Значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности предприятие принимает самостоятельно исходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тенденция вложения средств в торговлю. Сфера производства развивается крайне медленно, и в нее неохотно вкладывают деньги, поскольку существует угроза инфляции, производство связано с большим сроком окупаемости вложенных средств.
Можно добавить еще одну социальную функцию – с ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ, услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция на уровень цен и его изменение достаточно высока.
Классификация цен.
Все действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
Это объясняется тем, что:
- во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство;
- во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой;
- в-третьих, все элементы рыночного хозяйственного механизма тесно взаимосвязаны.
Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен. В зависимости от признака принятого для классификации, все виды цен можно разделить на следующие группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота:
- оптовые (отпускные) цены - это цены, по которым предприятия и оптово-сбытовые организации продают продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
- закупочные цены (относятся к числу оптовых) – по которым реализуют продукцию сельскохозяйственные производители для последующей переработки.
- биржевые цены – также относятся к оптовым - это цены контрактов, заключаемых на товарных биржах.
- розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю в так называемой розничной торговой сети. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обсуживаются конечные потребители, домашние хозяйства и граждане.
Можно выделить также:
Цены на строительную продукцию-
· сметная стоимость строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта;
· прейскурантная цена — средняя стоимость единицы продукции объекта строительства (например: 1 кв. м. площади);
· договорная цена — цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства.
Тарифы на услуги транспорта -это плата за перемещение грузов и пассажиров.
Тарифы на услуги, оказываемые населению - тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и прочее.
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают свободные и регулируемые цены.
К ним относятся: предельные (выше которых предприятия не могут устанавливать цены), фиксируемые (цены, устанавливаемые на определенном уровне), рекомендуемые, пороговые цены.
3. По способу установления, фиксации:
4. По способу получения информации:
5. С учетом фактора времени.
6. В зависимости от вида рынка на котором образуется цена:
7. Внутрифирменные цены.
Трансфертные цены – цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия или разных предприятий, входящих в одну ассоциацию.
7. По условиям поставки и продажи:
Состав и структура цены
Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.
Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях единицы или процентах, представляет собой структуру цены.
Состав и структура цены
Себе-стои-мость продук-ции | При-быль | Косвенные налоги | Снабженческо-сбытовая надбавка | Торговая надбавка | |||||
Акциз (по подак-цизным това-рам) | НДС | Издер-жки пос-ред-ника | При- быль пос-ред-ника | НДС посредника | Издер-жки торгов-ли | При- быль торгов-ли | НДС торгов-ли | ||
Оптовая цена предприятия без НДС |
|
|
| ||||||
Отпускная цена предприятия без НДС | |||||||||
Отпускная цена предприятия с НДС (Покупная цена оптового посредника) | |||||||||
Продажная цена оптового посредника (Покупная цена предприятия торговли) | |||||||||
Розничная цена | |||||||||
Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль и налоги. На основе этих данных можно разрабатывать стратегию и тактику формирования цен на предприятии.
Снабженческо-сбытовая надбавка учитывает расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль необходимую для нормальной деятельности.
Расходы, связанные в реализацией товаров розничными торговыми предприятиями, возмещаются через торговую надбавку (включает транспортные и другие расходы, а также прибыль и НДС)
Надбавки определяются предприятиями торговли самостоятельно (за исключением регулируемых цен) и устанавливаются, как правило, к цене предприятия- изготовителя или к цене закупки без НДС. Надбавка может быть исчислена и на основе цены реализации.
Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения, чем больше посредников, тем больше размер надбавок.
Методы ценообразования.
В зависимости от особенностей товара, размеров и финансового состояния предприятия-производителя, его целей, для расчета цена могут быть использованы различные методы.
Причем минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная – наличием уникальных достоинств.
Таким образом, при выборе метода ценообразования нужно учитывать как внутренние ограничения (затраты и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров-конкурентов и пр.)
Несмотря на многообразие методов и подходов к ценообразования существует алгоритм расчета цены:
1. постановка целей и задач ценообразования — предприятие должно четко представлять свои цели, определяя цену на свой товар;
2. определение спроса на продукцию — спрос определяет максимально возможную цену, по которой предприятие способно продать свой товар;
3. оценка издержек производства — величина издержек определяет минимальный уровень цены товара;
4. анализ цен и качества товаров конкурентов — является основным критерием при окончательном определении стратегии ценообразования;
5. выбор метода ценообразования и расчет исходной цены товара — существуют следующие основные методы ценообразования: рыночный (ценностный) и затратный, а также выделяют эконометрический метод, на основе выбранного метода определяется возможный уровень цены;
6. учет дополнительных факторов – необходимо учесть ряд факторов, влияющих на уровень цены, учесть реакцию покупателей, посредников, конкурентов, государства и т.д.;
7. установление окончательной цены — на этом этапе устанавливается окончательный уровень цены, оформляются соответствующие документы.
При определении цены необходимо учитывать различные методологические подходы и, прежде всего, в цене должны быть учтены интересы производителя и потребителя. Одни методы учитывают интересы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить прибыль, другие ориентированы на полезность продукции для потребителя.
В условиях конкуренции формируется уровень цен выгодный и той и другой стороне.
Все методы ценообразования могут быть объединены в три группы:
1. затратные;
2. рыночные (маркетинговых оценок);
3. эконометрические.
Затратные методы.
На практике, как правило, предприятие в первую очередь пытается определить за какую цену можно продать продукцию на рынке исходя из спроса, конкуренции, качества товара, а затем уже определять свои производственные, коммерческие и управленческие затраты, соответствующие такой цене.
Тем не менее, затратные методы очень широко используются в нашей стране при ценообразовании.
Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, к ним относятся:
-метод, ориентированный на определение полных издержек (метод полных издержек);
- метод, ориентирующийся на прямые затраты (метод прямых издержек).
Метод полных издержек – способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия.
Преимущество метода: его простота. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции плюс расчетная прибыль. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого опускаться она может только в исключительных случаях.
Недостатки:
- при установлении цены не принимаются во внимание спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, что при данной цене продукция не будет пользоваться спросом;
- любой метода отнесения на себестоимость постоянных косвенных расходов является достаточно условным.
Метод наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а так же для установления цен на новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен в условиях пониженной конкуренции, когда положение предприятия близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован.
Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки – маржинальной прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой реализации и переменными затратами на производство продукции.
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность для потребителя определяет высший предел установления цены на него.
Этот метод применим практически для любых предприятий, однако, с уверенностью его можно использовать при установлении цен, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.
Существуют и другие затратные методы ценообразования:
- расчет цен на основе метода предельных издержек, при котором надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод оправдан в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.
Как только достигнут уровень продаж, при котором можно покрыть все расходы, включая накладные, можно позволить снизить цену, нужно только покрыть себестоимость облуживания дополнительного покупателя.
Однако для установления цен на всю продукцию это метод использоваться не может.
- расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. (метод маржинальных издержек). К переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма (процент), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли.
- расчет цен на основе метода рентабельности инвестиций. Основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.
- другие методы.
Рыночные методы.
Эти методы исходят из того, что уровень спроса может быть единственным фактором, который следует учитывать при определении цен.
При подобном подходе к определению цены предприятие исходит из положения, что потребитель самостоятельно оценивает ценность товара, беря в расчет основные и дополнительные преимущества товара по сравнению с аналогичными на рынке, уровень и качества послепродажного обслуживания.
Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие, позволяющее покупателю из всей предложенной гаммы выбрать наиболее оптимальный, с точки зрения цены и качества, товар, учитывая при этом то, что приобретение дорогостоящего товара может быть иногда целесообразнее, чем покупка дешевого аналога.
Ценность товара – единство его цены и воспринимаемого покупателем качества.
Отличительное конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой ценности, которую он вряд ли где-нибудь найдет. Создав преимущество, компания устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль. Отличительное преимущество может быть экономическим, психологическим и экономико-психологическим.
Существует целый ряд методов, позволяющих определить воспринимаемую потребителями ценность продукта (метод маркетинговых оценок).
Эконометрические методы.
Предприятия часто осваивают производство продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.
Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных машин, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Метод удельных показателей (удельной цены) основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.
Цуд = Цб/Пб,
Цб – цена базисного товара,
Пб – величина параметра базисного товара.
Цена нового изделия:
Цн= Цуд * Пн,
Пн – величина параметра нового изделия.
Этот метод можно использовать при установлении цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующимся одним параметром. Он крайне несовершен, т.к. игнорирует все другие свойства изделия, спрос и предложение, другие способы использования продукции.
Как правило, используется для ориентировочных оценок.
Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду.
Ц= F (Х1, Х2, ….Хn),
Х..- параметры изделия.
Количественная зависимость между изменениями результативного и факторного признаков находится на основе регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линейное, параболическое, степенное и т.д.
Хотя метод носит ориентировочный характер, может успешно применяться.
Например, предприятие разрабатывает новую модель автомобиля, надо определить будущую цену. На рынке реализуется множество моделей. Используя данные по этим моделям, можно построить уравнение регрессии (мощность двигателя, расход топлива, максимальная скорость, размер салона и т.д.). Полученную регрессию можно использовать для прогноза цены на новую модель и определения прибыльности ее производства.
Балловый метод заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров.
Практическое использование метода осуществляется по следующему алгоритму:
1. отбор основных параметров;
2. начисление баллов по каждому параметру;
3. определение цены одного балла;
Цбалла = Цб / (∑Ббi * Vi),
Цб – цена базового изделия;
Ббi – балловая оценка i-ого параметра базового изделия;
Vi – весомость параметра.
4. расчет цены нового изделия.
Цн = (∑Бнi * Vi)* Цбалла
Бнi – балловая оценка i-ого параметра нового изделия.
Применение данного метода связано с большим субъективизмом.
Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 276.