Подвижные игры как средство развития силы у детей старшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития физических качеств и равновесия. В этом возрасте наблюдается положительная динамика в показателях, характеризующих развитие равновесия. При этом у детей старшего дошкольного возраста, как установлено В. П. Губа, А. А. Солонкиным [19] установлено наличие индивидуальных различий в развитии координационных способностей, что свидетельствует о генетической детерминированности становления двигательных функции старших дошкольников.

Одним из эффективных средств развития равновесия является подвижная игра. П. Ф. Лесгафт [40] определял подвижную игру как средство развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых и физических качеств.

Э. Я. Степаненкова [63] предложила классификацию подвижных игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. Подвижные сюжетные отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод, а несюжетные содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Именно эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования; игры; игры с предметами.

По мнению П. Ф. Лесгафта [40] подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка, в ней он упражняется в самых разнообразных движениях. Применение большого количества движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, что оказывает благотворное влияние на психическую деятельность и на развитие равновесия.

Т. Н. Образцова [51] уделяет большое значение подвижным играм в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, равновесии. Дошкольники, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять несколько раз одни и те же движения, что приводит к развитию равновесия.

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Г. П. Юрко [73] отмечают необходимость одновременной организации со всеми детьми или с небольшой группой. Педагогу желательно варьировать способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов.

Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова [34] отмечают необходимость тщательного продумывания объяснение игры. Оно должно быть кратким, ясным, эмоциональным, при объяснении содержания игры избегать ненужных деталей, выделять правила. После объяснения воспитатель распределяет роли и указывает расположение играющих.

И. В. Беззубцева [4] говорит о применении игр с элементами соревнований. Это игры, при которых участвующие стремятся превзойти друг друга, в которых каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику своей команды предмет, и старается сделать это быстрее участников других соревнующихся команд. В отличие от сюжетной игры, ученый отмечает строго определенный и четкий состав игроков, стандартное оборудование и установленные строгие правила.

Т. И. Осокина [52] отмечает оздоровительный эффект, достигаемый при проведении таких игр. Соревновательные игры тесно связаны с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику детей. Эмоциональный подъем вызывает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения задачи.

Л. И. Пензулаева [54] говорит о необходимости воспитания нравственных качеств ребенка в подвижной игре. Формирование правильной самооценки, взаимоотношений детей друг с другом, дружбы и взаимовыручки, преодолении трудностей. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил.

С. О. Филиппова, Г. Н. Пономарева [68] предлагают моделировать разнообразные игры в процессе физического воспитания старших дошкольников. Это позволит ввести в различные виды игры разнообразные движения и упражнения, способствующие формированию психологических механизмов, совершенствования двигательных функции детей.

В подвижных играх, как отмечают Г. Кособуцкая, Н. Алябьева [35] реализуется целостная модель физического воспитания, основанная на оздоровлении, воспитании и обучении детей. В подвижных играх программный материал распределен по игровым темам, в рамках которого преимущественно решаются задачи физического воспитания старших дошкольников. Всегда есть возможность разработки содержания занятий с учетом опережающего характера развития игровой деятельности по сравнению с наличными двигательными возможностями ребенка.

Ю. А. Кириллова [33] считает, что включение в содержание игрового модуля не только разнообразных игр и игровых упражнений, но и двигательных действий, обеспечивают наилучшее выполнение игровой роли ребенком. Использование игрового сюжета, по мнению ученого способствует поддержанию активности всех детей, регуляции объема и интенсивности физической нагрузки.

В подвижных играх по мнению Л. В. Кармановой и В. Н. Шебеко [31] постоянно изменяющаяся обстановка, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию равновесия. Соревновательный характер коллективных подвижных игр активизирует действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.

Таким образом, подвижная игра является важным средством развития силы у детей 5-6 лет. В ходе подвижных игр происходит упражнение дошкольников в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.