ИНСТИТУТА ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА при
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

МОСКВА 2009

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

К предлагаемому вашему вниманию конспекту лекций автором разработано мультимедийное приложение, которое размещено на компакт диске в виде трех файлов, включающих;

1. Рабочую программу дисциплины

2. Электронную версию конспекта лекций

3. Иллюстрационную презентацию дисциплины «Основы освоения подземного пространства

 

ДИСК МОЖНО ПОЛУЧИТЬ НА КАФЕДРЕ

«СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ШАХТ»

ПРЕДИСЛОВИЕ _________________________________ _ &

Этот курс лекций предназначен для студентов горных специальностей, впервые соприкоснувшихся с проблемами горной науки «Строительная геотехнология» и научно-технической проблемой «Освоение подземного пространства», одной из интереснейших областей науки, техники и производства. Автор постарался в наиболее доступной форме раскрыть сущность этой проблемы, которая сейчас стала практически глобальной. Словосочетание «освоение подземного пространства» стало настолько популярным (если не сказать модным), что без него не обходится ни одно научное издание по вопросам градостроительства и строительства подземных сооружений.

К сожалению, понятие «подземное пространство» и стремление человека освоить его у обывателей вызывают негативные эмоции. «Из пещер вышли и опять в пещеры хотят загнать!» Или вот еще пример: оказывается, на 102 этаже небоскреба жить не страшно, а сидеть в библиотечном зале на глубине 10-20 метров в тишине, с хорошим климатом и освещением «просто ужас!». Такую реакцию, в общем, понять не сложно. Ответ простой: о жизни в шикарных небоскребах сведения черпаются из зарубежных (чаще американских) фильмов, а грязных, голодных и каждодневно рискующих своей жизнью шахтеров мы систематически видим в кадрах кинохроники по телевидению. Какой уж тут комфорт! Однако, думаю, что известные события 11 сентября в США внесут коррективы в подобные суждения, а заодно и в принципы проектирования наземных и подземных сооружений.

Учитывая вышесказанное, автор книги предпринял попытку популярно объяснить, для чего и как следует осваивать подземное пространство, что является научной основой для этого и как готовить инженеров для проектирования и строительства подземных объектов.

             

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКЦИЙ

Наименование Объем в часах
Предисловие. 0,5
Введение 0,5
ЛЕКЦИЯ 1. О взаимосвязях науки, научно- технической деятельности и производства   2
ЛЕКЦИЯ 2. Терминологические вопросы «Строительной геотехнологии» 2  
ЛЕКЦИЯ 3. Структура строительной геотехнологии как научной основы решения проблемы освоения подземного пространства 2
ЛЕКЦИЯ 4 Методологические вопросы «Строительной геотехнологии» при освоении подземного пространства 2
ЛЕКЦИЯ 5  Становление и развитие «Строительной геотехнологии» в России.  Вклад Московского государственного горного университета в развитие «Строительной геотехнологии» и решение проблемы «Освоение подземного пространства»   2
ЛЕКЦИЯ 6 Современный мировой опыт освоения подземного пространства. 2
ЛЕКЦИЯ 7 Общие соображения о проектировании освоения городского подземного пространства 2
ЛЕКЦИЯ 8 Постановление Правительства Москвы об утверждении концепции освоения подземного пространства 0,5
ЛЕКЦИЯ 9 Подготовка инженерных кадров для решения проблемы освоения подземного пространства 1
ЛЕКЦИЯ 10 Учебная и научная литература, рекомендуемая студентам для самостоятельной работы по проблемам «Геотехнологии» и «Освоения подземного пространства» 0,5
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 17
ИТОГО: 34  

 

 «Наука - это организованное знание»

                                                              Г.Спенсер

В ВЕДЕНИЕ _____________________________________ &

 

В 1991 году Московский государственный горный университет организовал Первую Всесоюзную научную конференцию по проблемам освоения подземного пространства России. И хотя термин «Освоение подземного пространства» уже использовался в горнотехнической и градостроительной литературе в работах Г.Е.Голубева, Е.В.Петренко, Т.Ф.Швецова, А.П.Старицына, М.М.Папернова, А.Ф.Зильберборда, Б.А.Картозия, В.А.Букринского и ряде работ зарубежных авторов, именно эта конференция дала мощный импульс началу широких исследований в этой области.

В 1997 году Российская академия наук (Отделение геологии, геофизики, геохимии и горных наук) утвердила классификацию горных наук. Одной из примечательностей новой классификации является то, что в ее состав введена новая горная наука «Строительная геотехнология», которая является научной базой для решения проблемы «Освоения подземного пространства».

   Здесь необходимо сделать краткое отступление для изложения предыстории вопроса.

Горное дело как область человеческой деятельности, связанная с изучением и освоением недр земли включает в себя все виды техногенного воздействия на земную кору и в первую очередь извлечение полезных ископаемых.

   К сожалению, понятия «горное дело» и «добыча полезных ископаемых» долгое время фактически отождествлялись. Из-за этого научная и инженерная деятельность, связанная со строительством подземных сооружений различного функционального назначения оказалась искусственно оторванной от проблемы освоения недр, то есть от горного дела. Ни в одной из классификаций горных наук строительство шахт, а тем более, подземных сооружений не выделялось как самостоятельный элемент.

   Сформировалось обособленное научное направление подземное строительство. Подготовка инженерных и научных кадров также приобрела узкоотраслевой, характер: горных инженеров-строителей готовят в горных вузах, а тоннелестроителей в транспортных и строительных вузах.

На определенном этапе бывший ВАК СССР разделил специальность «Шахтное и подземное строительство» на две. Это привело к еще большему разрыву их единой научной основы. И хотя в дальнейшем эта ошибка была частично исправлена, последствия ее сказываются и по сей день: научная общественность, занимающаяся проблемой освоения подземного пространства недр, оказалась искусственно разделенной на горняков и тоннельщиков.

   Можно с полным основанием утверждать, что подобная разобщенность носит искусственный характер и обусловлена исключительно отраслевыми интересами и амбициями отдельных ученых. Между тем в последнее время наблюдаются положительные тенденции, связанные с межотраслевым взаимопроникновением научных и технических достижений. В тоннелестроении широко применяются горнопроходческие комбайны, а при креплении горных выработок тоннельная технология. Выпускники горных вузов успешно руководят строительством тоннелей, ученые тоннельщики пишут совместные монографии с горняками, а Российская тоннельная ассоциация объединила в своих рядах представителей всех направлений шахтного и подземного строительства. И это не случайные проявления, а отражение фактической общности основ профессиональной деятельности людей, связанных с освоением недр.

   Огромная заслуга акад. В.В. Ржевского [3] состоит в том, что он первым из ученых-горняков сумел преодолеть стереотип в подходе к определению понятия «горное дело» и разработал классификацию горных наук, включающую все основные элементы освоения недр земли. Он, в частности, впервые ввел термин «Строительная горная технология» и обозначил им горную науку, главной задачей которой является обеспечение исследованиями проектирования, строительства и реконструкции горных предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений различного назначения, то есть освоение подземного пространства. Предложенный термин полностью отвечает научному содержанию технологии в современном ее понимании: выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных производственных процессов.

   Глобальный интерес к проблеме освоения подземного пространства и успехи, достигнутые в практическом решении этой важной для человеческого общества проблемы, способствовали активизации исследований в области методологии горных наук.

Крупным результатом теоретических исследований, проведенных во второй половине 90-х годов, явились современная концепция использования и сохранения недр и новая классификация горных наук. В соответствии с новой классификацией Строительная геотехнология осуществляет научное обеспечение проблемы освоения подземного пространства как специфического георесурса недр. Издание в 1997 году фундаментального труда «Горные науки. Освоение и сохранение недр Земли», подготовленного группой российских ученых под эгидой ИПКОН РАН, является событием особой важности, так как он подводит итоги многолетних исследований в области методологии горных наук, проводимых под руководством академиков Н.В.Мельникова, В.В.Ржевского и М.И.Агошкова, и знаменует начало нового этапа исследований по проблеме комплексного освоения и сохранения  недр.

Многолетние исследования, проводимые по проблеме освоение и сохранение недр, позволяют сегодня сформулировать несколько постулатов (утверждений, принимаемых без  доказательства):

1. Освоение недр Земли - объективная необходимость, связанная с изучением и практическим использованием земной коры в интересах создания требуемого уровня жизнеобеспечения современного цивилизованного общества.

  2. Освоение подземного пространства недр – неотъемлемая составная часть глобальной проблемы освоения недр Земли.

3.   «Строительная геотехнология» - базовая горная наука для практического решения проблемы освоения подземного пространства является

4. Добыча твердых, жидких и газообразных полезных   ископаемых истощает недра земли, снижая их ценность.

5. Освоение подземного пространства не только сохраняет ценность недр, но и увеличивает ее, в том числе, за счет возможности повторного использования в новом качестве

6. Бессистемное строительство сооружений в подземном пространстве городов-мегаполисов наносит непоправимый вред окружающей среде.

7. П ланомерное, комплексное использование городского подземного  пространства обеспечивает эффективное развитие подземной инфраструктуры городов-мегаполисов.

 8. Концепция освоения подземного пространства мегаполисов должна аргументировано отвечать на следующие основополагающие вопросы:

Что, сколько и в какой очередности строить в подземном пространстве города? Где строить и где не строить? Как строить? Как эксплуатировать подземные объекты?                                                            9. Основным принципом, заложенным в проектирование и строительство подземных объектов должен быть принцип минимизации ущерба от последствий возможных рисков.

ЛЕКЦИЯ 1_______________________________________ &

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.