Развитие силы у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. 

Н. А. Бернштейн [6] отмечал, что процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т. д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие и выносливые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей – это важный компонент состояния здоровья.

Физические качества Б. А. Ашмарин [5] рассматривает как определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.

В энциклопедическом словаре юного спортсмена [62] физические качества  определяются как  стороны двигательных способностей человека – сила, выносливость и быстрота отражают скоростные возможности, а гибкость и ловкость характеризуют координационные возможности человека.

Для развития силы необходимо развитие других физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Рассмотрим выделенные физические качества более подробно.

Е. Н. Вавилова [9] дает следующее определение ловкости – это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь необходимо учитывать время  для овладения сложными движениями и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.

Н. А. Бернштейн [9] выделяет два разряда ловкости: 1) телесная ловкость, 2) ручная (предметная) ловкость.

Быстрота – это способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Б. А. Ашмарин [5] определяет быстроту как способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

По мнению Л. П. Матвеева [35] быстрота представляет собой способность человека осуществлять действия с определенной скоростью. Быстрота проявляется в разных формах, основной из которых является быстрота реакции на сигнал к действиям или их смене. Э. Я. Степаненкова [50], В. М. Зациорский [21] характеризуют данную форму как:  латентное время двигательной реакции: скорость одиночного движения;  способность увеличивать в короткое время темп движения по сигналу или в игровой обстановке; частота циклических движений.

По мнению В. П. Губы и  А. А. Солонкина [15] для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения). Наблюдения за играющими детьми показывают, что они часто и охотно выполняют быстрые движения.

Гибкость – это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Л. С. Дворкин [18] отмечает, что гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок развития движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний – разгибаний и других движений. Е. Н. Захаров [20] предлагает определять  гибкость по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах.

Р. Е. Мотылянская [37] в своих работах определяет выносливость как  способность организма совершать продолжительную мышечную работу мощностью от 60 до 80-90% от максимальной, благодаря преодолению трудностей. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (от 50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени.

По мнению В. М. Зациорского [21], выносливость человека во мно­гом определяется свойствами и деятельностью центральной нерв­ной системы (ЦНС).

Н. Г. Озолин [41] выделяет следующие виды выносливости: скоростная (умение противостоять утомлению в движении); силовая (проявляется при длительном выполнении упражнений с предметами); выносливость к статическим условиям (способность длительно выполнять одну и ту же работу без снижения ее интенсивности).

В дошкольном возрасте, по данным исследований В. И. Добрейцер [17], наблюдаются довольно значительные колебания в развитии выносливости, а также в уровне физической работоспособности и подготовленности не только у детей разного возраста, но в пределах одной группы.

Особого внимания в рамках нашего исследования заслуживает такое физическое качество как сила, которая необходима человеку для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.

Л. П. Матвеев [35] характеризует силу как любую способность человека напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивая тем самым эффект действия (вопреки препятствующим силам тяжести, инерции, сопротивления внешней среды и т. п.).

По мнению Г. Г. Попова [46] сила является одним  из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания. Сила, проявляемая в движении, т. е. в динамическом режиме называется динамической силой.

При педагогической характеристике силовых качеств человека Е. П. Ильин [23] выделяет следующие разновидности:

-максимальная изометрическая (статическая сила) – показатель силы, проявляемой при удержании в течении определённого времени предельных отягощений;

-медленная динамическая (сжимовая сила) –  проявляется во время перемещения предметов большой массы, когда скорость перемещения практически не имеет значения;

-скоростная динамическая сила – характеризуется способностью человека к перемещениям в ограниченное время больших отягощений с ускорением ниже максимального;

-«взрывная» сила – способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время.  В этом случае сила и быстрота движений сочетаются, т.е. ступают как интегральное специфическое качество.

В зависимости от условий, характера и величины проявления мышечной силы Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др. [5] различают несколько разновидностей силовых качеств: абсолютная и относительная сила.

Б. А. Ашмарин [5] определяет абсолютную силу – как предельное, максимальное усилие, которое спортсмен может развить в динамическом или статическом режиме. В исследованиях ученого [5] отмечено, что проявления абсолютной силы в динамическом режиме является поднимание штанги или приседание со штангой предельного веса. В статическом режиме абсолютная сила может быть проявлена, когда максимальное усилие прилагается к неподвижному объекту («выжимание» неподвижно закрепленной штанги).

Относительная сила, как отмечает Ю. А. Виноградов [5] это величина силы, приходящаяся на один килограмм веса спортсмена. Этот показатель применяется в основном для того, чтобы объективно сравнить силовую подготовленность различных спортсменов.

В. И. Добрейцер [17] отмечает, что проявление физической силы обусловливается интенсивно­стью и концентрированием нервных процессов, регулирующих де­ятельность мышечного аппарата. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

Ю. И. Данько [16] отмечает, что мышечная система у ребенка раннего возраста развита недоста­точно, мышечная масса у него составляет около
25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и со­кратительная способность мышечной ткани. Под воздействием фи­зических упражнений происходит увеличение силы мышц. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работо­способность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5-4 килограмм в млад­шем дошкольном возрасте до 13-15 килограмм к 7 годам.

С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек.               Е. Леви-Гориневская [31] говорит о значительном увеличении  становой силы, т.е. силы мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32-34 кг.

Статическое состояние мышц называется мышечным то­нусом. Исследователи М. В. Антропова и М. М. Кольцова [36] отмечают, что  в первые месяцы жизни, у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннем возрасте мышечный тонус уменьшается под воздействием гимнастики и массажа.

М. М. Кольцова [36]  считает, что мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое зна­чение для формирования правильной осанки; он создает естественный «мышечный корсет». К старшему дошкольному возрасту у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является ре­зультатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физичес­ких упражнений.

Ю. И. Данько [16] отмечает, что к старшему дошкольному возрасту увеличивается подвижность силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения центральной нервной сиситемы, а также функциональная зрелость мышечной системы, что обеспечивает значительное повышение уровня развития скоростно-силовых качеств. Скрытый период двигательной реакции с возрастом укорачивается, время реакции руки меньше, чем время реакции ноги. По-мнению ученого [16] в данном возрасте упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга.

В старшем дошкольном возрасте с точки зрения В. И. Добрейцера [16], детям не всегда удается мобилизовать мышечные усилия в нужный момент, поэтому результаты проявления чистого качества силы при выполнении движений сложны даже для детей этого возраста. Значительно успешнее дети выполняют задания, которые дают возможность комплексного проявления работы нескольких мышечных групп.  Развитие силы и выносливости обеспечивает повышение уровня физической работоспособности.

Таким образом, сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает преодоление механических и биомеханических препятствий и придание ускорения массе тела с различными снарядами. От уровня развития силы в значительной степени зависит развитие других физических качеств. Сформированные физические качества позволяют экономить физические силы. Развитие силы необходимо для совершенствования двигательной активности ребенка.

 

1.2 Условия развития силы у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

В старшем дошкольном возрасте, как отмечает М. Ю. Кистяковская,  [17] происходит бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции его тела.

На протяжении первых семи лет у воспитанников, по мнению                    В. П. Губа, А. А. Солонкина [15], растет уровень физической подготовленности, создаются прочные психологические и физиологические основания для повышения их работоспособности путем целенаправленного развития двигательных качеств.

Э. С. Вильчковский [11] говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Ученый [11] отмечает, что в этот период организм ребенка готов к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. По мнению В. П. Губы, А. А. Солонкина [15], без развития физических качеств, дошкольники не могут действовать экономично, целесообразно, не могут полностью проявить имеющийся резерв возможностей организма. Физические качества дошкольников, в том числе силу можно развивать в различных формах организации физического воспитания.

Формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации достаточно разнообразны. Они представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Н. Н. Кожухова [27]  к ним относит следующие:

1. Физкультурные занятия. Образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе).

2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия).

3. Активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья и каникулы, туризм).

4. Самостоятельная двигательная деятельность.

Основной формой организации физического воспитания дошкольников Э. Я. Степаненкова [50], Л. И. Пензулаева [44], В. Г. Фролов [56] и др. считают физкультурные занятия. С их точки зрения эта форма работы является ведущей при формировании правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Э. Я. Сепаненкова [50] отмечает, что физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности.

В. Н. Шебеко [61] доказала, что на физкультурных занятиях дети приучаются выполнять движения одновременно всей группой, организуясь различными способами, что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнить предложенные задания.

Утренняя гимнастика является первым организационным моментом в режиме дня дошкольной образовательной организации. Ежедневное выполнение утренней гимнастики вырабатывает у детей привычку к двигательной активности. В. Г. Алямовская [3] говорит о том, что со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников. Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени. Упражнения в утренней гимнастике способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. Л. Л. Артамонова [4] считает, что при выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения, так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.

Физкультурный досуг в отличие от праздника проводится 1-2 раза в месяц и способствует развитию крупных мышечных групп и силовых качеств. Л. Д. Глазырина  [13] рекомендует в содержание досуга включать знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении.

Развивать силу можно также в подвижных и спортивных играх.                   П. Ф. Лесгафт [32] рассматривал подвижные игры как одно из действенных средств физического образования и воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в основных видах движения, у него активизируется дыхание, кровообращение и обменные процессы, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Л. И. Пензулаева [44] отмечает, что для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию силы.

Э. Й. Адашкявичене [2] указывает, что спортивные игры способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают физические качества (быстроту, силу, выносливость, и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функцию равновесия.

Таким образом, дети 5-6 лет отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие проявления скорости, силы и гибкости. К основным условиям развития силы в дошкольной образовательной организации можно отнести использование таких видов деятельности, в которых применяются упражнения, обеспечивающие кратковременные скоростно-силовые нагрузки. К ним прежде всего относят  физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья и каникулы, туризм, самостоятельную двигательную деятельность. Физические упражнения как средство развития силы у детей в дошкольной образовательной организации рассмотрим в параграфе 1.3.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.