Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016-2018 года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Денежно-кредитная политика влияет на экономику через процентные ставки, главным ее параметром считается ключевая ставка Банка России. По причине расчисленного во времени характера воздействия денежно-кредитной политики на экономику Банк России при принятии заключений исходит из прогноза формирования экономики и оценки рисков для свершения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а кроме того предусматривает вероятные опасности с целью стабильности экономического роста и для финансовой устойчивости.

Банк России выполняет интенсивную информационную политику, объясняя причины и прогнозируемые итоги собственных заключений в сфере денежно-кредитной политики, понимание которых широкой общественностью имеет огромную роль с целью увеличения действенности граней Банка России. [22]

Анализ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на период 2016-2018 гг. позволяет констатировать, что Банк России начал отдавать больше интереса координации денежно-кредитной политики с другими направлениями экономической политики, в первую очередь, бюджетно-налоговой политикой, а кроме того со структурной политикой в части обоснования потребностей замены модели экономического развития России по сравнению с основными направлениями денежно-кредитной политики на 2016 г. и период 2017 и 2018 гг.

Предоставление значительного уровня координации действий Банка России и Правительства РФ в осуществлении экономической политики обязано гарантировать результат установленной цели в рамках денежно-кредитной политики.

Как благоприятный фактор информационной открытости деятельности Банка России в области развития и осуществления денежно-кредитной политики можно отметить и выделить ясно прописанный ее трансмиссионный механизм, процентный и кредитный каналы, а также канал инфляционных ожиданий. [16]

Банк России предполагает собой общую единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, что означает применение принципа централизации деятельности высшим органом Банка России и считается регулярно функционирующим коллегиальным органом, которым является совет директоров, исполняющий руководство и управление банком. [2]

Основными каналами влияния денежно-кредитной политики на экономику являются процентные ставки, что наглядно представлено на рис. 2.2.

Ключевая ставка Банка России
Ожидания
Ставки денежного рынка
Денежные агрегаты
Цены активов
Ставки банков
Валютный курс
Формирование зарплат и цен
Спрос и предложение на рынках товаров и труда
Внутренние цены
Цены импорта
Инфляция
Факторы вне прямого действия ДКП
Бюджетная политика
Внешние рынки и цены
Внешние финансовые условия
Предпочтения и настроения субъектов экономики

 


Рисунок 2.2. Процесс влияния процентных ставок на денежно кредитную политику.

Источник: составлено автором на основании источника [22]

В Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016–2018 гг. числится, что воплощаемый Банком России режим таргетирования инфляции базируется на управлении внутренним спросом: меняя ключевую ставку Банк России влияет на краткосрочные ставки денежного рынка, а посредством их — на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики. Увеличение процентных ставок при других одинаковых обстоятельствах побуждает накопления, ослабляет кредитную активность, сдерживая данным образом спрос на товары и услуги и ограничивая инфляционное давление.

Подобным способом, осуществление «в меру» жесткой денежно-кредитной политики сдерживает экономическую активность и в окончательном счете мешает восстановлению экономического роста. В Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016–2018 гг. числится, что уровень ключевой ставки складывался с учетом цели поочередного уменьшения инфляции, но без излишнего охлаждения экономики. При всем этом под внутренней экономической стабильностью Банк России прежде всего предполагает устойчивость цен и прогнозируемость процентных ставок.

Принимая во внимание высокий текущий уровень процентных ставок, крайне медленное снижение ключевой ставки, сопровождающееся повышением нормы обязательных резервов (трижды за 2016 г.), подобная экономическая устойчивость эквивалентна в лучшем случае экономической стагнации. [16]

Проанализировав данные за 2016-2018 годы, можно сделать следующий прогнозный сценарий Банка России на 2019 год:

● Цена на нефть – около $40 за баррель;

● Медленный глобальный рост;

● Сохранение санкций;

● Сохранение структурных ограничений;

● Консервативная бюджетная политика;

● Умеренно жесткая денежно-кредитная политика. [22]

 

Таблица 2.1. Базовый сценарий прогноза Банка России на 2016-2019 годы

  2016 2017 2018 2019
Цена на нефть марки «Юралс», $/баррель 40 40 40 40
Инфляция, % 5,5-6,0 4,0 4,0 4,0
ВВП, % от -0,7 до -0,3 0,5-1,0 1,5-2,0 1,5-2,0
Счет текущих операций, млрд $ 27 27 25 25
Финансовый счет (кроме резервных активов, млрд $ -11 -18 -25 -25
Изменение валютных резервов, млрд $ -13 -9 0 0

Источник: рассчитано автором на основании данных [22]

 

В ответ на критику проциклической политики Банка России в период экономического спада Основные направления денежно-кредитной политики на 2016–2018 гг. отмечает, что «вектор развития России будет зависеть от готовности как органов государственного управления, так и всех членов общества перейти к инвестиционно-инновационной модели экономического роста, приложить усилия к формированию его внутреннего потенциала и созданию благоприятной среды для экономической деятельности».[17] Но Банк России делает противоречивое заключение о собственной значимости в новой модели экономического роста — сохранять умеренно строгую денежно-кредитную политику, которая будет обеспечивать благоприятный уровень реальных процентных ставок, предполагая, то что с учетом характера разрешаемых им вопросов его политика по определенным обстоятельствам не сможет стать главной движущей силой, драйвером экономического роста. Такого рода заключение базируется на подходе, что компетенция Банка России ограничена предоставлением ценовой и финансовой стабильности, а другие государственные институты создают условия и стимулы к перераспределению финансовых потоков между отраслями, секторами и сегментами экономики, конечно же при условии соблюдения общего ограничения по ресурсам.

Более того, весьма противоречивым считается положение о том, что денежно-кредитная политика не является основным инструментом развития экономики. Роль денежно-кредитной политики Банка России в Основных направлениях денежно-кредитная политики на 2016–2018 гг. заключается только в образовании таких достойных, но недостаточных условий экономического развития и социальной устойчивости, как низкие темпы инфляции, предсказуемый уровень процентных ставок, защищающий сбережения от инфляционного обесценения и необходимый для прогнозирования инвестиций. [17]

Банк России к сожалению, отдаляется от решения проблемы перераспределения материальных потоков между отдельными отраслями, секторами и сегментами экономики в рамках образования слаженной системы государственного стратегического управления экономикой, считая указанную проблему не входящей в зону его ответственности. Безусловно, деятельность Центрального Банка нацелена, в первую очередь на регулирование денежного оборота, но он не может быть «самоотстраненным» от решения проблем материального производства. [6]

Отраслевые пропорции производства, в том числе отраслей, изготовляющих продукцию с целью массового потребления и формирующих товарный буфер, межрегиональный и межотраслевой перелив капиталов прямо связаны с регулированием денежного оборота. В данной взаимосвязи является значимой создание в государстве особого монетарного плана, который позволит наблюдать и корректировать денежное наполнение процесса материального производства. Понимание соотношений монетарного плана, отражающего перемещение и проблемы материального производства, разрешило бы эмиссионному центру полнее и стремительнее устанавливать и регулировать проблемы денежной сферы, предостерегать и ликвидировать диспропорции. [13]

В связи с обозначенной выше оценкой роли денежно-кредитной политики следует обратить внимание и на оценку, которую Банк России предоставляет проводимой бюджетной политике: «в 2016 г. вклад бюджетной политики в динамику внутренней экономической активности, вероятнее всего, будет близок к нулю. К 2019 г. с учетом проведения фискальной консолидации он станет слабоотрицательным». Никак не считается неоспоримым кроме того принцип о имеющихся рисках бюджетной политики Российской Федерации для достижения мер денежно-кредитной политики, которая в современный период довольно последовательна.

Таким образом, за 2016-2018 гг. также уменьшился реальный уровень зарплат в бюджетном секторе, а также используются разные уровни индексации социальных выплат, в главную очередь страховых и социальных пенсий, которые усиливают целевую направленность государственной социальной помощи наиболее беззащитных категорий населения. [16]

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.