Система денежно-кредитного регулирования в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Денежно-кредитное регулирование - это осуществление кратко и долго­срочных событий согласно управлению динамикой денежного оборота. При этом подразумевается использование конкретных мер со стороны государства, в первую очередь в лице независимого Центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота. [8]

На макроуровне выделяют 6 ключевых целей денежно-кредитного регулирования:

1) поддержание стабильности цен;

2) достижения высокого уровня занятости;

3) обеспечение экономического роста;

4) обеспечение устойчивости ставки процентов внутреннем денежном рынке;

5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;

6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно кредитного регулирования - поддержание стабильности цен - в нынешних обстоятельствах считается определяющим и зачастую трактуется как последовательность уменьшения уровня инфляции. Снижение отрицательного воздействия инфляционных процессов содействует улучшению инвестиционного климата в государстве, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста. Вследствие постепенного уменьшения уровня инфляции может произойти: снижение макроэкономических рисков, увеличение внутреннего кредита, а также концентрация капиталов, требуемых для модернизации основных фондов и укрепления стабильных тенденций экономического роста.

В силу недостатка у современных центральных банков законодательно определенных функций полезности вторая и третья из названных выше целей и их решение принимается опосредованно. Последние три цели фактически объединяются к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка. Реализуя государственный и общественный круг интересов в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования считается обязательной составляющей денежной системы государства. [19]

На рубеже 21 века Российская Федерация как самостоятельное и независимое государство образовала основные институты рыночной экономики, в том числе Банк России как субъект денежно-кредитного регулирования. С поддержкой активной, но тем не менее порой жесткой денежно-кредитной политики Банка России в начальные годы 21 века получилось создать конкретные направленности денежно-кредитного регулирования. [8]

Тенденция повышения привлекательности национальной валюты возникла в результате того, что под воздействием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота существенно поменялись и потребовалось их кардинальное решение.

Предоставление беспрепятственного перелива капитала и внедрение новых денег с целью удовлетворения требуемых нужд экономики (обслуживаемых в большей степени рыночными отношениями), функционирования денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в обстоятельствах существования разных конфигураций собственности начало реализоваться при значительной степени децентрализации и тесных взаимосвязи безналичного и наличного денежного оборота.

Укрепление номинального курса национальной денежной единицы начало считаться значимым сигналом для участников денежного рынка, а именно с целью пересмотра своих инвестиционных портфелей, а для участников денежного оборота - с целью использования мер по их оптимизации. [9]

В обстоятельствах повышения денежного предложения отягощаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Значительную роль играет рост удельного веса "длинных" денег в структуре денежной массы.

Формирование возможностей соответствующей адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики значительно находится в зависимости от поведения Банка России и его кредитной политики. Увеличение мероприятий ответственности Банка России влияет на закон конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, то есть имеется установление утверждения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, которая содействует закреплению этой направленности. [8]

Сохранение функционирующей динамики скорости обращения денег является возможностью наиболее конкретно оценивать спрос на деньги. Совершается точное регламентирование законодательством формирования ролевых функций разных хозяйственных структур, прежде всего Центрального банка (Банка России) и конечно коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег и в соответствии с этим перемена в состоянии, а также наиболее точное регулирование денежного оборота. [9]

Формирование денежной массы в размерах, необходимых для удовлетворения экономически аргументированного спроса на национальную валюту, способствует, а также содействует и направленность к повышению денежного мультипликатора.

 

Тенденции глобализации мирохозяйственных связей и перевоплощения национальных экономик отдельных государств в одну целую и единую мировую экономику очень сильно воздействуют на денежный оборот в Российской Федерации. Обостряются процессы перелива капитала, рабочей силы, товаров и услуг. Либерализация валютного регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства дают возможность гарантировать условную устойчивость государственной денежной единицы. Такая устойчивость обусловливается конкурентоспособностью отечественных товаров и состоянием платежного равновесия государства. По мере формирования и развития мировых рынков капитала и техники управления различных финансовых операций кредитными институтами ликвидированы валютные ограничения. [8]

Последовательное сокращение степени инфляции и стабильности валютного курса стали базисными критериями увеличения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях согласно сопоставлению, с активами в иностранной валюте.

Положение ликвидности национальной банковской системы регулярно требует точного установления источников роста денежной базы, эффективного применения инструментов денежно-кредитного регулирования и других мер, нацеленных на результат прозрачности денежного оборота с выявлением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факторы недостатка рыночных инструментов управления денежным предложением проявляются особенно ясно. [9]

Увеличение доверия населения к банковской системе говорит о сохранении тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Повышение организованных сбережений людей на продолжительные сроки содействует увеличению реальных доходов населения.

В проекте усиления производительности регулирования денежного оборота первенствующим остаётся достижение устойчивости и стабильности банковской системы через увеличение привлекательности национальной валюты как средства накопления.

Развитие банковского сектора в целом характеризуется в дальнейшем закреплением положительных направленностей роста активов (в первую очередь кредитных вложений), собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

Изменение структуры совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового сектора представляет собой долговременную тенденцию. [8]

Центральный банк любого государства регулирует денежный оборот не напрямую, а посредством денежной и кредитной систем. С помощью влияния на все кредитные учреждения, то есть банки, он формирует конкретные условия для их работы.

Права Центрального банка во многих государствах строго регламентируется законодательством. Согласно закону, Центральный банк должен сохранять экономическую политику правительства либо являться самостоятельным от деятельности правительства. В отдельных случаях закон позволяет передачу правительству решения отдельных проблем денежной политики.

Центральный банк поочередно реализует различные стратегии денежно-кредитного регулирования. Это такая стратегия, которая может быть нацелена на регулирование темпов роста денежной массы в национальной экономике, либо регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к той или иной устойчивой иностранной валюте.

Таким образом исходя из понимания назначения стратегии различают четыре ее вида:

1. инфляционная - допущение слабо контролируемого роста денежной массы в обращении;

2. рефляционная - допущение мягкой формы инфляции в целях стимулирования экономики;

3. дефляционная - резкое уменьшение количества денег в обращении;

4. дезинфляционная - мягкая форма дефляционная стратегия, направленная на снижение экономической активности. [19]

В соответствии с выбранной стратегией Центральный банк реализовывает в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и применяет соответствующие инструменты. [8]

 

1.2 Денежно-кредитные методы регулирования экономики в России

 

Денежно-кредитное регулирование и денежно кредитная политика не являются идентичными экономическими понятиями. Если денежно-кредитное регулирование - это часть системы государственного регулирования экономики, понимаемая как совокупность определенных мероприятий, методов и инструментов воздействия "денежных властей" на денежно-кредитную сферу экономики, то денежно-кредитная политика, как и любая политика, детерминирована состоянием экономических процессов в определенный момент времени, т.е. это конкретная концепция деятельности, в данном случае Центрального банка совместно с правительством в отношении определенных конкретных денежно-кредитной системы с целью изменения макроэкономических процессов. [4]

Влияние денежно-кредитной политики на макроэкономические движения исполняются с помощью денежно-кредитного регулирования.

Цели денежно-кредитной политики, устанавливаемые в конкретный скоротечной промежуток, обязаны соответствовать целям государственной экономической политики и государственного регулирование экономики.

Соответственно, в совокупном варианте совпадают и субъекты, и объекты денежно-кредитного регулирования и денежно-кредитной политики.

Вместе с тем, так как денежно-кредитная политика является частью государственной экономической политики, в таком случае в Российской Федерации она создается и реализуется как единая государственная денежно-кредитная политика Банка России совместно с правительством РФ. [12]

Статья 21 закона о Центральном Банке отмечает, что "для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики правительства РФ". Председатель Банка России либо согласно его приказу, единственный из его заместителей принимает участие в заседаниях правительства РФ, а кроме того способен осуществлять содействие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Министр финансов и министр экономического развития РФ согласно их приказу, единственный уполномоченный представитель от Минфина России и один представитель от Минэкономразвития России принимают участие в заседаниях совета директоров с правом совещательного голоса.

Данное состояние демонстрирует, с одной стороны, значимость подобной тенденции экономической политики, как денежно-кредитной, а с другой стороны, дает возможность согласовать главные задачи и ценности денежно-кредитной политики с общей государственной экономической политикой. Совместно с этим, в связи с ее спецификой субъекты и объекты денежно-кредитной политики, а также ее цели устанавливаются как называемые промежуточные цели. Эти цели в России прописываются в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, разрабатываемых в конкретный скоротечной промежуток. [21]

Понимание теоретических основ и концепции денежно-кредитной политики еще никак не значит автоматические способности результативного исследования и достижения установленных целей. Невозможно подобрать единую оптимальную для всех государств идентичной степени формирования денежно-кредитную политику. Она будет различаться в зависимости от объемов, степени формирования финансового рынка. На нее станут оказывать воздействие установленные кратковременные лаги, уровень самостоятельности центрального банка. В случае если определенные постановления в сфере денежно-кредитной политики считаются одними и теми же для многих государств, это может только означать, то что они преимущественнее других, однако не всегда оптимальнее для того или иного периода развития именно данной страны. Такого рода заключение следует с того, что сложно с довольно значительной верностью прогнозировать результаты проводимой денежно-кредитной политики. На неё влияют как эндогенные факторы (денежного рынка поведение самих субъектов рынка и их предпочтения), так и экзогенные (специфическая фаза экономического цикла и политические изменения). [12]

Подбор того либо другого метода денежно-кредитного регулирования воздействует на разработку эффективности реализации денежно-кредитной политики, как государственной политики, воздействующей на параметры денежно-кредитной системы с целью изменения макроэкономических процессов. Таким образом, влияние денежно-кредитной политики на макроэкономические процессы осуществляется с помощью денежно-кредитного регулирования.

Характеристику методов денежно-кредитного регулирования, их классификацию и проблему выбора тех или иных методов необходимо рассматривать в зависимости от: цели денежно-кредитного регулирования, характеристики субъекта регулирования, особенности выбора того или иного объекта регулирования. [21]

Денежно-кредитное регулирование является одним из основных направлений государственного регулирования экономики, которое исполняется с целью обеспечения реального и устойчивого экономического роста, требуемого уровня занятости населения, стабильности покупательной способности национальной валюты и устойчивости внешнеэкономических связей. [4]

Главной задачей государственного регулирования экономики считается стабильность экономического роста - постоянство экономического прогресса и контролируемость в доле пропорциональности сегментов экономики при гарантированности предоставления целевых валовых количественных макроэкономических показателей национальной экономики в долгосрочном периоде. Таким образом, главная задача денежно-кредитного регулирования обязана соответствовать стратегической цели государственного регулирования экономики и содействовать достижению этой цели. Но денежно-кредитное регулирование, которое обладает своей собственной спецификой во взаимосвязи с отличительными чертами объекта и субъекта регулирования, непосредственно никак не воздействует на отмеченные выше целевые переменные. [21]

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.