Одним из основных направлений внутренней политики стало повышение уровня жизни населения. Необходимые для этого немалые средства были высвобождены в результате резкого сокращения численности Вооруженных Сил. Минимум зарплаты повысился до 300–350 руб. Средняя зарплата к 1960 г. составила 806 руб. против 642 руб. в 1950 г. Больше всего выросла зарплата промышленных рабочих. До 370 руб. был повышен минимум зарплаты, необлагаемый налогом. С 1958 г. прекратилась обязательная подписка на облигации государственного займа.
С 1956 г. значительно увеличились пенсии, составившие от 300 до 1200 руб. Пенсионный возраст устанавливался для мужчин с 60 лет, для женщин — с 55 лет. Мужчинам для получения полной пенсии был необходим 25-летний трудовой стаж, женщинам — 20 летний. Работники, занятые на вредных или особо тяжелых работах, получили право выйти на пенсию досрочно.
Были также приняты решения о сокращении рабочей недели и продлении оплачиваемого отпуска по беременности и уходу за ребенком с 70 до 112 дней.
Значительно ослабло административное давление на работников: в 1956 г. был отменен действовавший с 1940 г. закон, запрещавший рабочим увольняться без согласия администрации и каравший тюремным заключением за прогулы и опоздания.
Вместе с тем, стремясь обеспечить промышленность квалифицированной рабочей силой, государство усилило внимание к трудовой подготовке школьников. К тому времени обязательным являлось неполное среднее (семилетнее) образование. После окончания семилетки подросток мог стать учеником или разнорабочим на производстве, поступить в ремесленное или фабрично-заводское училище, либо продолжить учебу в 8–10 классах. Именно выпускники полной средней школы по своему общему культурному уровню соответствовали тем требованиям, которые предъявляла к квалифицированным рабочим научно-техническая революция. Однако рабочие специальности не пользовались престижем среди вчерашних десятиклассников, которые шли на завод только, если проваливались на вступительных экзаменах, да и то крайне неохотно[428]. Переломить такое положение была призвана реформа школы. Увы, как и многие проекты Хрущева, она осуществлялась волевым решением, без серьезного анализа социальных последствий. В 1958 г. всеобщее обязательное семилетнее образование было заменено восьмилетним. Все выпускники восьмилетки должны были в течение трех лет работать на производстве, причем могли (по желанию) сочетать работу с учебой в 9–11 классах. Продление на год срока обучения в школе было вызвано резким увеличением времени, отводившегося на трудовую практику. При поступлении в ВУЗ преимущество получали имевшие производственный стаж. Все это обернулось ухудшением обучения в средней школе, падением уровня знаний абитуриентов. Номенклатурные работники и интеллигенция были крайне раздражены тем, что их детям затруднен доступ в ВУЗы. Недовольны были и многие рабочие и сельские жители, надеявшиеся, что высшее образование откроет их детям путь к продвижению по социальной лестнице. Трудовое обучение в школе в конечном счете выродилось в фарс. После отставки Хрущева школа вновь вернулась к десятилетнему сроку обучения. Последний выпуск 11-х классов состоялся в 1966 г. Правда, неполное среднее образование осталось восьмилетним.
Одной из острейших социальных проблем оставалась нехватка жилья. Квартиры в немногочисленных «сталинских» домах получали лишь представители партийно-советской номенклатуры. Во второй половине 50-х гг. началось массовое строительство типовых блочных и панельных домов. Пятиэтажные, с низкими потолками, совмещенными санузлами, тесными кухнями и коридорами, тонкими стенами, без лифтов и подсобных помещений, эти дома, презрительно прозванные впоследствии «хрущобами», были некомфортабельны, но дешевы (стоимость жилья снизилась на 25%, а трудоемкость в 3–4 раза[429]), а потому строились быстро, целыми районами. Появились крупные домостроительные комбинаты. По темпам ввода жилья СССР к концу 50-х гг. вышел на первое место в мире. В 1958 г. была выдвинута задача обеспечить посемейное расселение в отдельных квартирах. Получение отдельной двухкомнатной квартиры в пятиэтажке на семью из трех-четырех человек для обитателей бараков, сырых подвалов, перенаселенных «коммуналок» становилось настоящим праздником. Жилищная проблема была несколько смягчена, хотя окончательно ее решить, конечно, не удалось.
Квартплата в СССР оставалась одной из самых низких в мире. Правда, встать в очередь на получение квартиры можно было лишь в том случае, если на каждого члена семьи приходилось не более 5 м2 жилой площади. Семья из четырех человек, занимающая комнату площадью 21 м2 в коммунальной квартире, претендовать на место в очереди не могла. Не столь жесткими были нормы при предоставлении кооперативного жилья. Кооперативные дома возводились примерно наполовину за счет средств жильцов. Вступая в жилищный кооператив, необходимо было внести первый взнос в размере 40% всей суммы, а остальное выплатить в рассрочку в течение нескольких лет. Конечно, кооперативное жилье было сравнительно дорого, но все же доступно для многих горожан, даже со средними доходами.
· Чем вы объясняете изменения в жилищном строительстве?
· Как вы думаете: в какой мере удалось решить поставленные в области жилищного строительства задачи?
· Оправданно ли, с вашей точки зрения, было строительство дешевых пятиэтажных домов?
Переезд в отдельную квартиру менял весь быт семьи. Появлялась возможность покупать мебель, красивую посуду, бытовые приборы, ковры, расширять гардероб, создавать домашние библиотеки. С ростом денежных доходов быстро менялись потребительские стандарты, увеличивался спрос на товары широкого потребления. Телевизоры, радиоприемники, проигрыватели, холодильники переставали быть свидетельством роскоши и превращались в обычные предметы домашнего обихода. Так, если в 1953 г. в СССР существовало три телецентра — в Москве, Ленинграде и Киеве, тî в 1958 г. работали 53 телецентра, а число телевизоров за это же время возросло с 225 тыс. до 3 млн. Характерным явлением стал начавшийся с середины 60-х гг. «книжный бум». Однако из-за сохранявшейся недооценки отраслей группы «Б», практически все потребительские товары — от мебели и обуви до книг — стали дефицитом. Их приходилось добывать, выстаивая огромные очереди или переплачивая работникам торговли.
· Расспросите старших членов семьи о том, как менялись бытовые условия жизни в 60-х гг.
Принципиально изменилось положение колхозников. С 1958 г. сельским жителям стали выдавать паспорта, что избавляло их от бесправного, фактически закрепощенного положения. Колхозники, ранее работавшие «за палочки», получили гарантированный минимум оплаты труда, причем часть ее выплачивалась в качестве ежемесячного аванса, а в конце года производился окончательный расчет. В 1964 г., незадолго до отставки, Хрущев провел решение о введении пенсий для колхозников.
· Как вы считаете: не противоречили ли друг другу меры, направленные на повышение уровня жизни колхозников, и борьба против личного подсобного хозяйства?
Однако повышение жизненного уровня далеко не соответствовало общественным ожиданиям. Крайнее раздражение вызвало решение об отсрочке (якобы «по просьбе трудящихся») погашения платежей по государственным займам прежних лет. В 1960 г. была осуществлена денежная реформа — деноминация. 1 рубль «старыми» деньгами обменивался на 10 копеек «новыми». Обмен проводился без ограничения. Одновременно были уменьшены в 10 раз все цены, зарплаты, налоговые и иные платежи, вклады в сберкассах и т.п. Тем не менее деноминация вызвала определенную инфляцию, причем вздорожали преимущественно дешевые товары, что ударило по малообеспеченным слоям населения.
В начале 60-х гг. вновь возникли перебои с продовольствием. На прилавках отсутствовали не только мясо, колбаса, масло (их в провинции зачастую не видели в государственной торговле годами), но даже крупы, мука, а нередко и хлеб. Во многих городах пришлось вводить карточки. В 1962 г. были значительно (в среднем на 25–30%) повышены цены на мясо-молочные продукты. Так, цена 1 кг мяса поднялась с 1 руб. 20 коп. до 2 руб.
· Сопоставьте ситуацию в сельском хозяйстве страны и положение в продовольственной торговле.
Расстрел в Новочеркасске
В 1962 г. общество смогло убедиться, что, хотя после XXII съезда критика сталинизма и усилилась, характер власти и ее отношение к собственному народу принципиально не изменились.
В связи с подорожанием мяса и масла во многих промышленных городах, где было особенно тяжелое положение с продовольствием, прошли митинги протеста, появились листовки, призывающие к забастовкам. В Новочеркасске волнения обернулись страшной трагедией. Здесь повышение цен практически совпало с резким снижении расценок на крупнейшем в городе электровозостроительном заводе. Благосостоянию рабочих семей был нанесен тяжелейший удар. 1 июня 1962 г. произошел массовый митинг. Появились лозунги «Долой Хрущева», «Хрущева на колбасу». Местное начальство не сумело уговорить митингующих разойтись. Милиция также не смогла разогнать их.
В Новочеркасск прибыли члены Президиума ЦК А.И. Микоян и Ф.Р. Козлов. В город были введены войска. Тем не менее толпа окружила горком партии и прорвалась внутрь здания. Тогда солдаты открыли огонь по митингующим. 24 чел. были убиты, около 40 ранены[430]. Козлов и Микоян заявили по местному радио, что беспорядки спровоцировали враги, которые будут наказаны. 49 чел. были арестованы, 116 — привлечены к ответственности. 14 чел. признали организаторами беспорядков, семерых из них расстреляли, остальных приговорили к 10–15 годам заключения.
Власть хотела сохранить Новочеркасские события в тайне. О них не сообщали в печати и по центральному радио. Даже родственники погибших были высланы и принуждены к молчанию. Однако сведения о расстреле все же распространялись по стране.
· Какие выводы о внутренней политике Хрущева и природе возглавляемой им власти можно сделать на основании событий в Новочеркасске?
К середине 60-х гг. недовольство экономической политикой Хрущева стало почти всеобщим.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем заключались достоинства и недостатки предпринятой Хрущевым перестройки управления экономикой?
2. Охарактеризуйте развитие советской индустрии во второй половине 50-х — первой половине 60-х гг.
3. Каковы были причины, цели и результаты освоения целины?
4. Почему в конце 50-х гг. произошел отказ от курса на интенсивное развитие сельского хозяйства?
5. Проанализируйте политику Хрущева по отношению к крестьянству.
6. Оцените социальную политику Хрущева.
7. Проанализируйте события в Новочеркасске и сделайте выводы о случайности или закономерности расстрела демонстрации.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 317.