Святые горы- первое поселение на территории Подонцовья. Основание моностыря
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Еще до недавнего времени считалось, что после нашествия Батыя большая часть степей Северного Причерноморья опустела и долгое время оставалась незаселенной, почему и стала именоваться «Диким Полем». Однако по отношению к региону, окружающему Святые Горы, для XII – конца XIV веков этот термин не отражает действительности.

Как свидетельствуют материалы современных археологических исследований в районе Святых Гор в XIII–XIV веках существовал ряд мелких и несколько крупных поселений занимавших важное место в торговой и ремесленной жизни населения Северного Приазовья.

На городище («Царино» у с. Маяки в 15 км от Святогорской Лавры) одного из таких поселений археологи обнаружили могильник XIII–XIV веков, содержавший в том числе и христианские погребения. Здесь были найдены и некоторые предметы, принадлежавшие христианскому населению: шиферная иконка с изображением святителя Николая и 7-ми спящих отроков Ефесских (ок. XIV в.), медный позолоченный медальон с изображением святителя Николая, выполненный в технике перегородчатой эмали (XIII–XIV вв.), и другие. Последний, по мнению автора находки, мог принадлежать высшим слоям духовенства.

Сказать однозначно, о чем говорят христианские находки – являются ли они печальным свидетельством об угнанных в плен русских людях или, наоборот, свидетельствами о непрекращавшейся жизни местного православно-христианского населения, – на основании скудных пока данных археологии представляется затруднительным. Однако явное присутствие обретенных христианских религиозных символов XIII–XIV вв. заставляет полагать последнее: жизнедеятельность христианских поселений не прекратилась на землях, прилегающих к Святым Горам, и после монголо-татарского разорения.

Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи под 1547 г.: «Из Рыльска прибыл станичник, толмач Гаврило, коего князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым Горам». «Книга Большого Чертежа» (1547 г.) также указывает: «От устья реки Оскола на Донце с крымской стороны – Святые Горы».

Однако первая, самая древняя заметка датируется 1526 годом и встречается в «Записках о Московии» германского посла в Москве Сигизмунда Герберштейна. Он писал, что «воины, которых государь, по обычаю, каждый год держит там на карауле с целью разведки и обороны от татарских набегов… видели близ устья Малого Танаиса в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, какие-то мраморные и каменные статуи и изваяния».

Наступление феодального гнета на Украине и в России усилило передви­жение населения на окраины. Действия казацких отря­дов, сторожевой и станичной службы в Подонцовье способствовали оседанию беглецов в этом районе и появ­лению новых поселений. На территории Донецкой облас­ти в 20-е гг. XVI в. упоминается поселение монахов- отшельников в меловых горах на правом берегу Донца, в районе современного Святогорского монастыря под назва­нием «Святые горы». О времени основания пещерного мо­настыря существует несколько версий, но наиболее правдоподобной выглядит та, которая связывает основа­ние монастыря с переходом населения Левобережной Ук­раины на рубеже XV-XVI вв., в связи с реорганизацией феодального хозяйства и прикреплением крестьян, на ок­раины Великого княжества Литовского. Отразилась на этом процессе и война 1500-1503 гг. между Литвой и Ве­ликим княжеством Московским. В конце XVI в. упоминаются казацкие юрты в райо­нах Донца и устья Оскола. Их поселенцы на левой сторо­не Донца занимались земледелием, а на правой — содержали скот и пчельники. К концу XVI века местное население значительно возросло. Тут оседали, спасаясь от крепостного гнета, беглые крестьяне из русских губерний и Правобережной Украины.

Используя дешевую рабочую силу, православное духовенство построило в живописной излучине Донца Святогорский монастырь.

15 Совместная борьба донских и запорожских казаков с турецко-татарской агрессией (сер 16-17 век)

Борьба против иностранной агрессии продолжалась и в первой половине XVII в. Казаки предпринимали морские и сухопутные походы на Крым и Турцию, разрушали там крепости, громили войска и флот, освобождали пленников, помогали народам Кавказа и Балкан в их освободительной борьбе против турецких феодалов-угнетателей. В 1604 г. запорожцы с помощью местного болгарского населения уничтожили турецкий гарнизон крепости Варна.

И в последующие годы казаки громили вражеские гарнизоны в Перекопе, Измаиле, Килии, Аккермане, Трапезунде, Синопе, Очакове и других крепостях. Особенно смелым было нападение 4-тысячного казацкого войска на 80 челнах-чайках на Константинополь в 1615 г. На глазах султана казаки сожгли турецкие гавани в Босфорском заливе и нанесли поражение военному флоту. Крупным успехом Запорожского войска под командованием гетмана Петра Конашевича-Сагайдачпого и отряда донских казаков явилось взятие на Крымском полуострове Кафы (1616), известной своим невольничьим рынком. Казаки уничтожили турецкий гарнизон и флот, освободили тысячи пленников.

Но эти казацкие подвиги вдохновляя украинское население производили противоположное впечатление на польских государственных деятелей. Нельзя было безнаказанно провоцировать Османскую империю, как это делали казаки своими набегами 1613–1616 гг. Турецкая сторона приняла самые экстренные меры: турецкая флотилия патрулировала устье Днепра. Велись активные приготовления к постройке крепостей в низовье реки. Поздней осенью 1616 г турецкая флотилия, возглавляемая Ибрагимом-пашой, подняласьотОчакова к Запорожской Сечи, когда казаки уже разошлись «на волость». Небольшой сторожевой отряд, заметив турецкую армаду, скрылся. Таким образом, паше в виде трофея досталось несколько мелкокалиберных пушек, остававшихся в Сечи и с десяток казацких челнов, которые и были с «триумфом» привезены в Стамбул.

Тем временем между Турцией и Речью Посполитой назревал военный конфликт. В 1621 г. султан Осман II выступил в поход, лично возглавив многотысячное войско с целью завоевать Польшу. Обстановка была самая серьезная и польское правительство вынуждено было обратиться за помощью к казакам и даже увеличить реестр. Гетману П. Конашевичу–Сагайдачному удалось объединить под своим командованием запорожское низовое и реестровое казачество. Весной 1621 г. 100-тысячное турецко-татарское войско вторглось на Украину. Против него выступила 30-тысячная польская армия во главе с великим гетманом литовскомЯном Ходкевичем и казаки. В сражении под Хотином (теперь райцентр Черновицкой обл. на р. Днестр) запорожское войско насчитывало, согласно одному из официальных списков, 41520 человек и состояло из трех конных и 10 пеших полков, а также артиллерии и обоза.

Битва началась 3 сентября 1621 г. безуспешной атакой основных турецких сил на казацкие отряды, которые султан считал наиболее опасными. 9 сентября, пока шел бой в польском лагере, запорожцам удалось ворваться в турецкую ставку, вызвав панику и бегство из лагеря самого султана. И хотя военные столкновения продолжались до начала октября, перевес польской стороны был обеспечен именно решительными действиями казаков в первые дни войны. Враги понесли ощутимые потери и вынуждены были начать переговоры о мире. Блестящей Хотинской победой, спасшей Польшу, поляки были обязаны Сагайдачному и его казацкому войску. Сам Сагайдачный умер от ран, полученных им под Хотином, в следующем же 1622 г. Умирая, П. Сагайдачный завещал две трети своего имущества Киевскому братству и Львовской братской школе.

Правда, через год после этих событий султан Осман II был убит янычарами, недовольными поражением Турции в Хотинской войне. Победа Речи Посполитой под Хотином ослабила наступательную мощь агрессоров. После окончания войны запорожцы и донцы продолжали осуществлять морские походы на Трапезунд, Константинополь и другие турецкие города, громили турецкий флот на Черном море.

Значимым событием в истории борьбы запорожских казаков против турецких и татарских захватчиков явилось взятие Азова – турецкой крепости в устье Дона, которая закрывала выход в Азовское море (1637). Казаки восстановили укрепления Азова и пять лет держали в нем гарнизон, который отражал нападения турецких войск. Попытка 240-тысячной турецкой армии отвоевать Азов в 1641 г. не имела успеха: казаки выдержали 4-месячную осаду и отстояли крепость.

16. Заселение Подонцовья и Приазовья в XVII в

В XVI — первой половине XVII вв. территория современной Донетчины заселялась стихийно. Основная ее часть находилась под влиянием Московского царства и Войска Запорожского. Лишь незначительная территория Приазовья была занята ногайцами и крымскими татарами. В 1577 г. крымские татары на запад от устья Кальмиуса построили город Белый Сарай (откуда, очевидно, и пошло название Белосарайской косы). Однако уже в 1584 г. он был разрушен.Татары отдавали предпочтение скотоводству. Как свидетельствуют венецианские путешественники, в XV в. они разводили коров, овец, лошадей и двугорбых верблюдов. Выращенный в Приазовье крупный рогатый скот сбывали в Валахии, Трансильвании, Польше, в Германии и Италии; двугорбых верблюдов, лошадей — в Персии. Частично татары занимались охотой и рыболовством. Ремесленные товары они обменивали на традиционные продукты собственного производства на базарах, которые устраивались в местах расположения улусов. На эти базары приезжали купцы из разных стран Запада и Востока, доставляя различные ремесленные изделия.

Украинское и русское население, проникая в Приазовье, на первых порах отдавало преимущество разным видам промыслов. В степях и дубравах охотились на пушных зверей, в реках, речках и Азовском море вылавливали разные виды рыбы. В морских лиманах, солончаках добывали самосадочную соль. С конца XVIв. стали вываривать соль из рапы Торских соляных озер. Получило распространение и бортничество.

Бортничество и рыболовство было основным занятием монахов Святогорского монастыря, который считал себя собственником лесных и рыбных угодий от реки Оскола до Бахмута и Жеребца. Часть прибыли в середине XVII в. монастырь получал от содержания парома через Северский Донец. Обыкновенно им пользовались чумаки, на-правлявшиеся за солью на Тор. С 1620 г. царское правительство стало выделять для монастыря деньги и провиант за то, что он оказывал определенные услуги русской пограничной службе. В 1624 г. царь распорядился выделять из казенных денег ежегодно монастырю хлебное и денежное «жалование».

развитие революции в донбассе (1917-1920 гг.)Запорожцы отдавали предпочтение рыболовству. На побережье Азовского моря они содержали рыбные промыслы, а для обработки добытой рыбы пользовались самосадочной солью из Бердянских соляных озер. Кроме удовлетворения собственных потребностей, добытую на Бердянской косе соль они доставляли и в другие районы Украины. Отходники, которые приходили в Приазовье из Слобожанщины и южных уездов России, чаще всего охотились на пушного зверя, вываривали соль из рапы Торских соляных озер. С конца XVI в. на Тор за солью ежегодно приезжали сотни солеваров. Чтобы предотвратить внезапные нападения на промыслы татар, они располагались около озер «табором», ограждая промыслы чумацкими межами. Обычно за солью приезжали летом, в свободное от сельскохозяйственных работ время. Нава-рив необходимое количество соли в течение 2-3 недель, отправлялись обратно. Таким образом, кроме населения Великого княжества Литовского, Торские промыслы обеспечивали солью юго-западные уезды России.

В начале XVII ст. процесс освоения Донбасса продолжался. C 1625 года в районе нынешнего Славянска добывали соль. «Промышлять» её в донецкие степи ездили «охочие» люди из Валуек, Оскола, Ельца, Курска и других «окраинных» городов России. Первым населенным пунктом считается Святогорский монастырь, письменное упоминание о котором относится к 1642 году. В 1646 году был построен острожек Тор для охраны от крымских татар, совершавших набеги на новопоселенцев и «охочих» людей (ныне Славянск). В 1650 году начали действовать частные соляные заводы острожка Тора.

Активное заселение края началось после начала Хмельничины (1648-1654 годы), когда от ужасов войны на эти земли бежали тысячи крестьян с Правобережной Украины. О том, как мало были в то время заселены нынешние Харьковская, Луганская и Донецкая области, можно судить по тому, что Белгородский уезд, занимавший огромную территорию от Курска до Азова, имел в 1620 году только 23 поселения с 874 дворами. Новопоселенцы изучали недра донецкого бассейна.

В 1702 году возникает второй город Донбасса — Бахмут основывается «Солеварами».

В 1676 году вдоль Северского Донца поселились «черкасы» (ушедшие из-под ига польской шляхты украинцы). Ними рядом с Тором был построен Соляной городок. В январе 1677 г. в нем уже числилось 245 семей черкас, которые устроились дворами, а другие продолжали прибывать и селиться. В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские и донские казаки стали варить соль и на Бахмутке, притоке Северского Донца.

В связи с усилением набегов татар на Слободскую Украину во время войны за Чигирин (1673-1679 гг.) царское правительство распорядилось построить Изюмскую оборонительную линию. В качестве ее продолжения в 1684 г. построили Торскую укрепленную линию. Отчет Харковского полковника Г.Донца, под руководством которого строилась Торская черта казаками слободских полков и служилыми людьми южных городов, свидетельствует, что летом 1684 г. при устье реки Тор (Казенного Торца), куда В. Струков предлагал перенести Маяцкий городок, был построен новый острог. Первоначально его называли Городком, а после переноса в начале XVIII в. в более удобное место, так как на прежнем он подтапливался весенними паводками, за ним закрепилось название Райгородок. От пего по левому берегу Тора и Сухого Торца, Голой Долины, В затем степью до Северского Донца были насыпаны земляные валы, а в лесных местах вырубаны засеки.

Частые набеги татар на Торские соляные промыслы, низкое качество соляной рапы в озерах побуждали местных солеваров, прежде всего жителей Соляного городка, к поискам новых источников. В 1683 г. казаки Сухаревского юрта, который впервые упоминается в 1666 г. при устье Бахмута, открыли соляные источники в среднем течении той же реки. Эксплуатировали их первоначально «наездом», то есть приезжали летом с казанами и дровами, вы-варивали нужное количество соли и возвращались домой. Торяне и маячане, которые выпасали на Бахмуте скот, косили траву, держали летом пасеки, убедившись, что бахмутские соляные источники во много раз по

концентрации соли превосходят торские, после разорения в 1697 г. татарами варниц на Торе, переселились на Бахмут и завели тут новое поселение, а для его защиты в 1702 г. построили небольшой острог. Таким образом было положено начало еще одному укрепленному городу – Бахмуту.

Наряду с Подонцовьем заселялись и другие районы края. По речке Волчьей и ее притокам упоминаются запорожс-кие зимовники. К концу XVII в. относятся первые упоминания о зимовниках запорожцев в верховьях Кальмиуса (ныне город Донецк), Кривого Торца, Крынки и по другим речкам. Однако уничтожение Старой (Чертомлыцкой) Сечи в 1709 г., переход запорожцев в пределы Крымского ханства и перенесение русско-турецких границ, установленных в 1700 г., с побережья Азовского моря на реке Темерник (правый приток Дона), Тузлов, верховья Миуса, Крынки, Лугани, Бахмута, Кривого и Сухого Торца в междуречье Самары и Орели повлекли отток населения из Подонцовья и Приазовья. В связи с этим в начале XVIII в. интенсивное заселение края приостановилось, даже наблюдалось уменьшение количества жителей городов и сел.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1642.