В Конституции РФ определены основные статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России, а также они содержаться в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и в других федеральных законах. В частности, взаимоотношения между Банком России кредитными организациями регламентированы Законом о банках. [2]
В современном виде начало создания Банка России принято считать 13 июля 1990 г., когда на основе Российского республиканского банка Госбанка СССР был учрежден Государственный банк РСФСР. Государственный банк РСФСР был подотчетен Верховному Совету РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Федеральный закон 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В качестве главного банка РСФСР был определен Банк России, он имел статус юридического лица и сохранял подотчетность Верховному Совету РСФСР. Законом были определены функции банка, касающиеся организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России).
В ноябре 1991 г. в следствии упразднения союзной структуры и создания Содружества Независимых Государств Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и установлению курса рубля. Центральный банк РСФСР занял свое место в двухуровневой банковской системе, на нижнем уровне которой стремительно формировалась обширная линия коммерческих банков. До этого с 1930 г. банковская система СССР была одноуровневой. К 1 января 1992 г. Центральный банк РСФСР установил в собственное абсолютное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. С упразднением 20 декабря 1991 г. Госбанка СССР все его имущество было передано Центральному банку РСФСР (Банку России). [15]
Принципы организации Центрального Банка изложены в главе 8 Закона о Банке России. Основным компонентом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, в первую очередь, в том, что Центральный Банк представляет собой особенный публично-правовой институт, который обладает, в соответствии с Конституцией РФ, редким правом денежной эмиссии и организацией денежного обращения. Он не является органом государственной власти, совместно с этим его полномочия согласно своей правовой природе, принадлежат к функциям государственной власти, таким образом их реализация подразумевает осуществление мер государственного принуждения. Самостоятельность статуса Банка России отображена в ст. 75 Конституции РФ, а также в ст. 1 и 2 Закона о Банке России. Функции и полномочия, которые установлены законодательством, он реализовывает вне зависимости от органов государственной власти и местного самоуправления. [2]
Таким образом целями деятельности Центрального Банка согласно ст. 3 о Банке России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного и 6еспереребойного функционирования платежной системы РФ.
Банк России имеет редкостное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России и иными Федеральными законами. Однако у Банка России, в соответствии с Конституцией РФ, нет права законодательной инициативы. Но его содействие в законодательном процессе, кроме издания собственных правовых актов, гарантируется также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся осуществления Банком России своих функций, обязаны направляться на заключение в Банк России.
Согласно Российскому законодательству Банк России, являясь юридическим лицом, наделён имущественной и финансовой самостоятельностью. Банк существует по принципу финансовой независимости, в таком случае расходы он реализует за счёт своих доходов.
Государство никак не отвечает по обязательствам Банка России, также, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по его обязательствам, за исключением случаев, когда стороны принимают на себя такие обязательства. Поскольку в России существует разделение банковской системы и системы государственных финансов способности правительства РФ ограничено использовать средства Банка России.
Банк России несет всю полноту ответственности по своим обязательствам, а также за состояние денежно-кредитной сферы, уровень инфляции и валютный курс рубля. Банк России и Правительство РФ оповещают друг друга о предполагаемых поступках, обладающих общегосударственным значением, согласовывает свою политику, выполняет постоянные консультации. [1]
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая устанавливает на должность и освобождает от должности председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов совета директоров (по представлению председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ); а также направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а кроме того анализирует ключевые тенденции единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и получают ответы по ним.
В основе предписания национального банковского совета Государственная Дума имеет право осуществить разрешение о проверке Счетной Палаты РФ финансово-хозяйственной деятельности Центрального Банка, а также его структурных подразделений и учреждений. Помимо этого, Государственная Дума выполняет парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также прослушивает доклады представителя Банка России при представления годового отчета и ключевых течений единой государственной денежно-кредитной политики. [10]
Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.