Выявление уровня развития силы у детей 5-6 лет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 180 «Журавлик» г. Чебоксары Чувашской Республики.

Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня развития силы у детей 5-6 лет.

Задачи констатирующего этапа педагогического эксперимента:

1. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет скоростной силы.

2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет статической силы.

3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.

Для решения поставленных задач нами были использованы методики, предложенные М. А. Руновой [48]: 

1. Бег на расстояние 30 метров – для выявления развития скоростной силы.

2. Бросок набивного мяча – для выявления уровня развития статической силы.

Для выявления уровня развития скоростной силы у детей старшего дошкольного возраста использовалась методика «Бег на расстояние  30 метров». Тестирование проводили воспитатель и инструктор. Дошкольники бегали по два человека с учетом уровня двигательной активности. Воспитанникам предлагали пробежать дистанцию как можно быстрее. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Уровень сформированности скоростной силы определялся на основе следующих критериев:

- правильно воспринимает инструкцию и точно ее выполняет;

- быстро набирает скорость со старта;

- сохраняет скорость на протяжении все дистанции;

- движения бодрые, четкие, координированные;

- ровное, несколько учащенное дыхание.

Каждому качественному показанию соответствовал 1 балл. Исходя из полученных данных, осуществлялось распределение детей 5-6 лет по уровням развития скоростной силы. Представим их общую характеристику.

Высокий уровень (5 баллов) - время: мальчики – 6,5 сек.; девочки – 6,5 сек. Ребенок хорошо воспринимает задание, правильно его выполняет; бежит без остановок всю дистанцию; быстро набирает скорость со старта, сохраняет дистанционную скорость. Характерны незначительное покраснение лица; бодрые, четкие и координированные движения.

Средний уровень (4-3 балла) - время: мальчики – 7,2 сек.; девочки – 7,3 сек. Ребенок хорошо воспринимает задание, быстро набирает скорость со старта, но не сохраняет скорость на протяжении всей дистанции. Характерна средняя степень утомления, дыхание резко учащается; движения теряют координированность, четкость, появляются дополнительные лишние движения.

Низкий уровень (2 балла и менее) - время: мальчики – 8 сек; девочки – 8,1 сек. Инструкцию дети переспрашивают несколько раз, скорость выполнения движения низкая. Дети бегут медленно, для них характерна высокая степень утомления, что проявляется в снижении темпа и амплитуды движений; вялость или чрезмерная возбудимость, прекращение деятельности.

Результаты обследования по методике «Бег на расстояние 30 метров» представлены в таблице 1, а индивидуальные данные – в приложении А, Б.

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что высокий уровень развития скоростной силы продемонстрировали 25% детей в ЭГ и 35% в КГ; средний уровень – 40% в ЭГ и 30% в КГ; низкий уровень – 35% в ЭГ и 35% в КГ.

 

Таблица 1 – Распределение испытуемых по уровням сформированности скоростной силы на констатирующем этапе эксперимента

Уровень

Группа

экспериментальная

контрольная

абс. % абс. %
Высокий 5 22,7 7 31,8
Средний 8 36,4 6 27,3
Низкий 9 40,9 9 40,9

 

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что высокий уровень развития скоростной силы продемонстрировали 22,7 % детей в ЭГ и 31,8 % в КГ; средний уровень – 36,4 % в ЭГ и 27,3 % в КГ; низкий уровень – по 40,9 % в ЭГ и в КГ.

Дети, продемонстрировавшие высокий уровень развития скоростной силы: Айзини А., Катя А., Инеса Б., Диана В., Ярослав В. (ЭГ), Максим А., Ильсав А., Ростислав А., Полина Е., Настя И., Арсений К., Ильсаф К. (КГ) правильно воспринимали инструкцию педагога. Испытуемые быстро набирали скорость со старта, сохраняли скорость до финиша. Например, Инеса Б., Диана В., Ярослав В. (ЭГ) бежали без остановок всю дистанцию. Их бег отличался координированностью, ритмичностью.

Дети со средним уровнем развития скоростной силы: Зарина В., Женя В., Артем Д., Настя Е., Катя И., Сулейман К., Зиля К., Георгий С. (ЭГ), Данил К., Настя К., Лиза К., Иван К., Денис К., Валерия Л. (КГ) правильно воспринимали инструкцию. Дети быстро набирали скорость со старта, но не сохраняли ее. Например, Артем Д., Настя Е., Катя И., Сулейман К. (ЭГ) теряли дистанционную скорость после 15 метров, они бежали медленнее, говорили, что устали.

Низкий уровень развития скоростной силы показали: Наташа М., Настя М., Стас Н., Алеша П., Кира Р., Виктор С., Зиля У., Адель Ф., Никита Ш. (ЭГ), Фазиля М., Настя М., Лиза М., Артем П., Ксения П., Дима Р., Анна С., Киприян Ш., Аиша Я. (КГ). Воспитанники невнимательно слушали инструкцию, переспрашивали «а что делать? Быстро бежать? С кем надо бежать? Можно останавливаться?». Дети не набирали скорость со старта. Кира Р., Виктор С., Зиля У., Адель Ф. (ЭГ) сначала бежали медленно, а потом стараясь догнать товарищей, бежали быстрее. Настя М., Лиза М. (КГ) хотели догнать своих товарищей в середине дистанции, но высокая степень утомления снижала амплитуду их движений.

Таким образом, большинство детей в ЭГ показали средний и низкий уровни развития скоростной силы, а в КГ – высокий и низкий уровни.

С целью выявления уровня развития статической силы мы использовали методику «Бросок набивного мяча». Дошкольникам предлагали бросить набивной мяч, весом до 1 кг как можно дальше. При броске мяча ступни ног ребенка не должны были отрываться от пола. Детям предлагали выполнить два броска, при этом в протоколе фиксировали лучший результат.

Количественные показатели статической силы мальчиков и девочек представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Количественные показатели статической силы детей старшего дошкольного возраста при броске набивного мяча, см

уровень мальчики девочки
Высокий 300 280
Средний 250 230
Низкий 175 170

Уровень сформированности статической силы определялся на основе следующих критериев:

- принимает правильное исходное положение;

- осуществляет бросок из-за головы двумя руками;

- после броска сохраняет равновесие;

- высокая техника владения движением.

Каждому качественному показанию соответствовал 1 балл. Исходя из полученных данных, осуществлялось распределение детей 5-6 лет по уровням развития статической силы. Представим общую характеристику всех уровней.

Высокий уровень (4 балла) – дальность броска: мальчики – 300 см; девочки – 280 см. Ребенок принимает правильное исходное положение. У него высокая техника владения движением: осуществляет бросок из-за головы. Осуществляет бросок, не отрывая ноги от пола. После броска сохраняет равновесие, движения четкие и координированные.

Средний уровень (3-2 балла) – дальность броска: мальчики – 250 см; девочки – 230 см. Ребенок принимает правильное исходное положение, но бросок не выполняет из-за головы. При броске отрывает ноги от пола. После броска его движения теряют координированность, равновесие не сохраняется.

Низкий уровень (1 балл) – дальность броска: мальчики – 175 см; девочки – 170 см. Дети не принимают правильное исходное положение. При броске ноги отрывают от пола (ноги ставят вместе), что уменьшает дальность броска. Темп и амплитуда движений снижены, равновесие не сохраняется.

Результаты обследования детей по методике «Бросок набивного мяча» представлены в таблице 3, а индивидуальные данные – в приложении В, Г.

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что высокий уровень сформированности статической силы продемонстрировали 27,3% в ЭГ и 22,7 % в КГ; средний уровень – 40,9 % в ЭГ и 45,5 % в КГ; низкий уровень –по 31,8% в ЭГ и КГ.

Таблица 3 – Распределение испытуемых по уровням сформированности статической силы на констатирующем этапе эксперимента

Уровень

Группа

экспериментальная

контрольная

абс. % абс. %
Высокий 6 27,3 5 22,7
Средний 9 40,9 10 45,5
Низкий 7 31,8 7 31,8

 

Дети, продемонстрировавшие высокий уровень развития статической силы: Айзини А., Катя А., Инеса Б., Диана В., Ярослав В., Зарина В. (ЭГ), Максим А., Ильсав А., Ростислав А., Полина Е., Настя И. (КГ) принимали правильное исходное положение. Так, Ярослав В. (ЭГ) сразу ставил правую ногу вперед, а левую - назад. Несмотря на тяжесть мяча Катя А., Инеса Б., Диана В. (ЭГ) выполняли бросок способом из-за головы. Ростислав А., Полина Е., Настя И. (КГ) бросали мяч достаточно легко, без видимых усилий.

Дети со средним уровнем развития статической силы: Женя В., Артем Д., Настя Е., Катя И., Сулейман К., Зиля К., Георгий С., Настя М. (ЭГ), Арсений К., Ильсаф К., Данил К., Настя К., Лиза К., Иван К., Денис К., Валерия Л., Фазиля М., Настя М. (КГ) принимали сразу правильное исходное положение. Но Георгий С., Настя М. (ЭГ), Иван К., Денис К., Валерия Л., Фазиля М. (КГ) выполняя бросок, ставили ноги, так как им было удобно. Некоторые дети ноги ставили вместе, чем снижали дальность броска набивного мяча. Движения у Жени В., Артема Д., Насти Е., Кати И. (ЭГ) и Арсения К., Ильсафа К. (КГ) теряли координированность и быстроту.

Низкий уровень развития статической силы показали: Стас Н., Алеша П., Кира Р., Виктория С., Зиля У., Адель Ф., Никита Ш. (ЭГ), Лиза М., Артем П., Ксения П., Дима Р., Анна С., Киприян Ш., Аиша Я. (КГ). Воспитанники не принимали правильное исходное положение.

Анализ результатов обследования детей 5-6 лет по методике «Бросок набивного мяча» показал, что большинство детей продемонстрировали средний уровень развития статической силы. У детей наблюдалась низкая техника метания, они бросали мяч двумя руками, но часто не из-за головы сверху, а снизу или сбоку. Не все дошкольники принимали правильное исходное положение. После броска, испытуемые теряли равновесие, что свидетельствует о недостаточном уровне развития статической силы.

Таким образом, по результатам диагностического обследования мы можем сделать вывод о том, что необходимо усовершенствовать работу по развитию силы у детей 5-6 лет. С учетом полученных данных нами была разработана программа мероприятий по развитию силы у детей 5-6 лет, которая представлена в следующем параграфе

Содержание работы по развитию равновесия у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

С целью развития силы у детей 5-6 лет  нами была разработана программа эксперимента с использованием подвижных игр.

Работа проводилась с детьми экспериментальной группы. В ней приняли участие 22 ребенка в возрасте 5 - 6 лет, воспитатель.

При построении программы, направленной на развитие равновесия у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на следующие принципы.

1. Принцип доступности и индивидуализации (предполагает, что, опираясь на умственные и физические способности, соответствующие данному возрасту, ребенок успешно справляется с программным материалом; педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным возможностям организма ребенка).

2. Принцип систематичности и последовательности (проведение подвижных игр для развития равновесия осуществлялось систематично, от простого к сложному).

3. Принцип повторения двигательных навыков (в результате многократных повторений упражнений, образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы).

4. Принцип наглядности (выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия, использовании инвентаря и оборудования, что развивает интерес к физическим упражнениям, оптимизирует процесс формирования двигательных умений и навыков).

5. Принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности игр, что обеспечивает повышение тренированности и улучшает физическую подготовленность ребенка).

6. Принцип постепенного повышения нагрузки (выражается в поступательном характере нагрузки в подвижных играх, от малой степени подвижности до высокой).

- Разрабатывая программу мероприятий по развитию равновесия у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх, мы опирались на следующие положения: использовании упражнений, вызывающие кратковременные скоростно-силовые напряжения (бег, метание, прыжки, лазание); использовании в играх движений повышенной сложности, содержащие элемент новизны; включение в игры спортивного инвентаря и оборудования (мячи, гимнастическая стенка, обручи, лыжи и др.).

Содержание работы с дошкольниками представлено в приложении Д. Реализация программы осуществлялось в три этапа: подготовительный;   основной; заключительный. Рассмотрим их более подробно.

На подготовительном этапе мы составили план работы по развитию силы  у детей старшего дошкольного возраста, подобрали подвижные игры. На этом этапе мы провели такие подвижные игры как «Сильный удар», «Передай мяч», «Прыгни - присядь». В подвижной игре «Сильный удар» основной целью стало развитие умения дете1 подпрыгивать на месте, как можно выше, стараясь ударить по мячу, подвешенному на 25 см выше роста детей. Мы развивали силу при приземлении на обе ноги. В спортивном зале мы подвесили мяч, на высоте 25 см от головы ребенка. Предлагали детям подпрыгнуть как можно выше и ударить по мячу, так, чтобы он отклонился в другую сторону. Показывая способ действия, мы обращали внимание на то, что приземляться нужно на обе ноги, сохраняя равновесие. Иван К. и Арсений П. подпрыгивали очень высоко и сильно ударяли по мячу, но после этого падали на пол. Многие дошкольники не сохраняли устойчивое положение после прыжка. Анна И. и Екатерина К. прыгали отталкиваясь одной ногой, удар у них получался слабый, приземляясь девочки падали на колени. Мы заметили, что дошкольники не могут управлять движениями в суставах, вследствие чего теряли равновесие. Так, Максим П. и Степан С. прыгали очень высоко, стараясь как можно сильнее ударить по мячу, но приземление их было неустойчивое. Мы обратили внимание детей на то, что при приземлении ноги надо ставить широко, можно балансировать руками. Подсчет очков велся только в том случае, если ребенок приземлялся на обе ноги, после этого воспитанники стали обращать внимание на правильное приземление.

В подвижной игре «Передай мяч» основной целью развитие способности выполнять действия с мячом в определенном ритме, способность управлять двигательной реакцией и сохранять. Все участники вставали в круг, и с противоположных сторон начинали передавать мяч. В этой игре нужно было как можно быстрее передать мяч, не уронив его, у того игрока у кого в руках оказывалось два мяча, выбывал из игры. Георгий С. и Тимофей Я. уверенно брали мяч двумя руками и передавали их соседу, при этом они сохраняли устойчивое положение тела. Ника И. и Анна И. отклонялись в сторону, покачивались на одной ноге. Елизавета Ф. теряли мяч, роняла его или не точно передавала в руки своему соседу. Не все дошкольники могли сохранить устойчивое положение тела в сочетании с другими видами деятельности. Использование мяча создавала дополнительные сложности для детей, элемент новизны в этом упражнении позволял развивать устойчивое положение тела. Алексей С. и Роман К. поворачивались в разные стороны, не могли длительное время стоять на одном месте. Воспитанники отвлекались при передаче мяча, вследствие чего возникала пауза и дети не успевали передавать мяч.

На основном этапе мы развивали умение перемещаться в пространстве, динамическое равновесие, сохраняя равновесие; развивали силу в играх  с предметами и на предметах. В ходе данного этапа мы провели такие подвижные игры как «Кто дальше проскользит», «Канатоходец», «Ловля обезьян», «Пираты и моряки», «Кенгуру», «Лягушки и цапля», «Встречная эстафета». В игре «Кто дальше проскользит» мы развивали умение передвигаться на лыжах без палок двухшажным способом, равновесие в передвижении на лыжах. На спортивной площадке мы проложили две параллельные лыжни и разделив детей на две команды предложили им проехать двухшажным способом по очереди всю дистанцию. Выигрывала та команда, которая сделает меньшее количество шагов, т.е. проскользит больше на одной ноге. Мы показали воспитанникам, как лучше ехать на лыжах, как держать руки. Иван К., Арсений П., Елизавета Ф. делали частые шаги, балансировали руками, падали, не могли сохранить равновесие в движении. Илья А., Ярослав А. делали редкие, уверенные шаги, руки были согнуты ы локтях. 

Подвижная игра «Канатоходец» развивать умение передвигаться по одной линии, не сходя с нее с открытыми глазами, развитие силы  в передвижении по ограниченной площади. Мы предложили детям поиграть в цирк и разучить новый номер «Канатоходец». Начертив на полу линию мелом мы предложили детям пройти по ней, ставя одну ногу, а к ней приставляя пяткой другую. Алексей С., Анастасия А., Роман К. передвигались очень медленно, раскачивая руками.

Упражнение на уменьшенной площади опоры с предметом в руках вызвало сложность у детей. Так, Тимофей Я., Дарья Ш., Софья С. смотрели все время под ноги, чтобы не сойти с линии, а про ложку с мячом забывали, вследствие чего ложка наклонялась и мяч падал. Мы показали воспитанникам как нужно правильно ходить с ложкой, ее нужно было держать перед собой, в одном положении. Именно в этой игре мы развивали у детей согласованные движения рук и ног, что необходимо для развития равновесия. У Ивана К. и Арсения П. было много лишних движений, например, они раскачивались в разные стороны, поправляли мяч рукой, хотя это было запрещено правилами, сильно размахивали свободной рукой.

В подвижной игре «Ловля обезьян» мы развивали перекрестную координацию, динамическое равновесие в лазании по гимнастической стенке. Две группы дошкольников – ловцы и обезьяны размещались на площадке, при чем обезьяны на гимнастической стенке, а ловцы старались заманить к себе, оказывали на земле разные движения. После того как ловцы уходили, обезьяны спускались и повторяли движения ловцов. В это время воспитатель давал сигнал «ловцы» и они догоняли обезьян. Объясняя правила игры, мы обратили внимание на то, что нельзя ловить тех обезьян, которые успели влезть на гимнастическую стенку. Мы показали детям как нужно залезать на гимнастическую стенку – двумя руками и ногами, сначала правая рука, затем левая нога, потом левая рука и правая нога. Максим П., Степан С., Алексей С. залезали быстро, но не могли сохранить равновесие. Ярослав А., Ника И., Анна И., Екатерина К. по сигналу «ловцы» начинали бегать в разные стороны, не могли перестроить свои движения, им было трудно сориентироваться в пространстве.  

В игре «Кенгуру» мы развивали умение сохранять устойчивое положение тела при различных движениях рук и ног. Мы предлагали дошкольникам зажав мяч между коленами прыжками преодолеть дистанцию. Иван К., Арсений П. и Елизавета Ф.  теряли мяч, он выпадал у них, они не могли его крепко зажать ногами. Илья А., Ярослав А. поддерживали мяч двумя руками, то впереди, то сзади. Мы показали воспитанникам, как нужно правильно выполнять упражнения, где держать руки.  Руки нужно держать свободно (на поясе, согнутыми в локтях), а мяч крепко зажимать коленями ног. Николай А., Семен А., Дмитрий Д., Георгий С. сначала прыгали очень медленно, неуверенно, но постепенно все стали прыгать быстро, помогая себе руками (отталкиваясь в воздухе). 

Подвижная игра «Встречная эстафета» направлена на развитие динамической силы. Построив детей в две колонны, мы разделили их пополам и поставили напротив скамеек. По сигналу воспитателя, игроки каждой команд должны начать встречное движение по скамейке. В центре скамейки, дошкольники должны были обойти друг друга, так, чтобы никто не упал. Иван К., Арсений П. не знали как обойти друг друга, долго давали детям указания; Ника И. и Анна И., обняв друг друга быстро поменялись местами и продолжили движение. Максим П. и Степан С. стали толкаться и в результате оба упали, потом поднялись и поменялись местами.

На третьем этапе мы совершенствовали статическое и динамическое равновесие в действиях с предметами. В игре «Передвижение с досками» мы развивали умение передвигать скамейку, стоя на другой, динамическое и статическое равновесие, ловкость и быстроту движения. В зале мы двумя линиями ограничили расстояние в три метра и разделив детей на две команды предложили им задание. Каждая команда получала по две широкие доски 30 см шириной и 2 метра длиной. По нашему сигналу нужно было встать на правую доску всей команде, затем руками подвинуть левую доску и всем перейти на нее. После этого, подвинуть правую доску и так же перейти на нее. Нельзя было наступать на пол и двигать лоску ногами, только руками. Ника И., Анна И., Екатерина К., Костя М. и Дарья Т. действовали согласованно, они двигали доску руками вперед, ате кто стоял первыми передвигали еще дальше.

Подвижная игра «Змейка» была направлена на развитие умения управлять своими движениями в соответствии с действиями товарищей; совершенствовали равновесие в умение проходить между предметами. В этой игре дошкольникам нужно было взявшись за руки, командой пройти между предметами, не задев их. Побеждала та команда, которая не сбила ни одной кегли.  Команда Ильи А., Ярослава А., Ники И., Анны И., Екатерины К. разрывала руки, дошкольники сбивали все кегли. Но постепенно они стали согласовывать свои действиями, управлять своими движениями.

По результатам формирующей работы можно сделать вывод о том, что дошкольники стали быстрее восстанавливать устойчивое положение тела после движений.   Выполняя упражнения на ограниченной опоре, дети стали сохранять устойчивое положение, их движения стали более координированными, точными. Многие испытуемые при перестроении движений, сохраняли устойчивость, не падали, не придерживались руками.  

Об эффективности проведенной нами работы по развитию силы у детей 5-6 лет  в подвижных играх можно судить на основе результатов контрольного этапа эксперимента, который представлен в параграфе 2.3.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.