Рарвитие промышленности Донбасса в 19 веке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отмена крепостного права в 1861 г. и последовавшие за тем буржуазные реформы 60-70-х годов требовали скорейшего развития экономики. Особенно остро стал вопрос о налаживании надёжных связей Донбасса и Приднепровья с Северо-Западным и Центрально-Промышленным районами, с Поволжьем. Геополитические и военно-стратегические интересы России ставили задачи по развитию южных областей страны и строительству железных дорог. 5 мая 1868 г. началось строительство Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Её подрядчиком и концессионером, а затем и владельцем стал С.С. Поляков, олицетворявший собой новый тип капиталиста-предпринимателя, появившегося в России в 60-70 гг. XIX в. в эпоху железнодорожного бума. «Железнодорожные короли» того времени, в число которых, кроме С.С. Полякова, входили П.И. Губонин, С.И. Мамонтов, С.Д. Башмаков, М.А. Варшавский, были тесно связаны с банками, правительственным аппаратом и придворными кругами. Подобные связи позволяли перечисленным предпринимателям распространять своё влияние не только на железнодорожную, но и на другие отрасли промышленности. 23 декабря 1869 г. в торжественной обстановке с оркестрами и молебнами было открыто движение поездов по ветке «Харьков-Славянск-Таганрог» Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Железная дорога вызвала грандиозные изменения в Донбассе. Вокруг железнодорожных станций: Славянск, Краматорская, Константиновка, Горловка, Харцызск, Амвросиевка, Иловайск – стали возникать и концентрироваться угольные шахты, заводы и мастерские, вырастали фабрично-заводские посёлки. Строительство дороги дало толчок развитию угольной промышленности. Началась «угольная лихорадка», в которую с головой окунулись местные дворяне-землевладельцы. И.Г. Иловайский, владелец Макеевского рудника, построил подъездной железнодорожный путь от своих 5 шахт до станции Харцызская. Заметными фигурами были братья Рутченко, П.П. Рыковский, П.А. Карпов. Наряду с ними в регионе появился ряд других деятелей, приехавших искать богатства из других частей России. Очерки истории Донецкого края. Глава 12 399 Следует отметить, что железная дорога не только способствовала выходу донецкого угля на внутренний рынок России, но и сама являлась потребителем каменного угля, который сжигался в топках паровозных котлов. «Железнодорожный бум» и «угольная лихорадка» вдохнули жизнь в степной, в общем, аграрный регион. С.С. Поляков хорошо осознавал значение собственной угледобычи для железной дороги. Он нанял на работу талантливого горного инженера П.Н. Горлова, которому поручил строительство шахты для снабжения углём паровозов и водокачек. П.Н. Горлов вскоре построил довольно крупную по тем временам шахту, положившую начало знаменитой в будущем шахте «Кочегарка». Одновременно с этим С.С. Поляков выигрывает концессию на строительство Азовского металлургического завода, где предусматривалась премиальная система при достижении производительности 500 тысяч пудов рельсов в год, и получает для его строительства пятьсот десятин земли близ станции Никитовка. Однако, не имея опыта подобного строительства, и подпираемый не менее честолюбивыми конкурентами, он вскоре отказывается от этой затеи. Идею строительства металлургического завода в Донбассе подхватывает английский предприниматель-металлург Джон Хьюз (Юз). Он в критический момент для русского концессионера князя С.В. Кочубея (истекал срок действия концессии) купил за 24 тыс. фунтов стерлингов концессию. В Лондоне было создано «Новороссийское акционерное общество каменноугольного, железного и рельсового производства» с капиталом в 300 тыс. фунтов стерлингов (три миллиона рублей). Основными акционерами выступили 8 человек, а директорами-распорядителями назначены Джон Юз и Джон Гуч с жалованием 1000 фунтов стерлингов. Осенью 1869 г. акционеры приступили к созданию металлургического завода в верховьях реки Кальмиус. Опытный металлург Джон Юз, просчитав все технические возможности будущего места строительства, был уверен в успехе. Ещё более в нём был уверен донской казачий генерал Д.А. Пастухов, практически одновременно с Юзом приступивший к строительству другого металлургического завода в городе Сулин области Войска Донского. Многие специалисты были убеждены, что именно он сможет решить проблему производства чугуна на Юге России. Спор между двумя конкурентами, русским и английским, разрешило время. Сначала неудача постигла обоих предпринимателей. У Пастухова высокая калорийность антрацита расплавила лётку, и домну пришлось затушить, а у Юза доменная печь, пущенная 13 апреля 1871 г., проработав три дня, вышла из строя из-за низкой квалификации обслуживающих её рабочих. Но Юз оказался более упорным и искушённым организатором. Доменную печь тут же разобрали и приступили к строительству новой. 24 января 1872 г. домну задули вторично, теперь уже успешно. Так на Юге России было заложено крупное металлургическое производство, Музейный вестник. ¹ 1, 2017 400 которое позволило, наконец, наладить выплавку чугуна, стали, производить собственный прокат, рельсы, которые страна закупала за рубежом. Благодаря Юзовскому металлургическому заводу произошло оживление хозяйственной жизни на Юге. В частности, в 70-80-е гг. XIX в. начинают появляться машиностроительные предприятия, которые стали потребителями металла, выплавленного на Юзовском, а с осени 1872 г. и на Сулинском заводах. Справедливости ради следует признать, что первоначальная производительность Новороссийского общества по производству рельсов была крайне низкой. В 1875 г., например, на заводе было выработано лишь 362,6 тыс. пудов чугунных рельсов, а производство стальных рельсов было налажено только в 1886 г. В 70-е гг. XIX столетия Юзовский металлургический завод производил всего 10% внутреннего производства железнодорожных рельсов. Такая производительность завода объяснялась, с одной стороны, низким качеством местной железной руды, с другой стороны, квотированием производимой продукции, за которую по концессии полагалась премиальная оплата. Такая ситуация не устраивала Джона Юза. В 1874 г. он выкупает у С.С. Полякова концессию на постройку Азовского металлургического завода, по которой предусматривалась премия при ежегодной производительности 500 тыс. пудов рельсов. В мае 1875 г. император Александр II утвердил сделку, и Юз, таким образом, становится монополистом. Кроме этого, он переходит на снабжение своего завода криворожской рудой, что повысило качество выпускаемой продукции. Также по условиям концессии помимо завода и шахты «Новороссийское общество» построило 85 вёрст Константиновской железной дороги, связавшей Юзовку с Курско-Харьково-Азовской магистралью. Вдоль Константиновской дороги были построены станции: Петровская (Кривой Торец), Железная (Фенольная), Ясиноватая, Юзово (Донецк), Рудничная (Рутченково) и Еленовка.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 690.