Экономическая сущность и виды рентабельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, этот показатель характеризует относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности измеряются в относительных величинах (в коэффициентах, процентах).

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения), прибыли от продаж, прибыли от обычных видов деятельности и чистой прибыли.

Рентабельность затрат - рентабельность продукции (Rпр) есть отношение прибыли от продаж (реже бухгалтерской или чистой прибыли) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З)

Rпр  = Пр/З

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от продаж (чистой прибыли) на сумму полученной выручки (В).

Rn = Пр/В

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением бухгалтерской (прибыли до налогообложения, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

Можно выделить следующие показатели:

- рентабельность всего имущества – отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости имущества предприятия;

- рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала;

- рентабельность предприятия – отношение прибыли до налогообложения (чистой прибыли) к сумме среднегодовой стоимости основных средств и средней суммы оборотных активов;

- и другие показатели.

На предприятии изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Рост рентабельности свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия.

Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение затрат на производство. Снижение себестоимости может быть достигнуто за счет повышения эффективности использования основных фондов, экономии материальных ресурсов, повышения производительности труда.

Анализ безубыточности

Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности предприятия является анализ безубыточности. При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи:

· Определение точки безубыточности (также встречается наименование "точка равновесия" и английское словосочетание break-event point) - минимального объема выручки от реализации, при котором деятельность организации остается безубыточной (прибыль от основной деятельности неотрицательна).

· Определение "запаса прочности" организации с точки зрения прибыльности - степени удаленности реального состояния предприятия от точки безубыточности.

· Выявление и оценка причин, повлиявших на изменение "запаса прочности" организации.

 

В рамках определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства).

Следует отметить, что деление затрат на переменные и постоянные, особенно что касается накладных расходов, носит достаточно условный характер. В отечественной практике такое деление затрат по сути совпадает с делением на прямые и косвенные.

 

Для проведения анализа безубыточности можно использовать аналитический и графический методы. Графически анализ безубыточности выглядит следующим образом:

 

 

Аналитический способ расчета более удобен. Можно вывести формулы и с их помощью рассчитать данные показатели.

В стоимостном выражении:

1.Точка безубыточности (безубыточный объем продаж) В кр =А/Дмп = А*В/МП

Дмп = МП/В

Точка безубыточности = 800/0,5 = 1600 руб.

2. Абсолютное отклонение от точки безубыточности = В – В кр = 2000 – 1600 = 400

3. Запас прочности (%) = (В-Вкр)/В * 100% = 400/2000 *100% = 20%

Чем больше запас прочности, тем предприятие является более устойчивым к изменению рыночной конъюнктуры с точки зрения получаемой прибыли.

 

В натуральном выражении

1.Точка безубыточности (безубыточный объем продаж) N кр =А/Ц-в

Точка безубыточности = 800/(100-50) = 16 шт

2. Абсолютное отклонение от точки безубыточности = N – N кр = 20 – 16 = 4 шт

 3. Запас прочности (%) = (N-Nкр)/N * 100% = 4/20 *100% = 20%

 

В случае, если в составе постоянных затрат есть значительные по величине элементы, напрямую связанные с производством конкретного вида продукции, целесообразно рассчитывать точку безубыточности в натуральном выражении на основании управленческих затрат - полученные данные будут более объективными.

3.4. Ценообразование на продукцию предприятии.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.