Классификация опасных грузов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.2.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

1.2.2. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями, установленными Типовыми правилами ООН (Рекомендации по перевозке опасных грузов) классификации веществ и изделий, по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы:

Класс 1. Взрывчатые вещества и изделия.

Класс 2. Газы.

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости.

Класс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества.

Класс 4.2. Самовозгорающиеся вещества.

Класс 4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

Класс 5.2. Органические пероксиды.

Класс 6.1. Ядовитые (токсичные) вещества.

Класс 6.2. Инфекционные вещества.

Класс 7. Радиоактивные материалы.

Класс 8. Едкие (коррозионные) вещества.

Класс 9. Прочие опасные вещества и изделия.

Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при перевозке (транспортировке) могут подразделяться на классы, подклассы, категории и группы, в соответствии с Приложением 1 к настоящим Правилам.

1.2.3. Отнесение опасных грузов к определенному классу, категории, степени опасности и группе совместимости осуществляется грузоотправителем в соответствии с Приложением 1 к настоящим Правилам и на основе международных принципов классификации, установленных Типовыми правилами ООН.

Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами от 25.11.1996 № ЦМ-407, раздел 1 «Общие положения».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Настоящие Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.

1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

1.4. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаро-взрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.

1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:

а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;

б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;

в) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

г) по прибытии на место аварийной ситуации аварийно-восстановительных и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ.

Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.

1.8. Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте.

1.9. Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от железной дороги должны быть направлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.

1.10. При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (отделения) железных дорог привлекают в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой. Привлекаемые организации вправе пользоваться не только рекомендациями аварийных карточек, но и специфическими нейтрализаторами, методами и способами ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты, и обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.

Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.

1.12. Порядок проведения основных мероприятий по нейтрализации и дегазации приведен в соответствующем разделе аварийной карточки и разд. 6 настоящих Правил.

Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии, производится предприятиями-грузоотправителями (грузополучателями) или близлежащими предприятиями исходя из минимальных норм расхода, приведенных в п.6.3. настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.

Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 30.05.2008 № 48.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.5. Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках. Групповые аварийные карточки включают опасные грузы1 (кроме опасных грузов класса 7) с аналогичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при ликвидации последствий аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.

Аварийная карточка содержит:

- номер ООН в соответствии с Рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов (Типовыми правилами), отсутствие номера ООН и классификационного шифра у ряда грузов, представленных в аварийных карточках 901 – 905 означает, что грузоотправитель должен в соответствии с требованиями правил, регламентирующих перевозки опасных грузов по железным дорогам, предоставить дополнительную информацию о грузе, либо провести его надлежащую классификацию, с тем, чтобы в течение переходного периода (по 31 декабря 2010 года) установить фактическую опасность груза либо классифицировать его как неопасный;

- наименования опасных грузов, на которые распространяется действие конкретной аварийной карточки (наименование опасного груза и его написание в аварийной карточке соответствует записи в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам, заглавным шрифтом приведено надлежащее транспортное наименование опасного груза, строчным шрифтом приведено техническое или коммерческое (торговое) наименование опасного груза);

- основные свойства и виды опасности;

- указания по применению средств индивидуальной защиты; наряду с перечисленными средствами индивидуальной защиты, средствами нейтрализации и мерами первой помощи могут применяться и те средства, которые на территории каждого государства признаны компетентными органами и обеспечивают такую же безопасность и помощь при аварийной ситуации, как и приведенные в аварийной карточке;

- необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:

- общего характера;

- при утечке, разливе и россыпи;

- при пожаре;

- указания по нейтрализации;

- указания по мерам первой помощи.

1.6. Поиск необходимой аварийной карточки осуществляется:

по Указателю поиска Аварийной карточки по наименованию опасного груза (раздел 3) 2;

по Указателю поиска Аварийной карточки по номеру ООН (раздел 4);

по Указателю поиска Аварийной карточки на взрывчатые материалы по условному номеру или номеру ООН (раздел 5).

Приказ от 11.01.2016 № СВЕРД-1, пункт 3 приложения № 3 «Положение об организации обеспечения безопасности движения поездов при перевозке опасных грузов, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.».

3. Порядок действий работников при выявлении аварийной ситуации
при перевозке опасных грузов:

3.1. При возникновении аварийной (чрезвычайной) ситуации лицо, обнаружившее ее, независимо от времени суток, любыми средствами связи обязано немедленно передать сообщение об аварийной (чрезвычайной) ситуации. Порядок прохождения информации о аварийной (чрезвычайной) ситуации осуществляется согласно Схемы прохождения информации о транспортных происшествиях и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, утвержденной Приложением № 2 к настоящему приказу.

3.2. Оперативная информация в обязательном порядке должна содержать следующие данные:

время, место обнаружения аварийной ситуации с опасным грузом (утечки, просыпания, возгорания и др.);

кто обнаружил;

наименование опасного груза (из накладной), номер аварийной карточки, а если она прилагается к документам, то ее основные требования;

номер поезда и номер вагона, контейнера;

характер аварийной ситуации, местонахождение и интенсивность течи;

сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети;

станция отправления, грузоотправитель;

станция назначения, грузополучатель;

наличие пострадавших.

3.5. ДСП или маневровый диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, обязан:

3.5.1. Передать оперативную информацию ДНЦ. Если требуется снятие напряжения в контактной сети, сообщить энергодиспетчеру.

3.5.2. Передать сообщение об аварийной ситуации дежурным соседних станций. При необходимости, задержать прием поездов на станцию и отправление на перегон, прекратить маневровую работу.

3.5.3. Передать оперативную информацию начальнику железнодорожной станции и другим причастным, после чего принять в создавшейся обстановке меры по локализации и ликвидации аварийной ситуации, руководствуясь при этом аварийной карточкой на данный груз.

3.5.4. Если возникла угроза жизни людей, находящихся на территории станции, по согласованию с начальником железнодорожной станции или ДНЦ, используя любые виды связи, в том числе нáрочно, предупредить работников, пассажиров, жителей близко расположенных зданий и сооружений (с учетом направления ветра и рельефа местности), органы местной власти о возникшей опасности.

3.5.5. Определить по перевозочным документам или по знаку опасности на вагоне (транспортной таре) номер аварийной карточки и сверить его по наименованию опасного груза.

3.5.6. Если инцидент с опасным грузом не удалось устранить на месте, подать вагон на путь для ликвидации аварийной ситуации, определенный в техническо-распорядительном акте станции (далее - ТРА) или в местной инструкции с прикрытием не менее 4 вагонов с неопасным грузом или порожних. При этом движение по соседним путям должно быть прекращено.

3.5.7. Если аварийная ситуация угрожает жизни самого дежурного
по железнодорожной станции, сообщить об этом ДНЦ, покинуть опасную зону и использовать любые виды связи для переговоров с ним и организации движения поездов и маневровой работы.

3.5.8. Записать оперативную информацию в специальном журнале
с указанием времени поступления сообщения и источника информации. Специальные журналы ведутся на всех станциях железной дороги.

3.5.9. Все поступающие или исходящие указания, сообщения и распоряжения регистрировать в настольных или специальных журналах с отметкой времени передачи (получения), должности и фамилии передавшего и принявшего, принятых мер.

3.5.10. К принятию неотложных мер по ограждению зоны аварийной ситуации по указанию ДСП могут быть привлечены работники всех служб, при условии их обязательного ознакомления с требованиями аварийной карточки. В случае утечки нефтебензиновых грузов, работники службы вагонного хозяйства Свердловской дирекции инфраструктуры действуют в соответствии с аварийной карточкой и руководящими документами
ОАО «РЖД».

3.6. Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно докладывает об этом дорожному диспетчеру района управления ДЦУП и, в зависимости от обстановки, принимает решение об организации поездной и маневровой работы. Запрещается пропуск пассажирских поездов по смежным путям при ведении работ по ликвидации аварийной ситуации.





Дата: 2019-03-05, просмотров: 1016.