адель Ф., Никита Ш. (ЭГ), Фазиля М., Настя М., Лиза М., Артем П., Ксения П., Дима Р., Анна С., Киприян Ш., Аиша Я. (КГ). Эти дети воспринимали задание, но не всегда правильно его выполняли, не набирали скорость со старта. Ира И. (ЭГ) стремилась догнать своих товарищей в середине дистанции, но высокая степень утомления снижала амплитуду движения.
Таким образом, у детей экспериментальной группы по результатам обследования по методике «Бег на расстояние 30 метров» значительно повысился уровень развития скоростной силы.
Индивидуальные данные изучения уровня развития статической силы по методике «Бросок набивного мяча» представлены в приложении И, К и в таблице 5.
Таблица 5 – Итоговое распределение испытуемых по уровням сформированности статической силы
Уровень | Группа | |||||||||
экспериментальная | Динамика % | контрольная | Динамика % | |||||||
Этап | Этап | |||||||||
констатирующий | контрольный | констатирующий | контрольный | |||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | |||
Высокий | 6 | 27,3 | 10 | 45,5 | + 18,2 | 5 | 22,7 | 5 | 22,7 | 0 |
Средний | 9 | 40,9 | 8 | 36,4 | - 4,5 | 10 | 45,5 | 11 | 50 | +4,5 |
Низкий | 7 | 31,8 | 4 | 18,2 | - 13,6 | 7 | 31,8 | 6 | 27,3 | -4,5 |
Из данных таблицы 5 видно, что в ЭГ значительно повысился уровень развития у детей статической силы. Высокий уровень развития статической силы показали 40,9% детей (что на 13,6% больше чем на констатирующем этапе эксперимента). Также было выявлено 40,9% детей со средним уровнем (данный показатель остался без изменений), и 4% детей с низким уровнем (что на 13,6 % меньше, чем на констатирующем этапе). В КГ можно говорить лишь о незначительной динамике в уровне развития статической силы: изменения коснулись среднего уровня (увеличение на 4,5%) за счет детей, которые с низкого уровня перешли на средний; детей с низким уровнем осталось 27,3%.
Дети, продемонстрировавшие высокий уровень развития статической силы: Айзини А., Катя А., Инеса Б., Диана В., Ярослав В., Зарина В., Женя В., Артем Д., Настя Е., Катя И., (ЭГ), Максим А., Ильсав А., Ростислав А., Полина Е., Настя И. (КГ) внимательно слушали инструкцию, и правильно выполняли бросок. Для детей перешедших со среднего уровня Жени В., Артема Д., Насти Е., Кати И. (ЭГ) была характерна высокая техника владения движением. Так, Женя В. (ЭГ) принимал исходное положение у контрольной линии, при этом его правая нога была впереди, в другая сзади.
Дети со средним уровнем развития статической силы: Сулейман К., Зиля К., Георгий С., Настя М., Стас Н., Алеша П., Кира Р. (ЭГ), Арсений К., Ильсаф К., Данил К., Настя К., Лиза К., Иван К., Денис К., Валерия Л., Фазиля М., Настя М., Лиза М. (КГ) внимательно слушали инструкцию, принимали ее, но бросок выполняли не всегда правильно. Воспитанники, перешедшие с низкого уровня Стас Н., Алеша П., Кира Р. (ЭГ) и Лиза М. (КГ) не всегда выполняли бросок из правильного исходного положения.
Низкий уровень развития статической силы показали: Виктория С., Зиля У., Адель Ф., Никита Ш. (ЭГ), Артем П., Ксения П., Дима Р., Анна С., Киприян Ш., Аиша Я. (КГ). Дети невнимательно слушали указания инструктора. Адель Ф., Никита Ш. (ЭГ) бросок выполняли неправильно: двумя руками снизу или сбоку.
Таким образом, на основе анализа полученных результатов можно сделать вывод, о том, что у детей экспериментальной группы по результатам обследования по методике «Бросок набивного мяча» значительно повысился уровень развития статической силы.
В целом по результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод о повышении уровня развития силы у детей 5-6 лет (показатели среднего уровня тяготеют к высокому). В частности, показатель развития силы в ЭГ выше, чем в КГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по проблеме развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх позволило сделать следующие выводы.
Сила является важнейшим физически качеством человека, которое проявляется в способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Развитие данного качества расширяет диапазон двигательных возможностей ребенка и является условием нормального функционирования организма. К старшему дошкольному возрасту увеличивается функциональная зрелость мышечной системы, что обеспечивает возможность повышения уровня развития силовых качеств. В условиях специально организованного обучения, можно достичь значительных успехов в развитии силы у детей старшего дошкольного возраста.
Апробация педагогических условий, повышающих эффективность процесса развития силы у детей старшего дошкольного возраста в физических упражнениях, осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад № 180 «Журавлик» г. Чебоксары Чувашской Республики поэтапно.
По результатам констатирующего этапа эксперимента мы можем сделать вывод о недостаточном уровне развития силы у детей старшего дошкольного возраста. Нами были выявлены следующие особенности развития силы у детей 5-6 лет. Воспитанник не могли проявлять силу в движении, у них не развита способность к энергичному отталкиванию в скоростном беге. У дошкольников наблюдались трудности с перемещением в ограниченное время с ускорением. Испытуемые не могли проявить мышечные усилия и противодействовать внешнему сопротивлению.
На формирующем этапе педагогического эксперимента была проведена работа по развитию силы у детей 5- лет в подвижных играх. Экспериментальная работа доказала, что организация целенаправленной и систематической воспитательно-образовательной работы с использованием спортивных игр, игр-эстафет обеспечивает условия для развития силы у детей 5-6 лет. При разработке программы мы использовали комплекс методов и приемов для развития силы (игровой, соревновательный, наглядный, словесный, практический), инвентарь и оборудование различной формы, массы, объема и фактуры. Разрабатывая программу мероприятий по развитию силы у детей 5-6 лет, мы опирались на следующие положения: использование упражнений, вызывающих кратковременные скоростно-силовые напряжения (бег, метание, прыжки, лазание) позволяет дозировать нагрузку, самостоятельно определять темп движения; использование подвижных игр способствуют развитию динамической и статической силы; использование спортивного инвентаря и оборудования для развития силы побуждает детей многократно делать одни и те же движения. Работа строилась с учетом принципа возрастных особенностей детей, индивидуализации, наглядности, доступности, непрерывности, постепенного повышения нагрузки. Проведение формирующей работы показало, что постепенное повышение физических нагрузок способствует развитию силы у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап выявил значительную динамику развития силы у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. Дошкольники стали проявлять мышечные усилия в беге на короткие дистанции. Диагностика статической силы показала, что испытуемые удерживают в руках долгое время набивной мяч.
Полученные данные подтверждают эффективность проделанной работы и правильность выдвинутой гипотезы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 282.