РАЗВИТИЕ СИЛЫ У ДЕТЕЙ  5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

РАЗВИТИЕ СИЛЫ У ДЕТЕЙ  5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

 

    Руководитель                                  ________       Л. Л. Ильина

                                                                             подпись, дата            инициалы, фамилия

 

 

    Студент ____________________ ________           

                              номер группы, зачетной книжки подпись, дата            инициалы, фамилия

 

 

Чебоксары 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ..............................9

1.1  Развитие силы у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема .....................................................................................9

1.2  Условия развития силы у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.......................................................13

1.3 Подвижные игры как средство развития силы у детей старшего дошкольного возраста...........................................................................................16

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА  ПО  РАЗВИТИЮ СИЛЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ...................................................................................................................20

2.1 Выявление уровня сформированности силы у детей 5-6 лет...........................................................................................................................20

2.2 Содержание работы по развитию силы у детей 5-6 лет в подвижных играх........................................................................................................................26

2.3 Результаты экспериментальной работы.........................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................38

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. На данном возрастном этапе закладывается и укрепляется фундамент здоровья, который создает условия для активного, направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, как отмечает Б. А. Ашмарин [5], составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Следовательно, правильно организованное педагогическое воздействие по целенаправленному формированию и совершенствованию физических качеств оказывает положительное влияние на здоровье ребёнка, на работоспособность организма, умственное развитие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости приобретения ребенком опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия [54].

По-мнению  В. Г. Алямовской  [3], чем активнее вовлечен ребенок в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Ж. К. Холодов [58] под физическими (двигательными) качествами называет отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий : сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость.

Многие исследователи занимались вопросами, связанными с изучением физических качеств у детей дошкольного возраста. Теоретические основы развития физических качеств у дошкольников представлены в трудах      В. Н. Занефского,  З. И. Кузнецовой,  П. Ф. Лесгафта, М. Х. Спаевой и др. Е. Н. Вавилова, Л. В. Волков, Э. С. Вильчковский В. М. Зациорский,                   М. Ю. Кистяковская, А. В. Коробков, Н. А. Ноткина, В. Г. Фролов и др. выделили особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста, разработали содержание и методы их развития.

Сила по-мнению Л. П. Матвеева [35] является одним из важнейших физических качеств человека, это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Силу дети начинают проявлять в раннем возрасте при удерживании головы, ползании, овладении ходьбой. Развитие силы является необходимым условием нормального функционирования организма ребенка. Развитие данного качества расширяет диапазон двигательных возможностей детей.

Физические качества представляют собой проявления двигательных возможностей че­ловека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обу­чения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Н. В. Полтавцева [45] отмечает, что поиск новых путей решения проблемы развития силы у дошкольников связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования данного процесса. В разработке содержания и методики разных форм организации физического воспитания важную роль сыграли работы Л. В. Артамоновой, Е. Н. Вавиловой, М. М. Конторович,                   Л. И. Михайловой, Н. А. Ноткиной, Т. И. Осокиной, Н. В. Полтавцевой, Э. Я. Степаненковой, Е. А. Тимофеевой, В. Г. Фролова, Г. П. Юрко и др.

Вопросы использования подвижных игр для развития силы разрабатывали Е. Н. Водовозова, В. В. Гориневский, А. В. Кенеман,                 П. Ф. Лесгафт,  Л. А. Лялина, Т. И. Осокина, и др. Они доказали, что подвижная игра оказывает укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения, способствует развитию силы.

Т. И. Осокина [52] доказала, что  характерной особенностью подвижных игр является комплексность воздействия на организм и на все физические качества. Игры, построенные на движениях, требующие большой затраты энергии, усиливают обмен веществ в организме, способствуют развитию силы.

Таким образом, основываясь на анализе теоретических источников, нами установлено противоречие между объективной потребностью в развитии силы у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх, и уровнем практической разработанности данной проблемы. Выявленное противоречие обуславливает постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх?

Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх.

Объект исследования: процесс развития силы у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх.

Гипотеза: эффективность процесса развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх повысится при следующих условиях:

- использовании упражнений, вызывающие кратковременные скоростно-силовые напряжения (бег, метание, прыжки, лазание);

- –использовании в играх движений повышенной сложности, содержащие элемент новизны;

- –включение в игры спортивного инвентаря и оборудования (мячи, гимнастическая стенка, обручи, лыжи и др.).

Задачи исследования:

1.  Проанализировать современное состояние проблемы развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх повысится при следующих условиях

2. Обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх повысится при следующих условиях.

Теоретическую основу исследования составляют: учение                      И. П. Павлова и И. М. Сеченова о естественно - научных основах развития организма человека; исследования по проблеме развития физических качеств дошкольников (В. Н. Занефский, З. И. Кузнецова, М. Х. Спаева и др.); исследования по проблеме физической подготовленности дошкольников (Н. Лескова, Л. Ноткина); исследования по развитию силы у детей дошкольного возраста в физических упражнениях Л. В. Артамоновой,   Е. Н. Вавиловой, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой, Н. А. Ноткиной, Т. И.Осокиной, Н. В. Полтавцевой, В. Г. Фролова,    Г. П. Юрко и др.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; метод количественного и качественного анализа полученных данных.

Практическая значимость: апробированное содержание работы может быть использовано в практике дошкольных образовательных организаций в решении задач развития физических качеств дошкольников.

Организация исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 180 «Журавлик» г. Чебоксары Чувашской Республики.  В исследовании приняло участие 44 ребенка, в возрасте 5-6 лет, педагоги, инструктор по физической культуре.                            

Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

Содержание работы по развитию равновесия у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

С целью развития силы у детей 5-6 лет  нами была разработана программа эксперимента с использованием подвижных игр.

Работа проводилась с детьми экспериментальной группы. В ней приняли участие 22 ребенка в возрасте 5 - 6 лет, воспитатель.

При построении программы, направленной на развитие равновесия у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на следующие принципы.

1. Принцип доступности и индивидуализации (предполагает, что, опираясь на умственные и физические способности, соответствующие данному возрасту, ребенок успешно справляется с программным материалом; педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным возможностям организма ребенка).

2. Принцип систематичности и последовательности (проведение подвижных игр для развития равновесия осуществлялось систематично, от простого к сложному).

3. Принцип повторения двигательных навыков (в результате многократных повторений упражнений, образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы).

4. Принцип наглядности (выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия, использовании инвентаря и оборудования, что развивает интерес к физическим упражнениям, оптимизирует процесс формирования двигательных умений и навыков).

5. Принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности игр, что обеспечивает повышение тренированности и улучшает физическую подготовленность ребенка).

6. Принцип постепенного повышения нагрузки (выражается в поступательном характере нагрузки в подвижных играх, от малой степени подвижности до высокой).

- Разрабатывая программу мероприятий по развитию равновесия у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх, мы опирались на следующие положения: использовании упражнений, вызывающие кратковременные скоростно-силовые напряжения (бег, метание, прыжки, лазание); использовании в играх движений повышенной сложности, содержащие элемент новизны; включение в игры спортивного инвентаря и оборудования (мячи, гимнастическая стенка, обручи, лыжи и др.).

Содержание работы с дошкольниками представлено в приложении Д. Реализация программы осуществлялось в три этапа: подготовительный;   основной; заключительный. Рассмотрим их более подробно.

На подготовительном этапе мы составили план работы по развитию силы  у детей старшего дошкольного возраста, подобрали подвижные игры. На этом этапе мы провели такие подвижные игры как «Сильный удар», «Передай мяч», «Прыгни - присядь». В подвижной игре «Сильный удар» основной целью стало развитие умения дете1 подпрыгивать на месте, как можно выше, стараясь ударить по мячу, подвешенному на 25 см выше роста детей. Мы развивали силу при приземлении на обе ноги. В спортивном зале мы подвесили мяч, на высоте 25 см от головы ребенка. Предлагали детям подпрыгнуть как можно выше и ударить по мячу, так, чтобы он отклонился в другую сторону. Показывая способ действия, мы обращали внимание на то, что приземляться нужно на обе ноги, сохраняя равновесие. Иван К. и Арсений П. подпрыгивали очень высоко и сильно ударяли по мячу, но после этого падали на пол. Многие дошкольники не сохраняли устойчивое положение после прыжка. Анна И. и Екатерина К. прыгали отталкиваясь одной ногой, удар у них получался слабый, приземляясь девочки падали на колени. Мы заметили, что дошкольники не могут управлять движениями в суставах, вследствие чего теряли равновесие. Так, Максим П. и Степан С. прыгали очень высоко, стараясь как можно сильнее ударить по мячу, но приземление их было неустойчивое. Мы обратили внимание детей на то, что при приземлении ноги надо ставить широко, можно балансировать руками. Подсчет очков велся только в том случае, если ребенок приземлялся на обе ноги, после этого воспитанники стали обращать внимание на правильное приземление.

В подвижной игре «Передай мяч» основной целью развитие способности выполнять действия с мячом в определенном ритме, способность управлять двигательной реакцией и сохранять. Все участники вставали в круг, и с противоположных сторон начинали передавать мяч. В этой игре нужно было как можно быстрее передать мяч, не уронив его, у того игрока у кого в руках оказывалось два мяча, выбывал из игры. Георгий С. и Тимофей Я. уверенно брали мяч двумя руками и передавали их соседу, при этом они сохраняли устойчивое положение тела. Ника И. и Анна И. отклонялись в сторону, покачивались на одной ноге. Елизавета Ф. теряли мяч, роняла его или не точно передавала в руки своему соседу. Не все дошкольники могли сохранить устойчивое положение тела в сочетании с другими видами деятельности. Использование мяча создавала дополнительные сложности для детей, элемент новизны в этом упражнении позволял развивать устойчивое положение тела. Алексей С. и Роман К. поворачивались в разные стороны, не могли длительное время стоять на одном месте. Воспитанники отвлекались при передаче мяча, вследствие чего возникала пауза и дети не успевали передавать мяч.

На основном этапе мы развивали умение перемещаться в пространстве, динамическое равновесие, сохраняя равновесие; развивали силу в играх  с предметами и на предметах. В ходе данного этапа мы провели такие подвижные игры как «Кто дальше проскользит», «Канатоходец», «Ловля обезьян», «Пираты и моряки», «Кенгуру», «Лягушки и цапля», «Встречная эстафета». В игре «Кто дальше проскользит» мы развивали умение передвигаться на лыжах без палок двухшажным способом, равновесие в передвижении на лыжах. На спортивной площадке мы проложили две параллельные лыжни и разделив детей на две команды предложили им проехать двухшажным способом по очереди всю дистанцию. Выигрывала та команда, которая сделает меньшее количество шагов, т.е. проскользит больше на одной ноге. Мы показали воспитанникам, как лучше ехать на лыжах, как держать руки. Иван К., Арсений П., Елизавета Ф. делали частые шаги, балансировали руками, падали, не могли сохранить равновесие в движении. Илья А., Ярослав А. делали редкие, уверенные шаги, руки были согнуты ы локтях. 

Подвижная игра «Канатоходец» развивать умение передвигаться по одной линии, не сходя с нее с открытыми глазами, развитие силы  в передвижении по ограниченной площади. Мы предложили детям поиграть в цирк и разучить новый номер «Канатоходец». Начертив на полу линию мелом мы предложили детям пройти по ней, ставя одну ногу, а к ней приставляя пяткой другую. Алексей С., Анастасия А., Роман К. передвигались очень медленно, раскачивая руками.

Упражнение на уменьшенной площади опоры с предметом в руках вызвало сложность у детей. Так, Тимофей Я., Дарья Ш., Софья С. смотрели все время под ноги, чтобы не сойти с линии, а про ложку с мячом забывали, вследствие чего ложка наклонялась и мяч падал. Мы показали воспитанникам как нужно правильно ходить с ложкой, ее нужно было держать перед собой, в одном положении. Именно в этой игре мы развивали у детей согласованные движения рук и ног, что необходимо для развития равновесия. У Ивана К. и Арсения П. было много лишних движений, например, они раскачивались в разные стороны, поправляли мяч рукой, хотя это было запрещено правилами, сильно размахивали свободной рукой.

В подвижной игре «Ловля обезьян» мы развивали перекрестную координацию, динамическое равновесие в лазании по гимнастической стенке. Две группы дошкольников – ловцы и обезьяны размещались на площадке, при чем обезьяны на гимнастической стенке, а ловцы старались заманить к себе, оказывали на земле разные движения. После того как ловцы уходили, обезьяны спускались и повторяли движения ловцов. В это время воспитатель давал сигнал «ловцы» и они догоняли обезьян. Объясняя правила игры, мы обратили внимание на то, что нельзя ловить тех обезьян, которые успели влезть на гимнастическую стенку. Мы показали детям как нужно залезать на гимнастическую стенку – двумя руками и ногами, сначала правая рука, затем левая нога, потом левая рука и правая нога. Максим П., Степан С., Алексей С. залезали быстро, но не могли сохранить равновесие. Ярослав А., Ника И., Анна И., Екатерина К. по сигналу «ловцы» начинали бегать в разные стороны, не могли перестроить свои движения, им было трудно сориентироваться в пространстве.  

В игре «Кенгуру» мы развивали умение сохранять устойчивое положение тела при различных движениях рук и ног. Мы предлагали дошкольникам зажав мяч между коленами прыжками преодолеть дистанцию. Иван К., Арсений П. и Елизавета Ф.  теряли мяч, он выпадал у них, они не могли его крепко зажать ногами. Илья А., Ярослав А. поддерживали мяч двумя руками, то впереди, то сзади. Мы показали воспитанникам, как нужно правильно выполнять упражнения, где держать руки.  Руки нужно держать свободно (на поясе, согнутыми в локтях), а мяч крепко зажимать коленями ног. Николай А., Семен А., Дмитрий Д., Георгий С. сначала прыгали очень медленно, неуверенно, но постепенно все стали прыгать быстро, помогая себе руками (отталкиваясь в воздухе). 

Подвижная игра «Встречная эстафета» направлена на развитие динамической силы. Построив детей в две колонны, мы разделили их пополам и поставили напротив скамеек. По сигналу воспитателя, игроки каждой команд должны начать встречное движение по скамейке. В центре скамейки, дошкольники должны были обойти друг друга, так, чтобы никто не упал. Иван К., Арсений П. не знали как обойти друг друга, долго давали детям указания; Ника И. и Анна И., обняв друг друга быстро поменялись местами и продолжили движение. Максим П. и Степан С. стали толкаться и в результате оба упали, потом поднялись и поменялись местами.

На третьем этапе мы совершенствовали статическое и динамическое равновесие в действиях с предметами. В игре «Передвижение с досками» мы развивали умение передвигать скамейку, стоя на другой, динамическое и статическое равновесие, ловкость и быстроту движения. В зале мы двумя линиями ограничили расстояние в три метра и разделив детей на две команды предложили им задание. Каждая команда получала по две широкие доски 30 см шириной и 2 метра длиной. По нашему сигналу нужно было встать на правую доску всей команде, затем руками подвинуть левую доску и всем перейти на нее. После этого, подвинуть правую доску и так же перейти на нее. Нельзя было наступать на пол и двигать лоску ногами, только руками. Ника И., Анна И., Екатерина К., Костя М. и Дарья Т. действовали согласованно, они двигали доску руками вперед, ате кто стоял первыми передвигали еще дальше.

Подвижная игра «Змейка» была направлена на развитие умения управлять своими движениями в соответствии с действиями товарищей; совершенствовали равновесие в умение проходить между предметами. В этой игре дошкольникам нужно было взявшись за руки, командой пройти между предметами, не задев их. Побеждала та команда, которая не сбила ни одной кегли.  Команда Ильи А., Ярослава А., Ники И., Анны И., Екатерины К. разрывала руки, дошкольники сбивали все кегли. Но постепенно они стали согласовывать свои действиями, управлять своими движениями.

По результатам формирующей работы можно сделать вывод о том, что дошкольники стали быстрее восстанавливать устойчивое положение тела после движений.   Выполняя упражнения на ограниченной опоре, дети стали сохранять устойчивое положение, их движения стали более координированными, точными. Многие испытуемые при перестроении движений, сохраняли устойчивость, не падали, не придерживались руками.  

Об эффективности проведенной нами работы по развитию силы у детей 5-6 лет  в подвижных играх можно судить на основе результатов контрольного этапа эксперимента, который представлен в параграфе 2.3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование по проблеме развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх позволило сделать следующие выводы.

Сила является важнейшим физически качеством человека, которое проявляется  в способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Развитие данного качества расширяет диапазон двигательных возможностей ребенка и является условием нормального функционирования организма. К старшему дошкольному возрасту увеличивается функциональная зрелость мышечной системы, что обеспечивает возможность повышения уровня развития силовых качеств. В условиях специально организованного обучения, можно достичь значительных успехов в развитии силы у  детей старшего дошкольного возраста.

Апробация педагогических условий, повышающих эффективность процесса развития силы у детей старшего дошкольного возраста в физических упражнениях, осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад № 180 «Журавлик» г. Чебоксары Чувашской Республики поэтапно.

По результатам констатирующего этапа эксперимента мы можем сделать вывод о недостаточном уровне развития силы у детей старшего дошкольного возраста. Нами  были  выявлены следующие особенности развития силы у детей 5-6 лет. Воспитанник не могли проявлять силу в движении, у них не развита способность к энергичному отталкиванию в скоростном беге. У дошкольников наблюдались трудности с перемещением в ограниченное время с ускорением. Испытуемые не могли проявить мышечные усилия и противодействовать внешнему сопротивлению.

На формирующем этапе педагогического эксперимента была проведена работа по развитию силы у детей 5- лет  в подвижных играх. Экспериментальная работа доказала, что организация целенаправленной и систематической воспитательно-образовательной работы с использованием спортивных игр, игр-эстафет обеспечивает условия для развития силы  у детей 5-6 лет. При разработке программы мы использовали комплекс методов и приемов для развития силы  (игровой, соревновательный, наглядный, словесный, практический), инвентарь и оборудование различной формы, массы, объема и фактуры. Разрабатывая программу мероприятий по развитию силы  у детей 5-6 лет, мы опирались на следующие положения: использование упражнений, вызывающих кратковременные скоростно-силовые напряжения (бег, метание, прыжки, лазание) позволяет дозировать нагрузку, самостоятельно определять темп движения; использование подвижных  игр способствуют развитию динамической и статической силы; использование спортивного инвентаря и оборудования для развития силы побуждает детей многократно делать одни и те же движения.  Работа строилась с учетом принципа возрастных особенностей детей, индивидуализации, наглядности, доступности, непрерывности, постепенного повышения нагрузки. Проведение формирующей работы показало, что постепенное повышение физических нагрузок способствует развитию силы у детей старшего дошкольного возраста.

Контрольный этап выявил значительную динамику развития силы у детей старшего дошкольного возраста  в экспериментальной группе. Дошкольники стали проявлять мышечные усилия в беге на короткие дистанции. Диагностика статической силы показала, что испытуемые удерживают в руках долгое время набивной мяч. 

Полученные данные подтверждают эффективность проделанной работы и правильность выдвинутой гипотезы.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

РАЗВИТИЕ СИЛЫ У ДЕТЕЙ  5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

 

    Руководитель                                  ________       Л. Л. Ильина

                                                                             подпись, дата            инициалы, фамилия

 

 

    Студент ____________________ ________           

                              номер группы, зачетной книжки подпись, дата            инициалы, фамилия

 

 

Чебоксары 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ..............................9

1.1  Развитие силы у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема .....................................................................................9

1.2  Условия развития силы у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.......................................................13

1.3 Подвижные игры как средство развития силы у детей старшего дошкольного возраста...........................................................................................16

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА  ПО  РАЗВИТИЮ СИЛЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ...................................................................................................................20

2.1 Выявление уровня сформированности силы у детей 5-6 лет...........................................................................................................................20

2.2 Содержание работы по развитию силы у детей 5-6 лет в подвижных играх........................................................................................................................26

2.3 Результаты экспериментальной работы.........................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................38

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. На данном возрастном этапе закладывается и укрепляется фундамент здоровья, который создает условия для активного, направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, как отмечает Б. А. Ашмарин [5], составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Следовательно, правильно организованное педагогическое воздействие по целенаправленному формированию и совершенствованию физических качеств оказывает положительное влияние на здоровье ребёнка, на работоспособность организма, умственное развитие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости приобретения ребенком опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия [54].

По-мнению  В. Г. Алямовской  [3], чем активнее вовлечен ребенок в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Ж. К. Холодов [58] под физическими (двигательными) качествами называет отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий : сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость.

Многие исследователи занимались вопросами, связанными с изучением физических качеств у детей дошкольного возраста. Теоретические основы развития физических качеств у дошкольников представлены в трудах      В. Н. Занефского,  З. И. Кузнецовой,  П. Ф. Лесгафта, М. Х. Спаевой и др. Е. Н. Вавилова, Л. В. Волков, Э. С. Вильчковский В. М. Зациорский,                   М. Ю. Кистяковская, А. В. Коробков, Н. А. Ноткина, В. Г. Фролов и др. выделили особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста, разработали содержание и методы их развития.

Сила по-мнению Л. П. Матвеева [35] является одним из важнейших физических качеств человека, это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Силу дети начинают проявлять в раннем возрасте при удерживании головы, ползании, овладении ходьбой. Развитие силы является необходимым условием нормального функционирования организма ребенка. Развитие данного качества расширяет диапазон двигательных возможностей детей.

Физические качества представляют собой проявления двигательных возможностей че­ловека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обу­чения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Н. В. Полтавцева [45] отмечает, что поиск новых путей решения проблемы развития силы у дошкольников связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования данного процесса. В разработке содержания и методики разных форм организации физического воспитания важную роль сыграли работы Л. В. Артамоновой, Е. Н. Вавиловой, М. М. Конторович,                   Л. И. Михайловой, Н. А. Ноткиной, Т. И. Осокиной, Н. В. Полтавцевой, Э. Я. Степаненковой, Е. А. Тимофеевой, В. Г. Фролова, Г. П. Юрко и др.

Вопросы использования подвижных игр для развития силы разрабатывали Е. Н. Водовозова, В. В. Гориневский, А. В. Кенеман,                 П. Ф. Лесгафт,  Л. А. Лялина, Т. И. Осокина, и др. Они доказали, что подвижная игра оказывает укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения, способствует развитию силы.

Т. И. Осокина [52] доказала, что  характерной особенностью подвижных игр является комплексность воздействия на организм и на все физические качества. Игры, построенные на движениях, требующие большой затраты энергии, усиливают обмен веществ в организме, способствуют развитию силы.

Таким образом, основываясь на анализе теоретических источников, нами установлено противоречие между объективной потребностью в развитии силы у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх, и уровнем практической разработанности данной проблемы. Выявленное противоречие обуславливает постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх?

Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх.

Объект исследования: процесс развития силы у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх.

Гипотеза: эффективность процесса развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх повысится при следующих условиях:

- использовании упражнений, вызывающие кратковременные скоростно-силовые напряжения (бег, метание, прыжки, лазание);

- –использовании в играх движений повышенной сложности, содержащие элемент новизны;

- –включение в игры спортивного инвентаря и оборудования (мячи, гимнастическая стенка, обручи, лыжи и др.).

Задачи исследования:

1.  Проанализировать современное состояние проблемы развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх повысится при следующих условиях

2. Обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития силы у детей 5-6 лет в подвижных играх повысится при следующих условиях.

Теоретическую основу исследования составляют: учение                      И. П. Павлова и И. М. Сеченова о естественно - научных основах развития организма человека; исследования по проблеме развития физических качеств дошкольников (В. Н. Занефский, З. И. Кузнецова, М. Х. Спаева и др.); исследования по проблеме физической подготовленности дошкольников (Н. Лескова, Л. Ноткина); исследования по развитию силы у детей дошкольного возраста в физических упражнениях Л. В. Артамоновой,   Е. Н. Вавиловой, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой, Н. А. Ноткиной, Т. И.Осокиной, Н. В. Полтавцевой, В. Г. Фролова,    Г. П. Юрко и др.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; метод количественного и качественного анализа полученных данных.

Практическая значимость: апробированное содержание работы может быть использовано в практике дошкольных образовательных организаций в решении задач развития физических качеств дошкольников.

Организация исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 180 «Журавлик» г. Чебоксары Чувашской Республики.  В исследовании приняло участие 44 ребенка, в возрасте 5-6 лет, педагоги, инструктор по физической культуре.                            

Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.